Занятие по познавательному развитию в подготовительной группе "Урал – жемчужина природы"

Разделы: Работа с дошкольниками, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (14 МБ)


Цель: Формировать духовно-нравственные чувства, ценности, через чтение художественной литературы; стихов о Родине, России, Уральском крае, в художественно-творческой деятельности.

Задачи:

Образовательные:

  • Формировать в воображении детей образ Родины, представление о России, как о родной стране.
  • Знакомить детей с историей Урала через краеведческую литературу.
  • Закрепить названия поделочных, драгоценных камней.
  • Активизировать словарь детей новыми словами: “Урал – батюшка”; “Седой Урал”; “Урал – жемчужина природы”; “Русь”.
  • Закреплять навыки работы с пластилином с использованием дополнительного материала.

Развивающие:

  • Развивать творческое мышление;
  • Развивать речевую активность, коммуникативные навыки, внимание, память.

Воспитательные:

  • Способствовать созданию у детей эмоционально-положительного фона на занятии;
  • Воспитывать бережное отношение к природе родного края;
  • Вызвать желание детей отражать свои впечатления в творческой деятельности;
  • Воспитывать патриотические чувства.

Предварительная работа:

  • Беседы о Родине, России, родном крае – Урале;
  • Чтение художественной, краеведческой литературы, заучивание стихов, пословиц, поговорок о Родине;
  • Рассматривание картин, иллюстрацией с изображением природы родного края;
  • Чтение уральских сказов П.П.Бажова;
  • Знакомство с коллекцией камней – самоцветов Уральских недр;
  • В изобразительной деятельности: рисование героев сказов П.П.Бажова; освоение живописи цветным пластилином; лепка украшений уральских мастеров;
  • Посещение краеведческого музея.

Оборудование:

  • Выставка художественной и краеведческой литературы;
  • Выставка коллекций минералов, поделочных камней;
  • Выставка изделий из поделочных камней;
  • Выставка детских работ.
  • Для лепки: пластилин, дощечки, стеки, влажные салфетки.
  • Дополнительный материал: бисер, бусины, камешки, нитки.
  • Шкатулка с “драгоценными” камнями, поднос для поделок.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, что такое Родина? (Высказывания детей.) Слайд 1.

Воспитатель: Есть замечательные стихи нашего современника В. Степанова послушайте. Слайд 2.

Ребенок: читает стихотворение “Что мы Родиной зовем” Владимир Степанов.

Что мы Родиной зовем?
Край, в котором мы растем,
И березки, вдоль которых, Слайд 3.
Взявшись за руки, идем.
Что мы Родиной зовем?
Солнце в небе голубом Слайд 4.
И душистый, золотистый
Хлеб за праздничным столом. Слайд 5.
Что мы Родиной зовем?
Край, где мы с тобой живем….. Слайд 6.

Воспитатель: Родина – это земля, где ты родился. Мы с Вами живем в самой большой и прекрасной стране на Земле. Вы уже знаете, как называется наша страна? (Ответы детей.) Слайд 7.

Воспитатель: Да, вы родились в России, у нашей страны удивительно красивое, звучное имя – Россия, а много – много лет назад наша Родина называлась Русь, земля русская. Слайд 8.

Как вы думаете а, как называют всех людей, живущих в нашей стране? (Высказывания детей.)

Воспитатель: Родину любят, берегут, защищают – так было всегда, во все времена. В народе говорят: “Русский человек без Родины не живет”. Родина – это то, что объединяет всех людей, в независимости от их национальности, живущих в одной стране. Мы все Россияне, мы говорим на одном языке, имеем одинаковые паспорта. Все горячо любим свою Родину. Слайд 9.

Послушайте, как любит свою родину поэт С.Васильев. Слайд 10.

Ребенок: читает стихотворение “О России” Сергей Васильев.

Россия…. как из песни слово,
Березок юная листва,
Кругом леса, поля и реки,
Раздолье, русская душа. Слайд 11.
Люблю тебя, моя Россия!
За ясный свет твоих очей!
За ум, за подвиги святые,
За голос звонкий, как ручей. Слайд 12.
Люблю, глубоко понимаю
Степей задумчивую грусть! Слайд 13.
Люблю все то, что называю
Одним широким словом Русь!

