Логопедическое занятие по формированию навыков связной речи в старшей группе для детей с ОНР "Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Неудачная охота»"

Разделы: Работа с дошкольниками, Логопедия


Цель: учить детей составлять рассказ по серии сюжетных картинок.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • расширять знания детей о домашних животных;
  • закрепить навык употребления глаголов единственного числа (мычит, блеет, лает, мяукает и т.д.),
  • учить образовывать отглагольные существительные (ржание, мычание, лай, мяуканье, хрюканье и т.д.),
  • формировать умение составлять связное монологическое высказывание по серии сюжетных картинок, с опорой на образец педагога;
  • упражнять в употреблении существительных множественного числа в родительном падеже игра «Путаница»;

Коррекционно-развивающие: развивать внимание и память игра «Определи, чей голос», совершенствовать общую и мелкую моторику;

Коррекционно-воспитательная: воспитывать бережное отношение к животным.

Оборудование: компьютерная презентация «Определи, чей голос?», серия сюжетных картинок «Неудачная охота», мягкая игрушка – кот.

Ход занятия

I. Оргмомент.

Дети садятся на места. Логопед предлагает послушать голоса животных и определить голос, какого животного звучит. Компьютерная презентация «Определи, чей голос?». (Дети последовательно отгадывают животных, логопед показывает детям слайд-отгадку). Голоса, каких животных мы услышали?

- Что делает корова? (мычит)

- Мы слышали её …. (мычание).

- Что делает кошка? (мяукает)

- Мы слышали её ….(мяуканье). И т.д.

II. Введение в тему:

Отворилась тихо дверь,
И вошел усатый зверь,
Сел у печки, хмурясь сладко,
И умылся серой лапкой.
Берегись мышиный род,
На охоту вышел …… ( кот)

(Логопед достает из коробки игрушечного котенка и предлагает детям оставить его в группе на время занятия).

III. Основная часть:

- Сегодня мы будем составлять рассказ серии картинок. Рассмотрите картинки внимательно.

- Кто изображен на картинках? (Кот)

- Давайте подберем ему кличку. (Васька, Пушок, Мурзик и т.д.)

- Какое время года изображено на картинках? (Осень)

- Почему вы так думаете? (На деревьях листья желтые и т.д.)

- Что делает кот?

- Почему он заметил воробьев?

- Как кот поднимается по стволу дерева (Тихо, бесшумно, крадучись)

- Птицы увидели кота?

- Почему у кота не удалась охота?

IV. Физминутка

Осторожно, словно кошка,    Движения по тексту
Я легонечко подпрыгну,
Спинку я дугою выгну.
А теперь крадусь, как кошка,
Спинку я прогну немножко.
Я из блюдца молочко,          Из ладоней обеих рук сложить «мисочку», полакать молоко
Полакаю язычком.

Прокатывание клубочков между ладонями обеих рук. (Продольные и круговые движения)

V. Составление рассказа детьми по образцу педагога:

Образец: Солнечным осенним днем после вкусного обеда кот Вася почистил шерстку. И отправился в сад отдохнуть под деревом. Вдруг он услышал пение птиц. Это воробьи весело чирикали на верхушке дерева. Кот тихо подошел к дереву и начал бесшумно подниматься по стволу наверх. Воробьи не обращали на него внимания и продолжали чирикать. Кот уже был совсем близко к цели. Но тут ветка хрустнула и сломалась. Воробьи улетели, а кот упал на землю. Ему было очень обидно, что он так неудачно поохотился.

Совместное составление рассказа с помощью логопеда. Самостоятельные рассказы 3 – 4 детей.

Оценка рассказов.

- Котенку понравились ваши рассказы. Он предлагает вам поиграть в игру «Путаница».

VI. Игра «Путаница»

У кошек есть рога? – У кошек нет рогов.

У собак есть рога? – У собак нет рогов.

У свиней есть рога? - У свиней нет рогов?

У коров есть когти? –

У коней есть когти? –

У ослов есть когти? –

У кошек есть копыта? –

У собак есть копыта? –

У кроликов есть копыта? -

VII. Итог занятия.