Занятие по развитию речи "Необыкновенное путешествие по временам года круглый год" (подготовительная группа)

Разделы: Работа с дошкольниками


Программные задачи.

Связная речь. Формировать умение сочинять сказку, импровизировать, разыгрывать диалоги, пользоваться выразительной речью, передавать специфику жанра.

Словарь. Грамматика. Упражнять в подборе синонимов и антонимов, определений и сравнений. Учить употреблять существительные и прилагательные женского, мужского и среднего рода. Учить образовывать прилагательные сравнительной и превосходной степени.

Звуковая культура речи. Учить с помощью интонации передавать различные чувства (радость, огорчение).

Оборудование: гимнастическая лесенка, куклы по временам года, флажки.

Предварительная работа: рассматривание картин о временах года картины И.Грабарь “Зимний пейзаж”, А.Васнецов “Зимний сон”, С.Жуковский “Свежий снег”, И.Остроухов “Золотая осень”, И.Левитан “Октябрь”, И.Грабарь “Рябинка”, А.Саврасов “Грачи прилетели”, И.Левитан “Март”,чтение произведений , заучивание пословиц, поговорок, знакомство с новым словом “гид”.

Ход занятия

Воспитатель: Здравствуйте, дети! Настал новый день. Я вижу, что настроение у вас замечательное. Как хорошо, что сегодня мы собрались здесь все вместе. У нас будет интересное занятие, на котором вы узнаете много нового. Давайте выпрямим спины, расправим плечи, сделаем глубокий вдох - вдохнем свежесть утра, а потом сделаем выдох - выдохнем все неприятности и огорчения. (Упражнение выполняется три раза).

Воспитатель: Ребята, в наш детский сад сегодня пришло письмо город Бугульма, улица Кольцова, 3, детский сад № 39, подготовительная группа. Это письмо от феи Волшебных слов.

Воспитатель: Фея нам предлагает отправиться в необыкновенное путешествие - по временам года. Гидом буду я (воспитатель), а вы все будете путешественниками. Хотите? (Да).

Четыре сестрицы на свете живут,
И всех их по-разному люди зовут.
У каждой из них разноцветное платье.
Попробуйте этих сестер, отгадайте (ответы детей).
Воспитатель: Мы отправляемся к первой сестре.
Мы к зимушке в лес побыстрее пойдем.
Смекалку, фантазию нашу возьмем.
Дорогой в пути никуда не свернем.
Но чтобы лес нам поскорее достичь,
Должны мы подняться по лесенке ввысь.

(Дети идут по гимнастической лесенке по музыку А.Вивальди “Зима” часть1 и приходят в уголок “Зима”. На ковре имитация сугробов, стоит кукла - зима, разбросаны снежинки с заданиями.

Первое задание. Разминка “Зимой” (дети идут по кругу и в соответствии с текстом выполняют движения).

Мы зимой в снежки играем,
По сугробам мы шагаем
И на лыжах мы бежим,
На коньках по льду скользим.

Второе задание. Словесная игра “Доскажи словечко”.

Воспитатель начинает строчку стихотворения, а дети заканчивают в рифму.

Тихо, тихо, как во сне,
Падает на землю…. (снег).
А с небес летят пушинки
Серебристые…(снежинки).
На поселок, на лужок
Сыплет беленький…(снежок).
Словно в белый пуховик
Нарядился…(снеговик).
Рядом снежная фигурка
Это девочка.. (снегурка).
На снегу-то, посмотри,
С красной грудкой… (снегири).
Словно в сказке, как во сне,
Землю всю укутал.. (снег).

Третье задание “Слова-тезки”

Воспитатель: Вы запомнили, какие слова добавляли в стихотворение? Назовите их. На какое слово они похожи? (Все эти слова похожи на слово “снег”.)

Верно. Во всех этих словах есть общая часть – “снег”. Эти слова называются родственными.

Четвертое задание. “Слово на ладошке”.

Воспитатель задает вопросы, каждый правильный ответ “собирает” и “прячет” в ладошку.

Зимой реки и озера ….какие? (Замерзшие).

Зимой снег… что делает? (Идет, сыплется, кружит).

Зимой скользко… где? (На дороге, на тротуаре, на катке).

Пятое задание. “Хорошо - плохо”.

Что хорошего в том, что птицы улетают от нас? (Зимой в наших краях холодно, птицам негде укрыться от ветра и снега, а на юге тепло. Зимой у нас птицам голодно, нечем питаться, потому что насекомые зимой спят, а в теплых странах бодрствуют круглый год.)

Что плохого в том, что птицы улетают от нас? (Мы не видим птиц, не слышим их пения. Многие перелетные птицы погибают в пути, не выдерживают трудной дороги.).

Воспитатель: Ребята, какое время года наступает после зимы? (Ответы детей). Мы отправляемся в гости к красавице Весне. (Дети идут по гимнастической лесенке под музыку Ф.Шопена “Вальс ля-мажор” и приходят в уголок “Весна”. На ковре имитация весенней поляны, разбросаны зеленые листочки, стоит кукла Весна.

