Формирование лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с правилами дорожного движения

Разделы: Работа с дошкольниками


Проект: средней продолжительности, групповой, информационный-практико-познавательный.

Актуальность проекта.

Хорошая речь — важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее его отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Но в настоящее время много детей дошкольного возраста с отклонениями в речевом развитии. Чаще это дети с нарушениями всех компонентов речи: звукопроизношение нарушено, словарный запас отстает от возрастной нормы, лексико-грамматический строй речи недостаточно сформирован, связная речь не развита. Таким детям трудно усваивать программу детского сада, а в дальнейшем им тяжело при обучение в школе. Основные трудности проявляются при развернутых ответах на сложные вопросы, дети не могут последовательно, грамотно и логично излагать свои собственные суждения, воспроизводить содержание текстов из учебников, они испытывают трудности при написании изложений, сочинений.

Научить говорить важно и необходимо, но также необходимо целенаправленно обучать правилам безопасного и правопослушного поведения на улицах, дорогах и в транспорте. Мы знаем простую истину, что знания, полученные в детстве, наиболее прочны, а правила, усвоенные в эти годы, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение – потребностью человека.

Поэтому формирование лексико-грамматических конструкций у детей дошкольного возраста и обучение правилам дорожного движения является наиболее актуальной проблемой на сегодняшний день.

Цель урока: Совершенствование системы формирования лексико-грамматических строя речи при ознакомлении с правилами дорожного движения.

Задачи урока:

  1. Расширение объема словаря параллельно с расширением представлений об окружающей действительности, формирование познавательной деятельности, развитие понимания речи;

  2. Усвоение способов словообразования и усвоение форм словоизменения;

  3. Усвоение навыка согласования существительных с прилагательными, числительными в роде, числе, падеже;

  4. Употребление категорий притяжательных местоимений;

  5. Составление простых предложенийи и сложных предложений.

  6. Обучение детей дошкольного возраста правилам поведения на улицах, ознакомление с различными видами транспорта – грузовыми и легковыми машинами, трамваем, троллейбусом, автобусом, – с регулированием движения на улицах города, населённых пунктов.

  7. Воспитание дисциплинированности и сознательного выполнения правил дорожного движения.

Ресурсное обеспечение:

– Транспорт различного функционального назначения (грузовые и легковые машины, автобусы, поезда, пожарные и почтовые машины, “скорая медицинская помощь” и т. д.);

– Светофоры, фигурки людей (пешеходов, водителей).

– Плакаты;

– Сюжетные картинки, отражающие дорожные ситуации;

– Атрибуты для сюжетно-ролевых, игр в регулировщиков, водителей и пешеходов (жезлы, каски, дорожные знаки.

– игры;

– книги, журналы;

– компьютер, аудио и видео записи, DVD, телевизор.

– макеты дорог.

Участники проекта:

– воспитатели – логопед

– инспектор ГИБДД

– дети старшей группы

– родители.

Ожидаемые результаты:

  1. Воспитание дисциплинированности и сознательного выполнения правил дорожного движения, культуры поведения, выдержки в дорожно– транспортном процесс.
  2. Пользоваться словами из активного и пассивного словаря.
  3. Научить правильно, пользоваться в речи лексико-грамматическими конструкциями.

Темы

Сроки

1.

“Дорога в детский сад и домой”

сентябрь-октябрь
2. “Кого называют пешеходом, водителем, пассажиром”. октябрь-ноябрь
3.

О чем говорят дорожные знаки.

ноябрь-декабрь
4.

Опасные ситуации на дороге.

декабрь-яеварь
5.

Наблюдение за работой работника ГИБДД.

яеварь-февраль
6.

Мы пассажиры.

февраль– март
7. Где и как можно играть. март-апрель
8. Мы выучили Правила дорожного движения. апрель-май
9. Лето. май

Формы и методы реализации проекта:

Раздел программы Содержание работы Цель

Формирование целостной картины мира

“Знакомство с улицей”.

Знакомство с дорожными знаками и указателями:

“Въезд воспрещен”, “Движение запрещено”, “Движение налево”, “Движение направо”, “Движение прямо”, “Перекресток”, “Железнодорожный переезд”, “Пешеходы”, “Дети”, “Пешеходный переход”, “Стоп”.

“Это должны знать все” (целевая прогулка).

Целевая прогулка "Правила юного пешехода".

Экскурсия—прогулка к проезжей части улицы.

Игровые ситуации “Если ребёнок потерялся”, “У меня пропал щенок”. Рассматривание картинок с проблемными ситуациями. Беседа “Наш двор”.

Занятия на тему: “Правила езды на велосипеде”.

Формировать и развивать у детей целостное восприятие окружающей дорожной среды.

Познакомить детей с некоторыми дорожными знаками.

Познакомить детей с правилами езды на велосипеде.

Уточнить знания детей о правилах поведения в транспорте, воспитание уважительного отношения к окружающим.

Речь и речевое общение

Занятие игра сказка “Азбука пешехода”

Рассматривание картины “Улица города”.