Воспитатель: Вспомните пословицы и поговорки о Родине. (Ответы детей.)

Воспитатель: Ребята, как называется то место России, где мы с вами живем? (Высказывания детей.) Слайд 14.

Воспитатель: В центре нашей страны расположен удивительный край – Урал. Наш край получил свое название по Уральским горам, пересекающим район с севера на юг. Слайд 15.

Об Урале знают не только в России, но и в других странах. Люди, живущие на Урале, любят свой край, величают его батюшкой, седым Уралом. Его не зря называют жемчужиной природы. Прекрасные строки посвящены Южному Уралу. Нашей землячкой Людмилой Татьяничевой. Слайд 16.

Дети: читают стих “Живу я в глубине России” Людмила Татьяничева.

Живу я в глубине России,
В краю озер и рудных скал. Слайд 17.
Здесь реки – сини, горы – сини
И в синих отсветах металл.
Милы и дороги до боли,
Да так, что глаз не оторвать,
Мне брови лиственниц собольи
И сосен царственная стать. Слайд 18.
Тайга, тайга…..
Берет отсюда
Начало изумрудный цвет. Слайд 19.
А зеленее изумруда
Ни дерева,
Ни камня нет!
По красоте, по скрытой силе
Мне не с чем мой Урал сравнить.
Иной здесь видится Россия,
Суровей, строже, может быть. Слайд 20.
А может , здесь она моложе….
Свежей тут времени рубеж.
Но сердце русское – все то же,
И доброта и песни те ж! Слайд 21.
И лица те же, что в Рязани.
И так же звучны имена.
Как солнце в драгоценной грани,
В Урале Русь отражена. Слайд 22.

Воспитатель: Согласитесь очень красивые поэтичные слова, но об этом крае есть, и поговорки вот как они звучат:

Нет во всем мире земли,
Где бы хранилось столько богатств,
Где бы были так могучи силы недр.

Воспитатель: Так чем же знаменит наш Урал? Почему о нем знают люди во многих странах? Я, ребята, сейчас прочитаю стихотворение Сергей Васильева “На Урале”. Будьте внимательны. Потом вы постараетесь ответить на вопрос: “Чем же знаменит Урал?”

Откуда этот ветер смоляной!
Откуда этот гордый звук металла,
Как музыка, летящий над страной?
С железных гор, от быстрых рек, с Урала.
Откуда этих чистых песен клад?
Откуда эти ясные поверья,
Где все слова сверкают и горят,
Как светляки, как райской птицы перья?
Откуда этот камень-самоцвет,
То розовый, то красный, то зеленый. Слайд 23.
Запечатлевший нежность радуг след,
Лазурь небес и плеск воды студеной?
Похожая на вольную струю.
Откуда эта сабля расписная.
Готовая проворствовать в бою,
Неистовство казачье прославляя? Слайд 24.
Откуда эта пушка – громобой?
Какой суровый мастер несравненный
Свою судьбу сроднил с ее судьбой,
Вдохнул в металл свой разум вдохновенный?
Откуда он, бывалый человек. Слайд 25.
Чья жизнь причиной этой песни стала?
С железных гор, от шумных быстрых рек,
Кузнец и воин, верный сын Урала.

Воспитатель: Так чем же знаменит наш край? Чем богат? (после ответов детей сделать обобщение)

Воспитатель: Наш Уральский край знаменит камнями самоцветными, полезными ископаемыми, золотом, Каслинским литьем. Слайд 26, 27, 28, 29.

Для более близкого знакомства с богатствами уральских недр давайте представим, что мы находимся в подземном царстве и случайно услышали разговор…. , прислушаемся к нему и попробуем выяснить, кто участвует в споре, и кто из участников спора важнее.

“Под землей в темноте, где ничего не видно, попробуй, отличи полезного от бесполезного. А ведь каждому хочется быть полезным”.

– Я – соль Земли, – говорит соль, – без меня кашу не сваришь.

