Развитие креативных способностей детей дошкольного возраста: формы, условия, проблемы, перспективы

Разделы: Работа с дошкольниками


Слово “педсовет” означает советоваться, держать совет. Традиционная система методической работы, в которой главное место отводиться докладам, утратило свое значение из-за малой их эффективности, из-за недостаточной обратной связи. Методическая работа в дошкольном учреждении – это комплексный и творческий процесс, в котором осуществляется практической обучение воспитателей методам и приемам работы с детьми.

Профессиональный рост педагога всегда связан с поиском ответа на вопрос “как?”. Основанием профессионализма педагогов является их теоретическая подготовленность. Именно на развитие педагогического теоретического мышления призваны работать педсоветы, которые имеют разные формы организации и решают разные виды задач: научно – педагогические, психолого-педагогические и т.д.

Ценность их в том, что они обеспечивают обратную связь, откровенный обмен мнениями, позволяют анализировать конкретные ситуации, принимать необходимые решения, учат культуре дискуссии, сплачивают коллектив, повышают уровень отношений между сотрудниками.

Сегодня дошкольные учреждения изменяются, обновляются и перестраиваются. Педагогический совет как действующий орган направленный на объединение усилий педагогического коллектива на повышение уровня воспитательно-образовательной работы, призван менять старые педагогические представления и ориентиры. Необходимо внедряет в практику новые педагогические технологии и передовой опыт, но, не забывая и не отрицая традиционных подходов, используя все формы в преемственности.

Педагогический совет является приоритетной формой работы в процессе поисков и освоения новых подходов в развитии детей, собственных ориентиров и целевых установок.

Представлен продуктивный педагогический совет в дошкольном учреждении, на основе использования активных методов обучения педагогов. По форме такие педсоветы названы как – тематические интеллектуально-творческие. Их подготовка требует: определенной подготовительной работы, написание подробного хода проведения, обязательное разделение участников на команды, использование методов активизации педагогов, подведение итогов работы коллектива по определенной теме, диалога, сообщений и выработка решений.

Активные методы обучения, направленные на формирование творческого мышления, способствуют повышению квалификации педагогов.

Целю, организации и проведению данного педсовета является: Создание условий для активизации педагогической работы, раскрытию личностных качеств педагогов ДОУ, повышению их профессионализма, посредством включения их в деятельность педагогических советов.

Задачи:

  • Активизация педагогической работы в ДОУ.
  • Раскрытие профессионально – личностных качеств педагогов ДОУ.
  • Совершенствование коммуникативных возможностей педагогов, создание положительных эмоций, стимулирование познавательной активности.
  • Усвоение основ педагогики, теории и практики работы с детьми, изучение и внедрение передового педагогического опыта в целях повышения качества Воспитательно-образовательного процесса.

Алгоритм работы над темой педсовета:

1. Обдумать проблему:

  • Выделить причины.
  • Кого она касается.
  • Чего она касается.

2. Что я собираюсь достичь:

  • Определить цель.
  • Определить задачи.
  • Определить результат.

3. Собрать информацию:

  • Анализ работы в коллективе.
  • Анализ данной темы в практике работы других ДОУ.

4. Определить курс действий:

  • Комплекс мероприятий позволяющих повысить профессиональное мастерство педагогов, через подготовку, организацию и проведение педсоветов.

Форма проведения: “Устный журнал для творческих людей”.

Цель:

  1. Привлечь внимание педагогов к решению проблем развития креативных способностей детей дошкольного возраста
  2. Взаимное обогащение педагогических знаний о творческом воспитании личности ребенка
  3. Поддержать атмосферу заинтересованности, поиска, творческих решений.

Содержание:

  1. Деление на группы.
  2. Вступительное слово главного редактора (заведующий ДОУ)
  3. Определение понятий: креативность, способности, творчество, структура креативности
  4. Типы образовательной среды.
  5. Творческие задания.
  6. Интеллектуальные задания.
  7. Роль семьи в развитии креативности у детей.
  8. Домашнее задание.
  9. Педагогический аукцион.
  10. Анкета для воспитателей.
  11. Рекомендации.

Ход педсовета:

  1. Деление на группы (собрать слова 1-я группа – креативность, 2-я группа – творчество. 3-я группа – способности).
  2. Вступительное слово главного редактора (заведующий ДОУ).

