Урок-путешествие по природоведению "Вселенная глазами пятиклассника"

Разделы: Астрономия, Внеклассная работа, Коррекционная педагогика

Класс: 5

Ключевые слова: Значение профессий, Астрологические понятия, Поэзия на уроках биологии


Цели.

Образовательная: формирование творческой активности через наглядно-иллюстративные, интегрированные и коррекционно-развивающие задания.

Коррекционно-развивающая: развитие мыслительной деятельности на основе коррекции зрительного и слухового восприятии через сопоставления и умозаключения учебных понятий.

Воспитательная: создание коллективного успеха в адаптационный период.

Форма урока: Урок-путешествие.

Оформление доски: Плакат “Солнечная система”; “Земное дерево”; название команды “Галактическая миссия”; цифра “Семь”; буква “Я”; колба; презентация

Оборудование.

1. Проектор, компьютер, презентация PowerPoint.

2. Разноцветные листья оформления плаката “Земное дерево”.

3. Колба.

4. Индивидуальные карточки с буквами: А, Б, В, С.

5. Бумажный клей.

6. Диск. Классическая музыка для детей.

7. Ватман с рисунками созвездий северного полушария; линейка; фломастеры.

Ход урока

I. Организационный этап урока. Слайд №1. Слайд №2. Презентация

Участники экипажа космического корабля “Галактическая миссия”.

Приветствуют гостей.

Учитель: Наш космический корабль!

Учащиеся: “Галактическая миссия!”.

Учитель: Наш девиз!

Учащиеся: “В познании – истина!”. Слайд №3. Слайд №4.

II. Мотивационный этап урока.

Учитель:

Здравствуйте! Вас приветствует экипаж космического корабля “Галактическая миссия”. Наш сверхзвуковой корабль, оснащен необходимыми приборами исследования звезд, небесных тел и галактических систем. На корабле работает экипаж из 12 человек (количество учащихся в классе).

Члены команды самые образованные дети Галактики – Млечный путь. На корабле постоянно находятся в качестве гостей корабля, ученые с разных звездных систем – Туманность Андромеды, Магеллановы облака, Туманность Ориона. Наша команда искателей приветствует гостей!

Учитель.

Каждый день здесь кипит работа,
Биологи, географы, химики –
Пионеры звездных путей,
Ищут ответ искатели,
Истинных ждут друзей!

Представление команды “Галактическая миссия”. Задания на развитие слухового восприятия.

Капитан корабля.

Вперед, вперед, к свершениям звездным,
Мы дружный галактический отряд!

Первый помощник капитана.

Звездная пыль нам не страшна,
Наш корабль крепкая броня!

Второй помощник капитана.

Мы команда звездных летчиков,
Мы дружбою прославились своей!

Учитель:

Отвага и честность, важные качества любой команды.

Какими качествами обладают члены экипажа “Галактическая миссия”?

Команда перечисляет качества, которые способствуют сплочению экипажа корабля - честные, добросовестные, верные делу, добрые, справедливые, бережливые, умные, отзывчивые, красивые и т.д.

III. Ориентировочно-нацеливающий этап урока.

Представление членов экипажа корабля “Космическая миссия”.

Первый ученик.

Кометы, метеориты, астероиды - небесные тела,
Холодные пути!
Вдали от Солнечной системы,
Летят как метеоры на платформах,
Звездные земные корабли!

Второй ученик.

Закружились в звездном вихре,
Мы поверили в успех!
Что нас ждет?
Никто не знает…
Звездный путь завет нас всех!

Третий ученик.

Тот, кто любит звезды, тот поймет,
Наш корабль “Галактическая миссия”,
Мы – спасатели,
Мы движемся вперед,
В разные системы Галактики!

Четвертый ученик.

Корабль-спасатель,
Корабль-хранитель,
Для тех, кто попал в беду,
Мы будем, успеем, найдем и поможем,
Отправь телеграмму, быстрей!

Пятый ученик.

Что за чудо, что за звук,
Телеграммы – стук да стук,
Телеграммный бум сегодня,
Сообщения нас ждут!

IV. Операционно-исполнительный этап урока.

Учитель:

Спасибо, нашему звуковому голографическому проектору, который поможет прочитать полученные сообщения, из разных уголков необъятной Вселенной.

Коррекция речи и развитие внимания.

Первая телеграмма. Интересный вопрос прислали жители из Туманности Ориона. Чем занимаются члены экипажа в свое свободное время, и есть ли у них любые занятия, увлечения? Слайд №5.

