Занятие по развитию речи для детей 6–7 лет по теме "Поиск потеряных книг"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель. Уточнить знания детей о школе, познакомить и закрепить названия и назначение учебных принадлежностей, развивать логическое мышление, внимание, зрительную и слуховую память. Продолжать учить детей отгадывать ребусы, ориентироваться в пространстве. Закреплять у детей навыки чтения.

Ход занятия.

Ребенок.       

У нас в саду случилось чудо
Нет, правда, чудо, я не вру.
Вдруг ни откуда, ни отсюда
Он сам явился поутру.

Воспитатель. Портфель? Вот забавное словечко. Интересно, откуда оно появилось? Как попало в русский язык? А давайте-ка, друзья, мы отправимся в гости к словарю. Ведь в словаре много разных слов, их правильное правописание и объяснение этих слов. А вот перед нами и словарь (большая бутафорская книга), давайте его откроем (открывают книгу).

Голос на магнитофоне сообщает: «Слово «портфель» французское, состоит из двух частей: «Порт» - то, в чем носят, «фе» - листья, бумаги. А все вместе переводится как «листоноска». Вот и получается, что в школу дети ходят с листоносами».

Вдруг слышится шум.

Воспитатель.

Что такое? Что случилось?
Знать, беда на нас свалилась.
Слышите, земля дрожит?
Кто-то к нам сюда спешит.

Вбегает портфель (ребенок в шапочке-атрибуте).

Я спешил сюда, бежал
Очень, дети, я устал.
Помогите мне собраться.
Лето кончилось вчера.
Это значит, это значит
В школу вам идти пора.

Воспитатель. А чем же мы тебе можем помочь, Портфель, ведь у нас нет школьных принадлежностей. Где ты их растерял?

Портфель. Гулял я по лесу, гулял, то на дерево заберусь, то на поляне полежу, вот и растерял все.

Воспитатель. Эх, растеряша, ты, растеряша. Придется нам с ребятами тебе помочь. Итак, друзья, отправляемся в путь за школьными принадлежностями, а то первого сентября не начнутся занятия. А путь наш будет лежать через волшебный сказочный лес, по которому и гулял наш Портфель.

Портфель. Вот поляна. Буквы надо здесь забрать, чтобы детям показать.

Очень ждет нас первый класс. А что тут делает Баба Яга?

Баба Яга. А мне ваши буквы нравятся. Хоть десяток припасу, спрячу в домике в лесу.

Портфель. Что ты, Ягусенька, как же дети будут читать слова в школе?

Баба Яга. Ладно, так и быть, найдете их в домике и на дереве, будут ваши.

Проводится игра «Буквы спрятались». Приложение 1, Приложение 2.

Портфель. Время движется вперед, не стоит на месте.

Дальше нам дорогу может показать Ивашка – деревянная рубашка.

Где он носом проведет, там дорожку кладет. Что это, ребята? (карандаш).

Карандаш. А вот и я, Ивашка – деревянная рубашка. Скажу вам откровенно, в школе жить интересно. Но без книг нельзя. Укажу я вам дорогу. Слушайте меня, друзья. Ваши книжки можно найти только тогда, когда правильно пройдете по перепутанным дорожкам.

Задание – лабиринт «Найди книжки». Приложение 3.

Портфель. Как я рад, что вы снова со мной, мои любимые книжки. Ребята, а вы знаете, как называется первая книжка в первом классе? (букварь). Правильно, и он приглашает вас в гости в страну Букварию. В этой стране есть три остановки, которые называется «Книжкино», «Загадкино», «Бюро находок».

Воспитатель. Двери знаний отворитесь, в мир прекрасный нас впустите. Вот и первая остановка. Здесь нужно угадать нам такую загадку:

33 родные сестрицы – писанные все красавицы.

В одном городе живут и повсюду славятся. (буквы).

Проводится игра «Назови первую букву в первом слове».

Юнга – будущий матрос, южных рыбок нам привез.

Экскаватор землю роет – это школу детям строят.

А еще на этой остановке мы поиграем в игру «Звоночек».

Проводится игра «Звоночек».

(Пока звенит звонок, дети ходят вокруг стульев и кладут туда свои вещи, как только звоночек перестал звенеть, дети быстро должны их взять).

Воспитатель. Ребята, книгам очень не нравится, когда они грязные, в пятнах, потому что

Твой учебник не альбом, рисовать не надо в нем.
Бейся над любой задачей, а страницу не испачкай.
Проживают в трудной книжке хитроумные братишки.
Десять их, но братья эти сосчитают все на свете.
Давайте попробуем их найти.

Проводится игра «Найди спрятанные цифры». Приложение 4.

Воспитатель. Жизнь Портфеля бьет ключом, ему печали нипочем!

Везде он поспевает, такое затевает!

Давайте с ним мы поиграем, и все загадки разгадаем.

Потому что мы с вами на остановке «Загадкино». Приложение 5.

И последняя загадка эвенская.

Туда войдешь слепым, а выйдешь зрячим (школа).

Воспитатель. Ну вот и последняя наша остановка, которая называется «Бюро находок». На ней мы попробует отгадать загадки Портфеля. Это загадки – договорки.

  1. Чтобы ручкою писать приготовим мы … (тетрадь).
  2. Буквы все от А до Я на страницах … (букваря).
  3. Чтобы карандаш вдруг не пропал, уберем его в … (пенал).
  4. Ты в школу ходишь с ним, ведь он тебе необходим.

Пенал, тетради с «Букварем», все поместиться может в нем.

Что это? (портфель).

Ребята, прежде чем пойдете в школу, всегда заглядывайте в свой портфель. А сейчас задание. Вычеркните предметы, которые в школе не нужны, и дорисуйте необходимые.

Проводится игра «Какие предметы нужны в школе».

Воспитатель. Ну вот и закончилось наше путешествие с Портфелем. Все школьные принадлежности, которые носят в портфеле, мы нашли. Выполнили все задания, и нам пора возвращаться.

В дорогу, девчонки, в дорогу, мальчишки!
Берите с собою портфель.
По лесенке знаний шагайте смелей!