Конспект занятия в старшей группе "Люби и знай малую родину"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель: сформировать представление детей о малой Родине, о любви к ней.

Задачи:

  • Развивающие: развитие связной речи, памяти и словесно-логического мышления; развитие чувства композиции, развитие творческих способностей.
  • Воспитательные: воспитывать в детях чувство любви к родным местам, своему городу, микрорайону, чувство гордости за свой город, район, за людей, влюбленных в свой город.
  • Образовательные: уточнить знания детей по истории создания микрорайона; закрепить знания, полученные на базе музея детского сада; расширение словаря.

Материал: фотографии города Уссурийска и микрорайона «Междуречье», аудиозапись «Шум реки», магнитная доска, портреты афганцев: А. Кушнира, А. Францева, С. Ушакова; макеты домов микрорайона, символы обозначающие здания (школы, детского сада, магазина, цирка, парикмахерской, почты, аптеки, автостоянки); дорожные знаки («Осторожно дети», «Не бегать», «Не мусорить»); игрушечные машины; видеозапись микрорайона «Междуречье»; ватман с изображением парка построенного в честь Кузьменчука; песок, камушки, клей, кисточки, салфеточки, осенние листья.

Предварительная работа:

  1. Посещение музея в детском саду.
  2. Беседа о героях - афганцев.
  3. Экскурсия по микрорайону «Междуречье».

Ход занятия

Воспитатель. Здравствуйте, ребята! Проходите, встаньте возле меня, чтобы всем было удобно и видно меня. Хорошо! У каждого из нас есть на земле место, где он родился и впервые увидел зорю, росу на траве, мамины глаза и ласковое солнышко. Это называется малой Родиной. Для всех из нас – это наш город. А как он называется?

Дети. Уссурийск.

Воспитатель. А наш город большой или маленький? Почему вы думаете, что он большой?

Потому что в нем много микрорайонов, таких как пятый километр, микрорайон «Южный», «Северный» и другие. А кто знает, как называется микрорайон, в котором многие из вас живут и находится наш детский сад?

Дети. Междуречье.

Воспитатель. Почему, он так называется? (Дети затрудняются ответить.) Послушайте музыкальную подсказку (звучит аудиозапись «Шум реки»). Вы догадались, что это?

Дети. Шум воды. Вода бежит.

Воспитатель. Так, кто же скажет, почему наш микрорайон назвали «Междуречье»? Потому что он находится между двумя реками Супутинка и Раковка.

Воспитатель. Давайте пройдем к нашей «фото студии» (на столе лежат фотографии города и микрорайона). Посмотрите внимательно, что вы здесь видите? А что на них изображено?

Дети. Драматический театр, музей, магазины, школа, детские сады, кинотеатры.

Воспитатель. Все, что вы перечислили, где находится?

Дети. В городе.

Воспитатель. Правильно, в городе. Я предлагаю каждому из вас выбрать фотографии только нашего микрорайона и повесить на магнитную доску. (Дети выбирают фотографии и вешают на магнитную доску.) Что вы выбрали, какие фотографии?

Дети. Школа № 32, детские сады, магазины, аптека, почта, парикмахерская.

Воспитатель. Я вижу, что вы хорошо знаете наш микрорайон.

Воспитатель. Молодцы, ребята! Дальше я предлагаю вам пройти в нашу «Галерею Славы» (на стене висят фотографии афганцев Андрея Кушнира, Сергея Ушакова, Александра Францева) и сесть на стульчики. Послушайте, Ушаков, Кушнир, Францев. Вам знакомы эти фамилии? Кто знает кто это?

Дети. Это герои-афганцы.

Воспитатель. А где вы их слышали?

Дети. Это названия улиц нашего микрорайона.

Воспитатель. Правильно, их именами названы улицы нашего микрорайона. А на какой улице находится наш детский сад?

Дети. Наш детский сад находится на улице Андрея Кушнира.

Воспитатель. Кто хочет из вас сегодня побыть экскурсоводом по нашей «Галерее славы»? (Трое детей рассказывают про героев-афганцев.) Молодцы, ребята! Вы хорошо знаете героев, в честь которых названы улицы нашего микрорайона.

Воспитатель. А сейчас давайте поиграем? Перед вами макет нашего микрорайона (на полу стоит мини-макет микрорайона). Вы уже, наверно, догадались, что где находится? Тогда у меня для вас есть задание. На столе лежат символы, которые обозначают какое-то здание. (На столике лежат символы школы, детского сада, магазина, цирка, парикмахерской, почты, аптеки, автостоянки).

Воспитатель берет по одному символу и спрашивает детей.

Воспитатель. (Берет символ почты) Что здесь нарисовано?

Дети. Письма, газеты.

Воспитатель. Значит это символ чего?