Капитан корабля:

Члены нашей команды не бездельники,
У каждого есть дело по душе,
И сейчас, очень кратко, каждый расскажет о себе!
Экипаж команды характеризует свое любимое занятие.
Примерные ответы учащихся во время мероприятия.
Люблю животных.
Люблю читать книги.
Люблю создавать букеты из цветов.

Вторая телеграмма.

Учитель:

Удивительно, этот вопрос поступил из Крабовидной туманности. Слайд №6.

Команда “Галактическая миссия” прославилась открытиями в науке. Какими учебными дисциплинами интересуются члены экипажа?

Первый помощник капитана.

Команда звездного корабля,
Знает много интересного,
О планетах, о Галактике,
О разных веществах,
Каждый из членов экипажа,
Интересуется наукой,
Оперирует сложными понятиями и применяет их на практике.

Члены экипажа корабля “Космическая миссия”.

Астроном.

Свет далеких галактических миров,
Манит блеском и сиянием звездным!
Млечный Путь как ниточка тонкая,
Соединяет нас всех!

Физик.

Наука о природных, физических явлениях,
Ответит на вопросы: что и почему?
Радуга, молния, гром - замыкание,
Физику все не почем!

Химик.

Колбы, пробирки и много спиртовок,
Вот реактивы и опыт готов,
Цвет изменил, газ получился,
Химик на подвиг готов!

Географ.

Материки и океаны,
Реки и моря,
Географ определит по карте без труда!

Биолог.

Биологический размер,
Клетки, органы и ткани,
Организмов целый “рой”,
Чтобы наши друзья не скучали!

Эколог.

Моря и озера, болота и реки,
Что вены на теле, пульсируют, бьют,
Живой организм - это наша планета,
Земля – мы!

Учитель: Спасибо, за очень четкие ответы команды, но телеграммный бум продолжается.

Третья телеграмма из галактики Треугольника, но там очень сложная система взаимодействия планетного вещества. Они хотят подробнее узнать о наших планетах Солнечной системы. Слайд №7.

На этот вопрос ответит капитан корабля с помощником капитана. Задание на коррекцию слухового и зрительного восприятия.

Капитан корабля.

Я – командир корабля,
Звездный корабль – моя семья,
Кто из вас попадет в беду,
“Галактическая миссия”
Всегда на посту!

Второй помощник капитана.

Стихотворение-подсказка

Меркурий в загаре,
Венера в тумане,
Земля как всегда хороша!
Марс красный от злости
К Юпитеру в гости напрашивался неспроста!
Сатурн благородный салфеточки носит
Уран и Нептун не пришли
Плутон обижался, но так и остался
Маленьким навсегда!

Учитель:

Участникам предстоит подписать планеты Солнечной системы в порядке ударения от Солнца. Слайд №8.

Учитель:

Четвертая телеграмма с очень коротким посланием и неразборчивым почерком. На этикетке нарисовано созвездие “Большая медведица” и убедительная просьба найти “маленькую дочку”. Задание на развитие воображения. Слайд №9.

Член экипажа: Астроном.

Нам сказали две медведицы
Что по ночам на небе светятся,
Ночью в небо
Мы взглянули - увидали
Две кастрюли.

Учитель:

Команда дружный даст ответ.

Какой?

Ответ. На ватмане отображены два созвездия, необходимо соединить 7 отрезками.

Капитан корабля.

Как гласит народная пословица “Семь раз отмерь, один раз отрешь”.

Первый помощник капитана. Задание для экипажа.

Соедините цифру “7” с личным местоимением, и вы получите, слово, способное соединить два созвездия в Северном полушарии.

Члены экипажа:

На доске большая цифра “7”. Если к цифре семь поставить букву “Я”, то получится одна большая и дружная “Семья”.

Учитель:

Задание для неунывающей команды, пришло по голографическому проектору. В пятой телеграмме из спиральной галактики, которая в созвездии Волосы Вероники, вопрос, как дружно члены экипажа делают зарядку. Слайд №10.

Задание на развитие мелкой моторики рук и координации движений.

Член экипажа: Эколог.

Физминутка.

Раз, два, три – пальчик к носу подними;

Четыре, пять, шесть – цапля ногу замочила;

Семь, восемь, девять – зайчик прыгает весь день;

Десять, одиннадцать, двенадцать – вот такая дребедень целый день, каждый день.

