Башкортостан – мой край родной!

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (6,1 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Цели урока:

  • Воспитывать гражданина Башкортостана, активную гражданскую позицию.
  • Знакомить с историей родного края, с народными традициями. Воспитывать любовь к родному краю.

Оборудование: герб РБ, флаг, карта, фотография президента, схема государственной власти.

Ход классного часа

1. Вступительная беседа.

– Вспомните, что за день сегодня? 11 октября – День Республики Башкортостан.

– День Башкортостана

.(Слайд -1-2).

– Республика Башкортостан суверенное независимое государство, которое является

частью Российской Федерации.

– Какой город является столицей нашей республики? (г. Уфа).

(3-4 cлайд)

(Сообщение делает ученица)

– Уфа основана в 1574 году, на месте укрепления Туратау. В связи с обнесением укрепления дубовой стеной, башкиры именовали поселение Имен Кала. (Дубовый город). С1856 года Уфа становитс городом. С июня 1922 года Уфа является столицей БАССР.

Город Уфа – столица Республики Башкортостан, административно-политический, экономический, научный, культурный центр республики. Уфа расположена на берегу реки Белой, при впадении в нее рек Дема и Уфа, в Башкирском Предуралье, в пределах Прибельской равнины.

– Какое историческое событие произошло в 1557 году? (Присоединение башкирских племен к Русскому государству).

– В честь этого события в г. Уфе установлен памятник.

(Слайд 5)

Это символ мира и согласия. Скульпторы: М Бабурин и Г. Левицкая. Архитекторы: Г. Гаврилов и Е. Кутырев.

(Сообщение делает ученица.)

– В середине XVI века башкиры присоединились к русскому государству. В те далекие времена на башкирские земли нападали кочевники. Чтобы защитить свой народ от грабительских набегов кочевников, 7 башкирских племен с письмом обратились к русскому царю Ивану Грозному с просьбой включить Башкортостан в состав Русского государства. На что Иван Грозный с радостью подписал обращение и включил Башкортостан в состав России.

– Как жили башкиры в то далекое время и чем занимались? (Разводили коней и продавали кумыс.)

(Слайд 6-7)

(Сообщение делает ученица.)

– Правильно. Коневодство и производство кумыса было их основным занятием. Так

как они были не дружны, то на них нападали кочевники и грабили их. Поэтому, племена решили объединиться в одно сильное государство. Но у башкир было свое условие: земли должны остаться у башкирских племен, и прежняя религия – исламская, вожди должны управлять своими племенами, как и прежде. Башкиры согласны платить ясак в русскую казну.

Русь объявила свои условия: башкирские войны должны охранять новые границы Руси и принимать участие в войнах, которые будет вести русское государство.

Это событие произошло в 1557 году. С тех пор башкиры научили добывать русских крестьян мед, русские учили башкир выращивать пшеницу и рожь.

– 18 декабря 1917 года провозглашена советская власть и Советская автономия Башкирии.

11 октября 1990 года Верховный Совет провозгласил Декларацию о государственном суверенитете. Декларация подтвердила статус Республики как демократического правового государства. В феврале 1992 года принято название нашего государства: Республика Башкортостан.

31 марта 1992 года подписан Федеративный договор об отношениях РБ и РФ.

(8 слайд)

2. Чтение стих. М.Карима. “Взгляни на глобус, вот он шар земной”. М. Карим.

(Читает стихотворение ученица).

 Взгляни на глобус:
Вот он – шар земной,
На нем Башкирия
С березовый листок величиной.
Всего лишь навсего
Не больше
Обыкновенного листка,
Береза же – великая Россия –
Так зелена, так высока!
На глобусе страна не велика–
Размер обыкновенного листка.
А если вглубь веков заглянешь ты-
Узришь народного величия черты.
По тропам нашей радостной земли
Чредою поколения прошли,
И славу их вздымал за веком век,
И горе их – на дне башкирских рек.
Они – история!
Они ушли в века,
И подпись их
На скалах след клинка.

3. Работа с картой Башкортостана.(8 слайд)

(Слайд 8)

– С чем сравнивается Башкортостан на карте? (С листом березы). (Показываю границы Башкортостана). Граничит с Пермским краем, Свердловской областью,

Татарстаном, Оренбургской областью.

