Литературная гостиная "Сыны полков"

Разделы: Литература, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (61,7 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Цели:

Обучающие:

  • углубление знаний учащихся о характере главного героя на основе сопоставления с реальными событиями истории страны;
  • формирование умений учащихся выразительно читать стихотворения.

Развивающие:

  • развитие коммуникативной компетентности учащихся;
  • развитие умения анализировать художественные произведения
  • Воспитательные:
  • формировать эстетическое восприятие средствами литературы;
  • содействовать воспитанию нравственных качеств: честность, милосердие, доброта, патриотизм, гуманизм.

Ход урока

Презентация (приложение 1)

Слайд 1

Ведущий:

Такою все дышало тишиной,
Что вся земля еще спала, казалось.
Кто знал, что между миром и войной
Всего каких-то пять минут осталось.
С.Щипачев

Чтец  (1):

Война!
Твой страшный след
Живет в архивах пыльных,
В полотнищах побед
И в нашумевших фильмах.
Война! Твой горький след –
И в книгах, что на полках.
Н.Старшинов

Слайд 2.

Учитель: Прошло шестьдесят пять лет со дня окончания Великой Отечественной войны .В войне закалялись не только взрослые, но и дети. Дети, которые смотрели в глаза смерти, каждый день, час , минуту, потому что то был фронт или тыл врага. Маленькие солдаты войны стали седыми ветеранами, а с годами они будут единственными участниками и свидетелями войны. Война была к ним безжалостна, но они выжили и победили наравне и рядом с взрослыми, хотя говорят, что “детей на войне не бывает”. Не потому ли до сих пор исторический факт участия детей и подростов в Великой Отечественной войне в составе регулярных частей Советской Армии, Флота и партизанских соединений так и остается малоизвестной и малоизученной страницей истории Великой Отечественной войны?..

Слайд 3.

Чтец (2):

Слайд 4.

Был трудный бой.
Все нынче, как спросонку,
И только не могу себе простить:
Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,
А как зовут, забыл его спросить.

Лет десяти – двенадцати.
Бедовый, Из тех, что главарями у детей,
Из тех, что в городишках прифронтовых
Встречают нас как дорогих гостей,

Машину обступают на стоянках,
Таскать им воду ведрами – не труд,
Приносят мыло с полотенцем к танку
И сливы недозрелые суют...

Шел бой за улицу.
Огонь врага был страшен.
Мы прорывались к площади вперед.
А он гвоздит – не выглянуть из башен,
– И черт его поймет, откуда бьет.

Тут угадай-ка, за каким домишкой
Он примостился, – столько всяких дыр,
И вдруг к машине подбежал
парнишка:
Товарищ командир,
Товарищ командир!
Я знаю, где их пушка. Я разведал... Я подползал, они вон там, в саду...

– Да где же, где?..
– А дайте, я поеду на танке с вами,
Прямо приведу.
Что ж, бой не ждет.
– Влезай сюда, дружище!
– И вот мы катим к месту вчетвером.
Стоит парнишка – мины, пули свищут,
И только рубашонка пузырем.
Подъехали.
– Вот здесь!
И с разворота заходим в тыл, и полный газ даем.
И эту пушку, заодно с расчетом,
Мы вмяли в рыхлый, жирный чернозем.
Я вытер пот.
Душила гарь и копоть:
От дома к дому шел большой пожар.
И, помню, я сказал:
– Спасибо, хлопец! –
И руку, как товарищу, пожал...

Был трудный бой.
Все нынче, как спросонку.
И только не могу себе простить:
Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,
Но как зовут, забыл его спросить.
А. Твардовский. Рассказ танкиста.

Слайд 5.

Учитель: Валентин Петрович Катаев написал об одном из таких ребят, попавших разными путями на войну. Свою книгу он так и назвал “Сын полка”

Слайд 6.

Слайд 7.

Учитель: Само выражение “сын полка” появилось в русском языке задолго до Великой Отечественной войны. Оно, очевидно, связано с названием комической оперы итальянского композитора Гаэтано Доницетти “Дочь полка” (1840). Позднее рассказ “Дочь полка” написал Редьярд Киплинг.

Слайд 8.

