Использование технологии модульного обучения в начальной школе

Разделы: Начальная школа, Общепедагогические технологии


Традиционная система организации учебно-познавательного процесса находится в противоречии с законами психофизической деятельности человека. Классно-урочная система предопределяет постоянную перегрузку учащихся и учителя. Ведущим типом учебного занятия остается комбинированный урок, нарушающий логику учебной деятельности. Отечественная и зарубежная практика показывает перспективность принципиально иного по организации и технологии модульного обучения, которое характеризуется опережающим изучением теоретического материала, укрупненными блоками-модулями, алгоритмизацией учебной деятельности, завершенностью и согласованностью циклов познания и других циклов деятельности. Поуровневая индивидуализация учебной и дифференциация обучающей деятельности создают ситуацию выбора для ученика и учителя, обеспечивают возможность дальнейшего самообразования.

Урок с элементами модульного обучения, по эффективности и практической направленности более адаптивный. Модульное учебное занятие развивает самостоятельную деятельность учащихся, формирует прочные общеучебные знания и навыки. В процессе учебной деятельности создаются такие условия, которые позволяют детям перейти от репродуктивного вида деятельности к творческому.

От нас, как от педагогов требуется не только дать детям прочные знания, сформировать умения и навыки, но и создать условия на учебном занятии для воспитания и развития ребенка. научить их определять цель своей работы, организовывать, прогнозировать, оценивать свою деятельность, самостоятельно добывать знания, применять их в разнообразной учебной деятельности, обеспечить право каждому ученику на индивидуальное развитие, исходя из его природных способностей, склонностей и интересов.

Данные задачи помогает нам осуществлять технология модульного обучения, разработанная профессором МГПУ П. И. Третьяковым.

Мы применяем модульное обучение на уроках русского языка и математики.

Но чтобы использовать модульное обучение, составить правильно модульный урок, учителю нужно знать и уметь:

  1. Научиться выводить совместно с учениками целеполагание и тему урока.
  2. Знать дидактирование задачи каждого этапа модуля урока.
  3. Умело отбирать содержание учебного материала.
  4. Научиться определять зону актуального и ближайшего развития ученика.
  5. Определять обученность по итогам контрольных работ (КР), тестов, тематического учета знаний (ТУЗ).
  6. Составлять развивающие и обучающие модульные карточки.
  7. Научиться составлять диагностические тесты.
  8. Научиться моделировать и проектировать деятельность учащихся на репродуктивном, конструктивном, творческом уровнях.
  9. Четко знать по теме урока знания и формируемые умения на 3-х уровнях.
  10. Знать логику усвоения процесса знаний учащихся (восприятие, осмысление, запоминание, понимание, применение по образцу, применение в измененной ситуации.
  11. Хорошо знать технологию и структуру модульного учебного занятия.(УЗ изучения и первичного закрепления новых знаний; УЗ закрепления знаний; УЗ обобщения и систематизации знаний; УЗ комплексного применения знаний; УЗ проверки, оценки и коррекции ЗУН учащихся, рефлексия деятельности).
  12. Хорошо знать каждый этап урока (цель, содержание учебного материала, выполнение учащимися, вид проверки, итог, рефлексия).

Работа над использованием технологий модульного обучения плотно связана с использованием методик КСО и, практически, без них невозможна, а так же тесно связана с развивающим обучением.

Польза такого обучения огромна, т.к. дети пропускают все этапы урока через (самосознание, самоопределение, самовыражение, самоутверждение, самореализация, саморегуляция), и на уроке преобладает доминирующая роль ученика.

Модульная технология преобразует образовательный процесс так, что ученик самостоятельно (полностью или частично) обучается по целевой индивидуализированной программе.

Сердцевина модульного обучения – учебный модуль, включающий:

  • законченный блок информации
  • целевую программу действий ученика
  • рекомендации (советы) учителя по ее успешной реализации.

Отличие от других систем состоит в следующем:

  • содержание обучения представляется в законченных самостоятельных комплексах, усвоение которых осуществляется в соответствии с поставленной целью.
  • изменяется форма общения учителя с учениками
  • ученик работает максимум времени самостоятельно
  • учится самопланированию и самоконтролю
  • отсутствует проблема индивидуального консультирования

ЦЕЛЬ МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

– содействие развитию самостоятельности учащихся, их умению работать с учетом индивидуальных способов проработки учебного материала.