Полно беленький снежок на земле лежать
Время таять, пропадать,
Ручейками убегать.

Задание первое. “Признаки весны”. (Солнце стало пригревать и светить ярче, чем зимой. Начал таять снег, потекли ручьи, зазвенела капель, появились первые цветы, начала зеленеть трава).

Воспитатель: Молодцы! А сейчас я приглашаю вас на лужайку – на мягкую зеленую травку.

Упражнение на релаксацию “Нарисуем то, о чем говорили”.

Дети садятся на ковер друг за другом и на спине впереди сидящего “рисуют” капель, солнышко, ручьи, цветы и т.д.

Второе задание. Появились насекомые. Какие? (Бабочки, жуки, муравьи). Как вы думает, кто обрадовался тому, что появились насекомые? (Птицы). Давайте представим, что мы в лесу, где очень тихо. Закройте глаза и послушайте. (Звучит аудиозапись “Голоса птиц”.) Что вы слышите? (Голоса птиц, птичье пение.) Как называются птицы, которые осенью улетают, а зимой возвращаются? (Перелетные.)

Третье задание. Пальчиковая гимнастика с прищепками “Построим гнездо”.

Под музыку В.Моцарта “Весенняя” берут прищепки и, зажимая ими, как клювиками, веточки, несут и строят гнездо.

Четвертое задание. “Дать определение”.

Воспитатель:

Какая весна? (Теплая, красивая, красная, солнечная, голубая, бурливая)

Как можно назвать весеннее солнце? (Теплое, яркое, ласковое, лучистое, золотое, красное)

Какое небо весной? (Голубое, яркое, синее)

Воспитатель:

Вот пришло и лето красное,
Жарким стало солнце ясное.

Мы отправляемся в гости к Лету. (Дети идут по гимнастической лесенке под музыку А.Вивальди “Лето” и приходят в уголок “Лето”. На ковре имитация летней поляны, разбросаны солнышки, стоит кукла Лето.

Воспитатель: Внимание! Внимание! Вы становитесь участниками игры “Поле природы”.

1. Сектор. “Сравни и назови”

Воспитатель начинает фразу, дети заканчивают.

Солнце желтое, как (одуванчик).

Солнце круглое, как (мячик).

Солнце ласковое, как (мама).

Солнце румяное, как (блинчик).

2. Сектор. Психологический этюд “Зима-лето”.

Воспитатель зачитывает предложения. Если в них говорится о лете, дети поднимают флажки с “веселым” солнцем и улыбаются, если о зиме – поднимаются флажки с “сонным” солнцем и хмурятся.

3. Сектор “Найди пару”

На столе разложены предметные картинки: времена года, птицы, животные, растения. Установите взаимосвязь между временем года и природой?? Объясните выбор картинок.

4. Сектор “Узнай по портрету”. Дети называют птиц и их характерные признаки, находят сходство и отличия.

Воспитатель:

Промелькнуло быстро лето,
Пробежало по цветам.
За горами бродит где-то
И без нас скучает там.

Какое следующее время года? (Ответы детей) Мы отправляемся в гости к Осени (Дети идут по гимнастической лесенке под музыку Р.Шумана “Слеза” и приходят в уголок “Осень”. На ковре имитация осенней поляны, разбросаны капельки, стоит кукла Осень.

За летом осень золотая
Несет корзинки урожая.

Первое задание. “Вспомни и назови” (пословицы, приметы осени).

Дети: Много желудей на дубу – к лютой зиме”, “Осенью птицы летят низко – к холодной, высоко – к теплой зиме” и другие.

Второе задание. Игра “Прошагай слова”. (Деление слов на слоги). Каждый ребенок получает по картинке, произносит слово по слогам и делает соответствующее число шагов.

Третье задание

Воспитатель: Каждое время года нам кажется лучше предыдущего. Лето было хорошее, а осень лучше.

Давайте сравним. Весна … (теплая), а лето… (теплее) или очень… (теплая).

Трава….. (зеленая), а после дождя …. (зеленее) или очень…. (зеленая).

Поздней осенью солнце…(холодное), а зимой….(холоднее) или более…. (холодное).

Воспитатель: Ребята, давайте придумаем для всех времен года сказку. Она должна быть короткой и законченной, используйте те слова, которые вы запомнили, путешествуя по временам года. Но мы должны понять, что это сказка, т.е. надо придумать какое-нибудь чудо, которое произошло с травкой, деревом или с животным.

Воспитатель: Молодцы ребята! Наше путешествие подошло к концу и нам пора возвращаться. Дети под музыку П.И.Чайковского “Времена года” идут по гимнастической лесенке и приходят в группу.

По впечатлениям от занятия детям можно предложить выполнить рисунок или аппликацию на тему “Времена года”.