Беседа о работе ГИБДД с инспектором

Беседа “Машины всякие нужны, машины разные важны”. Занятие “Транспорт”. Игра “Машина и зайчик”. “Чего много на улицах города?”, “Назови, какой, какая. какое”, “Один – много”. “Четвертый лишний”, “Наоборот”.

Занятие “Кто движением управляет”.

Занятие “Когда мы пассажиры”.

Викторина “Снег, сугроб, гололёд… зима идет”

Развивать речь детей, умение слушать и отвечать на вопросы воспитателя. Активизировать словарь детей. Совершенствовать грамматический строй речи – согласовывать числительные с существительными, прилагательные с существительными в роде и числе, образование относительных прилагательных.

Художественная литература

Чтение художественнойлитературы: Завойская К. “Ехал странный пассажир”, С.Михалкова “Моя улица”, Н. Носова “Автомобиль”, “Дядя Стёпа” С.Михалков”, О. Бедарева “Азбука безопасности”, М. Дружинина “Наш друг светофор, И. Калинина “Как ребята улицу переходили”, М.Ильин, Е. Сегал “Машины на нашей улице”, Т.А.Шорыгина “Осторожные сказки”..

Развивать интерес к художественной и познавательной литературе. Побуждать рассказывать свое отношение к поступкам героев. Учить отвечать на вопросы полно, обстоятеольно и кратко.

Игровая деятельность

Дидактическая игра “Я шагаю по улице”, “ Угадай транспорт”.

Сюжетно-ролевые игры: “Улицы города”, “Шоферы”, “Пешеходы”, “Выставка машин”, “Автобус”.

Игра “Умелый пешеход”, “Кто чем управляет”.

Игра “Разрешается—запрещается”

Игра—тренинг “Дорожные знаки” (для водителей и пешеходов).

Настольные игры: “Дорожные знаки”, “Юный пешеход”.

Совершенствовать и расширять игровые замыслы и умения детей.

Побуждать к самостоятельности в игре, вызывая у детей эмоционакльно-положительный

отклик при игре.

Изобразительная

деятельность

Коллективное творчество: конструирование из строительного материала "Улица города".

Конкурс рисунков “На дорогах города”.

Опыт “катание ластика по сухой и мокрой дощечке”.

Рисование “Осторожно, гололёд!”

Участие в выставке рисунков “Зелёный огонёк”.

Рисование: “Дорожные знаки – наши помощники в пути”. Конструирование “Наша улица”.

Рисование “Регулируемый перекресток”.

Продолжать развивать интерес к изобразительной деятельности.

развиватьспособность

наблюдать, замечать незначительные детали.

Совершенствовать изобразительные навыки и умения, формировать художественно-творческий способности.

Трудовая деятельность

Оформление фото выставки “мои друзья – дорожные знаки”.

Изгоговление атрибутов к сюжетно-ролевым играм (макет дороги, дорожные знаки).

Развивать творчество и инциативу при выполнении различных видов труда.

Здоровье и физическое развитие Подвижная игра “Лабиринт”.

П/и “Автобус”. П/и “Светофор”. П./игра “Водители, пешеходы, автомобили”.

Игра “Лучший пешеход”.

Совершенствовать двигательные умения и навыки детей. Развивать физические качества.
Социальное развитие

Просмотр диафильма “Правила дорожного движения”.

Беседа на тему: “Зебра”, “Светофор” и другие дорожные знаки для пешеходов

Посещение мероприятия в МОУ школа №1 по теме “Зеленый огонек”. Беседа с инспектором ГИБДД. Встреча с юными инспекторами.

Развивать умение общаться с о сверстниками и взрослыми. Учить соблюдать общепринятые нормы поведения.

Воспитывать уважительное отношение к окружающим.

Музыкальная деятельность

Развлечение “о чем говорят дорожные знаки?”.

“Вечер загадок и отгадок”.

КВН по правилам дорожного движения

Развлечение “Зеленый огонёк”.

Досуг “Неразлучные друзья взрослые и дети”.

Развлечение “Красный, жёлтый, зелёный”. Игра – драматизация.

Развивать творчество. Побуждать детей к активным самостятельным действиям.

Развивать музыкальные способности. Побуждать к инсценированию сказок, песен.

Взаимодействие с родителями

Участие в выставке рисунков “Зелёный огонёк”.

Досуг “Неразлучные друзья взрослые и дети”.

Развлечение “Красный, жёлтый, зелёный”.

Консультации, беседы, советы.

Родительское собрание: “Дисциплина на улице – залог безопасности” (с приглашением сотрудников ГИБДД)

Приобщение родителей к жизни детей в детском саду.

Помочь родителям осознать о необходимости соблюдать правила дорожного движения и научить детей. Родители являются примером правильного поведения и правильной речи.

Результат:

  1. Организовали и оформили выставку рисунков “Зелёный огонёк”.

  2. Вместе с детьми приготовили атрибуты к сюжетно-ролевым играм.
  3. Составили конспект занятия по развитию речи по теме: “Транспорт”
  4. Познакомили детей с дорожными знаками и их назначением.

Задачи на будущее:

  1. Организовать и провести родительское собрание.

  2. Продолжать расширять словарь детей по данной теме и создать словарь по данной теме.

