Авторская программа элективного курса компьютерного инструментоведения и композиции

Разделы: Музыка


Изучение курса направлено на развитие творческого потенциала обучающихся музыке, знакомство с прикладными возможностями информационных технологий в сфере музыкального искусства. Курс рассчитан на 2 года.

Количество часов: 1 час в неделю.

Объём курса – 32 часа в год.

Работа инструментовщика - аранжировщика сродни занятиям живописью. Мелодия - это рисунок, а гармония – цвета и краски, и если чувство цвета отсутствует, то живописи не получится. Художники знают, что рисунку научить можно, а живописи – нет. Так что в самом начале надо определить, есть ли у обучаемого склонность к предмету.

Такие предметы как “Инструментоведение” (изучение специфических свойств музыкальных инструментов), “Гармония” (изучение аккордов, их связей, правила голосоведения), должны подготовить, подвести учащегося к занятиям по предмету “Инструментовка и аранжировка”. Приобретение первоначальных навыков инструментовки эстрадно-джазового ансамбля; приобретение необходимых сведений о современном эстрадном и джазовом оркестре и ансамбле, о входящих в их состав инструментах; ознакомление учеников со специфическими приемами игры на этих инструментах в рамках этих стилей; приобретение сведений об основных технических и музыкально-выразительных средствах, присущих этим инструментам; ознакомление с приемами написания партитур для комбо или отдельных групп инструментов эстрадного, джазового ансамбля или оркестра; овладение средствами современной оркестровки для эстрадно - джазовых составов, приобретение навыков аранжировки мелодии для любого состава, характерного для джаза и эстрады, создание партитуры для биг-бэнда и инструментального и вокального ансамблей, ее непосредственная реализация.

Занятия по предмету целесообразно начинать аналогично занятиям по гармонии. Первые задания напоминают задачи по гармонии. Эти задания, как и последующие, выполняются на двух нотных станах, соединенных акколадой: верхний – со скрипичным ключом, нижний – с басовым, то есть в форме клавира - дирекциона с указанием используемых инструментов над нотной строкой или в начале нотоносца.

Методы работы над инструментовкой-аранжировкой в виде клавира не позволяют ученику отвлекаться от главного – создавать музыкальную ткань наглядно, не тратя силы и внимание на дополнительную, но второстепенную сложность – такую как записывание инструментов на отдельной строчке и транспонирование.

Существует различие понятий “инструментовка” и “аранжировка”, а так же еще два понятия – “оркестровка” и “переложение для оркестра”.

Аранжировка отличается от инструментовки, прежде всего тем, что подразумевает обработку или переработку исходного материала: изменение тональности, фактуры, гармонического языка, введение новых мелодических элементов, изменение метра и ритма, вплоть до переосмысления общего характера музыки (например, превращение “классики” в “джаз”).

В данной программе особое внимание уделено изучению музыкальной структуры, познанию музыкального образа как бы “изнутри”, что поможет ученику в его дальнейшей деятельности по основной специальности. Он, возможно, не станет аранжировщиком, но будет лучше понимать музыкальную структуру и взаимодействие музыкальных элементов.

Цель курса и задачи:

  • изучить нотный редактор “Overture”;
  • дать представление о музыкальных инструментах ансамблей “Combo”, “Big Beat” “Big Band”;
  • освоить основы аранжировки и композиции;
  • ознакомить с новыми жанрами и направлениями в современной музыке;
  • аранжировать мелодию в нотном редакторе “Overture”;
  • научиться редактировать партитуру собственной аранжировки или композиции.

Основные формы работы:

  • запись инструментов ритм группы в нотном редакторе на основе современных ритмов;
  • сочинение музыкальных вставок и заполнений;
  • гармонизация и регармонизация популярной мелодии;
  • создание вступления и коды;
  • оформление и редактирование партитуры;
  • подбор необходимых тембров для воспроизведения партитуры;
  • создание и редактирование MIDI файла.

Тематический план

1 год обучения (10 класс)

№№ п/п

Название темы

Количество часов

Практическое задание

1 2 3 4
  Предмет инструментоведения 1 час  
  Нотный редактор “Overture” 8 часов Набор нотного текста
  Инструменты ритм-группы 10 часов Запись отдельных инструментов
  Шаблоны ритм-группы 3 часа Запись шаблонов ритм-группы
  Духовые инструменты 6 часов Устройство, диапазон, функции
  Струнные смычковые инструменты 2 часа Диапазон, техника игры
  Вокальная группа 2 часа Составы, диапазон
Итого: 32 часа  

2 год обучения (11 класс)

1 2 3 4
  Предмет аранжировки и композиции 1 час  
  Мелодия и контрапункт 5 часов Запись мелодии и контрапункта
  Гармонизация мелодии 6 часов Аккордовая запись мелодии
  Регармонизация мелодии 6 часов Запись новой гармонии мелодии
  План аранжировки и форма 3 часа Создание вступления и коды
  Партитура и её оформление 2 часа Редактирование партитуры
  Редактирование MIDI файла 9 часов Обработка эффектами, запись CD
Итого: 32 часа  

Содержание курса

1 год обучения (10 класс)

Инструментоведение – 32 часа.

I. Введение (1 час).

  1. Предмет инструментоведения - 1 час.

II. Изучение нотного редактора“Overture” (8 часов).

  1. Главное окно программы, панели инструментов - 2 часа.
  2. Меню File, Edit, Score, Measure, Notes, Options, Windows - 2 часа.
  3. Окно Track List, Graphic, Chord Input, Lyrics - 2 часа.

