Урок по теме "Бессоюзные сложные предложения". 9-й класс

Разделы: Русский язык


Цели урока:

систематизировать знания учащихся о бессоюзных сложных предложениях; формировать умения:

а) устанавливать смысловые отношения между простыми предложениями в бессоюзных сложных предложениях;
б) использовать различные синонимические конструкции для передачи одного и того же смысла;
в) определять смысловые отношения между частями бессоюзного предложения в зависимости от интонации в устной речи;
г) правильно расставлять знаки препинания в указательных конструкциях.

Ход урока

1. Повторение по теме “Бессоюзные сложные предложения”.

Вызов к доске двух учеников, которые задают друг другу вопросы по теме (класс следит за грамотной постановкой вопроса и ответами работающих у доски). Вопросы:

  • какие сложные предложения называются бессоюзными?
  • от чего зависят смысловые отношения между частями?
  • как выражаются отношения в устной речи? На письме?
  • какие знаки могут быть в бессоюзном предложении?
  • в какие случаях ставятся “,”, “;”, “:”, “-”?

2. Работа над определением смысловых отношений между частями в сложных предложениях. Разные виды их передачи.

Упражнения

Индивидуальные задания.

(Три ученика работают одновременно у доски)

Карточка 1.

Даны два предложения: Солнце взошло. Туман рассеялся.

Задание: построить сложные предложения различных видов: сложносочиненное, сложноподчиненное, бессоюзное сложное.

Варианты ответов:

Солнце взошло – туман рассеялся (бессоюзное)

Солнце взошло и туман рассеялся (сложносочиненное)

Когда солнце взошло, туман рассеялся (сложноподчиненное)

Вывод: временные отношения можно передать разными видами сложных предложений. Менее четко они очерчены в бессоюзных сложных предложениях.

Карточка 2.

Составить два предложения: одно простое с обобщающим словом перед однородными членами, другое – бессоюзное сложное, вторая часть которого поясняет первую.

Карточка 3.

Составить два предложения: одно простое с однородными членами и обобщающим словом после них, второе – бессоюзное сложное, в котором между частями ставится тире.

Вывод: двоеточие и тире могут быть и в простых, и в сложных предложениях.

Работа с грамматическими синонимами.

Задание классу: опустить союзы в данном тексте, проставить знаки.

Осень. По лесу шагу нельзя ступить бесшумно, потому что сухие листья хрустят под ногами, предупреждая лесных жителей, что охотник идет.

Дополнительные задания:

– начертить схему;
– дать характеристику предложения;
– объяснить смысловые отношения между частями.

Вывод: полученное бессоюзное сложное предложение – грамматический синоним данному. Оно передает быструю смену действий.

Проверка индивидуальных заданий.

Устная работа с классом.

Определите смысловые отношения:

Светает, так что надо вставать. Светает – надо вставать.

Перестроить последнее предложение так, чтобы его вторая часть раскрывала причину того, о чем говорится в первой части (Надо вставать, потому что светает).

Выразить эти отношения в бессоюзном сложном предложении. (Надо вставать: светает).

Вывод: таким образом, смысловые отношения зависят от содержания простых предложений, входящих в состав сложного.

Литературно-синтаксическая викторина.

Задания:

– назвать произведение, автора;

– выписать предложения, где одна часть противопоставлена другой;

– объяснить смысловые отношения

– расставить знаки препинания;

– назвать группы орфограмм.

Погасло дневное светило, на море синее вечерний пал туман.

Везде передо мной подвижные картины: здесь вижу двух озер лазурные равнины.

Солнце зимнее ли мещет на него свой луч косой – в нем ничто не затрепещет...

Один в вышине стою под снегами у каря стремнины; орел, с отдаленной поднявшись вершины, парит неподвижно со мной наравне.

Графический диктант.

Задание: определить на слух виды предложений, передать схемами их структуру.

Было тихо, только плеск волн доносился из-за высокого борта. Ничто не шевелилось: ни травка, ни лист. Лес, сурово молчавший, поредел; появились пихты и кедры. В степи, за рекой, по дорогам – везде было пусто. Прекрасен лес в солнечный день: прохлада освежает, чудеса световые радуют глаз.

Работа над употреблением бессоюзных сложных предложений в речи (работает сильная часть класса)

Задание: прослушать аудиозапись отрывка из стихотворения в прозе И.С. Тургенева “Деревня” и передать содержание, употребив бессоюзные сложные предложения.

Работа с остальной частью класса.

Задание: выписать из прочитанных учителем предложений только бессоюзные сложные (предложения по выбору учителя).

Пейзажная зарисовка “Зимний лес”

Сильная часть класса, слушая композицию Чайковского “Времена года. Зима”, описывает картины, нарисованные воображением, используя бессоюзные сложные предложения. Другая часть класса в это время выполняет задание: продолжить предложения:

Прекрасен зимний лес: ...
Плывут по небу облака,....
Крикнешь – ...

(Можно дать опорные слова-наречия: кое-где, далеко-далеко, вдали, справа, по-зимнему, сплошь и т. Д. и попросить учащихся составить бессоюзное сложное предложение, используя данные наречия, объяснить орфограммы)

Вывод: благодаря использованию бессоюзных сложных предложений текст становится динамичным.

3. Итоговая проверочная работа. Цифровой распределительный диктант.

Дети заполняют таблицу, проставляя только номера прочитанных учителем предложений соответственно знаку.

'

;

:

       

Данные упражнения помогают учащимся понять роль бессоюзных сложных предложений в нашей речи, делают речь учащихся богаче, речевые конструкции разнообразнее, учат видеть смысловые отношения между частями сложного предложения, избегать пунктуационных ошибок.

21.12.2011