Ведущий: Почти каждый мальчишка в то тяжелое время мечтал попасть на фронт. Эти дети не знали, как сложится их жизнь через год, месяц, день или час. Прослушайте воспоминания этих ребят.

Чтец (3): “...Боялся, что война без меня кончится. А она была такая длинная: началась – я вступил в пионеры, кончилась – я уже комсомолец” (Костя Илькевич10 лет),

Ведущий: А когда они оказывались на фронте, командиры не знали, что с ними делать. “Что мне делать с тобой, парень? Ты же меньше винтовки”, – сказал командир Пете Филоненко, одиннадцатилетнему сыну полка.

Учитель: Но это потом они становились сыновьями полков... А. сначала это были маленькие беспризорники. Дети, которых война лишила детства. Вспомните, каким впервые увидели разведчики Ваню Солнцева, героя повести Валентина Петровича Катаева “Сын полка”.

Чтец (4): “Картина, которую они увидели, была проста и вместе с тем ужасна. В окопчике спал мальчик. Стиснув на груди руки, поджав босые, темные, как картофель, ноги, мальчик лежал в зеленой вонючей луже и тяжело бредил во сне. Его непокрытая голова, заросшая давно не стриженными, грязными волосами, была неловко откинута назад. Худенькое горло вздрагивало. Из провалившегося рта с обметанными лихорадкой, воспаленными губами вылетали сиплые вздохи. Слышалось бормотание, обрывки неразборчивых слов, всхлипывание. Выпуклые веки закрытых глаз были нездорового, малокровного цвета. Они казались почти голубыми, как снятое молоко. Короткие, но густые ресницы слиплись стрелками. Лицо было покрыто царапинами и синяками. На переносице виднелся сгусток запекшейся крови.
Мальчик спал, и по его измученному лицу судорожно пробегали отражения кошмаров, которые преследовали мальчика во сне. Каждую минуту его лицо меняло выражение. То оно застывало в ужасе; то нечеловеческое отчаяние искажало его; то резкие глубокие черты безысходного горя прорезывались вокруг его впалого рта, брови поднимались домиком и с ресниц катились слезы; то вдруг зубы начинали яростно скрипеть, лицо делалось злым, беспощадным, кулаки сжимались с такой силой, что ногти впивались в ладони, и глухие, хриплые звуки вылетали из напряженного горла.
А то вдруг мальчик впадал в беспамятство, улыбался жалкой, совсем детской и по-детски беспомощной улыбкой и начинал очень слабо, чуть слышно петь какую-то неразборчивую песенку.
Сон мальчика был так тяжел, так глубок, душа его, блуждающая по мукам сновидений, была так далека от тела, что некоторое время он не чувствовал ничего: ни пристальных глаз разведчиков, смотревших на него сверху, ни яркого света электрического фонарика, в упор освещавшего его лицо.
Но вдруг мальчика как будто ударило изнутри, подбросило. Он проснулся, вскочил, сел. Его глаза дико блеснули. В одно мгновение он выхватил откуда-то большой отточенный гвоздь. Ловким, точным движением Егоров успел перехватить горячую руку мальчика и закрыть ему ладонью рот.

– Тише. Свои, – шепотом сказал Егоров.

Только теперь мальчик заметил, что шлемы солдат были русские, автоматы – русские, плащ-палатки – русские, и лица, наклонившиеся к нему, – тоже русские, родные.
Радостная улыбка бледно вспыхнула на его истощенном лице. Он хотел что-то сказать, но сумел произнести только одно слово:
Наши. И потерял сознание”.

Слайд 9.

Учитель: В своей повести Валентин Катаев показывает несовместимость понятий война и детство. Детство – это начало жизни, радость, а война – это страх, насилие, ежеминутная смертельная опасность. Взрослые бойцы, солдаты это понимают, поэтому, накормив и обогрев Ваню, отправляют его в тыл. По дороге в тыл Ваня сбегает и снова устремляется на фронт и вскоре попадает в плен.

Ведущий: Эти голодные, измученные мальчишки отчаянно рвались воевать, они хотели защищать Родину, мстить врагу.

Слайд 10.

