Тема урока "Закрепление изученных орфограмм". 2-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 2


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (54 МБ)


Цели:

  • закрепить знания, умения, навыки учащихся о проверяемых парных согласных и безударных гласных; гласных после шипящих; написании слов с мягким знаком;
  • активизировать познавательную деятельность через игру-сказку,
  • пробуждать интерес к языку, используя занимательные задания.

Оборудование: презентация (Приложение 1), индивидуальные рабочие листы, тесты.

Ход урока

I. Организационный момент.

Слайд 1.

Быстренько проверь, дружок,
– Ты готов начать урок?
– Все ль на месте,
– Все ль в порядке,
– Ручка, книжка и тетрадки?
– Все ли правильно сидят?
– Все ль внимательно глядят?
– Каждый хочет получать
– Только лишь оценку “пять”!

II. Сообщение темы урока.

Слайд 2. Сегодня у нас урок закрепления изученных орфограмм. А какие узелки-правила девочки Орфографии нам понадобятся, вы определите по ходу урока. Чтобы повторение было не скучным, проведем урок в форме сказки.

III. Каллиграфическая минутка:

Подготовим пальчики к письму.

Раз , два, три, четыре, пять – пальцы вышли погулять.
Этот пальчик – самый сильный, самый толстый и большой.
Этот пальчик для того, чтоб показывать его.
Этот пальчик – самый длинный и стоит он в середине.
Этот пальчик – безымянный, он избалованный самый.
А мизинчик хоть и мал, очень ловок и удал.
Раз, два, три, четыре, пять – пальцы начали писать.

Пропишите элементы у себя на листочках. Приложение 2.

Пока вы писали, волна нашептала сказку:

Слайд 3. “В то давнее время, когда мир был наполнен лешими, ведьмами и русалками, когда реки текли молочные с кисельными берегами,

Слайд 4. в то время в своем замке жил-был царь по имени Горох с царицей Анастасией Прекрасной и сыном Иваном-царевичем.
Слайд 4. Вдруг стряслась беда немалая – утащил царицу Кощей Бессмертный. Приходит к царю Иван– царевич и говорит:

 

Иван-царевич пустился в чужедальнюю сторонку, а GPS навигатор, указывает куда идти.
Пойдем, и мы за Иваном-царевичем.

IV. Словарная работа: Слайд 5.

Идет Иван-царевич время попусту не тратит, вспоминает отцову грамоту, словарные слова, да мудрость народную, чтоб лицом в грязь не ударить в чужих краях. Вот и мы вслед за Иваном-царевичем запишем слова словарные. Идет Иван-царевич и думает главное не быть:

Слайд 6. – Трусливым как …… (заяц).
Слайд 7. – Неуклюжим как ….. (медведь).
Слайд 8. – Не трещать как ….. (сорока).
Слайд 9. – Не быть любопытным как …. (ворона).
Слайд10. – Думать о том, что говоришь ведь “Слово не …(воробей), – вылетит не поймаешь”.
Слайд 11. – Тогда в чужих краях не будешь чувствовать себя как не в своей …(тарелке).
Слайд 12. – В пути с тем кого встретишь, надо быть приветливым и уметь находить общий …. (язык).
Слайд 13. – Цель своего пути надо видеть очень ясно, отчетливо как на …. (ладони).
Слайд 14. – А если что-то не выходит с первого раза, то ведь и “….(Москва) не сразу строилась”.
Слайд 15. – Но если взялся за дело, надо выполнить его, а по результату работы будут судить и о тебе. Недаром говорят: “Каков мастер – такова и … (работа)”.
Слайд 16. Шел-шел Иван-царевич и оказался у Синего моря. Не показывает дорогу дальше GPS навигатор. Остановился он на берегу и думает:

V. Проверяемая безударная гласная в корне.

Слайд 16. Потемнело Синее море, и приплыла к нему Русалка и промолвила:

Слайд 17. И появился Змей Горыныч трехглавый с грамотами царя морского, но не испугался Иван-царевич, а принялся выполнять задания сложные.

Ребята, давайте поможем Ивану-царевичу:

Слайд 18. 1 столбик выполняем устно всем классом.

Слайд 19. – 2–3 столбик выполняют по вариантам самостоятельно.

Слайд 20. Самопроверка.

