Мастер-класс "Методические приемы обучения дошкольников технике оригами"

Разделы: Работа с дошкольниками


Оборудование:

  • 2 магнитные доски;
  • схема: «Методы и приёмы» демонстрационная и раздаточные индивидуальные;
  • конверты с заданиями;
  • материалы для участников для выполнения заданий;
  • готовые бумажные цветы 3-х оттенков, подставки под них в виде композиций;
  • Выставка литературы и наработанного продуктивного материала.
  • Стол для демонстрации приёма работы с детьми, заготовки квадратной формы, ножницы, схема.

Ход мастер-класса

Здравствуйте, уважаемые коллеги. Сегодня я поделюсь своим педагогическим опытом по теме «Методические приёмы обучения дошкольников технике оригами». Помимо участия в мастер-классе, вы можете ознакомиться с выставкой, где представлены: литература и наработанный продуктивный материал.

Актуальность использования оригами в образовательном процессе в первую очередь конечно-же связана с возможностью использования его как средства развития мелкой моторики рук. Использование оригами обеспечивает хорошую тренировку пальцев, способствует выработке движений кисти, развивает точность, скоординированность мелких движений пальцев. Как известно, всё это стимулирует развитие речи у детей. Кроме того, для детей младшего возраста тренировка пальцев важна с точки зрения выработки основных элементарных умений, таких, как одевание и раздевание, застегивание и расстегивание пуговиц, манипулирование ложкой, ножницами. У старших дошкольников тренировка пальцев подготавливает руку к письму.

В переводе с японского оригами – складывание бумаги. В результате складывания получаются разнообразные фигурки. Но сегодня мы не будем просто учиться делать ту или иную фигуру. Моя задача – познакомить вас с методическими приёмами обучения дошкольников оригами. А именно с организационными методическими приёмами. Напомню, что организационными методическими приемами мы направляем внимание, восприятие и работу детей. Почему именно этот аспект я выбрала для темы мастер-класса?

Во-первых, владение разнообразными методическими приемами, умелое их сочетание, свидетельствует о педагогическом мастерстве педагога, т. е. служит показателем качества его работы.

Во-вторых, умения и навыки ребёнка, формируемые с помощью методических приёмов, которые будут представлены сегодня Вашему вниманию, могут быть использованы в различных видах детской деятельности: игровой, трудовой, коммуникативной. Такой подход соответствует Федеральным государственным требованиям к основной общеобразовательной программе дошкольного образования. Федеральные требования ставят перед педагогами задачу организации интегрированного воспитательно-образовательного процесса.

Итак, методы и приёмы обучения детей технике оригами.

Перед вами схема, на которой представлены методы и приёмы, используемые в работе с применением техники оригами. Точно такая же есть у вас. Давайте рассмотрим схему. Вы видите, что методы и приёмы достаточно разнообразны. В рамках времени мастер-класса мы не можем познакомиться со всеми. Я предлагаю подробно рассмотреть следующие методические приёмы:

  1. объяснение, сопровождаемое показом с опорой на символы-ориентиры.
  2. выполнение действий с детьми с проговариванием
  3. выполнение действий по пооперационным картам.

На ваших таблицах эти методические приёмы отмечены красным цветом. Почему именно их я выбрала? На мой взгляд, использовать их в работе может педагог даже не владеющий глубоко техникой оригами. Они эффективны в работе с детьми и дают возможность решать задачи различных образовательных областей.

Рассмотрим первый приём – объяснение, сопровождаемое показом с опорой на символы-ориентиры.

У младших дошкольников вызывает затруднение точное совмещение противоположных углов и сторон фигур. Для решения этой проблемы я использую приём - объяснение, сопровождаемое показом с опорой на символы-ориентиры. (педагог вывешивает название приёма)

Посмотрите, на углах квадрата, которые будут совмещены, нарисованы символы-ориентиры: божья коровка и цветок. Я предлагаю детям: «Давайте поможем божьей коровке сесть на цветок. Возьмём уголок, на котором изображена божья коровка и точно совместим с уголком, где расположен цветок, «посадим её на цветок». А теперь, чтобы божья коровка не улетела, пальцами левой руки удерживаем совмещённые углы, а ногтем большого пальца правой руки, прогладим полученную складку».

Используя данный методический приём, мы не только помогаем ребёнку научиться выполнять складывание заготовки по диагонали аккуратно, точно совмещая противоположные углы и стороны, но и развиваем в ребёнке способность, действовать самостоятельно, формируем способность к переносу данного действия в самостоятельную трудовую деятельность. Например, освоив это действие, ребёнок может применить его при складывании салфеток для салфетницы. (демонстрирует)

Рассмотрим второй приём – выполнение действий с детьми с проговариванием (педагог вывешивает название приёма)

Для его демонстрации я приглашу помощников, чтобы более наглядно Вам показать его использование в практической работе с детьми. Я буду складывать фигуру «Жар-птица» и по ходу выполнения задавать вопросы, которые обычно задаю детям.

