Информационные технологии на уроках русского языка

Разделы: Русский язык


Тенденции новых образовательных стандартов связаны с актуализацией личностно ориентированного, деятельностного и компетентностного подходов к определению целей, содержания и методов обучения русскому языку, в связи с этим важно использовать в работе педагогические технологии, которые пробудят личностный мотив и обеспечат сформированность у учеников жизненно важных коммуникативных умений.

Использование информационных технологий направлено на интенсификацию учебного процесса, его оптимизацию, а также на развитие интереса к предмету и повышение уровня компетентности учащихся.

Важнейшими условиями, способствующими возникновению заинтересованного отношения к любому изучаемому предмету, в том числе и русскому языку, являются, во- первых, мотивация учебно- познавательной деятельности школьников, во – вторых, их активные и сознательные действия, направленные на освоение теоретического материала.

Примером реализации названных выше условий является урок русского языка в профильном классе « Варианты падежных форм дополнения при переходном глаголе с отрицанием». Работе с компьютером предшествует актуализация знаний по теме: учащиеся вспоминают, какие глаголы называются переходными; прямые и косвенные дополнения. Изучение темы состоит их трех блоков: обучающий, тренировочный, контролирующий.

На обучающем этапе учащимся предлагается материал для наблюдений и сравнений, даются задания, готовящие к самостоятельной формулировке выводов, приводятся примеры.

Выполнение тренировочных упражнений формирует навыки обнаружения, поиска решения. На данном этапе эффективно реализуется принцип индивидуализации обучения.

Контролирующая часть нацелена на выявление степени усвоения каждым учащимся изучаемого материала, умение применять полученные знания на практике.

Первое задание обучающего этапа предлагает учащимся распределить предложения по группам:1-дополнение в винительном падеже при переходном глаголе, 2 – дополнение в родительном падеже при переходном глаголе.

Никто не видел такого тяжелого и скверного сна.

Он не знал никаких радостей, кроме чтения книг.

Жалею, что ты со мною вместе не видал великолепную цепь этих гор.

Утро не принесло ясности.

Никак нельзя было не пожалеть это кроткое провинциальное создание.

Не получив ответа, старик идет на станцию.

Не нагнать тебе бешеной тройки.

Когда вы наносите удар, то не бейте и не рубите предмет, а режьте его.

Распределив предложения по группам, учащиеся сверяют свою работу с ключом учителя, исправляют ошибки. По составленной схеме учащиеся пробуют сформулировать принцип употребления формы родительного и винительного падежа дополнения при переходном глаголе с отрицанием, если возникают затруднения, ребята обращаются к учителю. В результате должна быть составлена таблица: (представлена не полностью)

Дополнение в родит. падеже Дополнение в винит. падеже
Отрицание усиливается ни Дополн. подчеркивает конкретность объекта
Дополн. употр. после глаголов восприятия, мысли, желания Дополн.- одуш. сущ-м
Дополн., выраженное отвлеченным сущ-м При двойном отрицании
В инфинитивном предлож. и др. В побудит. предлож. и др.

Завершающим моментом обучающего блока является формулирование вывода. Прежде всего, знание падежных форм дополнений необходимо при составлении предложений, использование формы винительного падежа позволяет избежать неясности, двусмысленности, которая может возникнуть при падежной омонимии.

Следующий этап тренировочный, состоящий из упражнений на применение знаний.

Задание: рассмотрите падежные формы дополнения при переходном глаголе с отрицанием. Укажите возможность вариантных форм.

  1. Басни Крылова дойдут до потомства и никогда не потеряют в нём своей силы и свежести.
  2. Да он властей не признаёт.
  3. Не делай этого сраму.
  4. Хорошо,бабушка, я уступаю вам Марфеньку, но не трогайте Веру.
  5. Женя шла со мной рядом по дороге и старалась не глядеть на небо, чтобы не видеть падающих звезд, которые почему-то пугали её.

Учащиеся объясняют употребление той или иной падежной формы дополнения, опираясь на теоретические знания, полученные на обучающем этапе.

Второе упражнение на данном этапе направлено на умение находить предложения с ошибкой в употреблении формы падежа дополнения.

Задание: определите, правильно ли выбрана падежная форма дополнения при глаголе с отрицанием.

Из всех предложений учащиеся должны найти те, в которых допущена ошибка, и исправить её. (приведены предложения с ошибкой).

  1. Не принято соединять сочинительными союзами придаточного предложения с причастным или деепричастным оборотом.
  2. Только отдельные вузы не приняли участие в зимних соревнованиях по бегу.
  3. Было бы ошибкой, видя некоторую наивность приёмов неореализма, недооценивать его художественных и общественных достижений, проявившихся в конкретных условиях.

Учащиеся зачитывают предложения, в которых допущена ошибка, и исправляют её. В случае затруднения они могут использовать ключ, но обязательно объяснить, в чем состоит ошибка.

