Нравственное воспитание и формирование поведения детей старшего дошкольного возраста

Разделы: Работа с дошкольниками


Экспериментальная работа по нравственному воспитанию и формированию культуры поведения детей в старшей группе ДОУ направлена на повышение уровня нравственной воспитанности и культуры поведения детей старшей группы ДОУ.

В основу экспериментального исследования была положена гипотеза о том, что целенаправленное и систематическое использование нравственных аспектов в различных видах деятельности детей успешно влияет на процесс нравственного становления личности старших дошкольников.

В экспериментальном исследовании приняли участие 32 ребенка двух старших групп МБДОУ №12 “Солнышко” г. Елабуга (по 16 детей от каждой группы), возраст выбранных испытуемых - от 5 лет до 6 лет.

Исследование проводилось с 15 сентября 2010 г. по 17 мая 2011 г.

На этапе констатирующего эксперимента каждый ребенок участвовал в 2-х экспериментальных ситуациях с идентичным нравственным содержанием:

  • ситуация рассказа (5 ситуаций с выбором способа поведения), где диагностировался уровень вербального поведения;
  • наблюдение за способом поведения в реальной ситуации (реальный уровень поведения).

В эксперименте анализировался уровень сформированности у детей исследуемых нравственных норм, выяснялись психологические особенности выполнения детьми нравственных норм. Выяснение особенностей осуществлялось путем сравнения поведения детей в двух планах их взаимоотношений: в ситуации рассказа (проявление вербального поведения) и в реальной жизненной ситуации (проявление реального поведения).

Основными задачами констатирующего эксперимента были:

  • выяснение психологических особенностей выполнения нравственных норм детьми в их взаимоотношениях;
  • установление имеющегося уровня сформированности некоторых поступков нравственного поведения у дошкольников 5-6 лет.

В индивидуальной беседе каждому из детей было предложено выслушать рассказ и найти ошибки в поведении мальчика Миши, который также ходит в детский сад. В рассказе содержится 5 ситуаций. Выслушав рассказ, ребенок вместе с экспериментатором выделяет ситуации в рассказе и самостоятельно определяет ошибки в поведении Миши.

“Мальчику Мише 5 лет, он ходит в такой же детский сад, как и ты. По утрам Миша берет с собой одну из любимых игрушек, и мама отводит его в группу.

Сегодня мама привела Мишу в сад, а сама убежала на работу. Миша вошел в группу - а там не Ирина Викторовна, которая давно работает в группе, а какая-то новая воспитательница. Миша не знал, как ее зовут, и поэтому не стал здороваться, а сразу пошел к ребятам играть.

Ваня - друг Миши, увидел у него в руках новую машинку и вежливо попросил дать посмотреть ее. Миша решил, что Ваня может сломать машину, и поэтому отвернулся от него и не дал игрушку. Ваня обиделся, а Миша пошел играть с другими мальчиками.

За завтраком дети кушали творожную запеканку, Миша вертелся за столом и опрокинул Катин стакан с молоком на стол. Воспитательница поругала Мишу за то, что он пролил молоко и испачкал платье девочке, которая сидела рядом. Миша вместо извинения промолчал и принялся пить свое молоко.

Катя обиделась на Мишу за испорченное платье, и не дала ему в песочнице свою лопатку, когда он попросил. Миша рассердился и сказал, что больше никогда не даст ей свои игрушки.

Вечером, когда детей забирали и в группе остались только Миша и Андрей, воспитательница попросила мальчиков помочь ей собрать игрушки. Миша ответил, что собирать должен тот, кто их раскидал, и не стал помогать, а сел разукрашивать рисунок, дожидаясь маму. Воспитательница и Андрей сами рассадили красиво игрушки.

По дороге домой мама расспрашивала Мишу о том, как прошел день. Что, по-твоему, рассказал ей Миша? Какие поступки мальчика тебе не понравились? Как поступил бы на его месте ты?”.

Выделение уровней нравственной воспитанности осуществлялось на основе методики диагностики социально-нравственного развития детей старшего дошкольного возраста (см. Приложение 2).

Согласно содержанию данной методики все дети были продиагностированы по их отношению к взрослым, сверстникам и самим себе.

Итоговые результаты позволили распределить всех детей по трем уровням социально-нравственного развития: низкому, среднему и высокому.

Для низкого уровня характерно следующее:

Поведение ребёнка неустойчиво, ситуативно. Хотя он имеет представления об отдельных правилах культуры поведения, привычка самостоятельно следовать им не сложилась. Ребёнок испытывает трудности в общении, связанные с неумением учитывать позицию партнёра. Слабо ориентируется в эмоциональных состояниях окружающих. Наряду с добрыми поступками часто наблюдается негативное поведение. Не проявляет интереса к различным сторонам жизни: история города, родословная семьи, школа и т. д.

При среднем уровне социально-нравственного развития:

Поведение и общение ребёнка положительно направлено. Он имеет представления о культуре поведения и выполняет их в привычной обстановке, однако, в новых условиях может испытывать скованность и требовать поддержки взрослого. В общении стремится к согласованным действиям. Осуществляет элементарный самоконтроль. Внимателен к эмоциональному состоянию других, проявляет сочувствие. Выражает интерес и стремление к своему будущему (обучение в школе). Проявляет внимание к истории города, прошлому своей семьи и т. д.

Высокий уровень социально-нравственного развития отмечен следующими признаками:

  • поведение и общение ребёнка устойчиво и положительно направлено;
  • ребёнок хорошо ориентирован в правилах культуры поведения, владеет разными способами культурного поведения;
  • охотно вступает в общение;
  • умеет сам выдвинуть идеи, план действий, организовать партнёров;
  • правильно понимает эмоциональное состояние людей, активно выражает готовность помочь;
  • нацелен на самостоятельность;
  • проявляет активный интерес к миру, к своему будущему положению школьника.

