Тема урока "Части речи". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Тип урока: урок закрепления знаний, их систематизации и формирования умений и навыков.

Цель для учителя:

1. Обучающая:

  • восстановить в памяти нужные сведения о ранее изученных частях речи;
  • совершенствование ранее полученных знаний в теоретической области и умений в практической деятельности.

2. Воспитательная:

  • воспитывать культуру речи и общения;
  • умение слушать и слышать, читать и понимать прочитанное;
  • творческое применение знаний.

3. Развивающая:

  • развивать в детях умение распознавать ранее изученные части речи, умение сравнивать, сопоставлять и обобщать;
  • развивать навык графического письма; зрительное восприятие, воображение, развивать речь учащихся, внимание;
  • развивать навык работы в паре и в группе.

Цели для учащихся:

  • знать:
    • основные сведения об изученных ранее частях речи: грамматические признаки, начальная форма, признаки, по которым изменяются части речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол);
  • уметь:
    • различать части речи, находить их в тексте, подбирать свои примеры, отличать друг от друга по описанию грамматических признаков;
    • применять на практике усвоенные знания в стандартных и нестандартных ситуациях.

Оборудование.

  • у детей:
    • учебники Соловейчик М.С. «Русский язык: к тайнам нашего языка»;
    • рабочие тетради, ручки, карандаши простые;
    • листы с напечатанным учебным материалом;
    • раздаточный материал для работы в парах и группой: кроссворды, план для составления сообщения об одной из частей речи, письмо от имени какой-то части речи;
  • у учителя:
    • плакат с кроссвордом «Части речи» (пустой и заполненный) (Приложение 1);
    • плакаты «Части речи и их грамматические признаки» (имя существительное, имя прилагательное, глагол) (Приложение 4).

Ход урока

I. Организационный момент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку.

II. Сообщение темы и цели урока:

Цель: настроить на осознанную работу по получению знаний на определенную тему.

Учитель: Прочтём тему нашего урока. (Тема записана на доске.)

Дети: «Части речи».

Учитель: Новая это для вас тема или нет?

Дети: Нет, не новая

Учитель: Сегодня мы постараемся вспомнить всё, что мы уже знаем о частях речи, эти знания нам потребуются на следующих уроках. А начнём мы наш урок с решения кроссворда.

III. Актуализация опорных знаний.

Цель:

  • закрепить элементарные сведения о том, чем отличаются разные части речи;
  • научить применять на практике усвоенные знания в стандартных и нестандартных ситуациях;
  • учить работать с текстом, понимать прочитанное;
  • обучение работе в паре и группе.

Упражнение 1. Кроссворд «Части речи».

Учитель: На парте лежит 1 кроссворд (Приложение 1) на двоих, попробуйте сначала самостоятельно ответить на все вопросы кроссворда.

Кроссворд «Части речи».

  1. Части речи, обозначающие предмет.
  2. Служебная часть речи.
  3. НЕ – это какая часть речи?
  4. Служебная часть речи, служащая для связи слов в предложении.
  5. Часть речи, которая изменяется по временам.
  6. Часть речи, начальная форма которой отвечает на вопрос «Какой?»
  7. Назовите, какая часть речи спрятана в столбике под номером 7? (Местоимение.)

Проверка: на доске по ходу вопросов магнитами прикрепляются полоски с ответами

Первичное обобщение: на доске плакаты «Части речи: самостоятельные и служебные»: (Приложение 4. Таблица 1.)

Самостоятельные части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол, имя числительное, местоимение.

Служебные части речи: предлог, союз, частица

Учитель: В кроссворде какие части речи не были названы? (Имя числительное.)

Попробуйте загадать эту часть речи. (Часть речи, служащая для пересчёта предметов. Часть речи, называющая предметы по порядку.)

IV. Закрепление и восстановление ранее полученных знаний.

Цель:

  • закрепить знания о начальной форме у разных частей речи, об изменениях разных частей речи;
  • развивать навык графического письма; зрительное восприятие, внимание;
  • научить применять на практике усвоенные знания в стандартных и нестандартных ситуациях;
  • учить работать с текстом, понимать прочитанное;
  • обучение работе в паре.

