Познавательное интегрированное занятие (математика, культура общения, окружающий мир) по теме "Счет предметов тройками. Сравнение чисел первого десятка"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цели:

  • учить детей счету «тройками»;
  • закреплять знания по нумерации и сравнению чисел первого десятка, вычислительные навыки, умение увеличивать и уменьшать числа на 1;
  • развивать математическую речь;
  • воспитывать у детей чувство осторожности при общении с незнакомыми людьми, доброжелательности, взаимопомощи.

Оборудование: счетные палочки, «веер с цифрами» (для обратной связи), мультимедийный проектор, экран, слайды с героями сказки «Колобок».

Ход занятия

I. Организационный момент

Вот и прозвенел звонок,
Начинается урок.

II. Актуализация знаний учащихся

Учитель: Ребята, вы любите сказки? Сегодня нас ждет путешествие в сказку. А в какую, попробуйте угадать.

Перед волком не дрожал,
От медведя убежал,
А лисице на зубок
Все ж попался... (Колобок)

(Слайд 1) См. Приложение 1

Жил на свете Колобок,
Колобок – румяный бок.
Он из сказки укатился
И сегодня к нам, ребята,
На урок он прикатился.

(Выставляется изображение Колобка)

Как называется сказка, в которой рассказывается об этом герое?

– Кто является автором сказки «Колобок»?
– Вы правы, это русская народная сказка, автор ее не известен. Но знают ее все дети в России.

Колобок очень хочет посмотреть, как вы научились работать на уроке, правильно сидеть за партой и выполнять все задания учителя. Он принес вам задания. Вы готовы отправиться вместе с Колобком по математическим дорожкам? Тогда, в путь.

III. Постановка темы занятия

– Жили, были дед да баба вот в таком замечательном домике.

(Слайд 2)

– Из каких геометрических фигур составлен домик? (Треугольник, квадрат и прямоугольник.)

Дети, используя раздаточный геометрический материал для составления фигуры домика и ёлочки, работают в парах за столом.

– Сколько всего фигур понадобилось, чтобы составить домик.

– Для нас сегодня число 3 является «волшебным» числом. Число 3 часто встречается в названиях и содержании сказок.

– В каких сказках, фильмах, стихах, пословицах встречается это «волшебное» число.(«Три медведя», «Три толстяка» Ю. Олеши; тройка лошадей, три брата или три сестры во многих сказках; выбор трех дорог на перепутье; троекратные испытания героев и т. п.) Показать репродукцию картины В.М.Васнецова «Три богатыря».

Сегодня вы вместе с Колобком расширите ваши знания, научитесь считать тройками.

Вот у меня картинка. Сколько всего предметов на ней изображено? (3)

– Увеличим число три на столько же. (Раскрываем раскладушку)

– Сколько получилось? (6)

– А если прибавить еще три .Сколько станет? (9)

– Как учились считать? (Тройками)

– А по сколько мы прибавляли? (По три)

IV. Работа по теме урока

– Продолжим нашу сказку.

– Однажды дед попросил бабку испечь колобок. А она говорит: «Я испеку тебе колобок, если ты решишь задачи».

Чтобы правильно решать «веселые задачи», надо очень внимательно слушать содержание и вопрос.

(Чтение задачи учителем сопровождается иллюстрированием на наборном полотне у доски ребенком, а на местах дети используют счетный материал и кассу цифр)

На поляне у дубка
Крот увидел два грибка.
А подальше у осин
Он нашел еще один. (показать знак «+»)
Кто ответить нам готов,

Сколько крот нашел грибов? (сложение 2 + 1 = 3).

Итак, задача решена. Следующее испытание. Построение фигуры.

Из счетных палочек на столе выложить треугольник.

Сколько палочек вы использовали? Сколько у треугольника сторон? Вершин? Молодцы!