  3. Продолжать совершенствовать лексико-грамматический строй речи.

  4. Продолжать формировать у детей навыки и умения наблюдения за дорожной обстановкой и предвидения опасных ситуаций, умение обходить их.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе по теме: “Транспорт”

Программное содержание.

Расширять и конкретизировать представления о транспорте

Закреплять в речи существительное с обобщающим значением “транспорт ”.

Уточнять и расширять словарный запас по данной теме.

Учить согласовывать существительные с глаголами и прилательными, образовывть сложные слова.

Учить образовывать слова – антонимы.

Совершенствовать навыки построения простого и сложного предложения.

Развивать речевую активность, диалогическую речи (посредством ответов на вопросы, диалога)

Развивать фонематические процессы, слуховое внимание, память, мышление.

Развивать устную связную речь (через построение грамматически верной фразы и предложения)

Воспитывать мотивацию к обучению, эмоциональные чувства.

Оборудование:  предметные картинки с изображением транспорта, компьютер, сумка кондуктора (с билетами), руль.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Предложить детям встать по краю дорожки и назвать на чем можно, добраться до детского сада.

II. Сообщение темы.

– Как можно назвать одним словом все машины, которые вы перечислили

– Сегодня на занятии мы с вами будем говорить о транспорте.

– Я предлагаю вам отправиться в путешествие на остров машин.

III. Введение в тему.

– А на чем мы с вами будем путешествовать, вы узнаете, если отгадаете загадку: (после каждой загадки показать отгадки-картинки с помощью компьютера).

Что за чудо – едет дом!
И людей как много в нем!
Носит обувь из резины
И питается бензином!” (автобус)

Правильно! Мы поедим на автобусе.

– Кто управляет автобусом? (шофер)

Кто еще работает в автобусе? (кондуктор)

Назначаются дети на роль шофера и кондуктора

– А кто теперь вы? (пассажиры).

– Машины ездят по земле, значит это какой транспорт? (наземный транспорт).

– Что должен соблюдать водитель автобуса? (Правила дорожного движения).

(на полу из полосок нарисован пешеходный переход, стоит регулировщик в руках круги трех цветов).

– Прежде чем мы сядем в автобус, нам необходимо перейти дорогу. Давайте вспомним правила перехода дороги. Как переходят дорогу? На какой сигнал светофора? (Дети перечисляют правила и переходят дорогу).

Дети из стульчиков строят “автобус”

– Чтобы ехать в автобусе, мы должны заплатить за проезд. Посчитайте автобусы (счет до 10 – один автобус, два автобуса и т.д.)

– Ну вот, за проезд все заплатили, автобус может отправляться.

(Включить запись со звуком ш-ш-ш).

– Дети, вы слышите, что же это может быть? (Ответы детей).

-Ребята, у автобуса прокололась шина.

– Поможем шоферу накачать колесо (произнесение звука с-с-с-с с движением имитирующее накачивание колеса).

(Перед тем, как садится в автобус предложить детям вспомнить правила поведения в автобусе: мальчики пропускают девочек, в автобусе не кричат, не бегают и т.д.)

– Давайте споем “Песенку друзей”. (В записи звучит музыка, дети поют).

– Ну вот, автобус остановился и мы приехали. Выходим из автобуса.

III. Предложить выйти на лужок и поиграть.

“Скажи наоборот”.

Воспитатель: Я буду называть действия, а тот, кому я брошу мяч, назовет действия наоборот.

Отъехал – подъехал; выехал – заехал; въехал – съехал; улетел – прилетел; заплыл– выплыл; вылетел – залетел; взлетел – приземлился; укатил – прикатил; уплыл – приплыл.

IV.

Воспитатель: отправляемся дальше в путешествие, угадайте на чем отправляемся.

Трещит, а не кузнечик.

Летит, а не птица.

Везет, а не лошадь. (Самолет)

– Как самолет гудит?

– Кто управляет самолетом?

– Самолет летает по воздуху, значит какой транспорт? (Воздушный транспорт)

– Сели в самолет, полетели.

Подвижная игра “Самолет”. Дети встают на носочки, руки поднимают вверх, затем садятся на карточки, руки разводят в стороны и говорят:

Мы летаем высоко,
Мы летаем низко,
Мы летем далеко,
Мы летаем близко.

Воспитатель: прилетели на самолете, но наше путешествие не закончилось. Послушайте, (Звучит запись – шум моря), что это за звуки? (Дети отгадывают). Правильно, перед нами море, как нам добраться в нужное место. (Дети перечисляют).

Добраться на остров мы можем на корабле.

– Кто управляет кораблем?

– Из каких частей состоит корабль?

– Кто служит на корабле?

– Корабли ходят по воде, значит это какой транспорт? (Водный транспорт).

– Занимайте места на палубе, отправляемся на наш остров. А пока мы плывем, давайте вспомним, как мы с вами путешествовали. Составьте рассказ о нашем путешествии. (С помощью компьютера, на котором появляются картинки с изображением транспорта, дети составляют рассказ о путешествии).

Домой возвращаемся на самолете.

Итог занятия.