Весняночка

Разделы: Внеклассная работа


Цели проведения:

  • Заинтересовать учащихся в изучении русского фольклора, как средства для знакомства с традициями своей страны.
  • Активизировать у учащихся творческие способности при подготовке и проведении праздника.

Оборудование: оформление зала (рисунки детей), учащиеся заранее подготавливают костюмы для праздника; заранее разучиваются песни; учащиеся разучивают стихотворения; учащиеся 5-6 классов подготавливают танец на тему.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Действие I

Перед началом праздника в зрительном зале звучат фонограммы песен о весне.
Открывается занавес. Сцена оформлена в виде лесной опушки (на этой опушке будут проходить все действия праздника).
Заиграла фонограмма музыки, ассоциирующейся с весной. На сцену выходит весна, которую окружают и, словно несут на своих крыльях, лебеди (выводят весну, делают вокруг нее танцевальные движения, похожие на полет птиц, после танца птицы – дети уходят за кулисы).

Весна: В урочный час, обычной чередою, являюсь я на землю к людям. Нерадостно и холодно встречают  весну свою угрюмая земля, леса стоят безмолвно под снегами. Опущены густые лапы елей,  как  старые нахмуренные брови. Куда ни глянь, везде лишь блеск холодный. Но любо мне могучую природу будить от сна, как спящую царевну, и пробуждать живительные силы.

На сцену выходит Дед Мороз.

Дед Мороз: Весна – красна, здорова  ли вернулась?
Весна: И ты здоров ли, Дед Мороз?
Дед Мороз: Спасибо, живется мне не худо, но вот люди о нынешней зиме не позабудут. Веселая была, плясало солнце от холода на утренней заре. Задумаю гулять, возьму дубинку, поясню, посеребрю я ночку. Уж то-то мне раздолье и простор.
Весна: Не дурно ты попировал. Пора бы и в путь тебе на север.
Дед Мороз: Уйду, уйду на утренней заре, по ветерку умчусь к сибирским тундрам. Владычество мое в Сибири вечно. Конца ему не будет.
Весна: А на кого Снегурочку оставишь?
Дед Мороз: Снегурочка наша взрослая. Без нянек обойдется.  Ни лешему, ни конному дороги в терем ее нет.
Весна: Тоска возьмет одной сидеть. Эх, старый! Девке воля с людьми пожить, подружки ей нужны. И весело играть, и петь до полуночи. С ребятами гулять, покуда…
Дед Мороз: Что покуда?
Весна: Покуда ей забавно, что ребята, наперебой за ней до драки рвутся.
Дед Мороз: Ну, хорошо, пускай идет.
Весна: Покличь-ка мне Снегурочку.
Дед Мороз: Снегурочка, дитя мое!

За сценой слышится голос Снегурочки «А-у-у!» На сцену выходит Снегурочка.

Весна: Красавица не хочешь на волю?
Снегурочка: Хочу, хочу, пустите!
Дед Мороз: А что же манит дом тебя покинуть?
Снегурочка: Ах, отец! Людские песни манят. С подружками по алую малину, по черную смородину ходить. Аукаться, а зорькою вечерней круги водить под песни. Вот что мило. Пусти, отец!
Дед Мороз: Про Леля ты узнала откуда?
Снегурочка: Из-за кусточка видела, пасет в лесу коровок он да песенки чудесные поет.
Весна: А разве Лель пригож на песни?
Снегурочка: Ах, песни Леля и дни и ночи слушать я готова.
Дед Мороз: Вечернею порою, гуляючи,  держися ближе к лесу. А я отдам приказ тебя беречь. Ау, дружок! Эй, Леший! Заснул ты что ль, а ну проснись и отзовись на голос мой.

За сценой «Иду, иду!» Выходит Леший.

Леший: Ну, что раскричался? (Протирает глаза ото сна)
Дед Мороз: Послушай,  Леший, чужой ли кто иль Лель пастух пристанет к Снегурочке, мигом заступись! В лесную глушь иль по пояс в болото.
Леший: В глушь иль в болото? Все-таки куда?
Дед Мороз: Да хоть куда, лишь бы сразу  отвязался!
Весна: Пойдем, Мороз! Снегурочка, прощай! Живи, дитя, счастливо!
Дед Мороз: Прощай, Снегурочка-дочурка. Не успеют с полей убрать снопы, как я вернусь. Увидимся еще. До скорой встречи!

