Проектно-исследовательская деятельность на тему "Знаете ли вы правила дорожного движения?"

Разделы: Работа с дошкольниками


Почему дети попадают в ДТП? Физиологические и психологические особенности.

Легко ли научить ребенка правильно вести себя на дороге?

На первый взгляд легко. Надо только познакомить его с правилами дорожного движения и никаких проблем.

На самом деле очень трудно. Ведь мы, взрослые, на глазах детей нарушаем эти правила, и не задумываемся, что ставим перед ребенком неразрешимую задачу: Как правильно? Как говорят или как делают?

Когда же ребенок попадает в дорожное происшествие, то виноваты все: водитель, детский сад, школа. Почему не научили, не показали, не уберегли? Забывая при этом, что в первую очередь родители своим примером должны научить и уберечь.

Физиологические и психологические особенности ребенка также являются причиной попадания детей в ДТП. Дети быстро запоминают правила дорожного движения и так же быстро их забывают. У детей, особенно у мальчишек, потребность в движении преобладает над осторожностью, и дети в игре забывают об опасности.

Дошкольник намного медленней оценивает ситуацию, чем взрослый. Например, чтобы определить, стоит или движется машина, взрослому необходимо четверть секунды, а ребенку - четыре секунды. Ребенок имеет небольшой рост, и водителю сложнее заметить маленького пешехода. У ребенка короткий шаг – следовательно – длительное пребывание в зоне риска. Центр тяжести у ребенка расположен выше. Во время бега ему сложно остановиться, но проще потерять равновесие и упасть. По данным физиологов, ребенок с опозданием реагирует на сигнал взрослого, так как не сразу слышит информацию. Ребенок по-разному реагирует на разные транспортные средства: с опаской относится к большим грузовым машинам и недооценивает опасность легковых автомобилей, мотоциклов и велосипедов. Безопасность детей на улице зависит от того, насколько хорошо знают и выполняют они правила дорожного движения.

Проект по Правилам дорожного движения (ПДД).

Вид проекта: творческо-информационный.

Продолжительность проекта: месяц.

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста.

Основное направление проекта: предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма.

Мероприятия проводятся в виде бесед, викторин, занятий познавательного цикла, наблюдений за движением транспорта, чтения художественной литературы, отгадывания загадок, кроссвордов. Проводятся развивающие, познавательные, сюжетно-ролевые, подвижные игры. Оформляется уголок«Знаешь ли ты Правила дорожного движения?».

Актуальность темы. Ежедневно в дорожно-транспортных происшествиях получают травмы и гибнут много людей. Дошкольники составляют четвертую часть от общегочисла пострадавших в ДТП детей. Одной из причин такого неблагополучного положения является весьма низкий уровень обучения детей правилам дорожной безопасности.

Необходимо уделять больше внимания вопросам воспитания у дошкольников навыков безопасного поведения на улицах и дорогах. Дети должны знать о возможной опасности на дорогах, но в то же время не испытывать боязни на улице, т.к. чувство страха, растерянность в момент опасности парализует способность правильно ориентироваться в обстановке.

От воспитателя требуется не столько обучение дошкольников правилам дорожного движения, сколько формирование у них навыков безопасного поведения и развитие познавательных процессов, необходимых для правильной ориентации на улице. Превращение их в устойчивые привычки и стереотипы являются сложным, длительным, обучающим и воспитывающим процессом, требующим применение целого ряда психолого-педагогических методик.

Воспитателю больше внимания следует уделять приобретению детьми опыта поведения на улицах и дорогах через организацию различных видов деятельности.

Целью во всех видах деятельности является: формирование навыков безопасного поведения на дорогах.

Задачи:

  • Создавать условия для сознательного изучения детьми Правил дорожного движения. 
  • Вырабатывать у дошкольников привычку правильно вести себя на дорогах.

Предполагаемый результат: 

  • Воспитать грамотного пешехода.
  • Умение ориентироваться в дорожных знаках.
  • Умение принять правильное решение в сложной дорожно-транспортной ситуации.

Работа воспитателя при подготовке к проекту:

  • Консультации с психологом, родителями, инспектором ГИБДД
  • Создание и разработка дидактических и подвижных игр по Правилам дорожного движения.
  • Подбор материала о Правилах дорожного движения.

Роль родителей в реализации проекта:

  • Сбор материала, приобретение книг и оснащение ими уголка ПДД в группе.
  • Консультации «Дети на дороге», «Маленький пешеход», «Как научить ребенка безопасному поведению на улице?»
  • Составление детьми безопасного маршрута от дома до детского сада.
  • Изготовление реквизитов для проведения открытого занятия по теме «Знаете ли вы Правила дорожного движения».

Этапы работы над проектом:

Подготовительный этап:

  1. Подбор материала по Правилам дорожного движения.
  2. Рассматривание рисунков, фотографий о дорожных ситуациях.
  3. Знакомство с литературными произведениями.
  4. Внесение в группу дидактической игры «Нам на лице не страшно».
  5. Использование игр:
    дидактических: «Подумай – отгадай», «Красный – зеленый», «Какой это знак?», «Кто больше знает?», «Собери машину», «Угадай-ка», «Отгадай-ка», «Объясни»;
    подвижных: «Воробышки и автомобиль», «Цветные автомобили», «Ловкий пешеход», «Пешеходы и транспорт» и т.д.
  6. Разбор дорожно-транспортных ситуаций.

Основной этап работы:

  • Кроссворды по ПДД.
  • Дидактические и подвижные игр по ПДД.
  • Решение игровых ситуаций.
  • Открытое занятие на тему: «Знаете ли вы правила дорожного движения?»

