Программно-методическое обеспечение воспитательно-образовательного процесса по региональному компоненту в ДОУ

Разделы: Работа с дошкольниками


Новая педагогика ориентированна на гуманизацию воспитательного процесса, применительно к дошкольникам, определяет содержание регионального компонента, как желание больше узнать о своем городе, крае, стране, как проявление симпатии уважения к людям разных национальностей, интереса к некоторым историческим событиям и прошлому своего народа.

В условиях модернизации образования регионального компонента все большее значение приобретает патриотическое воспитание, переводя абстрактные значения в области конкретных потребностей общества, знаний о своей малой родине.

Основания модернизации содержания регионального компонента в воспитательно образовательной работе дошкольного учреждения:

Необходимо с раннего возраста воспитывать у ребенка эмоционально положительное отношение к тому месту, де он родился и живет;

  • развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни; желание узнавать больше об особенностях края, природы, истории;
  • формировать стремление приносить посильную помощь людям труда, родной природе, своему краю.

Реализуя важнейшее положение Концепции дошкольного воспитания связанное с изучением истории, культуры и природы родного края, следует активизировать педагогов на поиск новых технологий по использованию регионального компонента в воспитательно-образовательном процессе.

Начиная работу по региональному компоненту, педагог сам должен знать культурные, исторические, природные, этнографические особенности региона, где он живет, а самое главное-педагог должен быть патриотом своей Родины Я предлагаю примерный перечень этих знаний и умений при использовании регионального компонента в воспитательно-образовательной работе.

Так же должна быть выстроена определенная система работы в данном направлении. В настоящее время такая система в своей основе сложилась. Сформированы федеральные структуры, осуществляющие координацию деятельности органов государственной власти различных уровней, научных и образовательных учреждений, общественных организаций. В большинстве субъектов Российской Федерации созданы и работают региональные межведомственные координационные советы и центры патриотического воспитания. Формируется комплекс нормативно - правового и организационно - методического обеспечения патриотического воспитания, начиная с первичного коллектива и заканчивая высшими органами государственной власти. Приняты Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации, Концепция содержания дошкольного образования на Кубани ведомственные и региональные программы патриотического воспитания. В патриотическом воспитании полнее учитывается фактор многонационального состава Российской Федерации и связанное с ним многообразие национально - этнических культур.

Вместе с тем, для эффективного функционирования системы по внедрению регионального компонента сделано еще очень и очень мало.

Понимая значимость данной проблемы, дошкольные учреждения активно включились в работу по реализации правительственной программы в детских садах.

Дошкольные учреждения ищут разные пути и подходы к решению проблем регионального компонента учитывая особенности работы дошкольного учреждения.

В настоящее время большое значение приобретает поиск и разработка инновационных подходов к этому вопросу, реализация которых способствовала бы созданию качественно новых подходов в организации к этой теме с подрастающим поколением.

За последнее время все большее распространение приобретает взгляд на региональный компонент как на важнейшую ценность, интегрирующую не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно - исторический, и другие компоненты.

К числу определяющих принципов, которые одновременно являются важными условиями реализации цели и задач регионального компонента, относится признание высокой социальной значимости патриотизма, необходимости создания реальных возможностей и осуществления целенаправленных усилий для его развития у детей.

В настоящее время вышло достаточно много пособий по изучению родного края для школьников, а вот для дошкольников их практически нет. Поэтому педагогам ДОУ приходиться пользоваться учебными пособиями по кубановедению для начальной школы, адаптируя их к возрастным особенностям дошкольников. Конечно, не каждый педагог может творчески подходить к этой проблеме, поэтому раздел "Знакомство с родным краем" вызывает определенные трудности

В системе дошкольного образования значительно расширилось программно - методическое обеспечение образовательного процесса.

Комплексные программы "Детство", "Программа воспитания и обучения в детском саду", "Истоки" дают широкие возможности для использования потенциала народной культуры в воспитании детей. Многие программные задачи можно решать на содержательном материале регионоведения, где в той или иной мере отражена обсуждаемая тема.

В перечисленных комплексных программах нет специально выделенного раздела по региональному компоненту. Оно проходит через другие разделы.