Учитель: После освобождения из плена Ваня становится настоящим сыном полка. Затем от разведчиков он попадает к артиллеристам. И для капитана Енакиева становится настоящим сыном. И как бы Ваня ни сопротивлялся, его отправляют с фронта в мирную жизнь. Мальчик поступает в суворовское училище – так назвали открытые в те годы военные учебные заведения для подростков, потерявших родителей, детей офицеров. Были также созданы и нахимовские училища – для детей, погибших моряков.

Слайд 11.

Ведущий: Повесть “Сын полка” на многие годы становится одной из самых читаемых детских книг о войне. Валентин Катаев рассказывал: “Дети любят эту книгу, и до сих пор я получаю письма, в которых спрашивают, где сейчас Ваня Солнцев. Даже из других стран приходят письма. Когда я на вопрос одного мальчика ответил: “Не было Вани Солнцева!”, дети ахнули и посмотрели на меня как на злодея”.

Слайд 12. И все-таки он был!

Ведущий: Книжный герой, сын полка, Ваня Солнцев, на примере которого выросло не одно поколение школьников, вовсе не фантазия писателя Валентина Катаева. Иван Платонович Солнцев, которому сейчас должно быть 80 лет, жил на окраине Одессы. Информацию о нем мы нашли в газете “Московский комсомолец” от 12 апреля 2001 года. В повести “ Сын полка” у Вани Солнцева безупречная репутация – счастливое деревенское детство, замученные фашистами родители. Ничего этого у безродного подкидыша из столичного детдома на улице Басманной не было. В интервью с журналистом он сказал, что зовут его не Иваном, а Исааком Платоновичем Солнцевым, настоящим евреем. А про все остальное Катаев сказал правду: и про подвиги и про войну.

– В детдоме хорошо жилось, но воли мало. Мы с приятелем Володькой Вознесенским решили тикать в леса, выкопать землянку и жить как разбойники. Свистнули картошку, хлеб. Но тут войну объявили. Собрались детдом отправить на Урал. А оно нам надо?

Поздно ночью, под вой сирен и пляску прожекторов, пользуясь растерянно– стью взрослых, пробрались девятилетний Изя с одиннадцатилетним Володей на Белорусский вокзал, залезли в товарняк. В ящиках для топлива просверлили дырки, чтобы дышать.

И поехали бить фашистов.

Нашли мальчишек разведчики, в Белоруссии, в лесу. После двух месяцев бродяжничества мальчишки почти утратили человеческий облик. Впечатления за день записывали они на полях букварей корявыми буквами с множеством ошибок. Писать правильно Изя не научился по сей день.

Именно этот лесной дневник положит в основу своей повести Катаев. Хотя реального Исаака писатель видел всего раз, издалека. Сфотографировал его на передовой для будущей книги. В 8-м гвардейском полку найденыша звали не Исааком, а Иваном. Русское имя спасло ему жизнь.

Ефрейтор Солнцев прошагал всю войну. В августе 45-го громил на Дальнем Востоке самураев. Был Контужен. Был 12 раз ранен, контужен.

Слайд 13.

Учитель: Храбрость этих до срока возмужавших сердец, недетская сила мозолистых рук были связаны в едином порыве, принесшем нам Победу. Вы даже не представляете, как много было таких детей! Так, в 63-й гвардейской танковой бригаде было 9 воспитанников. Ее командир – дважды Герой Советского Союза, генерал-лейтенант в отставке Михаил Георгиевич Фомичев – говорил гак: “Всех ребятишек мы подбирали на дорогах войны. Ну ведь не бросишь их, не оставишь в лесу.

Слайд 14.

Ведущий: Дети служили не только в армии, но и в госпиталях. Конечно, их не называли детьми полка, но они тоже служили. Это были воспитанники госпиталей. И служба их была нелегка. Послушайте рассказ Володи Чистоклетова, который начал свою службу в 10 лет.

Слайд 15.

Чтец (5): “Война застала меня в санатории Совет-Квадже на Черном море. Утром пошли в лес, услышали гул самолетов, начали играть "в войну", не подозревая, что где-то уже идет настоящая война.

Через несколько дней нас привезли в Ростов. На город уже падали первые бомбы. Взрослые рыли щели, строили баррикады, готовясь к уличным боям. А мы, мальчишки, сторожили ящики, в которых были сложены бутылки с зажигательной смесью, подвозили песок и воду на случай пожара.