III. Инструменты ритм группы (10 часов):

Ударные инструменты (4 часа).

  1. Ударная установка, перкуссия - 1 час.
  2. Настройка ударной установки в редакторе “Overture” - 1 час.
  3. Запись современных ритмов для ударной установки - 2 часа.

Бас-гитара, контрабас (3 часа).

  1. Устройство и диапазон, приёмы игры, способы заполнения басовой линии - 1 час.
  2. Запись басовой линии - 2 часа.

Гитара (3 часа).

  1. Устройство и диапазон, приёмы игры, способы нотной записи - 1 час.
  2. Запись гитары - 2 часа.

Клавишные инструменты (3 часа).

  1. Функция фортепиано и синтезатора в ритм группе - 1 час.
  2. Запись фортепиано - 2 часа.

IV. Создание шаблонов ритм-группы на основе современных прогрессий в редакторе “Overture” (3 часа).

V. Группа духовых инструментов (6 часов).

  1. Группа саксофонов - 1 час.
  2. Трубы - 1 час.
  3. Тромбоны - 1 час.
  4. Духовые деревянные инструменты - 1 час.
  5. Запись духовых инструментов - 2 часа.

VI. Группа струнных смычковых инструментов (2 часа).

  1. Скрипка, альт, виолончель - 1 час.
  2. Запись струнных инструментов - 1 час.

VII. Вокальная группа (2 часа):

  1. Женская, мужская, смешанная вокальные группы - 1 час.
  2. Запись вокальной группы - 1 час.

Итоговая оценка

  • оформленная партитура с записью популярной мелодии в сопровождении ритм-группы;

Критерий оценки

  • партитура оформлена в нотном редакторе;
  • сопровождение ритм-группы включает музыкальные инструменты оркестра “Big Beat”.

2 год обучения (11 класс)

Аранжировка и композиция – 32 часа.

I. Введение (1 час).

  1. Предмет аранжировки и композиции; ансамбли “Combo”, “Big Beat” “Big Band” - 1 час.

II. Мелодия и контрапункт (5 часов).

  1. Приёмы изложения мелодии - 1 час.
  2. Принципы противосложения, заполнения - 1 час.
  3. Запись мелодии и контрапункта - 3 часа.

III. Гармонизация мелодии (6 часов).

  1. Способы гармонизации - 1 час.
  2. Мелодический анализ - 1 час.
  3. Гармонизация популярной мелодии - 4 часов.

IV. Регармонизация мелодии (6 часов):

  1. Цепочки септаккордов по квинтовому кругу - 1 час.
  2. Замена тонических и доминантовых аккордов - 1 час.
  3. Регармонизация популярной мелодии - 4 часа.

V. План аранжировки и форма (3 часа).

  1. Форма композиции - 1 час.
  2. Создание вступления и коды популярной мелодии - 2 часа.

VI. Редактирование и печать партитуры (2 часа).

VII. Редактирование MIDI-сонга в программе “Cubase” (9 часов).

  1. Пересведение на два аудиотрека - 1 час.
  2. Обработка эффектами - 7 часов.
  3. Запись компакт-диска – 1 час.

Итоговая оценка:

  • оформленная партитура с регармонизованной популярной мелодией;
  • записанный компакт диск.

Критерий оценки:

  • партитура оформлена в нотном редакторе;
  • сопровождение ритм-группы включает музыкальные инструменты оркестра “Big Beat”;
  • мелодия изложена в гармоническом виде;
  • созданы вставки и заполнения;
  • сочинены вступление и кода;
  • подобраны тембры и создан MIDI файл;
  • аудио-фонограмма отвечает начальным техническим требованиям;

Творческое задание:

  • записанные на компакт-диск произведения использовать в проводимых школьных праздниках и мероприятиях.

Методическая литература

  1. Г. Гаранян “Аранжировка для эстрадных инструментальных и вокально-инструментальных ансамблей”. – М.: Музыка, 1986.
  2. С. Горчаков “Практическое руководство по инструментовке для духового оркестра”. – М.: Музыкальное издательство, 1962.
  3. А. Мальтер “Таблицы по инструментоведению”. – М.: Советский композитор, 1972.
  4. Ю. Саульский “Аранжировка для Биг-Бэнда”. – М.: Композитор, 2001.

Учебная литература

  1. К. Олеников “Аранжировка”. – Ростов на Дону, Феникс, 2003.
  2. Ю. Чугунов “Гармония в джазе”. – М.:, Современная музыка, 2003.
  3. В. Романенко “Гармония популярной песни”. – Москва.: “Смолин К.О.”, 2004.
  4. Р. Петелин, Ю. Петелин “Аранжировка музыки на РС”. – СПб.: “Арлит”, 1999.
  5. Р. Петелин, Ю. Петелин “Музыка на РС Cakewalk”. – СПб.: “Арлит”, 1999.
  6. Р. Петелин, Ю. Петелин “Cakewalk Pro Audio 9 Секреты мастерства”. – СПб.: “Арлит”, 2000.
  7. С.В. Пучков, М.Г. Светлов “Музыкальные компьютерные технологии” – СПб.: СПб ГУП, 2005.
  8. Р. Петелин, Ю. Петелин “Cubase SX 3”. – СПб.: “БХВ-Петербург”, 2007.

Материальное обеспечение

  1. Компьютеры, оборудованные звуковой картой и наушниками.
  2. Компьютерные столы и стулья.
  3. Синтезатор.
  4. Микшерный пульт.
  5. Классная доска.