На 1 января 1998 года на территории Башкортостана проживает 4,089 миллионов человек, что составляет 2,7% населения РФ.

Площадь РБ составляет 143,6 тыс. кв. км, что составляет 1/10 часть от площади РФ. Р.Б. занимает 7-е место по численности населения среди других субъектов РФ.

По территории РБ проходят важнейшие железнодорожные трубопроводные и

автомобильные магистрали, связывающие европейскую часть РФ с Уралом, Сибирью, Казахстаном, Северным Кавказом, Узбекистаном, Туркменистаном.

– Кто управляет нашей Республикой?

(Слайд 9)

– Кто является президентом РБ? (Хамитов Рустем Закиевич)

(10 слайд)

– Назовите первого президента Республики Башкортостан? (Муртаза Губайдуллович Рахимов)

(11 слайд)

– Какие реки протекают по нашему краю? (Белая, Кама, Агидель и др.)

– Какую роль в жизни населения республики играют эти реки? (Ответы учащихся)

– Река Белая составляет часть водной транспортной системы России, обеспечивает доступ РБ к портам Каспийского, Балтийского и Черного морей.

Башкортостан – это высокоразвитый промышленный комплекс. В состав РБ входит 21 город, 4674 сел.

– Назовите города, которые вы знаете. (Дети называют).

(Слайд 12 – г. Салават )

(Слайд 13 – Стерлитамак, слайд 14 – Ишимбай, слайд 15 – Октябрьский, слайд 16 – Уфа)

Игра.

Выходят к доске 2 учащихся и называют по очереди города Башкортостана. Кто больше назовет, тот и побеждает.

– Наиболее красивые города – Уфа, Стерлитамак, Салават. (Показываю слайды).

– Назовите по картинкам достопримечательности Г. Уфы.

(Слайд 16. Гостиный двор. Театр оперы и балета. Дом – музей С.Т. Аксакова. Конгресс – Холл).

– Назовите символы государства. (Флаг и герб).

(17 слайд)

– Расскажите, какой флаг в Башкортостане. Что мы знаем о флаге? (Рассказывает мальчик) (Слайд 17)

– Флаг белый, синий, зеленый. Белый цвет флага обозначает чистоту воды, синий цвет обозначает чистоту воздуха, зеленый – чистоту Земли. Семь лепестков курая обозначают 7 башкирских племен, которые выступили за вступление Башкортостана в состав России.

– Что изображено на гербе Башкортостана?(Сообщение ученика).

(Слайд 18)

– Это официальная эмблема государства. Герб утвержден в 1993 году. Герб представляет изображение памятника Салавату Юлаеву на фоне восходящего солнца и его лучей, вписанное в круг, обрамленный национальным орнаментом. Ниже изображено соцветие курая, лента, окрашенная в цвета государственного флага, с надписью по белому полю: “Башкортостан”. Памятник Салавату Юлаеву и орнамент золотистого цвета, цветок курая – зеленого, восходящее солнце – светло-золотистого, лучи солнца – желтого, фон между памятником и орнаментом – белого, внутренняя и наружная окружности – темно – золотистого цветов.

– Какой национальный инструмент вы знаете? (курай) Звучит мелодия курая.

– Какие дополнительные сведения о Салавате вам известны? (Сообщение делает ученик.

(Слайд 19) (Слайд 20)

– Салават Юлаев родился в 1752 году в семье старшины Шайтан – Кудейского юрта Юлая Азналина. Он обладал необыкновенной силой, умел владеть оружием, конем.

К 14-ти годам стал богатырем. Салават был грамотным: он умел писать на языке тюрки. Он принял участие в войне против крепостного права. За что царь объявил его злодем, бунтовщиком, изменником. 29 марта 1775 года он вместе с отцом был сослан на вечную каторгу в Рогервик в Эстонию. Башкиры увековечили память о нем и установили ему памятник “Всадник над кручей Агидели”. (Слайд 20).