Контролирующий этап. Учащиеся приводят свои примеры по изученной теме с кратким объяснением выбора падежной формы дополнения. Работу проверяет учитель.

Таким образом, новая тема изучается самостоятельно, но уч-ся имеет возможность сверить свои выводы и ответы с ключом учителя или обратиться за помощью к учителю. Ученик не ограничен во времени.

Как говорилось выше, предлагаемая форма особенно эффективно реализует принцип индивидуализации.

После изучения блока тем « Варианты форм, связанные с управлением» учащиеся выполняют контрольную работу, которую можно провести в электронном варианте.

Контрольная работа.

1. Найдите неправильное употребление предлога в:

а) в городе; б) в Сибири, в) в Белоруссии; г) в Урале; д) в Новгороде; е) в Дании.

2. Поставьте предлог в или на к следующим словам:

… театре, …опере, …спектакле, …кино, …концерте.

3. Исправьте ошибки в использовании предлогов и запишите правильный ответ.

  1. Отец большую часть дня должен был проводить на мельнице, наблюдая над разными работами.
  2. Я готовлюсь в математический факультет.
  3. Она была одета, чтобы ехать в спектакль.
  4. Гроза разразилась, когда сестра Нина, сходив по воду к колодцу, принесла слух о казни Фомича.

4. Приведите примеры словосочетаний глаг.+ сущ.( дополнение) в родительном и винительном падеже.(по 2 примера).

5. Допишите словосочетания.

  • Обидеться
  • Обижен
  • Отзыв
  • Рецензия
  • Превосходство
  • Преимущество
  • Уверенность
  • Вера
  • Уплатить
  • Оплатить

6. Исправьте предложения.

  1. Для выполнения требования устранения отставания производства деталей намечены конкретные мероприятия.
  2. Закон о перестройке школы был принят в целях дальнейшего улучшения качества воспитания подрастающего поколения.
  3. На собрании было принято обращение к стремящейся к знаниям молодежи.

7. Приведите 3 примера предложений с управлением при однородных членах предложения.

Отметим, что на некоторые ошибки указывает сам компьютер, дает подсказку, но не выдает правильный ответ, уч-ся должен определить его самостоятельно.

Перед выполнением контрольной работы уч- ся знакомятся с критериями оценок, что позволяет ему самому определить, какую часть работы он готов выполнить, тем самым создаются условия психологической комфортности ученика.

Любая технология обладает средствами, активизирующими деятельность учащихся.

В качестве примера приведем урок – презентацию. Тема урока

«Лингвостилистический анализ текста. А. Н. Апухтин «Рассвет». Класс делится на три группы. Задание к уроку учащиеся получают заранее.

  • 1 группа: определить тему и основную мысль произведения, стиль и тип речи. Определив стиль и тип речи, уч- ся должны пояснить свой выбор.
  • 2 группа находит средства выразительности и определяет их роль в тексте.
  • 3 группа определяет композицию произведения в соответствии с типом речи, а также указывает виды связи предложений.
  • 4 группа выполняет творческое задание: им предстоит написать сочинение по прочитанному тексту в форме письма или дневниковой записи.

Выполненные задания ребята представляют в виде слайдов, из которых составляется презентация. Учащиеся должны продумать переход от предыдущего слайда к своему, чтобы весь анализ стихотворения был представлен как целостный, последовательный текст. Презентация начинается со вступительного слова учителя , которое располагает ребят к размышлению: «Почему писателя называют художником слова? Какую роль выполняют слова в тексте?» Затем каждая группа представляет свой слайд с выполненным заданием. По завершении представления слайдов перед ребятами появляется полный анализ стихотворения. Следующий этап презентации – обсуждение.

Группа формулирует цель своей работы и определяет, насколько успешно они её достигли. Представители других групп имеют возможность задать вопросы или сделать дополнения, внести поправки. Завершается работа рефлексией: уч-ся оценивают работу группы, определяют личную значимость выполненной работы.

Данная форма работы активизирует деятельность учащихся, способствует формированию и развитию критического и творческого мышления. Кроме того, понимание учеником практической значимости приобретаемых знаний и умений позволяет достичь эффективных результатов.

В заключение отметим, что использование информационных технологий на уроках русского языка обогащает традиционные методы работы, позволяет внести элемент разнообразия. Приведенные формы работы основаны на деятельностном подходе к процессу обучения, каждая из них имеет практическую значимость, а именно: применение знаний при подготовке к ЕГЭ, при написании творческих работ и др.

Не нужно думать, что информационные технологии отодвинут на второй план коммуникативный аспект. Пример урока лингвостилистического анализа текста показывает, что можно успешно сочетать информационные технологии и традиционные методы обучения.

Литература.

  1. Махницкая Е. Ю. Сочинение, отзыв, эссе: пособие для подготовки к экзаменам. Ростов - на - Дону: «Феникс», 2005.
  2. Розенталь Д. Э. Справочник по русскому языку. Практическая стилистика. М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2007.

 Презентация.