V. Физкультминутка

Раз – подняться, потянуться,
Два – нагнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – за парту тихо сесть.
Сказка продолжается!

(Слайд 3.)

Испекла бабка колобок положила его остывать на подоконник. А колобок прыгнул на дорожку и покатился по ней в лес. Катится, а на встречу ему заяц. Колобок был любопытный и захотел познакомиться с зайцем.

(Слайд 4.)

– Ребята, можно ли в лесу знакомиться с чужими?

– Чем это опасно?

Угощают часто вас,
Только помни каждый раз:
Бери угощение лишь у знакомых,
А не чужих, с виду скромных и добрых.

– Хотел наш колобок спеть песню для зайчика. А заяц говорит:

– Поможешь посчитать примеры – отпущу, а не поможешь – съем!

Да вот беда: не умеет еще колобок считать. Давайте поможем ему.

(Работа с “Веером”)

1) “Веер” – показать число, предшествующие числу 3; 7;
    – следующие при счете за числом 5; 8;
    – покажите число, стоящее между числами 3 и 5; между числами 6 и 8.

2) Увеличь на 1: 6, 2, 4.
3) Уменьши на 1:5, 9, 6.

Учитель:

Покатился колобок
По лесной тропинке.
Вдруг у старой елки
Повстречал он волка.

(Выставляется изображение волка)

(Слайд 5)

В корзине сидят котята. Но котят не видно, а видно 6 ушек. Помогите посчитать, сколько котят в корзине? (3)

VI. Физкультминутка для глаз

– Покатился колобок дальше, а на встречу ему… Ой, кто это?

Летом по лесу гуляет,
Зимой в берлоге отдыхает

(Слайд 7.)

Конечно, это медведь. Говорит медведь:

Ладно, вкусный Колобок,
Отпущу тебя, дружок.
Пусть девчонки и мальчишки
Решат задание для Мишки.

1. Дополни запись:

8 >…;
9 <…;
1 < …;
1 >…;

2. Сравни числа, поставь знак: >,<,=,

7 … 4 ;
8 … 8;
1 …5.

Не устали? Можно идти дальше. А чей это рыжий хвостик мелькает в кустах? (Изображение лисы)

(Слайд 8.)

Я лисичка, я сестричка,
Я хожу неслышно.
Рано утром по привычке
На охоту вышла.
Колобок, Колобок, я тебя съем.

Учитель: Ребята, помните, как закончилась сказка?

Давайте изменим конец сказки. Мы выполним задание и спасем Колобка.

– У лисички рассыпались бусинки,она бусы порвала,а собрать их не может.

(На доске размещены цветные магниты с цифрами. Дети должны показать

правильный числовой ряд.)

Делать нечего. Отпустила лиса колобка и сказала: « Гуляй смело со своими друзьями по лесу, только один сюда больше не приходи!» Покатился колобок, а сам думает: «Вернусь я домой».

– Адрес свой везде и всюду
Никогда я не забуду:
Если даже заблужусь,
Вспомню адрес и найдусь!
А вы помните свой домашний адрес?
У кого в адресе есть числа 3, 6,9?

– Вспомните, с какими сказочными персонажами встретился колобок во время своего путешествия? Как мы называем таких животных? (Дикими)

– Как вы понимаете смысл понятия «дикие животные»? Каких еще диких животных вы знаете? В каких еще сказка такие животные упоминаются?

– Где могут обитать эти животные?

VII. Подведение итогов. Рефлексия урока

– Чему новому вы научились на уроке, пока путешествовали?
– Какое задание понравилось больше всего?
– Какие правила безопасности вы вспомнили, пока помогали колобку?
– Кому из вас помогли справиться с заданием соседи по парте?
– Только настоящие друзья придут быстро на помощь. Давайте всегда помогать друг другу и своим близким.

Одному или одной
Трудно справиться с бедой.
Слово «мы»
Сильней, чем «Я».
Мы – семья
И мы – друзья.