Именем Салавата назван город Салават, учреждена премия имени Салавата Юлаева в области литературы и искусства. С П.Злобин написал роман “Салават Юлаев”, композитор З. Исмагилов и поэт Б. Бикбай создали оперу “Салават Юлаев”.

4. Девочки исполняют башкирский танец

(Слайд 21)

-Как называется город, в котором мы с вами живем? (Нефтекамск)

– Откуда пошло название города? (От названия реки – Кама, от найденных месторождений нефти пошло название города.)

– Чтение стихотворения о г. Нефтекамске.

Этот город,
Возникший на Каме.
Молодыми построен руками.
Нефть Арлана и Кама-река
Дали имя ему –
Нефтекамск.

(М. Новиков)

– Какова история возникновения этого города? (Рассказывает учитель).

– В 1955 году недалеко от деревни Арлан из нефтяной скважины забил фонтан нефти.

В 1959 году возник рабочий поселок, получивший название Нефтекамск. В 1962 году комитет партии принял решение о строительстве города. 3 марта 1963 года считается днем рождения города Нефтекамска.

5. (Эмблема города). Рассказывает Аня.

(Слайд 22).

– На эмблеме города изображена голубая вода – река Кама; нефтяная вышка – символизирует добычу нефти, электрические провода – развитие энергетики, шестеренка – развитие машиностроительной отрасли, белый свиток – развитие легкой промышленности.

– Почему именно в Прикамье вырос город Нефтекамск? (Для этого были все условия: водные и энергетические ресурсы, сырье (нефть), строительные материалы: глина, песок, известняк.

– Вспомните, какие заводы и фабрики функционируют в нашем городе?

(Слайд 23) – автозавод, слайд – 24 Объединение искусственных кож, слайд 25 – Кармановская ГРЭС)

(Дети называют: Нефтекамский завод автосамосвалов, Нефтекамское производственное объединение искусственных кож, завод нефтяного оборудования, мясоконсервный комбинат, завод хлебобулочных изделий, кирпичный завод, трикотажная фабрика, НГДУ “Арланнефть”, Кармановская ГРЭС и др.).

26 слайд

6. Итог урока.

– Вспомним, о чем мы с вами сегодня говорили. (Пролистываю слайды дети рассказывают, о чем говорили на уроке)

– Назовите занятия башкир. (Коневодство, сбор меда, производство кумыса).

– Поощряю жетонами).

– Какое важное событие произошло в 1557 году?

– Какое дерево является символом нашей Родины?

– На какой реке стоит город Нефтекамск?

– Назовите символы нашего государства.

– Что обозначает гаечный ключ на гербе г. Нефтекамска?

– Какой год считается днем рождения г. Нефтекамска? (3 марта 1963 года).

– Кто изображен на гербе РБ?

– Как выглядит флаг РБ?

– Назовите занятия башкир?

– Подводим итоги. Выбираем знатоков, награждаем наиболее активных учащихся.

– Чем славился башкирский народ? (гостеприимством).

– Поэтому, мы приглашаем всех на чаепитие с национальными башкирскими блюдами, посвященное празднику. А в заключении беседы Ильнур исполнит башкирский танец.

7. Башкирский танец.

8. Чаепитие.

Последовательность слайдов

1-2 – 11 октября – День Республики Башкортостан.
3 – Уфа – столица Башкортостана.
4 – Дом правительства.
5 – Памятник, установленный в честь присоединения Башкортостана к России.
6-7 – Коневодство и производство кумыса.
8 – Карта РБ
9 – Власть.
10 – Хамитов Р.З.
11 – Рахимов М.Г.
12 – Города Башкортостана. Салават
13 – Стерлитамак.
14 – Ишимбай.
15 – Октябрьский.
16 – Уфа. Гостиный двор. Конгресс-Холл. Театр оперы и балета. Дом-музей С. Т. Аксакова.
17 – Флаг РБ.
18 – Герб РБ.
19 – Курай.
20 – Памятник Салавату Юлаеву.
21 – Город Нефтекамск.
22 – Герб Нефтекамска. Флаг Нефтекамска.
23 – Предприятия города Нефтекамска: Автозавод.
24 – производственное объединение искусственных кож.
25 – Кармановская ГРЭС.
26 – Заключительный слайд.