Развитие и контроль умений письменной речи на иностранном языке

Разделы: Иностранные языки


Цель работы: определить пути развития и контроля умений письменной речи на иностранном языке.

Задачи:

  1. Показать что такое письмо и отличается ли оно от письменной речи и чем, в свою очередь, письменная речь отличается от устной;
  2. Проанализировать когда письмо выступает самостоятельной целью обучения, а когда является средством формирования смежных навыков;
  3. Изучить из чего складывается содержание обучения письму на различных этапах обучения;
  4. Показать какие способы контроля и проверки сформированности данных навыков существуют и как правильно их использовать на уроке.

Какие же тексты может писать человек на родном языке, а значит, что должно быть конечной целью обучения письму на иностранном языке? Это может быть:

  • заполнение анкет;
  • написание различного рода писем и ответов на них, включая как личные, так и официальные;
  • написание заявлений (в том числе о приеме на работу, зачислении на учебу и т.д.);
  • написание рецензий;
  • написание докладов;
  • написание сочинений/эссе;
  • написание поздравительных открыток;
  • написание записок и т.д.

В данных типах текстов особое внимание уделяется содержанию сообщения и его структурной организации. Здесь автор должен помнить о назначении данного письменного текста, учитывать характер читающей аудитории и соответственно выбирать языковые средства, выстаивать композицию и т.д.

На различных этапах содержание обучения письму будет различным, однако надо всегда быть последовательным в обучении и идти путем от простого к сложному. Именно поэтому на начальном и среднем этапах обучения в школе формирование письменной речи не рассматривается в качестве цели обучения. Письмо как самостоятельный вид речевой деятельности используют лишь на старшем, завершающем этапе.

Рассмотрим поэтапно составляющие содержания обучения письму.

Обучение графике

Чтобы человек научился писать на иностранном языке, прежде всего надо научиться писать буквы.

В современных учебных программах определено, что учащиеся должны овладеть полупечатным - полупрописным шрифтом. На начальном этапе учащиеся должны уметь: узнавать буквы и передаваемые ими звуки, называть их и различать; писать эти буквы правильно, с учетом свойственной им конфигурации; правильно соединять буквы в словах.

Как учить графике

  1. Прежде всего учитель знакомит учеников с буквой, то есть называет ее, говорит, какие она может передавать звуки или вспоминает уже знакомые ученикам слова, где есть данная буква (просит учеников сделать это).
  2. Ученики знакомятся с написанием буквы. Для этого учитель либо сам медленно пишет ее на доске, либо использует учебное пособие, где это подробно показано: со стрелками, точками и цифрами, обозначающими, в какой последовательности и в каком направлении должна двигаться рука, чтобы образ буквы получился правильным.
  3. Затем ученики пишут заглавную и строчную буквы, сначала обводя контуры по точкам, а затем свободно.

Чтобы закрепить навык можно выполнять следующие упражнения:

  1. Определить:
    • какие буквы учащиеся могут перепутать в родном и иностранном языках и почему;
    • какие буквы пишутся одинаково в родном и иностранном языках, какие звуки они передают;
    • каких букв нет в родном языке;
    • какие буквы имеют схожие элементы.
  2. Написать буквы под диктовку.
  3. Узнавать буквы, написанные в воздухе указкой/ на спине/ по контурам. Игра «Отгадай – ка».
  4. Закончить написание буквы, начатой учителем.
  5. Контрольное списывание букв и слов с доски.
  6. Самодиктанты.

Выполнение любого из вышеперечисленных упражнений предполагают контроль и коррекцию данного навыка, поскольку все они невозможны без обратной связи как со стороны учителя, так и со стороны товарищей.

При контроле продуктивных коммуникативных умений проявляется, хотя и в ограниченных пределах, творчество учащихся, поскольку это коммуникативное умение связано с выражением их собственных мыслей. Поэтому продуктивные коммуникативные умения проверяются либо с помощью тестов со свободно конструируемым ответом и с последующим сравнением этого ответа с эталоном, либо с помощью коммуникативно-ориентированных тестовых заданий (направленных на решение коммуникативных задач).

Говоря о подходах к обучению письменной речи, мы должны упомянуть:

  • формально-языковой подход;
  • формально-структурный подход;
  • коммуникативный или содержательно-смысловой подход.

На разных этапах обучения доминирует тот или иной, соответственно подходы к контролю тоже различны. Если в формально-языковом подходе цель обучения в основном направлена на достижение языковой корректности написанного, что эффективно на начальном этапе обучения иностранному языку, то разумно здесь практиковать самостоятельную проверку письменных работ, повышающую самооценку обучающихся. Формы проверки различны: подчёркивание ошибок учителем и самостоятельное исправление учащимися; проверка учащимися по ключу; указание учителем только количества ошибок в коротком тексте; взаимопроверка и т.д.

