Мужской подход в воспитании ребенка

Разделы: Работа с дошкольниками, Работа с родителями


Отец – это тот, кто учит ребенка, как узнавать
дорогу в большой мир. (Э.Фромм)

Сегодняшний образ жизни очень динамичен. Современная жизнь, уровень развития общества предъявляют новые требования к каждому человеку – ребенку, родителю, к педагогам. Чтобы соответствовать этим требованиям, нужно быть компетентным в области образования, медицины и т.д.

Кто же такой современный компетентный родитель? В практике психологического сопровождения признано, что компетентный родитель – это человек, который не испытывает страха за то, что он “плохой” родитель и не переносит чувство страха и вины на своего ребенка; это человек, готовый видеть реальную ситуацию, в которой растет его ребенок. Компетентный родитель понимает, что развитие ребенка будет зависеть от того, насколько хорошие условия для воспитания предоставлены ему в семье.[4]

Изучение семьи – весьма сложное дело, требующее умение устанавливать с родителями деловые взаимоотношения, добиваться взаимопонимания. Внимание многих исследователей направлено на изучение детско-родительских отношений в семье в целом. Стили семейного воспитания отца только в последнее время стали выделяться исследователями. Как известно, наиболее значимой фигурой из родительской пары для ребенка является мать, но отцовская и материнская стратегия взаимодействия с ребенком различаются.

По мнению психоаналитиков, функция матери – обеспечить ребенку безопасность в жизни, функция отца – учить его, руководить им, чтобы он смог справляться с любыми проблемами. Именно отец должен быть главной фигурой в формировании личности мальчика. Именно в общении с отцом дети способны многому научиться. У них складывается точное представление о том, что собой представляет мужчина в домашней жизни, наблюдая множество тонких нюансов в поведении родителей. Если мужчина, являясь яркой личностью, готов поделиться с детьми своими знаниями и опытом, несомненно – это хороший отец. Отец, принимающий активное участие в жизни своих детей, быстро становится их другом и чувство отцовской ответственности дополняется гордостью тем, что он живет в полном согласии со своими детьми. [1]

Какова роль отца в воспитании детей в реальной жизни?

Данные теста, проведенного нами, показали интересные факты: 71 % опрошенных пап считают, что папам свойственна излишняя строгость, поэтому мать должна быть эмоциональным посредником между ребенком и отцом. Когда мнения у отца и матери по вопросам оценки поведения ребенка расходятся, 50 % пап считают важнее должно быть мнение матери. 86 % опрошенных пап считают, что многие детские шалости бывают под дурным влиянием сверстников. 57% пап думают, что успех ребенка зависит от педагогов.

Таким образом, ответы опрошенных отцов свидетельствовали о том, что в воспитании детей у отцов существует некоторая отстраненность, папы недооценивали роль мужчины в воспитании ребенка в семье.

Конечно, самые первые и самые главные воспитатели для малыша – это его родители. Никто никогда не сможет повлиять на жизнь маленького человека сильнее, чем его родители, поскольку ребенок взаимодействует с окружающей средой сначала только через родителей. Поэтому в нашем детском саду для оказания психолого–педагогической помощи родителям и их детям разработана программа родительского клуба “Радость”.

Созданию родительского клуба способствовало анкетирование родителей, по результатам которого мы выявили:

  1. Заинтересованность родителей в получении конкретной помощи по вопросам воспитания;
  2. Желание поучаствовать в совместных мероприятиях;
  3. Стремление родителей поднять социальный статус своей семьи;
  4. Желание получить адекватную информацию об индивидуальных особенностях и способностях своего ребенка;
  5. Поделиться собственным опытом воспитания подрастающего поколения.

Программа детско-родительских занятий адресована родителям, испытывающим трудности во взаимоотношениях с детьми. Далеко не всегда родители имеют необходимые навыки и умения, позволяющие взаимодействовать с ребенком адекватно его возрастным и индивидуальным особенностям. С целью повышения отцовской роли в воспитании детей, их активизации, привлекали отцов.

Первый этап программы – информационный, проводится без участия детей, с целью выяснения актуального уровня педагогических знаний родителей, ознакомления с психологическими особенностями развития детей и сближения родителей по интересам. Обучение родителей эффективным способам взаимодействия с ребенком проходит через практические занятия с использованием элементов тренинга.

На втором этапе проводится практическая совместная деятельность родителей с детьми. Здесь используются различные игры (словесные, настольные, подвижные), упражнения, этюды. Родитель занимает позицию “вместе с ребенком”, заинтересовывает ребенка для продуктивной деятельности. Так каждый раз ребенок совместно с отцом совершает маленькие чудеса.

Заканчивается каждое занятие общением о том, что больше всего заинтересовало ребенка, с точки зрения родителя. На занятиях отцов учим, как играть с детьми, чтобы игра прошла интересно, доступно и способствовала развитию уверенности в себе. Практические занятия помогают родителям понять и принять своего ребенка как “личность”, признать его индивидуальное своеобразие.

