Урок окружающего мира во 2-м классе по теме "Город на Неве"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • расширять представления детей о городах нашей страны на примере Санкт-Петербурга;
  • познакомить с достопримечательностями Санкт-Петербурга, планом и гербом города, историей его основания;
  • прививать любовь к своей стране, уважение к памятникам старины.

Планируемые результаты:

  • учащиеся научатся находить Санкт-Петербург на карте России;
  • отличать герб Санкт-Петербурга от гербов других городов;
  • описывать достопримечательности по фотографиям и своим впечатлениям;
  • рассказывать по приведённому образцу об одной из достопримечательностей Санкт-Петербурга с использованием (при необходимости) дополнительной литературы;
  • находить в тексте нужную информацию;
  • отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Оборудование: презентация, мультимедийная установка, фотографии с изображенииями достопримечательностей Санкт-Петербурга, физическая карта России.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

1) отгадывание загадок, работа с картой.

Страны без людей, города без домов,
Леса без деревьев, моря без воды.
(карта)

– Что называют картой? Для чего нужна карта?

– Как определить на карте стороны горизонта?

Шириною широко, глубиною глубоко,
День и ночь о берег бьётся.
Из него вода не пьётся,
Потому что не вкусна, а горька и солона.
(море)

Чуть дрожит на ветерке лента на просторе,
Узкий кончик в роднике, а широкий – в море.
(река)

Носит бабка снежную шапку.
Каменные бока закутаны в облака.
(гора)

– Покажите на карте: Черное море, реку Волгу, Уральские горы.

2) беседа о Москве.

– Назовите столицу нашей Родины. Почему этот город называется столицей?

– Кто основал Москву?

– Назовите главную площадь Москвы.

– Какие ещё достопримечательности этого города вы знаете?

(учащиеся выступают с сообщениями, подготовленными дома)

III. Самоопределение к деятельности.

– Известна ли вам Северная столица России? О каком городе так говорят?

– Кто из вас был в Санкт-Петербурге?

– Предположите, о чём мы будем говорить сегодня на уроке?

– Прочитайте тему урока на с. 108 учебника. (Город на Неве)

– Какие учебные задачи мы поставим перед собой?

(ответы учащихся)

IV. Изучение нового материала.

1) Рассказ учителя о местоположении и строительстве города.

– Санкт-Петербург – один из самых больших и красивых городов России – расположен на берегах Невы. Строительство города было начато 16 мая 1703 года по указу Петра I. (слайд 1)

Чтобы укрепиться на Балтийском море, создать флот, быть ближе к Европе и решил Пётр I заложить новый город в устье реки Невы. Основывая новый город, Пётр мечтал перенести сюда столицу России.

Имя новому городу решено было дать – САНКТ-ПЕТЕРБУРГ (от нем. «Петер» – Пётр, «бург» – город, «санкт» – святой) – «город святого Петра» – покровителя Петра I. (слайд 2)

Место, где решили строить город, было сырое и болотистое. По приказу Петра I рабочих людей собирали со всей страны. Много трудностей пришлось испытать строителям нового города. Спали на земле, подстелив ветки.

Основной едой были репа, капуста и грибы, хлеба не хватало. Но всего через несколько лет Санкт-Петербург стал одним из самых красивых городов нашей страны.

В отличие от городов Др.Руси Петербург создавался по специальному плану с прямоугольной сетью улиц и каналов.

Давайте совершим заочную экскурсию в этот прекрасный город и познакомимся с его достопримечательностями.

2) Работа с планом города. (учебник, с. 109)

– Что нам нужно иметь в незнакомом городе? (карту или план города)

– Рассмотрите план в учебнике. Назовите объекты на плане.

– Рассмотрите герб города. Что на нём изображено?

– Как вы думаете, почему у Санкт-Петербурга такой герб ?

3) Рассказ с элементами беседы о достопримечательностях Санкт-Петербурга. (с использованием слайдов, открыток, иллюстраций)

Петропавловская крепость (Заячий остров) – самая старинная постройка Петербурга. Её строительство считается днём основания города. Толщина стен крепости 20 метров. В крепости находится Петропавловсий собор.

Это самое высокое здание Петербурга. Высота его колокольни 122 метра (служила наблюдательным пунктом). (слайд 3)

Чтение статьи в учебнике,с.109

Первый дом в Петербурге был построен для Петра I, если верить легенде за 3 дня. В доме было всего две комнаты.