Молодцы! Каким правилом мы воспользовались, чтобы выполнить это задание?

(Если буква гласная вызвала сомнение,
ты ее немедленно ставь под ударение).

VI. Гласные после шипящих (жи-ши, ча-ща, чу-щу).

Справился он с заданием. Заработал GPS навигатор.

Слайд 21. Налетел ветер свирепый,

Слайд 22. и оказался Иван-царевич в лесу дремучем. Лес заколдован. Ни пути, ни дороги из леса нет. На высокой ели сидит Ворон-Воронович:

Помогите расколдовать лес.

Слайд 23. Подберите к данным существительным подходящие по смыслу имена прилагательные.

Фронтальная проверка

УЗКАЯ ТРОПИНКА
ОТВРАТИТЕЛЬНАЯ ПОГОДА
МЕРТВАЯ ВОДА
РЕДКИЙ ЛЕСОК
ПЛОХОЙ ДЕНЕК

 Запишите данные словосочетания в тетрадь, заменяя прилагательные противоположными по смыслу (антонимами).

Проверка:

широкая тропинка
чудесная погода
живая вода
частый лесок
хороший денек

– Какие орфограммы встретились в словах, которые вы записали? “Гласные после шипящих”.

Слайд 24. Посветлел лес.

VII. Физкультминутка.

Слайд 25. Пошел Иван дальше, видит дерево раскидистое.

Слайд 26. А под ним неразлучные друзья: Мартышка, Удав, Слоненок и Попугай. Отдохнем вместе с ними под музыку “Зарядка для хвоста”. Повторяйте движения за веселыми человечками.

(Включить музыку “Зарядка для хвоста”.)

VIII. Работа над парными согласными.

Слайд 27. Пошел Иван-царевич дальше. А навстречу ему избушки бегут, да столько, что попробуй, догадайся, в которой из них живет Баба-Яга.

– А избушки то не простые. Посмотрите, что за буквы на них написаны (парные согласные). О каком правиле они нам напоминают?

Если слышишь парный звук,
Будь внимательным, мой друг,
Звук согласный проверяй,
Рядом гласный подставляй!

– Найдем избушку Бабы-Яги, выполнив задание.

Слайд 27. – Прочитайте цепочки слов. Какое лишнее слово должно остаться в избушке и почему?

Слайд 27. Овра(г-к), бере (г-к), пиро(г-к), зву(г-к). (Фронтальная работа.)

Далее выполнение задания по вариантам.

Лишнюю букву зачеркните. В каждой строчке найдите лишнее слово и обведите его.

Мину(д-т)ка, моне(д-т)ка, гря(д-т)ка, конфе(д-т)ка. (д-т)
Оши(б-п)ка, гри(б-п)ки, тру(б-п)ка, ша(б-п)ка. (б-п)
Тра(в-ф)ка, сли(в-ф)ки, ло(в-ф)вий, шка(в-ф) (в-ф)
Сала(з-с)ки, бере(з-с)ка, раскра(з-с)ка, ука(з-с)ка. (з-с)

Слайд 27. Проверка.

– Посмотрите, какие парные согласные у нас встретились?
– Какой пары не хватает? (ж-ш)

Слайд 28. Значит, в этой избушке и живет Баба-Яга. Вышла Яга и говорит

Ты откуда, изверг, взялся?
Как в мой регион пробрался?

А Иван-царевич отвечает:

Ты, старуха, не шуми,
А сначала накорми.
Наливай послаще чай,
А потом и поспрошай.

Ворон-Воронович, велел передать тебе диск компьютерный, и сказал, что ты поможешь мне отыскать мою матушку.

Ну что ж, говорит Баба-Яга.

– Посмотрите на мои владения и назовите слова, в которых есть проверяемые парные согласные ж-ш (избушка, ножках, бабушка, сыроежка, дорожка).

– Как вы думаете, есть ли на самом деле избушка на курьих ножках?

Слайд 29. В старину деревянные домики в топких, сырых местах ставили на пеньки с обрубленными корнями. Конечно, богатый, просторный дом на такие ножки не поставишь.

Слайд 29. Вот и стало это выражение синонимом ветхой, кривобокой избушки, в которой действительно может жить только Баба-Яга.

IX. Работа с текстом/

Слайд 30. Делать нечего, отправился Иван-царевич к Лешему. Долго ли, коротко ли сказка сказывается, да не скоро дело делается.