Заключительный этап:

  • Вручение дипломов «Грамотный пешеход».
  • Оформление творческо-информационного проекта.

Коммуникация

Провести беседу по следующим вопросам:

  • Для чего нужны правила дорожного движения?
  • Кто такие пешеходы и пассажиры?
  • Что такое проезжая часть и тротуар?
  • Как надо идти по тротуару?
  • Одностороннее и двустороннее движение?
  • Наземный и подземные переходы. Как правильно переходить улицу?
  • Перекресток и площадь.
  • С какой стороны нужно обходить трамвай, а с какой автобус?

В книжном уголке расставить иллюстрации по ПДД, картинки с изображением переходов, светофоров.

Попросить детей составить рассказ по иллюстрациям. Проследить за тем, чтобы ребята говорили полными предложениями, правильно согласовывали род, число и падеж существительных и прилагательных.

Чтение художественной литературы:

  • Е. Житков «Светофор»;
  • А. Иванов «Как неразлучные друзья дорогу переходили»;
  • А. Дорохов «Зеленый, желтый, красный»;
  • А. Петров «Я бегу через дорогу»;
  • В. Клименко «Кто важнее всего на улице?»;
  • И. Серяков «Законы улиц и дорог».
  • В. Кожевникова «Светофор»;
  • С. Михалков «Моя улица», «Дядя Степа - милиционер»;
  • Я. Пишумов «Самый лучший переход», «Дорожная азбука»;
  • О.Тарутин «Самый лучший переход».

Заучивание стихотворенийБерестова «Светофор».

Познавательное развитие

Цель: информация воспитателя по теме «Правила безопасности дорожного движения».

Задачи:

Образовательная:

  • объяснить, что в большом городе все движение пешеходов и машин подчиняется правилам дорожного движения;
  • напомнить детям правила перехода проезжей части улицы по подземному переходу, по переходу «зебра», по сигналу светофора, там, где есть знак «Пешеходный переход»;
  • объяснить значение некоторых дорожных знаков.

Воспитательная:

  • объяснить, что безопасность на улице зависит от того, насколько хорошо дети знают и выполняют правила дорожного движения;
  • воспитывать у детей ответственность за свою безопасность и жизнь других людей.

Развивающая:

  • обогащать и активизировать словарь детей по теме занятия;
  • развивать навыки творческого рассказывания;
  • учить «просчитывать» различные ситуации, возникающие на дорогах.

План занятия

  • Введение в занятие. Рассматривание иллюстраций.
  • Создание модели улицы.
  • Дети участники дорожного движения.
  • Правила для пешеходов. Дети должны усвоить основные правила безопасного поведения на улице:
  • как ходить по тротуару;
  • как переходить дорогу;
  • движение на перекрестке.
  • Знакомство с дорожными знаками.
  • Правила поведения в транспорте.

Ситуации для анализа

Разобрать с детьми ситуации и сделать выводы.

– Мама идет с сыном в детский сад по тротуару. Мальчик бежит впереди нее и мешает пешеходам.

Вопрос: Как надо поступить маме?

– Мама с сыном идет по улице. На противоположной стороне мальчик видит папу и бросается к нему через дорогу.

Вопрос: Как надо поступить маме?

Мама с сыном идет по улице. Около киоска много народу. Мама отпускает руку ребенка и подходит к киоску.

Вопрос: Как надо поступить маме?

Папа идет с ребенком по тротуару. У ребенка в руках мяч. Мяч падает на дорогу. Ребенок бежит за ним.

Вопрос: Как надо поступить папе?

Дидактические игры «Найди такой же знак», «Учись быть пешеходом», «Красный и зеленый».

Социализация

Сюжетно-ролевые игры: «Транспорт», «ГИБДД», «Водители и пешеходы».

Цель: повторить правила поведения водителей и пешеходов, обязанности инспектора ГИБДД. Помочь детям распределить роли в зависимости от их желания, воспитывать дружеские, уважительные взаимоотношения во время игры.

Строительство перекрестка и улицы.

Цель: повторить, как называются детали конструктора, подумать, какие постройки из них можно сделать, развивать фантазию при постройке зданий, транспорта, развивать коллективный труд во время постройки улицы города.

Эстетическое воспитание

Альбом для раскрашивания:«Дорожная грамота», «Еду, еду, еду», «Знакомимся с дорожными знаками».

Рисование: «Дорожные знаки»

Цель: повторить дорожные знаки, учить рисовать их, знать, почему они бывают синего, красного, желтого цветов, аккуратно выполнять работу.

Коллективное рисование «На перекрестке».

Цель: повторить назначение дорожных знаков; знать, что такое «площадь», «перекресток», вырезывать и наклеивать дома, машины, уважительно относится к работе друзей.

Коллективная аппликация «На перекрестке».

Цель: повторить понятие «перекресток», «зебра», «пешеходный переход»; учить рисовать дома разной этажности, машины, пересечение дорог, правильно расставлятьдорожные знаки на перекрестке, аккуратно рисовать, дружно выполнять работу.

Работа с родителями

  • Провести анкетирование родителей по теме: «Правила и безопасность дорожного движения» по предложенной анкете (обработка данных опроса).
  • Предложить детям вместе с родителями проанализировать свой путь от дома до детского сада и составить рассказ «Мой путь в детский сад».
  • Провести открытое занятие на тему: «Правила дорожного движения».

Конспект занятия на тему «Изучаем правила дорожного движения» (подготовительная группа) Приложение 1

Рассказы, составленные детьми на тему: «Мой путь от дома до детского сада». Приложение 2

Консультация для родителей по теме: «Правила дорожного движения. Приложение 3