Опыт работы показал, что метод включения родителей- пап в отслеживание динамики развития своих детей усиливает родительскую позицию, заинтересованность самих пап в воспитании детей. Их волнует то, что касается своих детей: умеет ли ребенок быть в коллективе, каковы его взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, каков характер, насколько он доброжелателен или равнодушен, как реагирует в незнакомой среде, умеет ли найти выход из сложной ситуации.

В совместной практической деятельности современные папы придают большое значение самостоятельности, проявлению детьми независимости. На занятиях папы, в отличие от мам, открыто высказывают свои мнения, более терпимо относятся к детям, естественно и быстро проникают в игровое взаимодействие с ребенком. Они терпеливо объясняют детям суть игры, дают пример практического решения различных проблемных ситуаций. Позиция терпимости дает свои положительные результаты.

Что я заметила на практических занятиях? Это спонтанность, одно из отличий мужского подхода в игре с ребенком. Папы в игре сами становятся детьми. Они проникаются духом игры, увлекаются игрой, получая не только удовольствие от процесса, но и пользу. Такая спонтанность, заинтересованность самим процессом и стремление перейти из ведущего игры в ее участника делает отца лучшим другом своего ребенка.

В результате таких занятий у родителей отмечается повышение уровня родительской компетентности: родители приобретают навыки общения с ребенком, решения их проблем, а также позволяют им понять свои воспитательные успехи и неудачи и возможно, пересмотреть свой стиль воспитания.

Составленные мною игры с отцом, помогают развитию моторики ребенка, освоению окружающего пространства и собственного тела, что является важным условием интеллектуального развития ребенка.

Найти доступный подход с детьми – это не каждый умеет, но всему можно научиться. Папы, научившись сначала не только слушать своего ребенка, но и слышать, обретают тесный контакт со своим ребенком и уверенность в себе. Постоянный психологический контакт с ребенком - это универсальное требование к воспитанию, которое в одинаковой степени может быть рекомендовано всем родителям, контакт необходим в воспитании каждого ребенка в любом возрасте. Именно ощущение и переживание контакта с родителями дают детям возможность почувствовать и осознать родительскую любовь, привязанность и заботу.

Основа для сохранения контакта - искренняя заинтересованность во всем, что происходит в жизни ребенка, искреннее любопытство к его детским, пусть самым пустяковым проблемам, желание понимать, желание наблюдать за всеми изменениями, которые происходят в душе и сознании маленького человека.

Игра - развлечение. “Папа и я – неразлучные друзья.”

Игра проходит в физкультурном зале. В зал приглашаются папы с детьми.

Ведущий: Добрый вечер, дорогие дети, уважаемые гости! Сегодня один из самых главных праздников – День защитников Отечества. Кто такие защитники Отечества? Это защитники мира, свободы и счастья. Это солдаты и командиры нашей армии, готовые в любую минуту защитить нас. Вы, ребята, тоже будущие защитники нашей страны – России! Но в армию берут только самых сильных и смелых. Сегодня мы узнаем, как наши мальчики готовятся защитить свой дом, свою маму, своих друзей и всех нас, а в этом им помогут их папы.

Приглашаем участников нашей игры “Папа и я - неразлучные друзья”. (Вызываются папы с детьми)

Всех защитников Отечества поздравляют наши дети с песней “Аты- баты шли солдаты”.

Начинаем наш первый конкурс. Какие виды войск вам известны?(Сухопутные войска, военно – морской флот, военно – воздушные силы, космические). На трех столах разложены опознавательные знаки видов войск: самолет, пилотка пехотинца, бескозырка моряка. По залу хаотично разложены атрибуты. По команде ведущего дети должны - каждый на свой стол собрать соответствующие выбранному виду войск атрибуты. Побеждает тот, кто выполнил задание правильно.

Игра “Снайперы”. Дети вместе с папами стреляют уток.

Конкурс для пап.

Ведущий:

Очень важно для солдата дружить
И дружбой дорожить!
Кто пословицы про армию вспомнит и назовет,
Тот и победит!

Участникам - папам даются половина пословиц, а они должны найти и дописать продолжение пословицы.

Конкурс для мальчиков. На стульчиках одежда: сапоги, штаны, куртка, варежки, шапка, шарф. Игроки “спят”. Звучит музыка, ведущий командует: “Подъем”. Сейчас мы проверим, как наши мальчики умеют быстро одеваться. Солдаты все делают очень быстро!

Игра “Радиограмма”. Главный командующий отправил радиограмму. Сделал он это с помощью азбуки Морзе, которую мы даем для вас. Нужно их расшифровать.

Конкурс “Услышь, меня ”. Папы стоят напротив своего ребенка на определенном расстоянии и указывают словами, как преодолеть препятствия и подойти к ним. Задача мальчиков - слушать команду и правильно обойти препятствия.

Ведущий: вот и подошла к концу наша игра. Благодарим всех участников игры за смелость, за находчивость, быстроту и ловкость. (В конце каждого ждет приз).

Практикум для отцов. “Поиграй–ка!”

Цель: расширить знания и навыки родителей в игровом общении с детьми.