1. Самостоятельная работа (определение начальной формы, распознавание частей речи). Фронтальная работа.

Текст упражнения (Приложение 2).

Упражнение 2.

Перед избой, смотрит, за облаком, прочитал, гористая, в небе, зелёная, зеленеет, книжная, шоколадная, пушистым.

Задание 1. Фронтальная беседа.

  • Какая форма является начальной у имени существительного?
  • Какая форма является начальной у имени прилагательного?
  • Какая форма является начальной у глагола?

Задание 2. Распределите слова в три группы, записывая их в столбики в начальной форме. Самостоятельная работа в тетрадях.

Дополнительно: найдите однокоренные слова, разберите их по составу.

Дополнительно: составьте одно предложение с любым из данных слов (форму слова можно изменять), определите и надпишите над словами в предложении известные вам части речи

Взаимопроверка в парах. (На полях дети карандашом ставят отметки.)

Проверка устно с места, сопоставление поставленной отметки.

изба
облако
небо
  смотреть
прочитать
зеленеть
  гористый
зелёный
книжный
шоколадный
пушистый

2. Запись с доски предложения (списывание, решение орфографических задач, распознавание частей речи, определение формы глагола, существительного, прилагательного). Фронтальная работа.

Упражнение 3. Текст упражнения (Приложение 2).

На доске: Я см_трел(а) на цв_ты в у_к_й вазе.

Решение орфографических задач, определение орфограмм, части слов, подбор проверочных слов. Восстановление текста на доске:

Я смотрел(а) на цветы в узкой вазе.

  • Спишите предложение. Над каждым словом обозначьте часть речи.
  • Чем первое слово отличается от других самостоятельных частей речи? На кого оно указывает?
  • А что означали бы в данном предложении местоимения мы, ты, вы, он, она, они?
  • В какой форме употреблён глагол смотреть? Что нам указывает на форму прошедшего времени? Что нам указывает на форму мужского или женского рода?
  • Определи падеж, в котором ты употребил каждое из имён существительных и имён прилагательных.
  • Приведи примеры служебных слов.
  • Какие знакомые нам части речи в этом предложении не встретились? (Им. числ., союз, частица.)

3. Обобщение по плакатам на доске и форзацу учебника.

Фронтально отвечаем по каждой части речи.

  • Что обозначает?
  • На какие вопросы отвечает?
  • Как изменяется?

V. Зрительная гимнастика.

Физкультурная минутка «Котенок».

  • Котенок умывается (круговые движения рук вокруг лица).
  • Котенок ловит бантик (взмахи поочередно левой и правой рукой).
  • Котенок выгибает спинку (потягивания с вытянутыми вперед руками, прогибание назад).
  • Котенок следит за мышкой (гимнастика для глаз: влево-вправо – 4 раза, вверх-вниз – 4 раза, по кругу 2 в одну сторону, 2 в другую).
  • Котенок засыпает (ложимся на парту, глазки закрыли, спим).

Дети выполняют движения, имитирующие повадки кошки.

VI. Закрепление и восстановление ранее полученных знаний, их систематизация.

Цель:

  • закрепить сведения о грамматических признаках, по которым отличаются разные части речи; систематизировать знания;
  • научить применять на практике усвоенные знания в стандартных и нестандартных ситуациях;
  • учить работать с текстом, понимать прочитанное и отвечать точно на поставленный вопрос;
  • развивать умение думать, анализировать, обсуждать ответ на заданный вопрос, делать выводы;
  • обучение работе в паре и группе, распределение обязанностей.

Упражнение 4.

У детей листок с вопросами – планом сообщения об одной из частей речи (Приложение 3).

Работа в группах. Проводится под руководством учителя.

Учитель: Сейчас вы будете работать в группах по 4 человека: 1 человек по очереди читает вопрос, все вместе обсуждаете какой ответ правильный, 1 человек записывает ответ. Готовьтесь прочитать сообщение.

1-й вариант. Подготовь сообщение об изменениях имён существительных:

  1. Могут ли имена существительные изменяться по числам?
  2. Изменяются ли имена существительные ещё и по родам или они не могут этого делать?
  3. Могут ли имена существительные по вопросам шести падежей?
  4. Какая форма является начальной у имени существительного?
  5. Имя существительное обычно командует или подчиняется?