Учитель:

Шестая телеграмма. Жители из Туманности Андромеды интересуются, хорошо ли спасатели знают земную фауну? Слайд №11. Задание на развитие памяти.

Биолог: Слайд №12.

Самый быстрый зверь на свете, обгоняет даже ветер.0
Не барс, не лев, не леопард,
Он родич их
Зовут ….(гепард).

Слайд №13.

Клубок, да не пушистый,
Колючий да ершистый,
Когда дотронешься, поймешь,
Что это не клубок, а ….(еж).

Слайд №14.

С тем животным нам, друзья, ростом мерится нельзя;
Шея, ноги так длинны,
Что длинней других они. (Жираф)

Слайд №15.

У него нет берлоги,
Не нужна ему нора,
От врагов спасают ноги,
А от холода – кора? (Заяц)

Учитель:

Седьмая телеграмма. Вопрос поступил из галактики Сомбреро. Какие профессии осваивают члены экипажа? Развитие произвольного восприятия. Слайд №16.

Астроном.

Астероидный пояс,
Комет появление,
Препятствий не миновать,
Астроном - навигатор,
Вам путь проложит,
На картах звездных путей!

Врач.

Врач – терапевт,
Чистота и порядок,
Ведь экипаж доверил мне себя,
Мы одна большая и дружная семья!

Механик.

Шурупы, гайки и отвертка,
Штурвал, мотор и крыло корабля!
Готов починить не исправность машины,
Готов помогать везде и всегда!

Инженер.

Я – инженер, строительного дела,
Ошибку исправить, мне по плечу,
Чертеж – это карта, здесь нужно,
Старательно, все сосчитать,
Точки, и строчки – все это работа,
Работа – труд – результат!

Капитан корабля.

Восьмая телеграмма. Вызывает Солнечная система, членам экипажа полная готовность, так как земляне обнаружили на “красной” планете живые организмы, и просят оказать помощь в определение степени разумного интеллекта.

Учитель: Члены экипажа готовы выполнить задание с Земли? Слайд №17.

Задания по формированию вербально-логического мышления.

Вопрос. Что означают эти слова? Слайды. Подобрать слова, используя понятийные ассоциации. Слайд №18.

1. Солнце - (звезда).

2. Сатурн - (планета).

3. Луна - (естественный спутник Земли).

4. Млечный Путь – (Галактика).

5. Хвостатая гостья – (комета).

6. Между Марсом и Юпитером находится (пояс астероидов).

7. “Эта планета колыбель человечества” (Земля).

Учитель: Наша дружная команда “Галактическая миссия” успешно преодолела препятствия на пути к Земле, смогла ответить на вопросы, с разных звездных систем.

Задание на коррекцию невербального восприятия.

Эта девятая телеграмма пришла последней с планеты Земля, в ней говорится, что на корабль поступили два “неопознанных объекта”.

Первый неопознанный объект. “Колба” и непонятные цифры, что они могут означать?

78%; 21%; 1%

Ответ членов экипажа:

Воздух – это смесь газов: азот, кислород и прочие газы. На корабле состав воздуха в норме, это подтверждают датчики корабля.

Слайд №19.

Второй неопознанный объект. “Дерево”. Экипаж корабля не даст погибнуть дереву, для этого воспользуемся “живительными листьями”. Учащиеся приклеивают листья на ствол дерева.

Дерево оживает – спасибо нам говорит!

И наш день подходит к концу, как и урок- путешествие!

V. Рефлексивно-оценочный этап урока.

Слайд №20.

Задание на развитие мотивационно-корректирующих умозаключений.

Вопросы. Поднимите букву А – понравилось путешествие!

Поднимите букву Б – понравилась команда “Галактическая миссия”!

Поднимите букву В – не понравилось команда корабля!

Поднимите букву С - воздержался от ответа!

Слайд №21. Слайд №22.

Учитель: Последний аккорд, звенит звонок, и наш корабль растаял в дымке звездных грез! До новых встреч! До свидания! Спасибо всем за урок!

Литература

1. Плешаков А.А. Природоведение. 5 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений /А.А.Плешаков, Н.И.Сонин. – 5-е изд. стереотип. –М.: Дрофа, 2010.-174 с.: ил.

2. Цветков В.И. Полная энциклопедия по астрономии/ Ил. Н.Красновой. –М.:Эксмо, 2008. – 248 с.: ил.

3. Край родной. Азбука краеведения /автор-составитель О.Н.Гаврилова. –Екатеринбург: ООО “СВ-96”, 2001. – 392 с.