Успешность в жизни, профессиональной деятельности зависит от степени развитости такой интегральной характеристики личности как креативность, понимаемая нами как способность к преобразовательной активности, способность порождать новые идеи, созидать, отклоняться в мышлении от традиционных схем, быстро разрешать проблемные ситуации. Мы разделяем точку зрения тех ученых, которые считают, что каждый ребенок изначально обладает креативным потенциалом, который раскрывается в процессе социализации и воспитания. Рассматривая потенциал (в философии от лат. сила) как источник, возможность, средство, запас, которые могут быть приведены в действие, использованы для достижения определенной цели, решения какой – либо задачи, важно представлять условия, способствующие становлению и развитию креативного потенциала.

К нам поступило много вопросов воспитания творческих способностей дошкольников, содержания работы по развитию детской креативности. Поэтому сегодня мы обсудим данные вопросы на нашем заседании.

3. Первая страница: Определение понятий: креативность, способности, творчество, структура креативности.

Памятка для ведущего . Креативность [2]способность удивляться и познавать. Умение находить решения в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта.

Структура креативности:

  • мотивационная сфера;
  • психические процессы (воображение, творческое мышление;
  • личностные качества (любознательность, активность, инициативность).

Рассматриваются вопросы:

  • Ваше понимание творчества?
  • Что является главным признаком творческой личности?
  • Отличие черт характера одаренных детей и детей с высоким уровнем развития творческих способностей?
  • Можно ли научить творческому мышлению?

4. Вторая страница: Типы образовательной среды. [3]

Группы получают тексты с описанием образовательной среды, необходимо определить тип.

Приложение 1.

1._____________________________тип образовательной среды.

Традиция, авторитет, обряд, ведение как абсолютный закон. Дисциплина, порядок и добросовестность. Серьезность, душевное равновесие и ясность, вытекающая из твердости, ощущения прочности и устойчивости, уверенности в себе, в своей правоте. Самоограничение, труд как закон, высокая нравственность как навык. Благоразумие, доходящее до пассивности, одностороннего незамечания прав и правд, которых не передала традиция, не освятил авторитет, не закрепил механически шаблон поступков...Если же в такой среде оказывается уже сложившаяся сильная личность, то она, как правило, ожесточается в своем стремлении устоять против чужой злой воли, в частности, направляя свою энергию на какую-либо трудовую деятельность. Такой тип образовательной среды формирует людей, заключенных в своеобразную психологическую тюрьму.

(Ппамятка для ведущего: догматический тип образовательной среды.)

2._________________________тип образовательной среды.

Идейная среда: Сила ее не в твердости духа, а в полете, порыве, движении. Здесь не работаешь, а радостно вершишь. Нет поведения – есть добрая воля. Нет догм – есть проблемы. Нет благоразумия – есть жар души, энтузиазм. Сдерживающим началом здесь – отвращение к грязи, моральный эстетизм. Бывает – здесь временами ненавидят, но никогда не презирают. Терпимость тут не половинчатость убеждений, а уважение к человеческой мысли, радость, что свободная мысль парит на разных уровнях и в разных направлениях – сталкиваясь, снижая полет и вздымая – наполняет собой просторы.

(Памятка для ведущего: творческий тип образовательной среды.)

3.___________________________тип образовательной среды.

Среда внешнего лоска: Опять выступает упорство, но оно вызвано к жизни холодным расчетом, а не духовными потребностями. Ибо нет здесь места для полноты содержания, есть одна лукавая форма искусная эксплуатация чужих ценностей. Этикет, которому надо покоряться. Не достоинства, а ловкая самореклама. Жизнь не как труд и отдых, а вынюхивание и обхаживание. Ненасытное тщеславие, хищность, недовольство, высокомерие и раболепие, зависть, злоба. Здесь детей не любят и не воспитывают, здесь их только оценивают, теряют на них или зарабатывают, покупают и продают. Формируются черты личности – фальшь и лицемерие – искусная игра и точно пригнанная маска. Это активная, но зависимая личность.

(Памятка для ведущего: карьерный тип образовательной среды.)

4.__________________________тип образовательной среды.

Среда потребления: душевный покой, беззаботность, чувствительность, приветливость, доброта, трезвости сколько надо, самосознание, какое добывается без труда. Нет упорства ни в желании , продержаться, ни в стремлении достичь, найти. Ребенок живет в атмосфере внутреннего благополучия и ленивой, консервативной привычки, среди привлекательной простоты. Такая личность всегда довольна тем, что у нее есть и не способна к напряжению и борьбе. Встречаясь с трудностями , такой человек предпочитает самоустраниться от их разрешения, продолжая скрываться в своем иллюзорном мире. Это свободная, но пассивная личность.Тип образовательной среды возникает там, где доброжелательное, душевное отношение к детям не подкрепляется соответствующей требовательностью; перед детьми не ставятся новые перспективы развития.

