Воображение как одно из средств коррекции психических процессов у детей с недостатками речи

Разделы: Работа с дошкольниками


Воображение – это способность представлять отсутствующие или не существующий в реальности объект, удерживать его в сознании и мысленно манипулировать им.
Воображение, тесно связанное с эмоциями и всеми психическими функциями, – восприятием, вниманием, памятью, речью, мышлением, – не только значительно углубляет и расширяет процесс познания, но и оказывает влияние на становление личности в целом.

Вся творческая деятельность строится при активном участии воображения. Это обогащает жизненный опыт, открывает новый необычный взгляд на мир. Способность к воображению не даётся человеку с рождения, но её можно и нужно развивать.

Развивать творческие способности у детей с нарушением речи сложнее, так как их представление о предметах оказываются неточными и неполными, практический опыт недостаточно закрепляется и обобщается в слове, вследствие этого запаздывает формирование понятий.

Воображение формируется и развивается в различных видах деятельности. Любое обучение связано с умением что-то представить, вообразить. В наиболее ярких формах воображения проявляется в игре.

Игры  на развитие невербального воображения [пособие М.В.Ильиной] позволяют дополнительно совершенствовать графические и комбинаторные навыки, творческие способности, этическое восприятие, художественный вкус.

Для начала нельзя брать слишком трудные задания, они могут отпугнуть детей и тогда всё сразу усложнится.

Обычно  детям в начале года сложно выполнить задания, связанные с творчеством на основе зрительного представления (невербального воображения).

Например, рассмотреть (иллюстрации) карточки с необычными кляксами, не вызвало  ожидаемого интереса детей, так как они не смогли  увидеть причудливые силуэты  изображения зверей.

Способ получения симметричных клякс вызвал у детей больший интерес.  «Зайцы встретились» [Приложение 1, рис. 1], «Жук» [Приложение 1, рис. 2].

Задания такого типа нравятся детям. В свободное от занятий время они с удовольствием фантазируют  с помощью фломастера и карандаша придают кляксам конкретный  образ, озаглавливая свои работы.

В следующий раз предлагаем детям обвести свою ладонь с раскрытыми пальцами. Воспитатель предложила дорисовать какие-нибудь детали и превратить обычное изображение ладони в необычный образ. Посмотрите, что у нас получилось? «Бабочка» [Приложение 1, рис. 3], «Рыбки» [Приложение 1, рис. 4], «Куры» [Приложение 1, рис. 5].  

Для развития воображения используем такие игры, как: обведи фигуры, нарисуй картинку (перевёртыши).

Одновременно развиваем и образное мышление, пространственную ориентировку, графические навыки, художественный вкус.

«Незаконченные рисунки» хорошо развивают воссоздание воображение и способность к целостному восприятию.

Поощрение заслуживают те работы, где на основе смутного изображения создан наиболее детальный и  красочный образ.

К оценке можно привлекать и детей.

Радоваться успехам, но не захваливать. К оценке можно привлекать самого ребёнка.

– Что, по-твоему, сегодня тебе особенно удалось?

Универсальные возможности представляет геометрическая мозаика.

Игры на развитие вербального воображения направлены в первую очередь на развитие воображения и речемыслительных процессов.

В игре "Рифмоплёты" дети учатся находить слова с созвучными окончаниями, что в дальнейшем значительно облегчает задание подбирать подходящие по смыслу рифмующиеся слова к не законченным двустишьям.

Игра "Кто кем был "и "Кто кем будет"

На первых порах ребёнок даёт ответ, используя картинки, а позже высказывают свои предположения уже без картинок и с помощью образных представлений.
Разные задачи можно решать через игру "Определи выражение лица".

Дети называют чувства, которые испытывает человек, а также называют героев знакомых произведений, которые соответствуют описанию, характера и т.д.

В ходе работы мы пришли к выводу, что игры на развитие невербального воображения вызывает больший интерес.

А игры требующих активного включения речи (постановка необычных проблем, что было бы если, что ты задумал умение задавать исследовательские вопросы и т.п.) проходят менее творчески.

В работе помогают следующие пособия...

Например – "Уроки развития воображения"

Серия книг "Воображение" могут оказать существенную помощь родителям в работе по развитию воображения у детей

Обращаем внимание родителей на интересные книги, даём задание на карточках и в тетрадях на развитие воображения в соответствии с темой.

Только совместная работа сотрудников группы и родителей приносит положительные результаты в нашей работе.

Конспект интегрированного занятия «Космическое путешествие»

Программное содержание:

  • закрепить знания по теме: «Транспорт»;
  • развивать  воображение, слуховое внимание и память, связную речь;
  • продолжать учить детей проводить звуковой  анализ слов, активизировать  мышление;
  • совершенствовать  выразительные действия через имитацию;
  • развивать конструктивные навыки;
  • воспитывать доброжелательные взаимоотношения.