Дед Мороз уходит, следом за ним  – Весна. Все машут ей рукой на прощание. Снегурочка тоже  машет рукой,  пока те не скроются из вида.

Действие II

Снегурочка поворачивается к залу.

Снегурочка: Ну вот, осталась я одна. Но, чтобы не грустить,  подружек я на полянку хочу скорее пригласить! А-у-у, подруженьки-девчата! Выходите ко мне! Будем вместе веселиться,  играть!

Из зала поднимаются девочки (одетые в русские костюмы), которые заранее готовы участвовать в конкурсе.

Снегурочка: Девочки, давайте с вами познакомимся! Ведь я должна знать всех своих подружек по именам. Вот меня зовут Снегурочка, а вас как?

I конкурс «Мудрости-премудрости»

Снегурочка: Мой дедушка, когда я была маленькая, научил меня всяким «Мудростям-премудростям» (задает вопросы участникам)

  • Без крыльев, а летит, без ног, а идет? (Снег)
  • Какой дедушка строит без топора? (Мороз)
  • В круглом окне днем стекло разбито, к вечеру поставлено? (Прорубь)
  • Кто без ног, а пляшет? (Метель)
  • Отдыхают мужики, на них белы колпаки, не шиты, не вязаны. (Деревья в снегу)
  • Как песчинки малые, землю покрываем, мы без крыльев рождены, а весело летаем. (Снежинки)

II конкурс «Пурга»

Снегурочка:  Кроме мудростей, дедушка меня научил делать пургу и вихри, да так сильно, что снежинки летают долго и высоко. А давайте узнаем, долго ли вы можете продержать снежинки в воздухе, но для этого необходимо (подает им кусочки ваты) распушить снежинки, как можно больше. А теперь поднимаем вверх и будем дуть на нее, чтобы она не упала на пол! Итак, приготовились, полетели…

III конкурс «Красивый букет»

Снегурочка: Девочки, подруженьки, а видели ли вы, как Дедушка Мороз разукрасил наши окна, в какие прекрасные узоры? Что там только не нарисовано: и леса, и дома, и разные фантастические букеты цветов. А давайте вместе с вами попробуем сделать букет из снежинок. Но чтобы у нас были снежинки, не обязательно звать Деда Мороза, нужно только взять бумагу и ножницы. Попробуем, а я вам обещаю, что лучший букет Дед Мороз будет рисовать на окнах.

Действие III

Звучит фонограмма, игра на пастушьем рожке. На сцену выходит одетый в русский костюм  Лель и подходит к девочкам.

Лель: Я  вижу, девочки, вы здесь играете? А не будете ли против, если я, пастушок Лель, присоединюсь к вам?
Снегурочка: Ну, если ты пришел поиграть, то тогда и начинай свою игру.
Лель: Но игра у меня не простая, а музыкальная. Нужно будет спеть народную песню о весне или природе, а мой товарищ вам подыграет (выходит на сцену баянист).
1 конкурс – Девочки поют песни, слова которых им раздали на карточках, а баянист им подыгрывает.
2 конкурс – «Игра на музыкальных ложках».

Лель: Голоса у вас красивые, звонкие, вы все умницы! Ну, а теперь пришло время развивать свои руки, а также продемонстрировать свой музыкальный слух. Вот музыкальные инструменты (каждой девочке выносят по 3 деревянных ложки).  А теперь сыграем! Сейчас вам проиграют на баяне русскую народную песню: «Светит месяц», а вы подберите к ней на ложках ритмический рисунок. Примерно вот так (Лель показывает). Понятно? Кто попробует первая? (Девочка играет) Кто теперь?

Действие IV

Звучит фонограмма падающего самолета. На сцену выбегают Баба-Яга с дымящимся веником.

Баба Яга: Ой, спасите! Ой, помогите! Горю, горю!