НАУЧНЫЕ ИДЕИ МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ:

– базируется на деятельностном принципе (учебное содержание осознанно усваивается, когда оно становится предметом активных действий)

– строится на идеях развивающего обучения (сегодня делаю с помощью, завтра сам) переход из зоны ближайшего развития в зону актуального развития

В модульном обучении это реализуется посредством дифференциации содержания и дозы помощи ученику, а также организации учебной деятельности в разных формах (индивидуальной, групповой, использование методик КСО, ГСО)

– опирается на теорию поэтапного формирования умственной деятельности

(ученик работает с конкретными объектами, проговаривание в громкой речи, проговаривание про себя, перевод во внутреннюю речь)

– глубокая внутрипредметная и межпредметная связь

  • теория проблемного обучения
  • рефлексия. Последовательность познавательной деятельности П (потребность) М (мотив) Ц ( цель) П (планирование) Д (действие) Р (рефлексия)

– в основании модульной технологии находится и программированное обучение (четкость, логичность действий, активность и самостоятельность, регулярная проверка результатов, самоконтроль и взаимоконтроль - черты программированного обучения)

– теория оптимизации (достижение наилучшего результата с наименьшей затратой сил, времени и средств)

ПРИНЦИПЫ МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

гибкости (определение зоны актуального и ближайшего развития, предоставление права свободного выбора задания, постепенное усложнение учебного материала и своевременное проведение коррекционной работы)

природосообразности (направлен на развитие умственных и физических способностей личности от зоны ближайшего развития)

паритетности (сотрудничество, деловое общение) На учебном занятии два субъекта одного процесса действуют вместе, параллельно и сообща, являются партнерами в учебной деятельности, составляют тесный союз учителя и ученика и не один из них не должен стоять над другим. Они сотрудничают в процессе учебной деятельности.

После того, как составлена программа, начинается работа по составлению технологической карты темы.

Технологическая карта помогает учителю правильно формировать знания и умения по данной теме, определять, как учащиеся усвоили данную тему, на каком уровне обучения они находятся, так как умения ранжированы на трех уровнях. Технологическая карта служит для самоконтроля и самопроверки знаний учащихся. Ученик, используя технологическую карту, проставляет себе прогностическую оценку (+ ?), а учитель, проверяя обучаемость и уровень обученности, исходя из заложенных знаний и умений в технологической карте, ведет отслеживание результатов обучения по данной теме и сверяет свой результат с прогнозом учащихся. Для проверки знаний используется развивающая карточка. В технологической карте закладывается и формирование учебно-коммуникативных умений и навыков учащихся.

Данные технологические карты позволяют четко спланировать деятельность учителя и ученика по каждой теме в течение года.

В модульной технологии выделяется пять типов учебных занятий:

  • урок изучения новых знаний (лекция, экскурсия, лабораторная работа, вводный урок, учебный практикум - имеют своей целью изучение и первичное закрепление новых знаний);
  • урок закрепления знаний (практикум, собеседование, консультация, отработка материала - имеют своей целью вторичное закрепление усвоенных знаний, выработку умений по их применению);
  • урок комплексного применения знаний (цель – вторичное закрепление усвоенных знаний, выработка умений по их применению, перенос в новые условия);
  • урок обобщения и систематизации знаний (семинар, конференция – имеют своей целью обобщение единичных знаний в систему);
  • урок контроля, оценки и коррекции знаний (проверочная работа, контрольная работа, тест, общественный смотр знаний, зачет – имеют своей целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками, провести оценку своей деятельности каждым учеником, ее результатов и себя в ней).

Каждый тип учебного занятия имеет свою структуру.

Структура модуля должна соответствовать логике учебного занятия того или иного типа

ПЕРВЫЙ ШАГ – определение интегрирующей цели модуля (ТДЦ).

Учителю следует формулировать ТДЦ и осуществлять ее на уроке. В зависимости от учебного предмета, темы урока, учитель ставит его цель или предлагает сделать это самим ученикам. Задача учителя донести цель работы до учеников, выработать умение у них ставить перед собой цели в соответствии с задачами урока. ТДЗ – запрограммированный результат данного урока. Несет в себе три функции: обучающую, развивающую, воспитывающую.

ВТОРОЙ ШАГ – разбиение на учебные элементы в соответствии с логикой

построения того или иного типа учебного занятия.

ТРЕТИЙ ШАГ – формулирование цели каждого учебного элемента.

Каждый этап урока решает определенные дидактические задачи, только ему присущие. При планировании нужно предусмотреть показатель реального результата решения задачи. Цель должна быть диагностичной, т. е. настолько точно и определенно поставленной, чтобы можно было делать заключение о степени ее реализации и построить вполне определенный дидактический процесс, гарантирующий ее достижение за заданное время.