Оборудование: магнитная азбука, фланелеграф, набор картинок по теме: «Транспорт», таблицы схемы, фломастеры, доски для рисования.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Воспитатель загадывает загадку: Светит, сверкает, всех согревает Что это? (Солнце)
– Как ласково называем мы его?  (Солнышко).
– Представьте, что солнышко согревает ваше лицо, руки, вам приятно. (Расслабление).
– Солнце – это звезда. И у этой звезды есть своя семья. В неё входят 9 планет, которые вращаются вокруг солнца. Давайте их назовём. (Считалка).
– Сейчас люди осваивают  всю Солнечную систему, запускают космические автоматы, готовят ракеты и космонавтов для путешествия к ним.
– Интересно, на конверте написан адрес нашего детского сада. Кому? Детям логопедической группы.
Планеты…
– Итак, мы летим на планету Марс.  Кого мы  можем встретить? (Марсиан).
– Кто живет на Марсе? (Марсианин марсианка).
– А мы кто? (Земляне)
– Почему нас так называют? (Мы жители земли).
– Давайте подготовимся к полёту, соберём то, что необходимо.
– Прочитайте слово по первой букве картинки.

Помидор                  рак               индюк              баранки             осы             руль          Ы
п                                р                  и                        б                        о                  р                ы

С помощью приборов надо управлять кораблём.
В следующем задании надо восстановить буквы по порядку

р о ы у т п д к
2 3 8 5 7 1 4 6

 

1 2 3 4 5 6 7 8
п р о д у к т ы

– Итак? мы собрали всё необходимое. Скажите, можно ли полететь в космос в наших костюмах?
– Что мы наденем? (Имитация надевания.) Занимаем места в ракете. Внимание:  приготовьтесь к полёту. Отсчёт 10, 9, 8… Пуск.

Эмоциональное чтение стихотворения хором:

Пилот в космической ракете      руки в стороны
На землю глянул с высоты         руки вверх
Ещё никто, никто на свете          руки вверх крест-накрест
Такой не видел красоты

Ах, какая красота!                       руки в стороны
Не страшна нам высота!            Махи руками
Пролетаем над лесами
Над высокими горами               Руки вверх

Воспитатель. Наденьте наушники. Выходим на связь с Землёй
– Давайте передадим своим близким, какое у вас настроение радостное, хорошее.
– Закройте глаза.  Наш корабль всё дальше и дальше. Мы летим с огромной скоростью. У нас тяжёлые голова, руки, ноги. Откройте глаза.  Сейчас мы вырвались из притяжения Земли. Мы находимся в состоянии невесомости. Звучит музыка, дети имитируют движения невесомости. Пора подавать сигналы на планету Марс. Например: та-то-ту, ти-ты-ты. Ответа нет. Поправьте наушники, попробуем ещё раз: та-ты-ти.
Сигнал принят, дети видят марсианку (воспитатель в костюме с космическими элементами).
– Здравствуйте, я марсианка Коламея. Кто вы та-ки-е? (Ответы детей) Ин-те-рес-но, ка-ка-я  о-на? (Ответы детей – голубая, красивая и т.п.

Вопросно-ответный диалог:

– Как вы попали на Марс с Земли?
Мы прилетели на космическом корабле.
– А на чём ещё можно летать?
– На самолётах, вертолётах, паропланах, воздушных шарах.
– Как называется этот вид транспорта?
Это воздушный транспорт.
– А другие виды транспорта существуют на вашей планете?
На нашей планете есть водный, подземный, надземный, воздушный транспорт.
– Расскажите, пожалуйста, разнообразен ли вид водного транспорта.
У нас много кораблей, теплоходов, катеров, лодок, яхт, шлюпок, парусников.
– Давайте помечтаем: вы уже выросли, и научились управлять какой-нибудь машиной наземного транспорта.

Игра с мячом.

– Дети, а сейчас вам надо узнать, что звучит и показать это. Звучит запись транспортных шумов, дети имитируют езду на машине, мотоцикле и т.д. Дают ответы, например: «Мы плывём на лодке».
– Дети вы правильно узнали, что звучало, а теперь угадайте, о чём я задумала:

Коршун – мотор
Стрекоза – вентилятор
Рога – пассажиры
Конус – огонь

На каждую отгадку воспитатель выставляет картинку: самолёт, вертолёт, троллейбус, ракета.
Дети определяют лишнюю картинку в ряду.

– Назовите лишнюю картинку в следующем ряду: пароход, вертолёт, мотор, автобус, фара, поезд, кузов, руль яхта, шлюпка, кабина, катер.
– Дети, как называется место, где сидит водитель? (Кабина)
– Вам надо из «букв» выложить это слово.

Дети выполняют задание на воображение.

– Конструкторы моей планеты заняты разработкой новых моделей марсоходов, я предлагаю вам принять участие в этой работе.

Дети рисуют из заданной формы (овал) свою модель и рассказывают об её особенностях. Коламея оценивает и анализирует вместе с детьми выполненные работы.

Ведущий: Уважаемая Коламея, нам понравилось у вас, но пора возвращаться на Землю.

Коламея: Мне было с вами весело и интересно, я теперь стала больше знать о планете Земля. На память о нашей встрече примите от меня подарки.

Марсоход привозит угощение, дети прощаются.

Ведущий: Дети, пора занять в корабле свои места. К полёту готовы. Мы в космосе. Вот и Земля. Мы выходим на посадочную орбиту. Посмотрите в иллюминаторы, облака похожи на белогривых лошадок.

Дети исполняют песню «Облака».

На Земле воспитатель предлагает угощение, которое они получили от Коламеи.