2-й вариант. Подготовь сообщение об изменениях имён прилагательных:

  1. Могут ли имена прилагательные изменяться по числам?
  2. Изменяются ли имена прилагательные ещё и по родам или они не могут этого делать?
  3. Могут ли имена прилагательные изменяться по вопросам шести падежей?
  4. Какая форма является начальной у имени прилагательного?
  5. Имя прилагательные обычно командует или подчиняется?

3-й вариант. Подготовь сообщение об изменениях глаголов.

  1. Какая форма является начальной у глагола?
  2. Могут ли глаголы изменяться по числам?
  3. Могут ли глаголы изменяться по временам?
  4. Какие времена ты знаешь? На какие вопросы отвечают глаголы в форме разных времён?
  5. В каком времени глагол может изменяться ещё и по родам, а когда не может этого делать?
  6. Могут ли глаголы изменяться по вопросам шести падежей?

Фронтальная работа.

Проверка на доске по ходу вопросов магнитами прикрепляются плакаты по теме части речи (Приложение 4, таблицу 2 увеличить и разрезать).

Первичное обобщение на доске плакаты.

Упражнение 5. Работа в группах.

Письмо от имени одной из частей речи у группы на столе (Приложение 5). Дети читают письмо, обсуждают и приходят к выводу, какая часть речи написала это письмо.

  1. Привет! Я – самостоятельная часть речи. У меня есть число, падеж и род. Род у меня постоянный, он не меняется. Я могу обозначать явления природы, растения или животных. А в предложении я часто стою рядом с предлогом, мы дружим. Догадались, кто я?
  2. Добрый день! Я – самостоятельная часть речи. Дети знают, что у меня есть падеж, число и род. Только они у меня непостоянные. Обычно у меня есть слово-командир. Оно командует, в каком числе роде или падеже мне стоять. У меня есть очень хорошие и ласковые слова, как, например, «пушистый», «гладкий». Узнали меня?
  3. Здравствуйте! Я – самостоятельная часть речи. У меня может быть род, время, лицо, число. Род есть только в прошедшем времени, а лицо только в настоящем и будущем. Меня очень легко отличить от других частей речи – по времени. Например, изменяем слово «мастерить»: вчера мастерил, сейчас мастерю и завтра буду мастерить. Узнали меня?
  4. Привет! Я – служебная часть речи. Я не обозначаю ни действия, ни предмета, зато я служу для связи слов в предложении. Мои друзья – имя Существительное, имя Прилагательное и Глагол. Они самостоятельные части речи, а я служебная. Но это не мешает нашей дружбе. Только тексты телеграмм могут без меня обойтись. А в остальных случаях, чтобы речь была красивой и связной, я становлюсь в нужных местах. Это моя работа! Узнали меня?

Ответы: 1. Имя существительное. 2. Имя прилагательное. 3. Глагол. 4. Предлог.

VII. Подведение итогов. Рефлексия.

Рефлексия.

Фронтальная беседа.

  1. Что вам сегодня понравилось на уроке?
  2. Что было трудно делать? Какое упражнение понравилось больше всего?

VIII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Тетрадь «Потренируйся» часть 2 с.7 упр. 5. Читаем слова. Какие части речи встретили (имена существительные и имена прилагательные). Их надо записать в два столбика: 1-й столбик подпишем им. сущ., 2-ой столбик подпишем им. прил., а потом допишем ещё один столбик третий – глаголы.

Список литературы:

  1. Дусавицкий А.К. Урок в развивающем обучении: Книга для учителя. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2010. – 288 с.
  2. Жидкова Н.С., Машкова Е.Ф. Русский язык. 3 класс: поурочные планы по учебнику М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко. ЧастьI. – Волгоград: Учитель, 2007. – 205 с.
  3. Корешкова Т.В. Потренируйся! Тетрадь для саостоятельной работы по русскому языку для 3 класса общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч.1. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2009. - 80 с.
  4. Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. Русский язык: к тайнам нашего языка: учебник для 3 класса общеобразовательных учреждений в 4 частях. Ч.3. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2007. - 64 с.