Эмоционально-личностное развитие ребенка в контексте парциальной программы "Живое знание о театре"

Разделы: Работа с дошкольниками


В соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (ФГТ), среди интегративных качеств, которые ребенок приобретает в результате освоения Программы, есть такие, как эмоционально отзывчивый, овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками, способный управлять своим поведением. Эти качества способствуют развитию ребенка как личности.

Неоценимый вклад в развитие личности оказывает театральная деятельность. Интеграция в этой деятельности других видов деятельности, для которых присуща эмоциональная приподнятость, творческий характер, позволяет стимулировать положительные эмоции, пробуждают творческое начало личности.

Театрально- игровая деятельность является для ребенка общением, игрой, трудом, движением, отдыхом и др.

Полноценное общение между педагогом и детьми, между самими детьми, в процессе театрально- игровой деятельности способствует развитию у детей умений и навыков социального взаимодействия.

Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, приобщают ребенка к духовному богатству.

Кроме этого в театрализованной деятельности проявляется реальная возможность оптимизации творческих способностей ребенка, развития его воображения, артистичности, интеллекта, преодоления однобокости и фрагментарности мышления, нахождения личного опыта сравнительного эстетического анализа.

В нашем ГДОУ № 130 Невского района г. Санкт- Петербурга разработана парциальная программа «Живое знание о театре»*.

Основополагающей идеей этой программы является- достижение общечеловеческих ценностей через модель Я Ребенок – Знаток, Я ребенок – участник, Я Ребенок-Творец.

Идея определяет систему целей: мировоззренческая, деятельностно-развивающая, творческая, коммуникативная.

Основные задачи:

  1. Обогащение элементарных представлений о предметах и явлениях театральной культуры.
  2. Освоение навыков нахождения образно- ассоциативных связей в активных формах театрализованной деятельности.
  3. Оптимальная реализация творческого потенциала каждого ребенка.
  4. Вовлечение ребенка в единое информационно- понятийное пространство общей «культуры» на основе взаимодействия таких социальных институтов как дошкольное учреждение, семья, учреждения культуры.

Реализация данной программы предусматривает систему работы взрослых и детей, основанную на гуманизации педагогического процесса. В соответствии с этим педагог принимает позицию равного партнера. Взрослый не только вносит свои предложения с учетом предпочтений и потребностей ребенка, но и принимает замыслы детей. Вместе с тем взрослый демонстрирует разнообразные способы действий в музицировании, пластике, элементах актерского мастерства, которые необходимы ребенку для реализации замысла. Кроме этого взрослый совместно с детьми решает возникающие проблемы в игровых тренингах, дифференцированных заданиях и развивающих играх.

Комплексные методы освоения дошкольниками элементов актерского мастерства. Приложение 1

Методы освоения дошкольниками приемов музицирования. Приложение 2

Методы освоения детьми пластики

1.Развитие выразительности и точности передачи образа в движении:

  • совмещение жизненных явлений и выразительных возможностей пластики;
  • передачи характерных возможностей состояний и переживаний различных персонажей;
  • использование различных выразительных, пластических средств (поза, мимика, пантомима).

1. Игровая деятельность.

2. Демонстрация- показ эмоциональных состояний (мимика, жест, подражание).

3 .Этюды: статические;
динамические.

 

Воплощение после просмотра.

2. Поддерживать стремление детей самостоятельно искать выразительные средства для создания образа персонажа, используя движение, позу, жест.

Побуждение к самовыражению через пластические импровизации.
Пантомима.

Выбор средств по собственному желанию и замыслу.

Все это формирует познавательные способности и обеспечивает создание ситуации успеха для каждого ребенка в театрализованной деятельности.

В дошкольном учреждении создана оригинальная развивающая среда с учетом специфики театрализованной деятельности:

  • театральная студия « Золотая рыбка»;
  • творческие лаборатории, созданные в групповых помещениях;
  • костюмерная.

Кроме этого успешно используется звуковой и музыкальный дизайн.

Предлагаем вашему вниманию:

Система работы по созданию детского музыкального спектакля « Гуси-лебеди» по мотивам русской народной сказки.

Создание музыкальных спектаклей предполагает совместную деятельность детей и педагогов в течении трех месяцев на основе развивающих игр, дифференцированных заданий и игровых тренингов вне занятий.

Примерное сочетание и распределение программного материала на три месяца.

Первый месяц.

1.

  1. Беседа о русских народных сказках.
  2. Чтение русской народной сказки « Гуси- лебеди».
  3. Знакомство детей с предметами быта начала 20-го века. Занятие проводится в мини-музее детского сада «В гостях у бабушки».

2.

  1. Пересказ сказки по частям.
  2. Проведение дидактической игры « Узнай и расскажи за своего героя».
  3. Речевая зарядка.

Почему сказка называется « Гуси- лебеди»? придумаем другое название.

Назовем грустные и веселые слова из сказки.

Возьмем в детей интервью о девочке из сказки.

Этимология слов « Причитала», «слезами заливалась».

