Урок биологии по теме "Главные направления эволюции органического мира"

Разделы: Биология, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2,6 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Цели:

обучающие – изучить главные направления эволюции органического мира и пути достижения биологического прогресса; рассмотреть соотношение между главными путями эволюции; охарактеризовать роль человека в биологическом прогрессе и регрессе видов;

развивающие – развивать познавательный интерес учащихся, умение логически мыслить, делать выводы, уметь использовать ранее изученный материал, развивать навыки коллективного труда;

воспитательные – воспитывать интерес к урокам биологии, формировать научное мировоззрение.

Методическая цель: формирование творческого мышления и познавательной деятельности учащихся на уроках биологии через внедрение элементов технологий развивающего обучения.

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: урок усвоения знаний.

Метод ведения: диалоговое общение на основе работы с материалами учебника, таблиц, слайдов.

Уровень усвоения: частично-поисковый.

Межпредметные связи: биология, экология, география.

Учебно-методическое обеспечение: плакат “Ароморфоз и идиоадаптация у животных и растений”, учебник “Общая биология” 10–11 класс Д.К. Беляева, презентация по теме: “Главные направления эволюции органического мира”, схема соотношений между главными путями эволюции по А.Н. Северцову. Таблицы по общей биологии.

Материально-техническое обеспечение: рабочее место преподавателя, ноутбук, проектор, экран, рабочие места обучающихся.

Ход урока

Этапы урока Деятельность преподавателя Деятельность обучающихся
1. Оргмомент. (2 мин.) Проверка списочного состава учащихся. Довести до учащихся цели и задачи урока.

 

План урока: (на доске)

1. Повторение темы: “Вид. Критерии вида”.

2. Главные направления органической эволюции: биологический прогресс, биологический регресс.

3. Пути достижения биологического прогресса: ароморфоз, идиоадаптация, общая дегенерация.

4. Соотношение главных путей органической эволюции.

5. Влияние деятельности человека на главные направления органической эволюции; обобщение материала о главных путях и направлениях органической эволюции.

Рапорт.

 

 

Работа в тетрадях над планом урока.

(Слайд №3)

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Проверка ранее изученного материала. (8 мин.) Одновременно трое обучающихся выполняют индивидуальное задание, отвечают на вопросы.

Карточка №1

Белый медведь обитает в арктическом и субарктическом поясах, у него белая шерсть, питается он рыбой и морскими млекопитающими. Бурый медведь распространён в лесах умеренного пояса, у него бурая шерсть, он всеяден, на зиму впадает в спячку. Какие критерии вида использованы при описании медведей?

Карточка №2

Два культурных растения – ячмень и рожь имеют одинаковое число хромосом (44), но не скрещиваются, отличаются по внешнему виду и химическому составу (хлеб из ячменной муки не пекут).

К одному или разным видам следует отнести рожь и ячмень? Какими критериями вида при этом нужно руководствоваться?

Карточка №3

Между близкородственными видами наблюдается чёткое разделение экологических ниш. Например, некоторые виды малиновки в хвойных лесах, на первый взгляд, занимают одну нишу, но одни из них кормятся на внешних, а другие на внутренних ветвях деревьев. Какой критерий в данном случае является основополагающим?

Одновременно с работой учащихся по карточкам идёт фронтальный опрос по теме: “Вид. Критерии вида”.

1. Понятие вида и история его становления в биологии.

2. Дать характеристику морфологическому и генетическому критериям вида.

3. Дать характеристику физиолого - биохимическому и этологическому критериям вида.

4. Дать характеристику экологическому и географическому критериям вида.

Повторение, актуализация ранее приобретённых знаний, умений и навыков по теме: “Вид. Критерии вида”.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рефлексия знаний обучающихся по теме и ответы на предложенные вопросы.

(Слайд № 4, 5)

3. Изучение нового материала. (20 мин.) Ещё в начале ХIX столетия в биологии во взглядах на проблему вида сложилась дилемма, которую можно выразить одной фразой: “ Либо виды без эволюции, либо эволюция без видов”. (Слайд № 6)

С этим вопросом неразрывно связана проблема общей направленности или не направленности эволюции.

А что такое эволюция?

Эволюция – процесс исторического развития живой природы на основе изменчивости, наследственности и естественного отбора.

Прогресс и регресс – два главных направления органической эволюции.

