Построение эколого-развивающей среды посредством развития музыкальной деятельности дошкольников

Разделы: Работа с дошкольниками


С 90-х годов прошлого столетия идет интенсивное развитие системы непрерывного экологического образования. Особенно бурно оно развивается в начальном звене - дошкольном воспитании. В этот период появилась новая ветвь дошкольной педагогики - экологическое воспитание, занявшее место традиционной методики ознакомления детей с природой. Воспитание экологической культуры - одно из важнейших направлений всестороннего развития личности ребёнка. Обострение экологического кризиса во всем мире и в разных регионах России, засоренность среды обитания - все это вызывает необходимость в экологическом образовании детей в детском саду. Очень важно уже в раннем детстве сформировать у ребенка щадящее, оберегающее отношение к природе. Чтобы знакомство с экологической культурой было увлекательным и познавательным, для этого широко используется музыкальная деятельность.

Музыка - это одно из могучих средств общения и сплочения детей в переживании прекрасного. Отражая действительность в звуковых образах, музыка раскрывает внутренний мир человека, богатство его мыслей и чувств. Музыка должна звучать на музыкальных занятиях, на утренниках и развлечениях, в быту, в играх детей и в других видах деятельности. Поэтому, чтобы дети легче воспринимали экологическую культуру, большое место в жизни детского сада должны занимать экологические праздники, развлечения, досуги и театральные постановки. Содержание этих праздников должно быть направлено на обогащение знаний детей о природе, воспитание бережного отношения к ней.

Экологические праздники.

Экологические праздники являются итогом, завершением практической работы детей на занятиях по экологии. В детском саду в течение года можно провести следующие экологические досуги: "Праздник волшебной воды", "Путешествие в зимний лес", День Земли", "День птиц", "Берегите природу", драматизацию сказки "Гуси-лебеди". Эти праздники помогают детям осознавать себя частицей целого мира. При подготовке к "Празднику волшебной воды" дети закрепляют полученные знания о воде, ее значении в жизни людей и всего живого. Ребята с интересом наблюдают за превращением воды в снег, лед и пар. Развлечение "Берегите природу" закрепляет у детей знания о культуре поведения в природе, учит правильно оценивать свои поступки и поступки окружающих.

Для знакомства с животными, растениями других стран можно провести праздник "Африка! Чудесная страна!" На нем сами дети могут, превратившись в папуасов и обезьянок, отправиться в путешествие в Африку. На этом празднике дети знакомятся с жителями страны, закрепляют и обогащают знания о животных и растениях.

Праздник "День Земли" - 22 апреля, может проводится ежегодно. Он способствует созданию у детей радостного, весеннего настроения, желанию детей конкретными делами и поступками украшать свою Землю, беречь ее и любить.

В районах Крайнего Севера - в Якутии, для укрепления традиции национальной культуры ребенка ежегодно проводится якутский национальный праздник "Ысыах" (июнь). На нем дети знакомятся с красотой северной природы, приучаются к здоровому образу жизни.

Технология проведения экологических праздников составляет единую воспитательно-образовательную систему формирования у детей начал экологической культуры на этапе дошкольного детства. Каждая технология, как для младших, так и для средних, старших дошкольников, имеет одинаковое строение: на протяжении учебного года дети знакомятся с музыкальными произведениями на экологическую тему, наблюдают за объектами природы. С детьми регулярно проводятся экологические занятия, итогом которых являются экологические праздники.

В младшей группе дети воспринимают образы животных в игрушках, и взрослые, обыгрывая их, напевают потешки, песенки, считалочки. Очень нравятся детям песенки про петушка - золотого гребешка, про птичек-невеличек, про котика, про лошадку и гусей. Дети жалеют зайку, которому холодно зимой, "кормят зернышками птичку", "зовут" собачку. Они подражают в песенках пению животных. Из музыкально-дидактических игр дети узнают, что кошка - это мама котят, а курочка - мама цыплят, что как нельзя обижать своих мам, так и нельзя обижать животных. Подрастая, дети начинают понимать, что все животные - хорошие, добрые, что они живые, их нельзя обижать. У детей возникает желание защищать животных и птиц, помогать им.