Демонстрация приёма.

Педагог приглашает 2-3-х детей в зал и предлагает им поприветствовать присутствующих приветствием-разминкой и помочь ей (дети вместе с педагогом присаживаются за стол).

– Мы будем складывать фигуру «Жар-птица». Возьмите квадрат. – Какую фигуру вы взяли?
– Сложите базовую форму «Воздушный змей». – Какую базовую форму вы сложили? Что вы для этого сделали?
– Перегните заготовку пополам. – Что вы сейчас будете делать?
– Выполните надрез снизу вверх по намеченной линии, глядя на схему. – Что вы сейчас делаете?
– У вас получились очень красивые жар-птицы, как вы думаете, почему?
– Покажите нашим гостям, что у вас получилось. Спасибо за вашу помощь. (дети уходят)

Использование этого приёма развивает у детей диалогическую речь в контексте выполнения определённой деятельности; формирует умение слышать собеседника, развивает грамматическую сторону речи. 

Мы рассмотрели два самых простых методических приёма. Они просты в применении и могут использоваться всеми педагогами, даже не занимающимися оригами в системе. А вот следующий приём более сложный, но эффективный. Им смогут воспользоваться те, кто заинтересуется оригами.

Рассмотрим третий приём - выполнение действий по пооперационным картам.

Для того, чтобы процесс изготовления поделок в стиле оригами стал для детей более доступным, использую приём - выполнение действий по пооперационным картам. Использовать этот приём следует, когда дети уже овладеют базовыми формами складывания. По таким картам работать проще и интереснее, чем по схемам. И схема, и пооперационная карта показывают чёткую последовательность выполнения действий, в чём же преимущество пооперационной карты?

Схема – плоское изображение, а карта предлагает объёмный образец, как на киносеансе в формате 3Д, который сейчас так популярен у детей. кроме того, схему нельзя развернуть, а любую фигуру на карте можно развернуть и снова свернуть, тем самым отрабатывая приёмы складывания или вспоминая забытые действия и операции.

И самое главное – работа с пооперационной картой соответствует психо-физиологическим особенностям ребёнка дошкольного возраста, а именно особенностям восприятия новой информации. Наиболее доступное для ребёнка – чувственное восприятие. При использовании карт обеспечивается большее количество каналов поступления информации – зрение (ребёнок видит всё, что изображено на карте)

  • осязание (он может потрогать, развернуть, свернуть, ощутить объём),
  • слух (ребёнок слушает комментарии педагога).

А при работе с традиционными схемами информация поступает, в основном, через зрение.

Всё мной перечисленной говорит о преимуществе пооперационных карт по сравнению со схемами.

Итак, предлагаю вашему вниманию пооперационную карту по изготовлению фигуры «Василёк»: давайте её разберём. Я буду комментировать действия, а вы находить и рассматривать соответствующие операции на карте:

1 шаг – Взять заготовку квадратной формы
2 шаг – сложить квадрат по диагонали.
3 шаг – Сложить базовую форму «Воздушный змей»
4 шаг – Перегнуть заготовку назад и, посмотрев на просвет до линии сгиба сделать надрез.
5 шаг – Выполнить 6 одинаковых заготовок.
6 шаг – Вставить вторую заготовку в кармашек, нанеся на уголок немного клея и т.д. Это заключительный шаг, который следует повторить со всеми заготовками.

Применение данного приёма влияет на развитие у дошкольников познавательных психических процессов: восприятия, внимания, логического мышления; способствует развитию у детей способности к самоконтролю. самостоятельной творческой деятельности.

Итак, мы рассмотрели три методических приёма, используемых в обучении технике оригами:

  1. объяснение, сопровождаемое показом с опорой на символы-ориентиры.
  2. выполнение действий с детьми с проговариванием
  3. выполнение действий по пооперационным картам.

Сейчас мы переходим к практической части мастер-класса, в ходе которой вы попробуете использовать эти методические приёмы.

Вашему вниманию представлены композиции из бумажных трубочек. Когда вы входили, мы вручили вам цветы. Пожалуйста, дополните композиции цветами или как мы говорим детям, посадите цветы на свои клумбы: у кого в руках васильки – подойдите к жёлтой композиции, белые – к розовой, жёлтые к голубой. Вставьте цветы в трубочки и присаживайтесь за столики.