– А без меня сваришь? – спрашивает алюминиевая руда. – Кастрюли – то же делают из алюминия. Без кастрюли, конечно, каши не сваришь.

– А на чем варить будете? – интересуется уголь, – Без топлива в этом деле не обойдешься.

– И, между прочим, обо мне тоже не следует забывать, – говорит железная руда, которая дает железо для лопат. – Прежде чем кашу варить, нужно вас всех из земли выкопать.

(Ф. Кривин из книги “Сказки, добытые из-под Земли”).

Воспитатель: Вы уже ребята, догадались, что спорили между собой полезные ископаемые. Что бы вы им сказали, если бы участвовали в споре? (Высказывания детей.)

Воспитатель: Издавна славится Урал своими поделочными камнями – самоцветами. Посмотрите, какие они разноцветные! Слайды 30–36.

Какие названия имеют эти камни? (Ответы детей.)

Воспитатель: Неповторимая красота самоцветов вдохновила уральского писателя Павла Бажова (Слайд 37) рассказать в сказе “Хозяйка – медной горы” (Слайд 38), о сокровищах, хранящихся в тайниках Урала. Ребята, с какими еще сказами Павла Бажова вы знакомы? (Ответы детей.) Слайд 39,40,41.

Воспитатель: Замечательному Уральскому писателю Павлу Бажову, поэт Демьян Бедный (Слайд 42) посвятил стихотворение:

…. “ Колдун уральский, бородатый,
Бажов дарит нам новый сказ”.
“Живинка в деле”, – сказ богатый
И поучительный для нас.
В нем слово каждое лучится,
Его направленность мудра,
Найдут чему здесь поучиться
Любого дела мастера…

Воспитатель: Народные умельцы сказов Павла Бажова славились чудесными творениями, воплощенными из камня; это каменный цветок, малахитовая шкатулка, сокровища малахитовой шкатулки. Слайды 43, 44, 45.

Ребята, а вы хотите стать уральскими мастерами? (Высказывания детей.)

Воспитатель: Предлагаю вам пройти путь к мастерской, извилистой горной тропой.

Физкультминутка.

(Дети выстраиваются друг за другом и выполняют действия в соответствии с текстом.)

По тропинке мы шагаем,
Выше ноги поднимаем.
Не боимся мы преград
Встрече с новым каждый рад.
Шире шаг, шагай смелей,
Вправо, влево повернись,
Самоцветными камнями
Полюбуйся, наклонись.
Впереди видна гора
Нам туда спешить пора
В мастерской нас ждут дела
Мы ребята – мастера.

Дети подходят к зоне художественно-творческой деятельности.

Воспитатель: Вот мы и попали во владения Медной горы Хозяйки.

Появляется Хозяйка Медной горы.

Хозяйка Медной горы: Здравствуйте, ребята. Я рада приветствовать вас в своем царстве, и хочу показать вам богатства моих владений, полюбоваться неповторимой красотой драгоценных камней-самоцветов и украшений из них.

Хозяйка предлагает детям рассмотреть камни-самоцветы и ювелирные украшения из этих камней.

Хозяйка Медной горы: А сейчас, ребята, я приглашаю вас в мастерскую, где вы сможете показать свое мастерство и пополнить мою коллекцию своими украшениями.

Дети выполняют “Украшения” из пластилина с использованием дополнительного материала, затем рассматривают готовые работы и выставляют на выставку.

Хозяйка Медной горы: Молодцы, ребята, вы славно потрудились, и в благодарность за ваш труд, я хочу преподнести вам подарок – камни-самоцветы (камешки выкрашенные лаком для ногтей в разные цвета) из своей сокровищницы. (Дети выбирают себе камни и благодарят Хозяйку Медной горы, она уходит.)

Воспитатель: Ребята понравилось вам наше занятие? Чем больше всего понравилось заниматься? (Высказывания детей.)

Воспитатель: Будущее нашей страны, во многом зависит от вас ребята, от того, как сильно вы будете любить свою Родину, свой родной край, что хорошего сможете для нее сделать, когда станете взрослыми. На этом наше занятие окончено. Спасибо за работу.