ЧЕТВЕРТЫЙ ШАГопределение содержания каждого учебного элемента.

Учителю следует помнить, что, осуществляя переход от одного учебного элемента к другому, надо усложнять учебный материал, переводить деятельность учащихся с репродуктивной к творческой, поэтому на модульном занятии следует предусмотреть все виды деятельности учащихся.

Чаще всего модульный урок начинается с психологического настроя и проверки готовности детей к уроку, затем следует проверка домашнего задания (актуализация опорных знаний), совместный вывод темы и целеполагания на разных этапах модуля. Используются различные методы мотивации, через создание ситуации успеха, создание наглядно-образных представлений, через поощрение, использование познавательного и занимательного материала, так же создание проблемных ситуаций, интриг.

Так же не следует забывать и о самом главном средстве на модульном уроке-алгоритме управления учебной деятельностью ученика. Данный алгоритм может быть заложен в различных средствах обучения (памятках, алгоритмах, модульных карточках, схемах, сигналах для обратной связи, схемах- опорах)

На модульных уроках также используется оценочная деятельность ученика:

  • самооценка (сам оценивает свои знания)
  • взаимооценка (осуществляется при работе в паре)
  • прогностическая оценка (оценивают свои знания и умения перед выполнением задания: Как я справлюсь?)

Оценочная деятельность позволяет учителю и ученику определять уровень усвоения учебного материала и выявить западающие проблемы, а затем наметить индивидуальную и групповую коррекционную работу.

На этапе изучения и первичного закрепления новых знаний необходимо проверить уровень усвоения учащимися нового материала. После объяснения темы, учитель предлагает детям базисный тест для определения обучаемости .

По обучаемости формируются разноуровневые группы в классе, ведется коррекционная работа с учениками до доведения их знаний до базисного уровня, если это необходимо. В целях проверки умения самостоятельно в комплексе применять знания в новых условиях учащимся предлагается модель развивающей карточки на трех уровнях, где они выполняют задания последовательно с учетом индивидуальных возможностей. Чаще всего данная карточка используется на уроке обобщения и систематизации знаний учащихся.

Итоги самостоятельной работы по развивающей карточке позволяют учителю определить, на каком уровне находится ученик.

На уроках закрепления и отработки материала, возможно, использовать карточку со свободным выбором задания по цветовому сигналу

желтый – репродуктивный;
синий – конструктивный;
зеленый – творческий.

Практическая основа технологии модульного обучения- различные методики коллективных способов обучения (КСО).

  • пара постоянного состава (ППС)
  • пара сменного состава (ПСС)
  • методика свободного перемещения (МСП)
  • методика взаимные диктанты (МВД)
  • малая группа (МГ)
  • мурманская методика (цветовой сигнал)
  • методика Ривина
  • методика взаимообмена заданиями (МВЗ)

Эти методики в зависимости от целевой направленности уроков могут успешно применяться как на первом этапе при самостоятельной работе над новым материалом, так и на втором – при отработке последующего материала. При этом развиваются все компонент деятельности человеческого “само”.

Дьяченко назвал “коллективным обучением такое обучение, при котором коллектив обучает каждого своего члена”.

Свойства коллективной формы.

  1. Позволяет реализовать возможность продвижения каждого ученика в процессе обучения со скоростью, определяемой его личными способностями, без перехода на индивидуальное обучение.
  2. Формирует потребность и умение активно воспринимать, усваивать и передавать информацию.
  3. Обеспечивает высокую интенсивность обучения.
  4. Повышает интеллектуальный уровень и культуру, формирует навыки социального и делового общения.
  5. Улучшает здоровье школьников.

В начальной школе ребята учатся работать в паре постоянного состава, парах сменного состава “Елочка”, “Ручеек”, “Эскалатор”, “Змейка”- это знакомые виды работ для детей. Ребята на уроках с удовольствием выполняют задания в парах постоянного состава и в парах сменного состава.

Данная методика очень актуальна в начальном звене обучения ив период обучения в среднем и старшем звене. Ребята учатся сотрудничать друг с другом, делятся своими знаниями, учатся уважать мнение других людей.

Считаем, что технология модульного обучения и различные методики КСО решают многие проблемы обучения в начальном звене, где закладываются основы самостоятельной работы, где формируются первоначальные общеучебные умения и навыки, особенно организационные и коммуникативные, а главное на учебном занятии создается адаптивный психолого-педагогический микроклимат и используется рефлексивное обучение.