Дети. Это символ почты.

Так проговаривается каждый символ.

Воспитатель. Вам нужно взять по одному символу и повесить на нужное здание. (Дети подходят и берут по одному символу и вешают на здания.) (Один ребенок ходит и не может повесить символ.) А почему, ты никуда не вешаешь? Это символ чего?

Ребенок. Это символ цирка.

Воспитатель. А у нас на Междуречье есть цирк?

Дети. Нет.

Воспитатель. Но в нашем саду и в школе есть театральный кружок, сходи и прикрепи символ на какое-нибудь из зданий.

Воспитатель. У меня для вас еще есть задание. Посмотрите, что это за знак? (Воспитатель показывает дорожный знак «Осторожно дети!») Да этот знак предупреждает, что здесь дети. А где этот знак можно поставить, возле какого здания?

Дети. Этот знак можно поставить возле школы и возле детского сада.

Воспитатель. А это какой знак?

Дети. Это знак запрещающий бегать.

Воспитатель. А где нельзя бегать? Где поставим этот знак?

Дети. Бегать нельзя на дорогах. Знак можно поставить возле школы, чтобы дети знали, что бегать по дорогам нельзя.

Воспитатель. У меня остался последний знак, какой?

Дети. Нельзя мусорить.

Воспитатель. Что же здесь нарисовано? Мусор кидают? Да это знак запрещающий мусорить. А где мы его поставим?

Дети. Этот знак мы поставим возле магазина.

Воспитатель. Приятно, когда улицы чистые, ухоженные. Что еще украшает любой город, улицу?

Дети. Город украшают деревья и цветы.

Воспитатель. Давайте, наш район сделаем красивым, цветущим и зеленым. (Дети берут макеты деревьев, клумбы и расставляют на мини-макете микрорайона). Наш город занял первое место по озеленению и чистоте.

Воспитатель. Ребята, а мы не зря повесили почтовый ящик на здании почты. Я предлагаю написать письмо родственникам погибших солдат, в честь которых названы улицы нашего микрорайона, и пригласим их в гости. Как обычно начинают писать письма? Правильно с приветствия.

(Воспитатель, вместе с детьми составляет письмо).

- «Дорогие, родственники погибших солдат! Пишут вам ребята из детского сада на Междуречье. В нашем садике есть музей. И мы предлагаем вам посетить его. Мы вас очень ждем».

Воспитатель. Хорошо! Когда, мы вернемся в группу, запечатаем наше письмо и скинем в почтовый ящик.

Воспитатель. Присядьте и внимание на экран. (Идет просмотр видеозаписи.) Что вы увидели?

Дети. Это памятник.

Воспитатель. А кому это памятник поставлен? (Дети затрудняются ответить). Этот памятник поставлен недавно. Человеку, который начал строительство нашего микрорайона. Звали его Кузьменчук Валентин Маркович. В его честь был поставлен памятник и создан парк. У нас в музеи детского сада это парка и памятника нет. И я предлагаю вам создать этот парк.

(На ватмане нарисовано место, где находится парк).

Я приготовила вам песок, камушки, листочки, которые помогут нам в создании нашего парка. Задание предлагаю начать с камня. Сначала мы наносим клей на место, где находится памятник, затем кладем на него аккуратно камушки.

Затем делаем клумбу. В этом задании нам нужен песок. Также наносим клей, на место, где находится клумба, и посыпаем песочком. Затем «посадим» цветы.

Следующее, что мы будем делать, это «посадим» деревья. В этом нам пригодятся листочки. Аккуратно наносим клей, на то место, где будет «расти» дерево и прикладываем листик. Вот и готово наше дерево. «Садим» остальные деревья.

Молодцы, ребята! Посмотрите, как красиво у нас получилось. Попозже, когда наш парк подсохнет, мы отнесем его в музей детского сада.

Воспитатель. Ребята, вы сегодня, были такие молодцы. Наше занятие закончилось. И я предлагаю вам «погулять» и «поездить» по улицам нашего микрорайона.

Литература.

  1. ««На перекрестке трех эпох». Городу Уссурийску 140 лет». Издательский дом «Приамурские ведомости» Хабаровск, 2006 г.
  2. «Мой Уссурийск» - суперпроект «Моя Россия». Книга вторая. г. Находка, 2004 г.
  3. Средства массовой информации: местная газета «Коммунар», рубрика «Взгляд в прошлое».
  4. «С чего начинается Родина?» Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ. Под редакцией Л. А .Кондрыкинской. Творческий центр СФЕРА. Москва 2005 г.
  5. Н.В.Алешина «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью» ЦГЛ Москва, 2005 г.
  6. «Уссурийску – 125 лет: очерки истории». Владивосток. Издательство Дальневосточного университета, 1991 г.