В программе "Детство" региональный компонент осуществляется через мир социальных отношений, познавательное и эстетическое развитие. В разделе "Дошкольник входит в мир социальных отношений" формируются представления о семье, семейных и родственных отношениях. В разделе "Ребенок открывает мир природы" осуществляется обогащение личного опыта положительного, гуманного взаимодействия ребенка с природой. В разделе "Ребенок в мире художественной литературы, изобразительного искусства и музыки" даются представления о разнообразии произведений русского народного искусства, осуществляется ознакомление детей с жизнью и произведениями выдающихся русских композиторов.

"Программы воспитания и обучения в детском саду" под редакцией М.А. Василевой. Ознакомление с родным городом ранее входило в раздел "Ознакомление с окружающим" Ныне эта деятельность рассматривается как самостоятельная. Анализ литературы и опыта работы детских садов позволяет сделать вывод о разработанности проблем включения основ краеведения в практику дошкольных учреждений. Авторы региональных краеведческих программ (Алифанова Г.Т., Бибикова Н.В., Серова З.А. и др. (Санкт - Петербург); Алешина Н.В. и др. (Москва); Никитина С.В., Тимонина О.Ю. и др. (Великий Новгород)) едины во мнении, что воспитывая дошкольников на краеведческом материале необходимо учитывать необходимость формирования личного отношения к фактам, событиям, явлениям в жизни города, создание условий для активного приобщения детей к социальной действительности, повышение личностной значимости для них того, что происходит вокруг.

В программе "Истоки" проблема патриотического воспитания осуществляется через познавательное и эстетическое развитие ребенка - дошкольника. Познавательное развитие включает такие разделы как "Мир, в котором мы живем", "Природа и ребенок". В рамках данных разделов происходит формирование начал самосознания ребенка-дошкольника и овладение элементарными сведениями по истории, географии и культуры Родины, воспитание поколения людей, осознающих себя в непрерывном контексте истории, связанных с прошлым, настоящим и будущим своей культуры, воспитания бережного отношения к природе, ознакомление с отечественными произведениями живописи, графики, скульптуры и декоративно - прикладным искусством.

Но существуют и парциальные программы такие как: "Наследие", "Приобщение дошкольников к истокам русской национальной культуры", Программа "Непреходящие ценности малой родины" (Е.В. Пчелинцева),     Программа "Развитие у детей представлений об истории и культуре" (Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова), - Программа "Патриотическое воспитание" разработана заведующей кафедрой Пермского государственного педагогического университета, доцентом, кандидатом педагогических наук Л.В.Пименовой. - "Открой себя", и другие.

Большое внимание в современных программах, особенно парциальных, уделяется приобщению детей к народной культуре как средству формирования у них патриотических чувств и развития духовности.

Это отражено в современной и популярной среди педагогов, программе "Приобщение детей к истокам русской народной культуры" (входит в учебно-методический комплекс программы "Детство"). Эта программа разработана ведущим научным сотрудником института педагогических инноваций РАО г. Москвы Князевой О.Л. Теоретическую основу программы составили положения Концепции дошкольного воспитания о необходимости приобщения детей к непреходящим общечеловеческим ценностям, а также идеи выдающихся русских философов о значении личностной культуры для духовно - нравственного и патриотического развития человека (И.А.Ильин, Д.С.Лихачев и другие).

Для программы выбраны следующие приоритеты:

- Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, должно быть национальным. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они - часть великого русского народа.

- Необходимо широко использовать все виды фольклора. В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности. Фольклор является богатейшим источником патриотического воспитания детей.

- Большое место в приобщении к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.

- Очень важно ознакомить детей с предметами народной творчества.

Обобщая сказанное, можно заключить, образовательная цель программы состоит в приобщении детей ко всем видам национального искусства - от архитектуры до живописи, от пляски, сказки и музыки до театра. Именно такой представляется стратегия развития личностной культуры ребенка как основы его любви к Родине.