Как вы дома относитесь к братьям (сестрам)?

Отражают ли смысл сказки пословицы: «И мутную воду пьют в невзгоду», «Трудно найти, легко потерять».

3.

  1. Рисование по сказке.
  2. Воспитание добрых чувств. Обсуждение рисунков детей.
  3. Последовательное расположение рисунков детьми по динамике сказки. Пересказ по имеющимся фрагментам сказки.

4.

  1. Разбор сказки по действиям и событиям.
    Определение главных и второстепенных ролей.
    Отработка образов сказки на этюдах.
  2. Развитие мышления и воображения:
  • Придумаем сериал по этой сказке « Гуси- лебеди- невидимки»;
  • «Печка, яблонька и речка стали великанами»;
  • «Дело было зимой»;
  • «Как я спасла братца?».

5.

  1. Закрепление приемов, стимулирующих речевое творчество.
  2. Изобразительная деятельность. Изготовление атрибутов.

6.

  1. Показ отрывка по выбору детей или педагога.Плоскостной театр.

7.

  1. Показ отрывков сказки по желанию детей, используя различные виды театра.

8.

  1. Режиссерская игра в действиях:
  • 1 действие – «У колыбели».
  • 2 действие – «Поиски братца».
  • 3 действие – «У Бабы Яги». (Рисунок 1; рисунок 2)

Рисунок 1

Рисунок 2

  • 4 действие – «Возвращение домой».
  1. Выявление главных мотивов в поведении героев.

Второй месяц.

1.

  1. Усвоение языка общения. Этюды: «Котята», «Повар-лгун», «Часовой», «Маленький скульптор».
  2. Действия с воображаемыми предметами.

2.

  1. Имитационный тренинг. Пластика героев сказки.
  2. Изобразительная деятельность. Методом пальцевой живописи изобразить стаю лебедей, уносящую мальчика. Сделать книжку-картинку об этом.

3.

  1. Самостоятельная художественно-речевая деятельность.
    Этюд « Кто кем хочет быть». (рисунок 3)
    Распределение ролей с учетом желаний и возможностей детей.

Рисунок 3

  1. Постановка хоровода русской песни в обработке Ю. Чичкова «на горе-то калина».

4.

  1. Обыгрывание сказки не придерживаясь текста, своими словами по действиям:
  • сцена дома;
  • сцена встреч Маши с печкой, речкой, яблоней, ежом. (рисунок 4)

Рисунок 4

  • сценка с бабой ягой;
  • сцена второй встречи Маши с героями;
  • сцена дома.

5.

  1. Имитационный тренинг.
  • Пластика героев спектакля.
  • Этюд « Живые картинки» (усвоение языка общения). (рисунок 5, рисунок 6)

Рисунок 5

Рисунок 6

  • Обучать детей замечать усиление или ослабление звучания музыки и соответственно увеличивать или уменьшать размах движения в хороводе « На горе-то калина».

6.

  1. Имитационный тренинг.
  • Игры на развитие воображения (образ гусей, речки, печки, ежа, яблони).
  • Развивать умение в выразительном исполнении ( «Колыбельная Маши» муз. Г. Вейнсберг).

7.

  1. Самостоятельные художественно-пластические этюды.

8.

  1. Режиссерская игра.
  2. Ручной труд. Изготовление атрибутов к сцене «В лесу у Бабы Яги».

Третий месяц.

1.

  1. Прослушивание музыкальных моментов, характеризующих героев сказки. Беседы с детьми.
  2. Развивать способность в выразительном исполнении песен:
  • «Колыбельная Маши» муз. Г. Вейнсберг.
  • 2 Песня печки» муз. Г. Вейнсберг.
  • Застольное чтение 1-го действия словами автора и своими.

2.

  1. Музыкальный тренинг. Прослушивание музыкальных моментов ( восприятие и воспроизведение героями своей музыки и песен).
  2. Развивать способность в выразительном исполнении песен:
  • «Песня печки» муз. Г. Вейнсберг.
  • «Песня яблони» муз. Г. Вейнсберг.
  1. Застольное чтение 2-го действия словами автора и своими словами.

3.

  1. Музыкальный тренинг.
  2. Создание атмосферы народного гулянья, используя различные детские музыкальные инструменты- трещотки, бубны, бубенцы, гармонь, балалайки, дрова, коробочки и т.д.
  3. Передача образа речки, используя пластические движения в сопровождении музыкальных инструментов ( колокольчики, треугольники, металлофоны и т.д.).

4.

  1. Репетиция фрагментов драматизации по сказке.

5.

  1. Репетиция спектакля «Гуси- лебеди».

6.

  1. Премьера спектакля.

Результаты ее показали целесообразность и обоснованность данного подхода в приобщении ребенка к общечеловеческим ценностям через театрализованную деятельность

Данный опыт основанный на парциальной программе «Живое знание о театре» может быть использован музыкальными руководителями и воспитателями

  • в дошкольном образовательном учреждении;
  • в дополнительном образовании.