Леший подбегает к Бабе Яге,  выхватывает веник и бросает его, топча ногами, и превращает его в кучу мусора. Баба Яга смотрит на него круглыми глазами, а Леший, дотоптав веник, говорит:

Леший: Все готово!
Баба Яга: Ты чего это, старый черт, наделал?
Леший: Во-первых, я не черт, а Леший-хозяин здешних владений. А во-вторых, сама орала: «Горю, горю!»
Баба Яга: А ты по-другому не мог бы потушить мой самолет? (Рассматривая остатки веника)
Леший: Да какой же это самолет? Это старый веник!
Баба Яга: Какой же веник? Если сам летит, значит, самолет! А теперь ни самолета (смотрит на прутик в одной руке), ни веника (смотрит на другой прутик). Эх ты! Черт старый, ты что натворил (старается ударить лешего прутиками). Как я теперь домой? Пешком пойду что ли?
Леший (убегая, кричит): Постой, постой, старая, я кое-что придумал! Вот тебе, бабуля, мастерицы (подводит девочек, которые находились на заднем плане). Я думаю, тебе будет из чего выбрать. (Обращаясь к девочкам.) А то что-то многолюдно у меня в лесу, как все равно проходной двор.
Баба Яга: Так, давайте быстрее показывайте мне свои венички!
I конкурс «Реклама веников»
Леший: Ну что, выбрала веник?
Баба Яга: Ага. Вот этот мне больше всего понравился, уж больно она про него говорила.
Леший: Ну, давай, забирай и уматывай!
Баба Яга: А я, может, тоже хочу поиграть.

II конкурс «Рецепт»

Баба Яга: Девочки-припевочки,  я давно не была в этих краях, но здесь обычно я собирала новые рецепты «гадостей-пакостей», не подскажите ли мне новеньких рецептов? Давайте, расскажите мне, а я выберу…
Баба Яга: Ну что, Леший, выбрала я себе новое средство передвижения, принесла новые рецепты, вот теперь пора и в путь. А ну-ка, подтолкни меня!

Леший помогает Бабе Яге взлететь, та убегает за кулисы, а он поворачивается к залу, смахивает рукой слезу:

Леший: Ну вот, на ближайшие 100 лет никаких приключений!

Действие V

Заиграла фонограмма мелодии о весне. На сцену выходит весна.

Весна: (обращаясь к Снегурочке) Дочка, нашла ли ты себе подружек, весело ли было, никто не обежал ли тебя, моя родная?
Снегурочка: Нет, мам. Было все прекрасно, нашла подружек я себе, и Лель со мною ласков был, ну, а Леший вовсе был, как тень моя.
Весна: Ну, если так, тогда Снегурочка хочу я попросить твоих подружек небольшую услугу оказать мне. Пускай сюда ко мне приведут по помощнику, которые помогут мне полностью вступить в свои права, а не хватает мне горячих слов о весне (девочки спускаются в зал, ищут помощников). Спасибо, девочки, за помощь! Пора и вам готовиться к весне, прощальный хоровод устроим! (Девочки уходят за кулисы, а весна проводит конкурс с приглашенными) Вы должны как можно больше назвать примет весны. Например, «Бегут ручьи». Снегурочка, что делают твои подружки?
Снегурочка: Они плетут веночки.
Весна: А что они еще умеют?
Снегурочка: Читать стихи, в которых славят солнце и весну.
Весна: Очень хорошо, посмотрим, чей венок лучше. Лель, теперь сыграй нам что-нибудь!

Звучит музыка. Девочки танцуют в венках. Лель на заднем плане играет на рожке. Весна и снегурочка разглядывают, хвалят венки.

Весна: Спасибо, девочки, что поиграли с моей Снегурочкой!
Снегурочка: Да, они мне очень понравились!
Лель: Да, они все просто умницы и красавицы!
Леший: Ага, прямо как я!
Весна: Ну что же, замечательно, значит, все заслужили от меня подарков! (Выходит Баба Яга с подарками)
Леший: А ты чего опять вернулась?
Баба Яга: А я подарки принесла!
Леший: Гляди-ка, догадливая, вся в меня!

Все актеры берут у Бабы Яги подарки и вручают девочкам. Звучит на баяне веселая русская музыка.

Весна (залу): Поаплодируем девочкам за участие в наших играх!
Снегурочка: Они ведь так старались!
Леший: И нам с Бабой Ягой поаплодируйте!
Баба Яга: Мы ведь тоже старались!
Лель: И себе поаплодируйте, вы нам тоже сегодня понравились!

Звучит фонограмма весенней мелодии. Занавес закрывается.