Прошу внимания. Ваша цель – применить методы и приёмы, которые мы разобрали.

Прежде чем вы откроете конверты, с подробными инструкциями, лежащие на столах, послушайте последовательность ваших действий. Вам необходимо:

Выполнить определённую фигуру, применив один из 3-х приёмов, которые мы подробно рассмотрели сегодня. Для изготовления использовать карточку подсказку в конверте.

Составить текст презентации своей работы по определённому плану. Составить текст Вам помогут, содержащиеся в карточках наводящие вопросы.

Презентовать приём, который вы отрабатывали на практике в своей группе.

Первая группа будет использовать приём «объяснение, сопровождаемое показом с опорой на символы-ориентиры»

Вторая группа будет использовать приём «выполнение действий с детьми с проговариванием»

Третья группа будет использовать приём «выполнение действий по пооперационным картам»

На выполнение задания даётся 7 минут. По окончании времени представители от каждой группы одновременно выходят для презентации.

А теперь откройте конверты, которые лежат у вас на столах. Перед началом работы внимательно ознакомьтесь с инструкцией.

Педагог подходит к каждой группе и уточняет содержание деятельности.

Презентация выполнения работ.

А сейчас представители от каждой группы продемонстрируют присутствующим результаты своей деятельности.

Уважаемые коллеги, я благодарю группы за продуктивную работу. Надеюсь, что в ходе мастер-класса вы получили определённые представления об эффективности использования организационных методических приёмов. И что наш мастер-класс пробудил в вас желание творчества, поиска, вызвал интерес к данной теме.

Конверт для 1-й группы 

1. Выполнение задания: каждый из вас должен сложить по 2 базовые формы – треугольник, используя методический приём работы по символам-ориентирам. У вас получится 8 треугольников. Глядя на образец, сложите фигуру «Часы».

2. Презентация методического приёма должна включать следующее:

  • название приёма
  • цели применения именно данного приёма
  • демонстрация изготовленной фигуры с использованием данного приёма
  • ваше мнение о возможностях использования данного приёма в работе с дошкольниками

Желаем вам успешной работы!

Конверт для 2-й группы:

Выполнение задания: Вы работаете, используя приём «выполнение действий с детьми с проговариванием». Один из вас берёт на себя роль воспитателя, (если нет желающих, эту роль выполняет тот, кто открыл конверт и взял в руки лист с заданием-инструкцией по сборке фигуры «лист»), остальные участники группы выполняют роли детей. «Воспитатель» , называя последовательно все действия для выполнения фигуры, задаёт по ходу работы вопросы «детям». «Дети» должны стараться отвечать полными предложениями.

Порядок выполнения работы:

Сегодня мы украсим веточки осенними листьями. Я буду рассказывать, что нужно делать и задавать вам вопросы. Вы внимательно меня слушайте, выполняйте всё точно и отвечайте полными ответами на мои вопросы. Тогда у каждого, кто будет внимателен, точен и аккуратен, получится красивый осенний листок. Также, ребята, вы можете опираться на схемы по сборке фигуры. Все готовы?

  • Возьмите фигуру квадрат. – Какую фигуру вы взяли? Какого цвета квадрат вы взяли?
  • Сложите квадрат по диагонали и разрежьте на 2 треугольника. – Что вы сейчас сделали?
  • Теперь положите треугольник вниз прямым углом. – Что вы сейчас будете делать?
  • Вдоль длинной стороны треугольника загните узкую полоску к себе и сложите весь треугольник веером. (Выполнение) – На какой предмет становится похожа ваша фигура?
  • Получившийся веер сложите ровной стороной внутрь. – Что вы сейчас делаете?
  • Теперь осталось склеить листочек и надеть его на веточку.
  • У вас получились очень красивые листья. Как вы думаете, почему? Постарайтесь отвечать по-разному. (ответы: у меня получился очень красивый листик, потому что я хорошо прогладил все линии сгиба, аккуратно работала с клеем и т.д.)

2. Презентация методического приёма должна включать следующее:

  • название приёма
  • цели применения именно данного приёма
  • демонстрация изготовленной фигуры с использованием данного приёма
  • ваше мнение о возможностях использования данного приёма в работе с дошкольниками

Желаем вам успешной работы!

Конверт для 3-й группы 

Выполнение задания: каждый из вас пользуясь пооперационной картой, складывает фигуру «мак», и располагает её в общей композиции.

Презентация методического приёма должна включать следующее:

  • название приёма
  • цели применения именно данного приёма
  • демонстрация изготовленной фигуры с использованием данного приёма
  • ваше мнение о возможностях использования данного приёма в работе с дошкольниками

Желаем вам успешной работы!