Все школы превратились в госпитали. В семидесятой школе размешался армейский госпиталь. Туда направили маму. Ей разрешили и меня взять с собой. Куда ехал госпиталь, туда ехали и мы.

Чтец (1):

Везет на фронт мальчика
товарищ военный врач...
Мама моя, мамочка,
не гладь меня, не плачь!
На мне военная форма,
– Не гладь меня при других!
На мне военная форма,
на мне твои сапоги.
Не плачь!
Мне уже двенадцать,
я взрослый почти...
Двоятся, двоятся, двоятся
Рельсовые пути...
В кармане моем документы, –
печать войсковая строга.
В кармане моем документы,
по которым я – сын полка.
Прославленного, гвардейского,
проверенного в огне...
Я еду на фронт,
Я надеюсь,
что браунинг выдадут мне.
Что я в атаке не струшу,
Что время мое пришло...
Завидев меня.
Старухи охают тяжело:
“Сыночек...
Солдатик маленький...
Вот ведь настали дни...”
Мама моя! Мамочка!
Скорей им все объясни!
Скажи, чего это ради
они надо мной ревут?
Зачем они меня гладят?
Зачем сыночком зовут?
И что-то шепчут невнятно
и теплый суют калач.
Россия моя, не надо!
Не гладь меня!
И не плачь!
Не гладь меня!
Я просто
будущий сын полка.
И никакого геройства я не свершил пока!
И даже тебе неясно,
что у меня впереди...
Двоятся,
двоятся,
двоятся
рельсовые пути...
Р. Рождественский “Везет на фронт...”

Слайд 16.

Учитель: Четыре долгих года дети сражались вместе с взрослыми. Бились, они не только в России, но и за границей, выбивая фашистов с оккупированных территорий. Вместе со своими полками вступили они в Берлин.

Чтец (2):

Еще стояла тьма немая,
в тумане плакала трава,
девятый день большого мая
уже вступил в свои права.
Армейский “зуммер” пискнул слабо
– и улетел солдатский сон!
Связист из полкового штаба
вскочил и бросил телефон.
И все!
Не звали сигналистов.
Никто не подавал команд.
Был грохот радости неистов.
И бил чечетку лейтенант.
Стреляли танки и пехота.
И раздирая криком рот,
впервые за четыре года
Палил из “вальтера” начпрод.
Над мутной торопливой Тисой
и стрекот выстрелов, и гул.
К жаре привыкший повар лысый
зачем-то ворот расстегнул.
Не рокотали стайки “ЯКов” над запылавшею зарей.
И кто-то пел. И кто-то плакал.
И кто-то спал в земле сырой.
Вдруг тишь нахлынула сквозная,
и в полновластной тишине спел соловей,
еще не зная, что он поет не на войне.
И. Радченко. В день окончания войны.

Слайд 17.

Ведущий: Закончилась война. Что же стало с бывшими детьми полков? Судьба их не баловала и после войны. Давайте еще раз обратимся к воспоминаниям Васи Сигалева-Князсва.

Слайд 18.

Чтец (3): “Кончилась война, мне вручили три медали: "За взятие Кенигсберга", "За взятие Берлина" и "За Победу над Германией”

Слайд 19.

Наша часть вернулась на родину, здесь мы разминировали поля. Случайно узнал, что мой старший брат жив и живет в Вилейке.
С направлением в суворовское училище сбежал в Вилейку. Нашел брата, скоро к нам приехала сестра. У нас уже была семья.
С жильем мы устроились на каком-тo чердаке. А с питанием было туго, пока я не надел форму, три медали и не пошел в исполком.
Прихожу, на дверях табличка "Председатель", я постучался. Зашел и доложил по всей форме:
Младший сержант Сигалев, пришел ходатайствовать себе гособеспечение.
Председатель улыбнулся и поднялся:
– А где живешь? – спросил.
Я сказал:
– На чердаке, – и дал адрес.
Вечером нам привезли мешок капусты, через день – мешок картошки.
Однажды председатель встретил меня на улице и дал адрес сказал: “Вечером зайди, там тебя ждут”.
Встретила меня там женщина, это была его жена, ее звали Нина Максимовна, а его Алексей Михайлович. Меня накормили, я умылся, из солдатского уже вырос, мне дали пару рубашек.
Стал я к ним приходить, сначала редко, затем чаще, потом каждый день.
Военный патруль встретит и спрашивает:
– Пацан, чьи медали нацепил?
Где твой отец?
– У меня нет отца...
Приходилось носить с собой удостоверение”.

