Познавательно-речевое развитие. Образовательная область "Коммуникация", "Осенний урожай"

Разделы: Работа с дошкольниками


Развитие речи – это главный этап общего развития ребенка, ведь хорошее владение языком необходимо для полноценного общения, выражения мыслей, овладения программой детского сада, а после – школы. Но речь должна быть правильной!

Одной из важных предпосылок формирования речи являются способность ребенка к подражанию.

Фонетической стороной речи ребенок овладевает, повторяя речь окружающих взрослых. Наличие речевой подражательности отмечают многие исследователи.

Ребенок с развитой речью легко вступает в общение со взрослыми и сверстниками, понятно выражает свои мысли и желания. Особое значение правильное звукопроизношение приобретает при поступлении в школу.

Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей. Исследования отечественных психологов и педагогов доказали, что овладение речью не просто что– то добавляет к развитию ребенка, а перестраивает всю его психику, всю деятельность, поэтому важное значение в педагогическом процессе дошкольного учреждения отводиться речевому развитию детей.

В работе по развитию речи детей младшего дошкольного возраста ведущее значение имеет не только формирование фонетической и грамматической сторон речи, но и формирование лексического запаса ребенка, на основе которого проводиться работа по развитию правильной устной речи.

Художественные произведения объединяют в себе специфическую область творчества, объединяющую в себе мир детей и мир взрослых, включающую целую систему поэтических и музыкально – поэтических жанров.

Из того, что описано в работе, можно сделать вывод, что формирование детской речи невозможно без художественной литературы. Дети – дошкольники наиболее восприимчивы к поэзии. Особенно интересны малышам произведения, в которых главные действующие лица – дети, животные, описываются игровые и бытовые ситуации.

Ребенок с удовольствием разыгрывает вместе со взрослым сюжеты сказок, художественных произведений.

Ребенок остро переживает события, слушает понравившуюся ему сказку многократно. Радостно узнает ее героев в иллюстрациях и игрушках, следит за привычной последовательностью сюжетных действий, каждый раз, заново переживая счастливый конец сказки или рассказа.

С помощью художественной литературы у детей дошкольного возраста развивается:

  • эмоциональная отзывчивость на произведения, интерес к ним;
  • развивается способность слушать текст и активно реагировать на его содержание;
  • вырабатывается умение слушать вместе с группой сверстников, когда воспитатель рассказывает;
  • дети учатся выполнять игровые действия, способствующие тексту знакомых произведений, сказок;
  • дети узнают произведения и их героев при многократном рассказывании;
  • у ребенка развивается способность повторять отдельные слова и выражения из сказок, рассказов, стихотворений;
  • дети учатся рассматривать иллюстрации, узнавать в них героев произведений и отвечать на элементарные вопросы по содержанию иллюстраций типа: Кто это? Где у зайки уши? Что он делает?
  • дети дошкольного возраста учатся следить за развитием действия в коротких рассказах, сказках с наглядным сопровождением картинки, игрушки, а затем и без него.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  • Арушанова А. Дошкольный возраст: формирование грамматического строя речи./Дошкольное воспитание. 1993 г. № 9.
  • Новотворцева Н.В. Развитие речи детей. Москва, 1995 г.

“ОСЕННИЙ УРОЖАЙ”

Познавательно-речевое развитие.

Образовательная область “Коммуникация”

(средняя группа)

Тема “Осенний урожай”.

Задачи.

  1. Учить дифференцировать овощи, фрукты.
  2. Развивать внимание, мышление
  3. Закреплять умение образовывать относительные прилагательные от существительных.
  4. Закреплять обобщающие понятия овощи, фрукты.

Цели:

  • уточнение и закрепление словаря;
  • развитие связной речи;

Оборудование:

  • картинки с изображением фруктов;
  • макеты фруктов;
  • корзина;
  • конверт с письмом;
  • мяч.

Ход занятия

Дети стоят на ковре.

В.: Здравствуйте ребята! Посмотрите сколько к нам пришло гостей, давайте поздороваемся с ними.

Д.: Здравствуйте.

Когда я шла к вам мне передали для вас письмо в конверте от нашего знакомого ёжика. Давайте откроем конверт и прочтем письмо. Ребята ёжик предлагает нам отгадать загадки. Послушайте первую загадку:

Круглое, румяное,
Я расту на ветке.
Любят меня взрослые,
И маленькие детки.
Что это?

Д.: Яблоко. ( Вешаю картинку с изображением яблока на мольберт)

В.: Молодцы! А как вы догадались, что это яблоко?

Д.: Круглое, румяное....

В.: Послушайте еще одну загадку:

Красна девица
Сидит в темнице,
А коса на улице.

Д.: Морковь. (Вешаю картинку с изображением моркови на мольберт).

В.: Молодцы! А как вы догадались, что это морковь?

Д.: Морковь растет в земле....

В.: А еще одну загадку сможете отгадать?

Как на нашей грядке
Выросли загадки
Сочные да крупные,
Вот такие круглые.
Летом зеленеют,
К осени краснеют.
Что это?

Д.: Помидор. (Вешаю картинку с изображением помидора на мольберт).

В.: Молодцы! Откуда вы все знаете, и что это помидор?

Д.: Он сначала зеленый, а потом красный становится

В.: И последняя загадка:

Он почти как апельсин,
С толстой кожей, сочный,
Недостаток лишь один –
Кислый очень, очень.
Что это?

Д.: Лимон (Вешаю картинку с изображением лимона на мольберт).

В.: Молодцы!

В.:(Показывак> на лимон, яблоко.) Как можно назвать лимон, яблоко, одним словом?

Д.: Фрукты.

В.:(Показываю на помидор, морковь.) Как можно назвать, помидор, морковь, одним словом?

Д.: Овощи.

В.: Молодцы. Ребята, а в какое время года поспевают овощи и фрукты?

Д.: Осенью.

В.: Давайте позовем к нам в гости Осень?

(Дети зовут Осень. Приходит Осень, в руках держит корзину с овощами и фруктами.)

О.: Здравствуйте ребята! Посмотрите, что я вам принесла. Сейчас мы с вами отправимся в путешествие по тропинке на полянку. Когда я буду вам показывать овощи вы садитесь на корточки, а когда фрукты вставайте на носочки и тяните руки вверх. ( Играют дети и воспитатель).

Молодцы! Какие вы внимательные! Вот мы с вами пришли на полянку, давайте сядем на травку. ( Сели на ковер). Посмотрите, какая у меня корзина, но я перепутала овощи и фрукты. Помогите мне разобраться, где овощи, а где фрукты.

(Дети раскладывают в разные корзины овощи и фрукты)

Какие вы молодцы! Давайте еще поиграем в игру. Для этого надо встать в круг. Я буду каждому ребенку кидать мяч и называть фрукт или овощ, а вы будете говорить какой сок можно приготовить из этого фрукта или овоща. Согласны?

Д.: Да

О.: (Кидает мяч воспитателю: вишня-вишневый, затем каждому ребенку.)

Молодцы! Мне очень понравилось играть с вами. На следующий год я опять к вам приду. До свидания.

В.: Кто сегодня приходил к вам в гости?

Д.: Осень.

В.: Давайте вспомним, о чем мы сегодня говорили?

Д.: Ответы.

В.: Я предлагаю сходить в магазин, купить овощей и фруктов и сделать соки для ваших родителей.

Дети играют.