(Памятка для ведущего: безмятежный тип образовательной среды.)

Вывод:

  • догматическая” характеризуется зависимостью и пассивностью;
  • “безмятежная” – пассивность и свобода;
  • “карьерная” – активностью и зависимостью;
  • “творческая” – свободой и активностью.

Для развития творческой личности оптимальной средой является творческая образовательная среда.

5. Третья страница: “Вернемся в детство”.

Педагогам предлагается выполнить творческие задания.

  • “Сочини сказку”.
    Игра проводится в кругу. Игрок держит в руках “волшебный предмет”, сочиняет первое предложение сказки, далее передает следующему игроку и т.д.
  • “Придумай и изобрази”.
    Рисование несуществующих животных “Звугр”, “Велень”, “Милея”. Предлагается представить и изобразить.

6. Четвертая страница: Сбор информации.

Группы выбирают корреспондента. Каждый корреспондент получат один вопрос, с которым он обходи все три группы, затем в своей группе обобщают ответы.

Вопросы:

  1. Какие формы развития творческих способностей используются в ДОУ?
  2. При каких условиях может реализоваться идея творческого воспитания?
  3. Факторы способствующие и тормозящие развитие креативности?

Памятка для ведущего.

Факторы способствующие и тормозящие развитие креативности:

Способствующие факторы:

  • Поощрение различных форм кративного продукта в семье и ДОУ.
  • Ориентация ребенка на креативное решение проблем.
  • Отсутствие преград в отношении спонтанности и инициативы ребенка.
  • Возможность манипуляция с предметами и мыслями.
  • Обучение ребенка вниманию к сигналам окружающей среды.
  • Воспитательное воздействие в направлении признания ребенком ценности креативных черт своей личности.

Тормозящие факторы:

  • Ориентация на успех, когда ребенок боится дать неправильный ответ.
  • Усиленная ориентация на мнение сверстников.
  • Запрещение вопросов и ограничение инициативы.
  • Строгое разграничение друг от друга игровой и трудовой деятельности.
  • Проделывание работы за ребенка.

Ведущий предлагает обсудить проблемы по организации изодеятельности в развитии творчества детей, записать. Затем распределить по цветным кругам по степени сложности разрешения: зеленый – можно решить силами воспитателей, желтый – решение возможно с привлечением родителей, красный – трудно разрешимые проблемы.

7. Пятая страница: “Роль семьи в развитии креативности у детей”.

Влияние родителей – первейший фактор, оказывающий воздействие на развитие способностей детей.

Вопросы:

  1. Способствуют ли развитию творческих способностей детей или являются тормозом. Приведите примеры?
  2. Влияет ли на развитие ребенка профессия родителей, социальный статус, позиция п отношению к детям?
  3. Наши задачи по работе с родителями в развитии креативных способностей детей, через какие формы работы?

8. Шестая страница: “Домашнее задание”.

Группы зачитывают составленные рекомендации на основе опорных слов по развитию творческих способностей детей.

Приложение 2.

Составить рекомендации для родителей по развитию способностей, креативности детей, используя опорные слова (данные рекомендации могут быть в форме советов, стихотворения, памятки, обращения, рекламы и т.д.). [3]

Список опорных слов.

Активизировать – побудить к активности, усиливая деятельность.
Альтруизм.
Единство.
Забавлять
(развлекать чем-то занимательным, интересным).
Забава – развлечение, игра.
Завлекательный, занимательный – интересный, способный увлечь.
Загадочность – многозначительность, таинственность.
Завести – привести в движение, пустить в ход.
Задатки – зачатки способностей.
Задача – сложный вопрос, проблема, требующая исследования и разрешения.
Задорный – полный задора, страсти, пылкий.
Зажигательный – волнующий, производящий сильное впечатление.
Заинтересовать, заинтриговать возбудить интерес, любопытство.
Играть.
Изобретательство.
Импульс
– побудительный момент, толчок, вызывающий какое-нибудь действие; внутреннее побуждение к чему-либо, интеллектуальный или эмоциональный толчок, стимул.
Интерес.
Источник
– то, что дает начало чему-нибудь.
Интегрировать.
Исследовать.
Направлять
– устремить к чему-либо.
Новатор, новизна, новшество.
Новообразование.
Нравственный.
Намекать
– говорить, действовать намеками.
Обаяние – очарование, притягательная сила.
Образец – тот, кому нужно следовать, подражать, носитель каких-нибудь характерных черт, качеств, воплощение чего-нибудь.
Одобрять.
Окрылять
– воодушевлять.
Общаться.
Общество.
Огорошить
– сильно озадачить, поставить в тупик.
Озадачить –привести в недоумение, затруднить, 2. дать задачу.
Ориентировать – направить на достижение какой-либо цели.
Освободиться– стать свободным, получить свободу.
Освоить.
Одержимый
– всецело охваченный (каким-нибудь чувством, переживанием, мыслью).
Ответственный.
Радовать.
Развивать.
Развлекать.
Разговаривать.
Разжечь, раззадорить.