Слайд 30. Вдруг, как из-под земли появился Леший.

Какое? Узнаете, выполнив следующее задание:

Слайд 31. Прочитайте предложения.

№ п/п Предложение
1 На п…ньке с…дел красивый рыж…й зв…рек.
2 У звер…ка был пуш…стый хвост.
3 Он гры… зубами еловую ш…шку.
4 Вдруг снежный ком упал с дер…ва.
5 Зверек стрелой прыгнул с пен…ка на ел… .
6 Там было ж…л…е зверька.
7 Забрался зверек в гайно и прикрылся пуш…стым хвостиком.

Учитель. О ком идет речь?

– Можно ли эти предложения назвать текстом?
– Что такое текст? (Текст это 2 или более предложений, связанных между собой по смыслу и грамматически.)
– Озаглавьте текст. (Белочка. Белочка в зимнем лесу.)
– Отредактируйте текст.

Слайд 32. – Какое слово часто повторяется в тексте? (Зверек.)

– Определите род у слова – зверек. (м. р.)
– Какими словами мужского рода можно заменить слово зверек (вместо часто повторяющегося слова зверек употребляют слова бельчонок, он).

Слайд 33–34. – Замените во 2 предложении слово зверек, так, чтобы стало ясно о каком зверьке идет речь (бельчонок).

Слайд 35. – Замените в 5 предложении слово зверек (бельчонок).

Слайд 36. – В 7 предложении на какое слово заменим слово зверек (он).

X. Выяснение лексического значения слова.

Учитель. Лексическое значение, какого слова вам непонятно?

Слайд 37. (Гайно) (Закрыть экран.)

Нет у Ивана-царевича ни словаря, ни книги волшебной. Что же делать? Вспомнил Иван про компьютер, на котором работала Баба-Яга. Отправился к ней.

– А пока Ива-царевич спешит по заветной тропинке к Яге, вы вставьте пропущенные буквы в словах текста.
– Какие орфограммы встретились в 5 и 6 предложениях. (ь – показатель мягкости, ь – разделительный).

Слайд 38. В мгновение ока оказался он у избушки на курьих ножках.

Слайд 39. Откроем и мы электронную энциклопедию.

Слайд 39. Гнездо белок (гайно) шарообразной формы, с боковым входом, сделано из мелких веток.

Слайд 40. Обрадовались они своей разгадке.

Слайд 40. Вдруг откуда ни возьмись, появился Леший. “Ты справился с этим заданием, но в тексте есть еще фактическая ошибка, найди ее”.

Слайд 41. – О каком времени года идет речь в тексте?

– Какое предложение дает нам это понять? (Вдруг снежный ком упал с дерева.)

Слайд 42. Правильно употребить в этом тексте серая белочка.

Слайд 43. Слайд 43.

Составление устного рассказа.

Слайд 44. Подошли они к замку Кощея,

Слайд 45. нашли дерево с сундуками,

Слайд 46. только Белочка взобралась на дерево как, небо потемнело, и раздался страшный голос:

Слайд 46.

Слайд 47. Составьте из данных слов рассказ, а Царевна белочка поможет его оживить.

Примерный текст:
Пришла весна. Солнце греет весь день. Побежали ручьи. На речках пошел лед. На деревьях набухли почки. Издалека в родные края прилетают перелетные птицы. Все рады весне!
(Видеофрагмент “Наступление весны”.)

После успешного выполнения задания:

XII. Выполнение теста. Приложение 3.

Слайд 48. Ярко засветило солнце, запели птицы, расцвели цветы, и появилась Анастасия Прекрасная. Обрадовался Иван-царевич, обнялся со своей матушкой. Слайд 49. Сдержал свое слово Кощей Бессмертный. Счастливые отправились они в свое царство, а нам Кощей велел выполнить тест, чтобы в дороге с нашими героями больше ничего худого не случилось.

(Во время выполнения теста звучит спокойная музыка.)

XII. Итог урока:

Слайд 50. – Расскажите, какие правила девочки Орфографии помогли нам и Ивану-царевичу справиться с заданиями?

– Что понравилось?
– Что получилось?
– Что было трудно?

Отметьте на своих листах, результаты своей работы.

 


Слайд 51. Урок окончен. Спасибо за работу!

Приложение 4.