Современные представления о направлениях эволюции основываются на работах Ивана Ивановича Шмальгаузена (1884-1963 гг.) и Алексея Николаевича Северцова (1866–1936)

(Слайд № 7)

 

Биологический прогресс (от лат. progressus - движение вперёд) – достижение данной группой организмов успеха в борьбе за существование, каким бы путём этот успех ни был достигнут (с упрощением или усложнением организации).

Биологический регресс (от лат. regressus - движение назад) – эволюционный упадок данной группы организмов, которая не смогла приспособиться к изменениям условий внешней среды или не выдержала конкуренции с другими группами.

Критерии биологического прогресса:

увеличение численности особей;

расширение ареала;

активное образование новых видов, популяций.

Всё это гарантирует видам дальнейшее развитие.

Критерии биологического регресса:

снижение численности особей данного вида;

сужение ареала обитания, всё это влечёт к вымиранию группы организмов.

Пути достижения биологического прогресса:

(Слайд № 8)

Ароморфоз (арогенез),

Идиоадаптация (алломорфоз),

Общая дегенерация (катагенез).

Ароморфоз – главный путь достижения биологического прогресса (от греч. airo – поднимаю и morfozis – образец, форма) – эволюционное преобразование строения и функций организмов, имеющее общее значение для организма в целом и повышающее уровень его организации, т.е. ведущее к биологическому прогрессу. (Слайд №10-12)

Ароморфоз формируется на основе наследственной изменчивости и естественного отбора. Они дают преимущества в борьбе за существование и открывают возможности освоения новой, прежде недоступной среды обитания.

Примеры:

Эволюция кровеносной системы от трубчатого сердца у ланцетника к двух -, трёх-, четырёх- камерному сердцу у позвоночных;

Обособление кругов кровообращения и разделение артериального и венозного кровотоков;

Появление челюстей у позвоночных; появление скелета; возникновение жабр и лёгких;

Переход растений от размножения спорами к размножению семенами; образование цветков и плодов у цветковых растений; появление проводящей системы у наземных растений.

Идиоадаптация (от греч. idios – особый и лат. adapto – прилаживаю) – приспособление к специальным условиям среды, полезное в борьбе за существование, но не изменяющее уровня организации данной группы организмов.

(Слайд № 13-14)

Пример:

- покровительственная окраска насекомых; строение ног, клюва у птиц; форма тела скатов и камбалы и др.

Но существует крайняя степень приспособления к очень ограниченным условиям существования, носящая название специализации (от лат. specialis – особенный).

Переход к питанию одним видом пищи, обитание в однородной среде приводит к тому, что вне этих условий организмы жить не смогут. Специализация подавляет эволюционные возможности группы и при быстром изменении условий среды приводит к вымиранию.

Общая дегенерация – (лат. degenero - вырождаюсь) – упрощение организации в ходе эволюции данной группы организмов, сопровождающееся утратой ряда функций и выполняющих их органов. (Слайд №15-20)

Согласно учению Дарвина, выживают наиболее приспособленные, а не более высокоорганизованные существа.

Поэтому упрощение организации тоже может привести к биологическому прогрессу.

Дегенерация связана с переходом к пещерному, сидячему или паразитическому образу жизни.

Пример:

У пещерных обитателей часто наблюдается редукция органов зрения, снижение активности, отсутствие пигментации;

У паразитов – редукция кишечника, ротового и анального отверстий, упрощение строения нервной системы и т.д.

Соотношение главных путей эволюции органического мира. (Слайд № 21)

Ароморфозы обычно охватывают краткие периоды в процессе эволюции. Они определяют этапы в развитии органического мира, поднимая организацию какой – либо группы на более высокую ступень эволюции и открывая перед ней новые возможности среды.

Идиоадаптации занимают более длительные периоды эволюции. После ароморфозов дальнейшее развитие группы идёт по пути идиоадаптаций.

Дегенерация является частным случаем идиоадаптаций, т.к. её можно рассматривать как приспособленность организмов к более простым условиям существования.

Влияние деятельности человека на главные направления органической эволюции.

(Слайд № 23-25)

С появлением человека причины биологического прогресса и биологического регресса часто связаны с изменениями, которые он вносит в ландшафты Земли, нарушая связи живых существ со средой, сложившиеся в процессе эволюции.

Деятельность человека является мощным фактором биологического прогресса одних видов, нередко вредных для него, и биологического регресса других, нужных и полезных ему. Вспомните появление многих видов насекомых, устойчивых к ядохимикатам, болезнетворных микробов, устойчивых к лекарствам, бурное развитие сине-зелёных водорослей в сточных водах. Виной всему этому деятельность человека. При посевах и посадках он вторгается в живую природу, уничтожает на больших массивах великое многообразие диких популяций, заменяя их немногими искусственными.

