Коррекционно-обучающая программа по профилактике и коррекции нарушения чтения и письма у учащихся 1–2-х классов с ОНР

Разделы: Логопедия


Пояснительная записка

Важность разработки коррекционно-обучающей программы обусловлена возрастающей численностью детей с ОНР в общеобразовательных школах.

Для младших школьников с ОНР характерны нарушения всех сторон речи(звукопроизношение, фонематические процессы, лексико-грамматический компонент), а также недостаточнаясформированность психологических предпосылок для овладения полноценными навыками учебной деятельности.

Речевое развитие этих детей удовлетворяет потребностям их повседневного общения, однако опыт практической работы показывает,что дети данной категории при обучении в школе испытывают значительные трудности в усвоении программного материала по обучению грамоте и русскому языку.

В основе возникновения стойких специфических ошибок у учащихся с ОНР, лежат объективные причины:

1. Недостаточная сформированность фонематического анализа и синтеза ведёт к искажению звуконаполняемости слова и нарушению слоговой структуры.

2. Недостаточная сформированность фонематического слуха проявляется в трудности различения звуков родного языка.

3. Отсутствие или дефектное произношение звуков затрудняет общение.

4. Отставание в развитии лексико-грамматической стороны речи приводит к трудностям в структурном построении предложения.

5. Недостаточнаясформированность пространственных и временных представлений является одной из причин появления оптических ошибок, затруднения при нахождении ошибок во время проверки письменных работ учащимися.

6. Недостаточное развитие слухового, зрительного внимания, восприятия, памяти, мышления сказывается на ухудшении в усвоении учебной программы.

Целью данной программы является организация коррекционных занятий, способствующих развитию фонетической, фонематической, лексико-грамматической сторон речи, связной речи, когнитивных процессов и создание предпосылок к полноценному овладению учебной программой по русскому языку и чтению.

Задачи коррекционно-обучающей программы:

1. Формирование звукового, слогового анализа и синтеза слов, полноценных фонематических представлений, восприятий.

2. Корригирование дефектов произношения.

3. Обогащение и развитие словарного запаса у учащихся с ОНР, обучение точному употреблению слов, как путём накопления новых словоформ, так и благодаря развитию у детей умений пользоваться различными способами словоизменения и словообразования;

4. Обогащение словаря детей путём подбора антонимов и синонимов;

5. Развитие грамматического строя речи путём овладения грамматическими связями слов, нормами согласования, управления и примыкания;

6. Развитие и совершенствование умений и навыков в построении связных высказываний;

7. Развитие пространственных и временных представлений, мелкой и общей моторики, психических процессов.

Адресат программы:учащиеся с общим недоразвитием речи, испытывающие затруднения при овладении письменной речью.

Содержания и направления работы

Реализация поставленных задач возможна лишь в случае взаимосвязанной работы в нескольких направлениях, а именно:

I. Развитие звуковой стороны речи. Формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза слогового, звукового состава слова.

Работа над развитием фонематического анализа и синтеза проводится в следующей последовательности: на 1-м этапе выделяется звук на фоне слова, определяется место звука (начало, середина, конец) с предварительной отработкой этихпонятий на предметном уровне; на 2-м этапе происходит развитие сложных форм фонематического анализа и синтеза (определение последовательности звуков в слове,определение количества звуков в слове, определение места звука по отношению к другим звукам в слове).

На следующем этапе формируется фонематическое восприятие (дифференциация фонем). Начинается работа с опоры на более сохранное зрительное восприятие, тактильные и кинестетические ощущения, получаемые от органов артикуляции во время произношения звуков. Эта работа подготавливает детей к осуществлению слуховой дифференциации звуков. Дифференциации смешиваемых звуков проводится на уровне слога, слова, словосочетания, предложения и текста.