Разморозить – вывести из замороженного состояния.
Раскачать.
Раскрепостить – освободить от зависимости, сделать свободным...
Регулировать.
Рукоплескать.

9. Седьмая страница: “Педагогический аукцион”.

Ведущий предлагает организовать “Банк идей”. Каждый предлагает свои идеи по теме “Развитие творческих способностей детей” (методические рекомендации, методические пособия, наглядные пособия, памятки, сборники и т.д.) Идеи педагогов могут проговариваться или записываться на отдельных листках и затем зачитываться.

10. Восьмая страница: “Информационный отдел”.

Предлагается анкета для воспитателей “Творческий ли вы человек” .

Приложение 3.

Тест “Творческий ли вы человек?”.

Выберите один из предложенных вариантов ответов.

1. Считаете ли вы, что окружающий вас мир может быть улучшен:
а)да;
б)нет, он и так достаточно хорош;
в)да, но только кое в чем.

2. Думаете ли вы, что сами можете участвовать в значительных изменениях окружающего мира:
а) да, в большинстве случаев;
б) нет;
в) да, в некоторых случаях.

З. Считаете ли вы, что некоторые из ваших идей принесли бы значительный прогресс в той сфере деятельности, в которой работаете:
а) да;
б) при благоприятных обстоятельствах
в) лишь в некоторой степени.

4. Считаете ли вы, что в будущем будете играть столь важную роль, что сможете что-то принципиально изменить:
а) да, наверняка;
б) это маловероятно;
в) возможно.

5. Когда вы решаете предпринять какое-то действие, думаете ли вы, что осуществите свое начинание:
а) да;
б) часто думаете, что не сумеете;
в) да, часто.

6. Испытываете ли вы желание заняться делом, которого абсолютно не знаете:
а) да, неизвестное вас привлекает;
б) неизвестное вас не интересует;
в) все зависит от характера этого дела.

7. Вам приходится заниматься незнакомым делом. Испытываете ли вы желание добиться в нем совершенства:
а) да;
б) удовлетворитесь тем, что успели добиться;
в) да, но только если это вам нравится.

8. Если дело, которое вы не знаете, вам нравится, хотите ли вы знать о нем все:
а) да;
б) нет, вы хотите научиться только самому основному;
в) нет, вы хотите только удовлетворить свое любопытство.

9. Когда вы терпите неудачу, то:
а) какое-то время упорствуете, вопреки здравому смыслу;
б) махнете рукой на эту затею, так как понимаете, что она нереальна;
в) продолжаете делать свое дело, даже когда становится очевидно, что препятствия непреодолимы.

10. По-вашему, профессию надо выбирать, исходя из:
а) своих возможностей, дальнейших перспектив для себя;
б) стабильности, значимости, нужности профессии, потребности в ней;
в) преимуществ, которые она обеспечит.

11. Путешествуя, могли бы вы легко ориентироваться на маршруте, по которому уже прошли:
а) да;
б) да, но только там, где местность вам понравилась и запомнилась;
в) нет, боитесь сбиться с пути.

12. Сразу же после какой-то беседы сможете ли вы вспомнить все, что говорилось:
а) да, без труда;
б) все вспомнить не можете;
в) запоминаете только то, что вас интересует.

13. Когда вы слышите слово на незнакомом вам языке, то можете повторить его по слогам, без ошибки, даже не зная его значения:
а) да, без затруднений;
б) да, если это слово легко запомнить;
в) повторите, но не совсем правильно.

14. В свободное время вы предпочитаете:
а) остаться наедине, поразмыслить;
б) находиться в компании;
в) вам безразлично, будете ли вы одни или в компании.

15. Вы занимаетесь каким-то делом. Решаете прекратить это занятие только когда:
а) дело закончено и кажется вам отлично выполненным;
б) вы более-менее довольны;
в) вам еще не все удалось сделать.