Задачи:

  • Развитие коммуникативных навыков адекватного общения родителей с детьми;
  • Помочь родителям увидеть положительные качества своего ребенка;

Ведущий: Рада приветствовать вас всех. В наши дни все больше растет понимание того, что процесс воспитания формируется не только родителями. На него воздействуют сами дети своим характером, индивидуальными особенностями психики.

Предлагаю игры и упражнения, способствующие развитию коммуникативных умений, которые можно использовать в домашних условиях.

Упражнение “Знакомство с друзьями”.

Каждый родитель называет свое имя и говорит, что он больше всего любит, затем также называют дети. В этом упражнении дети учатся устанавливать доверительные отношения между людьми, создается атмосфера сотрудничества.

Упражнение “Зеркало”.

Упражнение направлено на изучение и осознание ребенком мимических мышц лица и связанных с их движением эмоциональных выражений, тренировку выразительной мимики.

Упражнение “Согласованные движения”. Ребенок с отцом в паре имитируют движения гребцов в лодке, пилящих дрова, перетягивающих канат, колеса. Игра создает эмоциональный подъем.

Игра “Узоры” - работа по заданному образцу и словесной инструкции.

На столе лист бумаги, где нарисован какой –либо предмет. Задача родителя доступно объяснить своему ребенку - как это нужно сделать. Ребенок должен выложить такой же, слушая словесную инструкцию взрослого.

С помощью этой игры можно развивать у детей произвольность внимания, мелкую моторику, пространственное восприятие.

Упражнения с палочками. Для развития мелкой моторики необходимо задействовать пальцы в процессе манипулирования палочками. Родитель следит за правильностью выполнения задания.

Обратная связь.

Домашнее задание – слепить сказку.

В ходе игры выявляются детско–родительские отношения.

Практическое занятие для родителей “Я и мой ребенок”.

Цель: способствовать психологическому сближению детей и родителей, развитию положительных эмоций, чувства взаимопонимания.

Участники: папы и их дети детского сада №95 “Зоренька”

Приветствие “Давайте знакомиться”.

Игра “Оса и мышь”.

Практическая работа.

Ведущий: рада приветствовать всех. Предлагаю изучить индивидуальные особенности своих детей. Это интересное и полезное занятие во многих отношениях. При этом мы развиваем свою наблюдательность, внимательность к окружающим нас людям и событиям, учимся понимать и решать различные ситуации, понимать потребности, мотивы ребенка. Чтобы составить по возможности полную картину индивидуальных особенностей ребенка, нужно сравнить и сопоставить свои наблюдения и мнение других людей (педагогов).

Важное место в развитии ребенка занимают дозированные физические нагрузки. Ослабленные дети неспособны к сильному и длительному физическому напряжению. Это связано с тем, что слаб связочный аппарат, недоразвиты тормозные процессы. Как избежать перегрузок и переутомления малыша?

Диагностика детей самими родителями, заполнение карты физического развития ребенка.

Игра “Плохо – хорошо” развивает познавательную активность ребенка.

Дается игрушечная машина – грузовик. Нужно рассмотреть предмет с разных точек зрения. Выделять положительные и отрицательные качества предмета.

Игра “Собери правильно” развивает внимание. Папа объясняет словами как нужно собрать, ребенок должен по инструкции правильно собрать мозаику.

Игра “Потерянные вещи”. Бывают рассеянные люди. Они часто теряют разные вещи и иногда забывают их названия. Человек, потерявший вещь, может обратиться в Стол находок, но ему нужно точно рассказать о том, какая она. Каждый из вас, папа с ребенком, описывают то, что они потеряли, а остальные должны отгадать, что за вещь они потеряли.

Постизометрическая релаксация – прекрасный способ, позволяющий снимать эмоционально –психическое напряжение и одновременно повышать двигательную активность ребенка.

Упражнение “Давим кулаками на стол”. Нужно сесть, положить кулаки на стол и давим кулаками на стол.

ПИРС области плечевого пояса.

Руки в замке на уровне плеч. Разводя локти в стороны, не размыкая пальцев, напрячь мышцы рук и плечевого пояса до ощущения легкой дрожи. Затем это движение повторяем на уровне лба, над головой и за головой.

Ладони рук давим друг на друга над головой, на уровне лба, груди.

Игра “Снежки”.

Рефлексия. Понять, принять ребенка как “личность” означает признать его индивидуальное своеобразие и право проявлять свое “Я” на том уровне развития, которого он достиг в данный период жизни. Благодарю за интересную, познавательную встречу.

Литература:

  1. Волков Б.С, Волкова Н.В. Психология общения в детском возрасте. - М., 2003
  2. Ковалев С. В. Психология современной семьи. – М., 1988.
  3. Сатир В.Как строить себя и свою семью. - М.Педагогика-пресс,-1992, 106
  4. Хоментаускас Г. Т. Семья глазами ребенка. – М., 1984.
  5. Хоментаускас Г. Т. Отражение межличностных отношений в диагностическом рисунке семьи: Дисс.... канд. психол. наук. – М., 1984
  6. Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. - М., 1989.

Приложение.