Ведущий: Дальнейшая судьба Васи сложилась так: его усыновили Алексей Михайлович и Нина Максимовна. Поэтому у мальчика стала двойная фамилия – Сига-лев-Князев. Вырос Василий и стал тренером.

Слайд 20.

Учитель: Сколько их былосыновей и дочерей Великой Отечественной? Историки считают, что наравне с взрослыми в ту пору сражались больше 300 тысяч мальчишек и девчонок. Около 50 тысяч не вернулись с фронта.

Слайд 21.

В начале 90-х в Москве была создана общественная организация “Межрегиональный союз юных участников Отечественной войны 1941–1945 годов”. В столице насчитывалось 618 человек. Постаревшим героям были вручены памятные медали “Сын полка”. Вручили эту медаль и Ване Солнцеву.

Но судьба многих бывших сынов полка неизвестна. Сами они не считали себя героями, не рассказывали многого о себе, не оставили воспоминаний. Сейчас неравнодушные люди пытаются выяснить дальнейшие судьбы юных героев. Но мы с вами понимаем, как это теперь сложно сделать.

Чтец (4):

Вот так новость: бабушка сказала.
Что она сражалась в партизанах!
Ты ж трусиха, милая бабуля...
У меня – пустяшная простуда,
У тебя – сейчас же с сердцем худо.
Если оцарапаюсь до крови.
Ты теряешь все свое здоровье.
А когда в кино палят из пушек.
Ты же сразу затыкаешь уши!
Бабушка в ответ сказала тихо:
– Верно! Я тогда была трусиха...
И тогда при виде чьей-то крови
Начисто теряла я здоровье,
А когда с пригорка пушка била,
Мне за всю деревню страшно было!
Только за себя я не боялась.
Так вот и в отряде оказалась.
М. Борисова. Бабушка-партизанка.

Ведущий: Вот так бывает, что подвиги бабушек и дедушек оказываются неожиданностью для внуков, а уж для правнуков тем более. Но все-таки судьбы некоторых сынов полка известны. Одни из них стали военными, другие выбрали мирные профессии.

А некоторые стали очень известными людьми. Оказывается, известнейшие наши киноактеры Георгий Юматов, Элина Быстрицкая были подростками на фронте. А еще – знаменитые писатели Валентин Пикуль, Сергей Баруздин, всемирно известный певец Борис Штоколов. Должны ли мы помнить о солдатах той, далекой теперь уже, войны?

Чтец (5):

Они прикрыли жизнь собою,
Жизнь начинавшие едва,
Чтоб было небо голубое,
Была зеленая трава.

И вновь – весна…
И снова солнце светит ясно.
Вот детский смех послышался вдали…
Но кто сказал, что жили вы напрасно?
Но кто сказал, что зря боролись вы?

Кто так сказал, не знал наверно, горя
И не видал он материнских слез,
Не видел он могил и после боя
Не видел тех, кто это перенес

Ведущий: Каждый из нас должен знать о Великой Отечественной войне, каждый должен помнить о ней, каждый должен испытывать чувство благодарности к тем, кто защитил нас с вами.

Слайд 22.

Чтец (1):

Давно закончилась война. Давно с войны пришли солдаты. И на груди их ордена Горят, как памятные даты. Вам всем, кто вынес ту войну – В тылу иль на полях сражений, Принес победную весну, Поклон и память поколений.

Литература.

  1. Алексиевич С. Последние свидетели. – М.: Мол. гвардия, 1985.
  2. Газета “Московский комсомолец – Урал” 5.04–12.04. 2001 г.
  3. Питерский, Л. Сын полка // Родина. – № 2. – 1995. – С. 63–68.
  4. wikiquote.org/wiki/Валентин Катаев.
  5. http://hrono.ru/biograf/bio_k/kataevvp.php
  6. http://lib.ru/PROZA/KATAEW/synpolka.tx
  7. http://fantlab.ru/work177580