II. Коррекция дефектов звукопроизношения.

III. Восполнение пробелов в развитии лексического запаса с овладением синтаксическими конструкциями разной сложности.

Данный вид работы направлен на уточнение значения слов, имеющихся у детей, формирование и обогащение словарного запаса.Необходимо совершенствовать и развивать грамматическое оформление речи путём овладения учащимися словосочетаниями, связью слов в предложении, различными способами словообразования и словоизменения на практическом уровне. Работа начинается с развития представлений о речи, предложении, слове, как основной языковой единице. Далее последовательность работы по восполнению лексических средств следующая:

- практическое овладение новыми образованиями слов при помощи суффиксов;

- практическое овладение новыми образованиями слов при помощи приставок;

- обогащение словаря подбором родственных слов;

- формирование представлений о предлогах и способах их использования;

- дифференциация приставок и предлогов;

- практическое овладение навыками подбора синонимов и антонимов и способами их употребления;

В течение учебного года проводится работа над развитием грамматических норм родного языка.

IV. Развитие связной речи.

В ходе данного направления учащиеся обучаются чётко излагать свои мысли,отвечать на вопросы в точном соответствии с инструкцией или заданием по ходу учебной работы, используя усвоенную терминологию.

V. Развитие психических процессов.

Данная работа предусматривает:

1) Формирование и развитие всех операций внимания (концентрации, переключения, устойчивости, объёма внимания);памяти (кратковременной, долговременной, слуховой, зрительной); мыслительных операций (обобщения и классификации, аналогии, установление причинно-следственных связей, сравнения и абстрагирования). Развитие зрительного восприятия, формирование буквенного гнозиса.

2) Формирование пространственных представлений (исходным является осознание детьми схемы собственного тела, определение направлений в пространстве, определение последовательности предметов, графических знаков, букв).

3) Формирование временных представлений включает в себя выяснение, уточнение и активизацию основных единиц времени, определение временной последовательности каких-либо действий и событий, периоды человеческого возраста и роли в семье.

4) Развитие графомоторных навыков, моторных движений.

Организация коррекционно-развивающей работы по программе

Программа рассчитана на учащихся 1-2 классов с ОНРIII уровня общеобразовательных школ.

В течение учебного года проводится 82-85 занятий. Занятия проводятся 3 раза в неделю, продолжительностью 40 минут. Оптимальное количество детей в группе 3-4 человека. Количество часов на изучение каждой темы определяется составом конкретной группы.

Данная программа строится с учётом принципов системности, комплексности, поэтапного речевого и когнитивного развития, принципа постепенного усложнения заданий и речевого материала, онтогенетического принципа, а также общих дидактических принципов (научности, доступности, сознательности, наглядности, индивидуально-ориентировочного обучения детей).

При проведении коррекционно-развивающих занятий с учащимися применяются словесные методы (рассказ, беседа, объяснения, разъяснения), практические (различные упражнения), наглядные (иллюстрации) и частично-поисковые.

Программа предусматривает проведение проверочных заданий различных типов (слуховые диктанты, зрительные диктанты, проверочное списывание, грамматические задания). Проверочные итоговые работы предназначены для выявления уровня сформированности знаний, умений и навыков учащихся. Проводятся проверочные работы после изучения каждой темы и в конце учебного года.

При составлении программы использовалась следующая литература:

1. И.Н. Садовникова “Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников”. 1997 г.

2. Л.Н. Ефименкова “Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов”. 1991 г.

3. О.В.Елецкая, Н.Ю.Горбачевская “Организация логопедической работы в школе”. 2006 г.

4. А.В.Ястребова, Т.П.Бессонова “Инструктивно-методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе”. Москва. 1996 г.

5. “Коррекция нарушений письменной речи” под редакцией Н.Н.Яковлевой. 2009 г.

6. И.В. Прищепова “К вопросу о методических аспектах речевого развития первоклассников с ОНР” журнал “Практическая психология и логопедия”,  № 1/2005 г.

7. И.В.Прищепова “О диагностике нарушения письменной речи у младших школьников с ОНР”, журнал “Логопедия”,  № 1/2004 г.

8. Е.А. Яструбинская “Этапы и приёмы коррекционно-логопедической работы с учащимися, имеющими трудности в оптико-пространственной ориентировки и временных представлениях” журнал “Практическая психология и логопедия”. № 1/2007 г.

Приложение 1

Приложение 2