Конечно, для формирования умений самооценки учитель должен выработать чёткие критерии оценки, познакомить с ними учащихся и научить пользоваться.

Целью обучения в формально-структурном подходе является продукция текстов через анализ образцовых текстов. Здесь основным критерием является решение коммуникативных задач. Опять же должна быть разработана чёткая и конкретная шкала оценивания: содержательный пункт, соответствие нормам культуры, организация текста, стилистическое оформление (лексика, грамматика, пунктуация).

Коммуникативный подход ставит целью своей работы продукцию текста на основе творчества ученика или учебной группы. При организации контроля и оценки творческих письменных работ учитель должен исправлять все ошибки, привлекая к анализу учащихся. Ошибки разного характера в таких работах - сигнал для учителя, над какими темами, моментами следует усилить работу, что повторить и отработать.

Обучение орфографии

  1. Написание на основе фонетического принципа.
  2. Буква пишется, но не имеет звукового эквивалента.
    Здесь необходимо формировать парадигматические связи слов на уровне графической формы, создавать определенный ассоциативный ряд. Типичные буквосочетания и передаваемые ими звуки.
  3. Трудные словарные слова.

Это те слова, которые практически невозможно объяснить, а надо запомнить.

Упражнения и задания на формирование орфографических навыков

  1. Рифмовка слов.
  2. Группировка слов на основе фонемных соответствий.
    Здесь можно предложить учащимся индивидуально, в парах или группах подобрать как можно больше слов, в которых есть определенный звук или фонема. Побеждает тот, чей список больше. Если учитель хочет облегчить и ускорить выполнение задания, то можно предложить список слов, из которого учащиеся и будут выбирать. Группировка слов на основе графемных соответствий.
  3. Вставить пропущенные буквы в словах.
  4. Закончить начатые слова.
  5. Найти ошибки в данных словах/предложениях.
  6. Списать слова.
  7. Зрительный, словарный и контрольный диктант.

Обучение различным формам записи

  1. Списывание с дополнительным заданием.
    Это могут быть различные упражнения лексического или грамматического характера, где учащиеся списывают текст с доски или из учебного пособия, раскрывая скобки, вставляя пропущенные слова, заменяя выделенные слова на синонимы и т.д.
  2. Выписывание из текста или записывание со слуха при прослушивании текста: ключевых слов; ответов на вопросы; доводов в защиту или опровержений утверждений; примеров на употребление конкретных форм и грамматических структур.
  3. Упражнения на трансформации.
  4. Нахождение в предложениях и текстах ошибок, связанных с нарушением лексических, грамматических, стилистических норм употребления.
  5. Упражнения на логическое развитие замысла: завершение предложений (желательно, чтобы это были предложения открытого типа, то есть не предполагающие жестко фиксированного окончания); составление вопросов к имеющимся ответам и наоборот и др.
  6. Упражнения на сжатие текста.
  7. Упражнения на расширение текста.
    Расширение может идти по линии добавления: прилагательных; глаголов придаточных предложений; абзацев; собственных комментариев.
  8. Составление плана-конспекта / графической схемы – опоры ответа.

Обучение написанию различных письменных текстов

Обучение собственно письменной речи становится целью обучения лишь на среднем и старшем этапах обучения в школе, а затем развивается и совершенствуется в вузе. При этом определенные типы текстов учащиеся начинают писать уже в начальной школе. На среднем этапе их количество все увеличивается, и они становятся разнообразнее. К окончанию школы учащиеся должны овладеть навыками написания различных видов текстов.

В современных программах по иностранному языку для школ разного типа уже наметилась определенная унификация требований, которая позволит выделить те типы письменных текстов, которые можно предложить написать выпускникам и абитуриентам.

К таким текстам можно отнести:

  • написание резюме;
  • написание писем, сопровождающих резюме, писем-запросов о дополнительной информации, писем-заявлений о желании учиться или работать;
  • заполнение бланков (в том числе для поступления в учебное заведение или на работу);
  • написание писем, статей в молодежные газеты или журналы;
  • написание рецензии на книгу или фильм;
  • написание различных рассказов по картинке, о событиях из личной жизни;
  • написание инструкций;
  • написание репортажа о каких-либо событиях (о выставке, митинге и т.д.).

Сбалансированное использование подходов к обучению письменной речи и, соответственно разных видов контроля, позволяет организовать обучение письменной речи на иностранном языке с учётом формальной и содержательной составляющей коммуникативной деятельности.