16. Когда вы один, то:
а) любите мечтать о каких-то даже, может быть, абстрактных вещах;
б) любой ценой пытаетесь найти себе конкретное занятие;
в) иногда любите помечтать, но о вещах, которые не связаны с вашей работой.

17. Когда какая-то идея захватывает вас, то вы станете думать о ней:
а) независимо от того, где и с кем находитесь;
б) вы можете делать это только наедине;
в) только там, где будет не слишком шумно.

18. Когда вы отстаиваете какую-то идею:
а) можете отказаться от нее, если выслушаете убедительные аргументы оппонентов;
б) останетесь при своем мнении, какие бы аргументы ни выслушали;
в) измените свое мнение, если сопротивление окажется слишком сильным

Подсчитайте очки, которые вы набрали, таким образом:

За ответ а) – З очка; за ответ б) – 1 очко; за ответ в) – 2 очка.

Вопросы 1, 6, 7, 8 определяют границы вашей любознательности;
2, 3, 4, 5 – веру в себя;
9 и 15 – постоянство;
10 – амбициозность;
12 и 13 – слуховую память;
1 – зрительную память;
14 –. ваше стремление быть независимым;
16 и17 – способность абстрагироваться;
18 – степень сосредоточенности.

Эти способности и составляют творческий потенциал.

Общая сумма набранных очков покажет уровень вашего творческого потенциала.

49 и более очков. В вас заложен значительный творческий потенциал, который предоставляет вам богатый выбор творческих возможностей. Если вы на деле сможете применить ваши способности, то вам доступны самые разнообразные формы творчества.

От 24 до 48 очков. У вас вполне нормальный творческий потенциал. Вы обладаете теми качествами, которые позволяют вам творить, но у вас есть и проблемы, которые тормозят процесс творчества. Во всяком случае ваш потенциал позволит вам творчески проявить себя, если вы, конечно, этого пожелаете.

23 и менее очков. Ваш творческий потенциал, увы, невелик. Но, быть может, вы просто недооценили себя, свои способности? Отсутствие веры в свои силы может привести вас к мысли, что вы вообще не способны к творчеству. Избавьтесь от этого и таким образом решите проблему.

11. Девятая страница: “Разработка рекомендаций” .

Рекомендации:

  1. Проанализировать реализуемые программы и используемые методические пособия с позиции креативности дошкольников.
  2. Составить библиографию и подборку методической литературы по развитию творческих способностей.
  3. Провести мониторинг развития творческого воображения в ср., ст.. под. группах.
  4. Провести консультацию с перекрестным показом “ТРИЗ в развитии креативных способностей детей”.

Приложение 4.

Рекомендации для воспитателей по развитию творческих способностей детей.

  • Оценивайте не личность ребенка, а его конкретные действия, начиная с того положительного, что вы заметили.
  • Ребенку нравится творить самому, а не быть средством достижения чьих-то целей.
  • Ребенок – самое деятельное существо в. мире. Задача воспитателя – включать его в развивающую и воспитательную деятельность.
  • Нет ребенка, у которого все было бы любимого занятия.
  • Ребенку важно, чтобы его успех был замечен.
  • Влияйте на мотивацию деятельности и поступков ребенка.
  • Когда это необходимо, не отказывайте ребенку в ласке. Помните: ваши руки обладают магической силой!
  • Не бойтесь конфликтовать с ребенком, но конфликтуйте конструктивно.
  • Привлекайте детей к принятию решений, учитывайте их мнения.
  • Поощряйте самостоятельность суждений, активность, учитывайте личностные качества детей.
  • Старайтесь воздействовать на ребенка советом, просьбой желанием к действию.
  • Рассматривайте ребенка как равноправного партнера в вы от него можете узнать много интересного.
  • Не сравнивайте ребенка с другими, а только с самим.
  • Умейте занять позицию ребенка, встать на его место, вам поможет и в повседневной жизни.
  • Умейте слушать и слышать ребенка.
  • Уважайте ребенка, проявляйте готовность поблагодарить за что-то хорошее, а при необходимости не забудьте перед ним.
  • Подходите к ребенку с положительным прогнозом.

Приложение.

Список используемой литературы.

  1. Михайлова З.А. План-программа педагогического процесса в детском саду. СПб.: “ДЕТСВО-ПРЕСС”, 2003 г.
  2. Пантелеев Г.Н. Детский дизайн.– М.: “КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА”, 2006 г.
  3. Прохорова Л.Н. Опыт методической работы в ДОУ по развитию креативности дошкольников. – М.:, 2007 г.