Через весь город тянется его главная улица – Невский проспект. Когда начали строить Петербург, прорубали в лесу дорогу. По обе стороны этой дороги строили дома и дворцы. Так и выстроился Невский проспект. Чтобы вымостить его Пётр I издал указ о том, что каждый, кто приходит в город, должен принести с собой три камня.

Летний дворец и Летний сад – любимое место Петра. Он сам рассаживал цветы и деревья, сам ухаживал за ними. В этом саду росли яблони из Швеции, розы из Дании, кедры из Сибири. Сад был украшен скульптурами и фонтанами. (слайд 4)

Зимний дворец – величественное здание на берегу Невы. В этом дворце жили русские цари. В нём 1050 залов и комнат, украшенных золотой резьбой и лепниной, 1886 дверей, 2000 окон, 120 лестниц. В Зимнем дворце находится Эрмитаж – известный музей. (слайд 5)

Эрмитаж (сообщение учащегося)

Эрмитаж – это один из крупнейших музеев мира. Он образовался в 1764 году.

Слово «эрмитаж» в переводе с французского языка означает место уединения.

В Эрмитаж едут люди со всего мира, чтобы посмотреть на бесценные сокровища: картины, скульптуры, вазы, изделия из серебра и золота. Сейчас в музее представлено 3 миллиона экспонатов. Чтобы обойти 353 зала музея придётся пройти 24 километра. Если осматривать каждый экспонат хотя бы минуту, то потребуется 20 лет. На подробный осмотр не хватит и жизни. (слайды 6-13)

В 1988 году Эрмитаж попал в Книгу рекордов Гиннеса, как самая большая картинная галерея мира.

Дворцовая площадь (сообщение учащегося)

Главная площадь города – Дворцовая. В центре Дворцовой площади можно увидеть величественное сооружение – Александровскую колонну, которую венчает ангел с крестом. Александровская колонна посвящена победе России в Отечественной войне 1812 года, а изображение ангела представляет собой символ народного подвига в этой войне. Это самая высокая в мире колонна из гранита. Чтобы установить эту колонну на площади забили 1250 свай длиной 6 метров, уложили гранитные блоки, соорудили пьедестал. Высота колонны 25 метров, а вместе с пьедесталом – 47,5 метров. Но самое интересное в том, что колонна никак не закреплена на основании, а держится только благодаря собственному весу, а вес её 650 тонн. (слайд 14)

Одним из символов Санкт-Петербурга является памятник основателю городаПетру Первому, который изображён скачущим на коне. Его автор французский скульптор Этьен Фольконе. Памятник установлен на огромной гранитной скале.

Чтение статьи в учебнике (с. 110-111) «История знаменитого памятника».

Памятник установлен на Сенатской площади Санкт-Петербурга. Он возвышается над Невой и виден со всех сторон. А Пётр наблюдает за своим детищем. В 1833 г. А.С.Пушкин написал замечательную поэму «Медный всадник», в ней этот прекрасный памятник поэтично назван Медным всадником. С тех пор его так и называют. (слайд 15)

Город стоит на 42 островах. Вокруг них каналы, реки, протоки. Все они соединены мостами. В городе 342 моста. Мосты большие и маленькие, каменные и стальные, подвесные, но особенно знамениты разводные мосты. (слайд 16)

Храмы Санкт-Петербурга. (сообщения учащихся)

Казанский собор. (слайд 17)

Исаакиевский собор. (слайд 18)

Храм Воскресения Христова (Спас на крови). (слайд 19)

Фонтаны Санкт-Петербурга (слайд 20-23) – сообщения учащихся.

V. Закрепление полученных знаний.

(слайд 24)

– Кто основал Санкт-Петербург?

– На какой реке стоит Санкт-Петербург?

– Самая старая постройка города?

– Какая улица в этом городе считается главной?

– Что такое «Медный всадник»?

VI. Рефлексия учебной деятельности.

VII. Подведение итогов урока.

– Что вам особенно понравилось на уроке?

– О чём захотелось узнать больше?

– Все ли задачи урока мы выполнили?

VIII. Домашнее задание.

  1. Выполнить задания в рабочей тетради.
  2. С помощью доп. литературы подготовить сообщения о других интересных местах Санкт-Петербурга.

Литература:

  1. Я познаю мир: Дет. энциклопедия: История / Авт.-сост. Чудакова Н.В. и др.
  2. Всё обо всём. Популярная энциклопедия для детей. / Авт.-сост. Шалаева Г.П.
  3. Набор фотографий «Санкт-Петербург» ООО «Абрис», Эрмитаж изд-во «П-2»