Появляется любовь и к растительному миру. На музыкальных занятиях дети поют песни о березке, красоте яблоньки, расцветающей весной, о листочках, которые падают с деревьев; песни о грибочках, про овощи, выращенные на своем огороде. А если дети танцуют на празднике с цветами, зная, что эти цветы не сорваны, а сделаны своими руками, у них всегда бывают восторженные лица и приподнятое настроение.

Подготовка к любому экологическому празднику требует большой предварительной работы. Разнообразные формы организации участия детей в подготовке к празднику позволяет объединить детей с разными интересами и возможностями. В этом огромную помощь оказывает воспитатель. Он помогает определить, в каком виде музыкальной деятельности участие каждого ребенка наиболее целесообразно: кто будет читать стихи, а кто играть в сценке, кому из детей можно поручить ту или иную роль. Воспитатель подбирает занятие каждому ребенку, проводит беседы, выбирает индивидуальные стихотворения. Дети любят активно участвовать в праздниках и играх. Они устают быть просто зрителями. Им интересно общение с главными героями сценок, и нужно, чтобы все они были вовлечены в игру и отвечали на вопросы действующих лиц.

При подготовке к экологическим праздникам обязательно учитываются возрастные особенности детей. В младших группах нужно включать больше зрелищных моментов в исполнении взрослых. Действия малышей несложны, мало проявляется их активность, самостоятельность. Песни они поют вместе с воспитателем, музыкальным руководителем, подпевая им. Пляски и игры проводятся по показу. В младших группах лучше использовать игры и танцы в сочетании с пением музыкального руководителя. Дети слышат слова, подсказывающие движения, и выполняют их. Малышей очень радуют атрибуты, находящиеся у них в руках: платочки, цветочки. Это вызывает у них улыбку, желание двигаться. Праздничное оформление музыкального зала дети младшей группы замечают не сразу, к этому приходится специально привлекать их внимание, дать время осмотреть убранство зала.

У детей средней группы появляется больше возможностей проявить себя в индивидуальных выступлениях. Это может быть выразительное чтение стихотворения, показ несложных инсценировок, где происходит общение с партнером.

Дети старшей и подготовительной к школе группы принимают активное участие в утреннике. Они берут на себя роли, которые в предыдущих группах выполняли взрослые, самостоятельно исполняют песни, перестроения, танцы, участвуют в инсценировках. Свободно ориентируются в коллективе, следят за правильным выполнением действий товарищей. Желательно, чтобы на экологическом празднике старшей и подготовительной группы участвовали все дети. Каждому ребенку можно дать небольшую роль или слова, стихи, либо ребенок может участвовать в индивидуальном танце. Такие выступления помогают застенчивым детям побороть робость, развивает уверенность в своих силах, преодолевается скованность в движениях. И даже совсем "неподвижные" дети в групповом танце смотрятся очень хорошо и почти не выделяются. А главное, это доставляет огромное удовольствие родителям, которые могут увидеть своего ребенка в действии. В индивидуальных выступлениях каждому ребенку предоставляется возможность проявить свои музыкально-творческие способности.

Активное творчество детей на экологических праздниках формирует у них положительное взаимоотношение друг с другом, умение договориться, вовремя прийти на помощь тем, кто в ней нуждается, подбодрить товарища. А по завершению праздника дети вместе радуются результатам. Чтобы дети могли свободно отвечать на вопросы героев сценок, и была возможна импровизация, нужно немного подготовить детей, научить их правильно отвечать. Это удобно делать на музыкальных занятиях, где в игровой форме сообщаются сведения по экологии.

Экологические праздники дают большие воспитательные возможности. Репетиции и заучивание наизусть требуют многократного повторения правил поведения в природе. Дети любят выступать не только друг перед другом, но и перед родителями и другими взрослыми. Взрослые, в свою очередь, с удовольствием смотрят и слушают юных артистов.

В результате систематического проведения экологических праздников у детей развивается речь, интеллект, творческие способности, эмоциональная сфера ребенка. С помощью сценических образов ребята рассказывают о правилах поведения в природе не только сверстникам, но и взрослым, что очень важно для повышения общего уровня экологической культуры. Таким образом, тема экологии должна всегда проходить рядом с детьми в повседневной жизни детского сада, в любых видах музыкальной деятельности. Нужно с ранних лет приобщать детей к вопросу по экологии, пробуждать и воспитывать в них чувство любви к природе, ко всему живому.