Наряду с данной программой существуют и другие, решающие задачи патриотического воспитания дошкольников на современном этапе. Это:

- Программа "Непреходящие ценности малой родины" (Е.В. Пчелинцева) - посвящена историко - культурному аспекту развития ребенка в возрасте от трех до семи лет. Создана на основе достижений современной науки и передового педагогического опыта дошкольных образовательных учреждений Ивановской области. Определяет содержание и необходимые условия для становления на ранних этапах гражданских основ личности, ее патриотической, нравственно - этической и эстетической направленности, воспитания любви и уважения к своему народу, его культурному богатству и разностороннему таланту. Особенность программы - в интеграции исторических, экологических, эстетических, этических представлений ребенка на основе широкого приобщения к культурному наследию родной земли, народным традициям, самобытной природе родного края. Главный критерий отбора материала - краеведческая культура, искусство и история, факты и события как составные части общей национальной культуры России

- Программа "Развитие у детей представлений об истории и культуре" (Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова) - разработана в соответствии со структурным компонентом государственного стандарта дошкольного образования "Развитие представлений о человеке в истории и культуре".

Особое внимание в программе уделено непреходящим ценностям мировой цивилизации. Основная цель - формирование у детей старшего дошкольного возраста основ духовной культуры, гуманного отношения к человеку и его труду, уважения к культурным ценностям разных народов, развитие познавательной активности, творческих способностей.

- Программа "Патриотическое воспитание" разработана заведующей кафедрой Пермского государственного педагогического университета, доцентом, кандидатом педагогических наук Л.В.Пименовой. Программа состоит из нескольких блоков. Каждый блок включает календарное планирование: задачи, примерное содержание, совместная деятельность воспитателя с детьми: познавательная деятельность, художественная литература, игровая деятельность, продуктивная деятельность.

Эффективное формирование у детей основ культурно-исторического наследия возможно при соблюдении следующих факторов:

  • организация регионального образования на основе программ, содержащих системные знания;
  • комплексное сочетание различных видов деятельности ребенка (речевая, познавательная, художественно-творческая, игровая)
  • создание условий для самореализации каждого ребенка с учетом накопленного им опыта, особенно познавательной, эмоциональной сферы;
  • учет специфики организации и построения педагогического процесса;
  • использование форм и методов направленных на развитие эмоций и чувств.

Ведущие идеи:

Создание условий для гармоничного развития ребенка с учетом индивидуальности личности на всех основных этапах дошкольного детства;

Создание среды направленной на адаптацию к современному социуму;

Педагогическое взаимодействие с родителями, ориентация их на роль воспитания в семье;

  • профессиональное совершенствование всех участников образовательного процесса на осно ве общности ценностно- смысловых позиций (воспитателей, специалистов службы сопровождения);
  • обобщение опыта педагогической деятельности на каждом образовательном этапе, изучение эффективности инновационной деятельности и ее результатов по основным направлениям и со всеми субъектами деятельности (детьми, педагогами, родителями).

Учитывая, что каждое дошкольное учреждение с многофункциональной организацией образовательного процесса нуждаются в специально разработанной и многократно выверенной системы реализации региональных функций и мероприятий методическая служба ДОУ, что предполагает необходимым разработку следующих компонентов системы:

  • Нормативно-правовая и инструктивно-правовая база по использованию регионального компонента в дошкольном учреждении;
  • Система диагностики по патриотическому воспитанию дошкольников;
  • Методические рекомендации и дополнения в образовательные системы занятий, игр с учетом возрастных особенностей детей;
  • Методические и дидактические планы-программы региональных направлений в работе дошкольного учреждения;
  • Программа управления патриотическими процессами в ДОУ;
  • Программа консультативно-практической помощи родителям;
  • Образовательные проекты приобщения детей к культуре, истории, природе родного края;
  • Система познавательного развития (интеграция участников образовательного процесса, и комплексная модель планирования на основе эффективных элементов современных программ);
  • Психолого-педагогическая основа сопровождения развития и воспитания ребенка.

Поиск содержания, средств, методов, осуществляемый сегодня педагогами в целях совершенствования патриотического воспитания дошкольников, появление новых программ и исследований - явление несомненно позитивное. Чем активнее поиск и больше идей, тем быстрее выйдем на новый уровень понимания одного из сложнейших направлений воспитательной работы дошкольного учреждения. Но все идеи, мысли и эксперименты требуют серьезного осмысления как теоретиками, так и практиками.