На этапе формирующего эксперимента в течение учебного года были проведены специальные занятия с детьми экспериментальной группы. Эти занятия включали следующее целевые установки:

Задачи нравственного воспитания на занятиях:

  • воспитывать уважение к людям;
  • воспитывать любовь к родным местам, природе, гордость за свой край и свою страну;
  • формировать навыки самостоятельности, аккуратности, целеустремленности, настойчивости, дисциплинированности;

Навыки культурного поведения:

  • продолжать воспитывать вежливость (здороваться, прощаться, благодарить);
  • учить культурному разговору;
  • приучать выполнять правила поведения в группе в отсутствие воспитателя;
  • познакомить с правилами поведения в общественных местах;
  • учить культурно вести себя за столом;
  • доброжелательно относиться к взрослым, заботиться о малышах;
  • учить бережно, относиться к одежде, к вещам;

Воспитание гуманных чувств и положительных взаимоотношений:

  • формировать нравственные качества: справедливость, упорство, великодушное отношение к слабому.
  • формировать нравственные черты: ответственность, взаимопомощь, доброту, заботливость, гуманизм, чуткость, гостеприимство.
  • формировать представления о справедливости, смелости, скромности.
  • учить проявлять отзывчивость к сверстникам, внимание к их переживаниям, оказывать помощь, радоваться успехам товарищей, развивать дружеские взаимоотношения.

Комплекс проводимых мероприятий включал в себя следующие занятия:

1. Комплекс занятий с детьми старшей группы по эмоционально-нравственному воспитанию для использования в ДОУ (см. Приложение 3), который включает в себя такие задания:

  • “Правила детского общежития”, “Как можно назвать человека по имени”, “Как можно пожалеть”, “Как можно обратиться к другому человеку с просьбой”, беседу, “Как можно обратиться к другому человеку с просьбой”, “Как можно узнать настроение человека?”;
  • игра “Эстафета дружбы”;
  • беседа на тему: “Умнее тот, кто уступает” (см. Приложение 4);
  • беседа по пословицам “О дружбе” (см. Приложение 5);
  • досуг “Что такое дружба?” (см. Приложение 6);
  • занятие “Правила хорошего тона” (см. Приложение 7);

2. Цикл занятий с детьми старшей группы по нравственно-патриотическому воспитанию для использования в ДОУ (см. Приложение 8), в который входит:

  • работа с родителями “Взаимодействие детского сада и семьи в воспитании у детей любви к родному городу”;
  • мероприятие, посвященное дню Матери “Милые красавицы Елабуги”;
  • викторина “Елабуга - мой родной город”;
  • историко-литературная композиция, посвященная Елабуге “Городок мой старинный и тихий”;
  • работа по духовно-нравственному воспитанию “Музей в детском саду”;
  • занятие “Путешествие по городам Татарстана”;
  • мероприятие, посвященное дню Народного Единства “Моя Родина - Россия”;
  • праздник, посвященный юбилею Дня Победы.

Этап контрольного эксперимента предполагал повторную диагностику уровней нравственной воспитанности по той же методике, что и на этапе констатирующего эксперимента. Результаты проведенного исследования оценивались при помощи методов математической статистики.

Формирование нравственного воспитания у детей происходит под воздействием объективных условий жизни, обучения и воспитания, в процессе различной деятельности, усвоения общечеловеческой культуры и будет эффективно осуществляться, как целостный процесс педагогической, соответствующей нормам общечеловеческой морали, организации всей жизни ребенка с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Поэтому учебно-воспитательная работа должна включать в себя нравственные идеи и осуществляться в разнообразных и эффективных формах, содержательно и при должной эмоциональной насыщенности.

Богатство идейно-нравственного содержания учебно-игровых занятий, разнообразие видов деятельности вне занятий, уклад жизни в семье - важнейшие источники формирования нравственности детей.

В ходе решения задач, поставленных перед исследованием, изучены формы, содержания и возможности нравственного воспитания дошкольников.

Мы пришли к выводу, что для успешного формирования нравственных представлений и поступков необходимо:

- полное понимание сущности нравственного воспитания как психолого-педагогического процесса;

- знание “механизмов” формирования нравственности;

- умение планировать работу по формированию культуры поведения, уметь разрабатывать и применять на практике пути и средства нравственного воспитания;

Решающую роль для нравственного воспитания имеет положительный нравственный опыт, особенное значение для накопления которого имеет общение и совместная деятельность детей. Но опыт лишь тогда приведет к цели, когда поведение будет осуществляться по высоким мотивам.

Нравственные отношения, представления, поступки, которые формируются на занятиях, закрепляются или несколько видоизменяются в свободное время. Это может быть коллективная игра или совместный труд. Но все разрозненные, порой противоречивые факты, полученные из разных источников, должны быть объединены в сознании ребенка и стать основой для формирования нравственных представлений. Решение этой задачи происходит в процессе различных упражнений, бесед, игр, занятий на нравственную тему. В конце обычно выводится нравственное правило, соблюдение которого нужно требовать от всех ребят.

Сложность процесса формирования личности состоит в том, что воспитательные воздействия перерабатываются ребенком с учетом имеющегося у него опыта, его психических особенностей. При одинаковых воспитательных воздействиях развитие личности может протекать по-разному. Поэтому проведение воспитательных мероприятий еще не гарантирует нравственного развития ребенка.

Эффективность нравственного просвещения дошкольников во многом зависит и от согласованной работы дошкольного учреждения и семьи. Работа должна вестись параллельно, дополняя друг друга.

Презентация.

Приложения.