Усиленное истребление человеком многих видов ведёт их к биологическому регрессу. Биологический регресс всегда грозит вымиранием. Вот почему мероприятиями по охране природы важно не только сдерживать, но и предупреждать его. В хозяйственной деятельности и в медицине человеку необходимо учитывать биологический прогресс и биологический регресс.

Восприятие и частичное осмысление нового.

Участвуют в обсуждении темы, делают необходимые записи.

Работа с терминологией.

Осмысление новых знаний. Работа со слайдами.

 

 

 

 

 

 

Участвуют в диалоге с преподавателем.

 

 

Работа с терминологией.

 

Записывают критерии в тетрадь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Принимают участие в диалоге, приводят примеры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Усвоение и применение новых знаний.

Участие в диалоге с преподавателем, делают необходимые записи.

Работа со слайдами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задают вопросы, участвуют в диалоге.

 

Приводят свои примеры.

Осмысление и систематизация новых знаний.

 

 

 

 

Работа со слайдами.

 

 

Тренинг по развитию способностей по применению новых знаний.

 

Ведение необходимых записей.

 

Участие в диалоге.

 

Работа со слайдами.

4. Закрепление изученного материала. (13 мин.) 1. Работа со слайдами № 26-27

Учащимся предлагается, на основе изученного материала, заполнить таблицу “Характеристика биологического прогресса и биологического регресса”. (Распечатки таблицы раздаются для заполнения каждому) Слайд № 28

Признаки Биолог. прогресс Биолог. регресс
Численность вида. Высокая. Низкая.
Кол-во популяций. Большое, образуются новые популяции. Небольшое, происходит сокращение числа популяций.
Соотн-е рождаемости и смертности в популяциях. Преобл- рождаемость. Преобл- смертность.
Ареал вида. Расширяется. Сужается.
Состояние надвидовых таксонов. Таксон высшего ранга включает в себя большое число таксонов низшего ранга: род включает большое число видов, семейство – много родов и т.д. Таксон высшего ранга включает в себя небольшое число таксонов низшего ранга: род включает мало видов, семейство – один – два рода и т.д.

Объявление и выставление оценок за урок.

Уходя с урока, прошу всех вас отразить своё отношение к уроку, поставив знак в той колонке таблице, которая соответствует вашему настроению. Лист опроса вывешивается на доске.

Интересно

Не интересно

Понравилось

Работают с материалами слайд - презентации.

Самоанализ и самоконтроль уровня овладения новым материалом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подведение итогов урока вместе с преподавателем.

Рефлексия интереса к изученному материалу.

Оставляют записи в листе опроса.

5. Д\з

(2 мин.)

§ 52, стр. 176–180. Записи в тетради.

(Слайд № 29)

Записывают д/з.

Литература

  1. Общая биология: Учеб. Для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений/ Д.К. Беляев, П.М. Бородин, Н.Н.Воронцов и др.; Под ред. Д.К. Беляева, Г.М. Дымшица. – М.: Просвещение, 2004. – 304 с.
  2. Лернер Г.И. Уроки биологии. Общая биология. 10, 11 классы. Тесты, вопросы, задачи: Учебное пособие. – М.: Эксмо, 2005. – 352 с.
  3. И.Ф. Ишкина Биология. Поурочные планы. 11 класс / Под ред. Д.К. Беляева, А.О. Рувинского. – Волгоград, 2002. – 120 с.

При подготовке презентации были использованы материалы: http://images.yandex.ru/yandsearch?text

Карточка обучающегося

Урок № 24.
Тема урока: “Главные направления эволюции органического мира”.

План урока:

  1. Опорные знания по теме: “Вид. Критерии вида”.
  2. Изучаем новое.

Основная мысль темы: “Либо виды без эволюции, либо эволюция без видов”

2.1 Главные направления органической эволюции: биологический прогресс, биологический регресс.

2.2 Главные пути биологического прогресса: ароморфоз, идиоадаптация, общая дегенерация.

2.3 Соотношение главных путей органической эволюции.

2.4 Влияние деятельности человека на главные направления органической эволюции.

Основные понятия: эволюция, биологический регресс, биологический прогресс, ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация.

Литература: § 52, стр.176-180 учебник “Общая биология” Д.К. Беляева.