Конспект открытого занятия по художественной литературе "В гостях у сказки"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель: систематизировать знания детей о разных жанрах художественной литературы с использованием сказочного персонажа.

Задачи:

  1. Образовательные – расширять представление детей о разнообразии художественной литературы, продолжать учить отвечать на вопросы полным ответом, упражнять в подборе прилагательных к слову ВОДА.
  2. Развивающие – развивать связную и диалогическую речь, умственные способности, познавательную активность, интонационную выразительность.
  3. Воспитательные – воспитывать интерес к художественной литературе, любовь к русским сказкам, отзывчивость, желание прийти на помощь.

Предварительная работа:

  1. Рассказывание русских народных сказок.
  2. Заучивание стихов.
  3. Игры-драматизации.
  4. Рассматривание иллюстраций разных художников.

Словарная работа. Обогащение словаря: ржаной, пшеничный.

Активизация словаря: хлебобулочные изделия, закаты, рассветы.

Индивидуальная работа:

  • упражнять в четком проговаривании звуков Настю М.;
  • продолжать учить Кирилла отвечать на вопросы полным ответом;
  • учить Катю задавать вопросы.

Материал:

  • экран, проектор, ноутбук;
  • музыкальный ценр, CD-диски;
  • костюмы для Бабы-Яги, Машеньки, Яблоньки, Речки;
  • печка, избушка на курьих ножках, яблонька.

Методы:

  • словесный;
  • наглядный;
  • практический.

Приемы:

  • беседа, использование стихов, загадок;
  • игровой момент (Герои сказки);
  • путешествие в сказку;
  • использование ИКТ;
  • чтение стихотворения в лицах.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, сегодня мы поговорим о сказках.

Какие бывают сказки? Народные и литературные. Народные – русские, украинские, мансийские, немецкие, и другие сказки. Литературные – придумывает автор. Бывают волшебные, бытовые, былинные, сказки о животных и птицах.

Рассмотрите иллюстрации. Какие сказки изображены на этих картинках? Дети называют сказки и их героев.

(Девочка Машенька, из сказки «Гуси-лебеди» приходит в группу.)

Машенька: Ребята, моего брата Иванушку унесли гуси-лебеди. Помогите мне выручить его.

Воспитатель: Что, ребята поможем Машеньке? (Поможем.)

Нам предстоит опасное путешествие. Вы дружные и смелые ребята, вам будет не трудно в пути.

(По дороге дети встречают печку.)

Ребенок: Печка, скажи: «Куда гуси-лебеди полетели»?

Печка: Выполните мои задания, тогда скажу. Я испекла хлеб. Что это? (Это хлебобулочные изделия.) Из какой муки, мой хлеб? (Черный хлеб из ржаной муки, а белый хлеб из пшеничной муки.) Какие хлебобулочные изделия вы знаете? (Ответы детей.) Молодцы, ребята справились с моим заданием. За ваши правильные ответы, я говорю, что гуси-лебеди полетели дальше в лес.

(Дети пошли дальше, по дороге встретили яблоньку.)

Ребенок: Яблонька, скажи: «Куда гуси-лебеди полетели»? Яблонька: Ответьте на мои вопросы, тогда скажу. Назовите, сказки, в которых говорится о яблоньке или яблоках. («Хаврошечка», «Сказка о молодильных яблочках и живой воде», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».)

Воспитатель: Яблонька послушай, наши дети знают стихи о тебе. (Дети читают стихи.)

«Яблонька»

1. Я вышел в сад, осенний сад.
На ветках яблоки висят,
Качает ветер ветки.
Я в руки яблоки беру
Веселые, как лето:
Закаты на одном боку,
А на другом – рассветы.
То не белый снег идет-

2. Это яблоня цветет,
Яблоня – принцесса
На опушке леса.

Владимир Степанов.

Яблонька: Спасибо ребята, очень красивые стихи. Вот вам мое наливное яблочко, оно вам покажет, куда Гуси-лебеди полетели.

(Дети пошли дальше по дороге встретили Молочную речку.)

Ребенок:

- Ты скажи мне, реченька лесная,
От чего, ты, звонкая такая?

Речка:

- Утром надо мной поет синичка-
Оттого и звонкая водичка.

Ребенок:

- Ты скажи мне, реченька лесная,
От чего ты чистая такая?

Речка:

- Чистым голосом поет синичка!-
От того и чистая водичка!

Ребенок:

- Ты скажи мне, реченька лесная,
От чего ты синяя такая?

Речка:

- В родничке купается синичка-
Оттого и синяя водичка!

Дети: Речка, скажи, куда гуси-лебеди полетели?

Речка: Я покажу вам дорогу, только вам нужно перейти на другой берег. Идите по этим кочкам. Наступая на кочку, придумайте красивое слово к слову ВОДА. Вода, – какая? (Чистая, холодная, прозрачная, теплая, мутная, бурная, грязная, светлая и др.)

Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы справились со всеми заданиями героев сказки. Теперь отгадайте мою загадку.

К лесу передом стоит и кривой трубой дымит.
Там Яга – лесная бабка на печи зевает сладко. (Избушка на курьих ножках.)

(Звучит музыка. Стоит избушка на курьих ножках. На пороге сидит баба яга.)

Машенька: Избушка, избушка, повернись к лесу задом ко мне передом!

Баба Яга: Это кто здесь ходит, бродит, мне спать мешает? А, это ты, Машенька.

Машенька: Здравствуй бабушка! Верни мне братца Иванушку. Выполню все что, пожелаешь.

Баба Яга: Отгадай мои загадки.

На сметане мешен,
На окошке стужен,
Круглый бок, румяный бок покатился …(колобок).

Бабушка девочку очень любила.
Шапочку красную ей подарила.
Девочка имя забыла свое.
А ну подскажите имя ее. (Красная шапочка.)

Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей.
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор …(Айболит).

Толстяк живет на крыше,
Летает он всех выше. (Карлсон.)

Она красива и мила,
А имя ей от слова «зола». (Золушка.)

Баба Яга: Хорошие у тебя помощники, Машенька. Из какой они сказки?

Машенька: Эти дети не из сказки. Они пришли из детского сада.

Баба Яга: Раз так, они должны знать много сказок. Детушки назовите сказки, в которых я живу. (Дети называют сказки.) А какая я по характеру? (Ответы детей.)

Молодцы детишки недаром в детский сад ходите. Ну, ладно отпущу я твоего братца, Машенька, только больше его одного не оставляй. (Отдает Иванушку). Ребята, большой и трудный путь вы прошли, устали с дороги. Может, отдохнете у бабушки?

Дети: Спасибо, за приглашение, но нам уже пора в детский сад.

Баба Яга: Ну, ладно. Бабушка сегодня добрая. Я вам дам свою метлу, она довезет, вас до детского сада. Садитесь удобнее, держитесь крепко. До свидания! В добрый путь!

(Дети возвращаются в детский сад.)

Машенька: Спасибо, вам ребята! Вы мне очень помогли. За ваше доброе отношение и помощь я угощу вас конфетами. А теперь, до свидания, приходите к нам в сказку.

(Машенька уходит.)

Воспитатель: Ребята, в какой мы сказке побывали? Кому помогли? С кем встречались? Скажите, какой конец у этой сказки? Можно сказать, что добро победило зло? Если вы считаете, что добро победило зло, возьмите улыбающееся солнышко. Если считаете по-другому, возьмите грустное солнышко.