Образовательная деятельность по развитию тактильных ощущений у детей с нарушением зрения в средней группе по теме "Весна"

Разделы: Работа с дошкольниками


Задачи:

  • Закреплять знания об основных цветах спектра. Развивать цветовосприятие.
  • Учить различать свойства поверхности предметов.
  • Развивать навыки использования осязания в процессе предметно-практической деятельности.
  • Активизировать сохранные анализаторы, стимулировать предметные действия в наблюдениях за явлениями природы весной.
  • Совершенствовать зрительно - моторную координацию: развивать сопряжённые движения глаза и руки.
  • Активизировать зрительные функции - тренировка глазодвигательных мышц, релаксация зрительного аппарата.
  • Продолжать развивать интерес к изучению явлений природы.
  • Воспитывать бережное отношение к природе, гуманные проявления в поведении и деятельности в природе.

Словарная работа:

Предметы: солнце, лучи, цветы, ручей, почки, сосулька, время года, день, ночь

Признаки: ранняя, длинный, короткий, холодный, теплый, яркое

Действия: стучится, набухают, распускаются, тает, припекает

Раздаточный материал:

  • картинки со временами года весна, зима;
  • круги желтого цвета из метталического картона и бархатной бумаги;
  • фасоль, камушки, косточки, палочки, ниточки, шнурочки и т.д.;
  • живая веточка тополя для игры "Чудесный мешочек"

Ход непосредственно образовательной деятельности

Педагог читает стихотворение:

К нам весна шагает
Быстрыми шагами,
И сугробы тают под ее ногами,
Тёмные проталины на полях видны
Видно очень теплые ноги у зимы.

- К нам пришла Весна и оставила свои следы. Давайте их поищем.

- Какие следы? (весной солнышко начинает пригревать, и становится теплее, тает снег и лед, бегут ручьи, капают сосульки, набухают почки на деревьях, весной появляются цветы-первоцветы, день становится длиннее).

- У вас сегодня будут помощники, а какие помощники и кто вы мне скажите сами.

Педагог: - Как вы думаете, с чего начинается весна? (загадку)

Доброе, хорошее,
На людей глядит,
А людям на себя
Глядеть не велит (Солнце)

На столе лежат картинки с двумя временами года зима и весна. Лежат кружки солнышки из бархатной бумаги и металлического картона. Нужно потрогать эти два солнышка и определить, где какое солнышко гладкое - холодное, его поставим к картинке зимы, а солнышко шершавое - теплое, поставим к весне рис.1

Рис. 1

Педагог: - Весной солнышко начинает пригревать и становится теплее. Значит, какие лучики у солнышка зимой, а какие весной? У весеннего солнышка лучики длинные, а у зимнего короткие давайте мы, сейчас выложи лучики разной длинны. (Детям предлагается выложить 2 солнышка весеннее и осеннее из разного материала (косточек, камушек, палочек, ниточек, фасоли и т.д.) рис.2.

Рис. 2

 Зрительная гимнастика "Лучик"

Лучик вверх, лучик вниз (глазки вверх, вниз)
Лучик детям улыбнись (моргаем)
Вправо, влево посмотри (глазки вправо, влево)
Вокруг солнца обойди (круговые движения глазками)

Педагог: - Отправляемся дальше вслед за Весной

- На улице тает снег и лед, бегут ручьи. Как вы думаете, откуда появляются ручейки? (Капают сосульки, тает снег)

Педагог: - Весна спрятала в мешочке капельки. Она спрятала мешочек разные капельки холодные и тёплые. (В мешочке фольга, камешки, паралон, мех, фасоль). Капельки вынимать из мешочка только холодные (фольга, камешки, фасоль)

- Расскажите, какие капельки спрятались в мешочке?

Динамическая пауза "Художники"

Дети разбиваются на пары (по желанию)

Педагог "превращает" детей в художников, которые рисуют приметы Весны.

Педагог: - У художника, что есть кисточка:

"Кисточку мы волшебную возьмем,

Нарисуем солнышко (ручеек, капельку) мы с тобой вдвоем"

Упражнение выполняется как с открытыми глазами, так и с закрытыми. Дети друг другу рисуют приметы весны, а потом угадывают.

Педагог:- Нам пора отправляться дальше вслед за Весной. Весна приготовила для вас сюрприз: "Чудесный мешочек" (Детям предлагается мешочек - с веткой тополя). Отгадайте, что это? Дети рассматривают веточку, гладят, объясняют, какая веточка на ощупь.

Педагог: - Что потом появляется из почек (листочки)

Ставят веточку в вазу. И наблюдают, что будет - происходить рис.3)

Рис.3

Мы сегодня ходили с вами вслед за Весной, что бы вы ни делали, кто вам помогал? (Ручки)

- Давайте мы их поблагодарим, бурными аплодисментами и скажем им СПАСИБО!

-  А весна с нами не прощается, ее следы мы будем замечать везде. Согласны?

Итог занятия:

- Что запомнилось больше всего?

- Что было трудным для вас?