Нравственное воспитание + пальчиковые игры по теме "Путешествие по культурным местам родного города"

Разделы: Работа с дошкольниками


Программное содержание:

  1. Познакомить детей с культурными местами, достопримечательностями, жизнью и творчеством писателей, поэтов и людей искусства родного города.
  2. Расширять знание о труде библиотекаря, музыкального руководителя, руководителя кружка.
  3. Совершенствовать диагностическую речь, развивать связную речь. Закреплять правильное произношение поставленных звуков. Воспитывать уважение к людям искусства, любовь к родному городу, чувство коллективизма.

Словарная работа: благоустроенный, достопримечательность, фон.

Предварительная работа: экскурсия в библиотеку, в музеи и в дом детского творчества, рассматривание альбомов и журналов про город Нижнекамск, чтение стихотворений, беседа про город Нижнекамск, ознакомление с альбомом «Татарские орнаменты».

Методические приемы:

  • чтение стихотворений;
  • рассматривание альбомов и иллюстрации;
  • беседа-рассказ с использованием иллюстрационного материала;
  • вопросы воспитателя;
  • ответы детей;
  • оказание помощи в ответе детей;
  • поощрения;
  • разъяснение;
  • инсценировка сказки;
  • пальчиковые игры;
  • рисование татарских узоров;
  • поговорки и пословицы;
  • музыкальное сопровождение.

Материал:

  • иллюстрации, наборы открыток, фотографии о Нижнекамске, о заводах;
  • грамзапись, предметы для разукрашивания из «попье маше»;
  • одежда и полумаски по сказке «Курочка Ряба»;
  • выставка книг писателей и поэтов родного города;
  • карта путешествий по городу;
  • акварельные краски, банка с водой, салфетки, кисточки, подставки.

Ход занятия

(Дети входят в зал под музыку и встают полукругом.)

Пальчиковая игра «С добрым утром».

- С добрым утром глазки? (Поглаживаем веки.)

- Вы проснулись? (Смотрим в бинокль.)

- С добрым утром ушки? (Поглаживаем ушки.)

- Вы проснулись? (Прикладываем ладони к ушкам.)

- С добрым утром ручки? (Поглаживаем кисти рук.)

- Вы проснулись? (Хлопки.)

- С добрым утром ножки? (Поглаживаем ноги.)

- Вы проснулись? (Притопываем.)

- С добрым утром солнце! (Показываем.)

- Я проснулась. (Голову слегка запрокинуть, широко улыбнуться.)

- Дети, мы с вами ходили на экскурсию по улицам нашего города, рассматривали альбомы. А сегодня мы будем беседовать о нашем городе. Садитесь все на свои стульчики.

Регина:

«Город мой – родной Нижнекамск»
В румяном солнечном восходе,
В сиянье радостных лучей,
Мечты и думы мне наводит-
Мой город звонкий – как ручей.
Ах, Нижнекамск, родная сторона,
Встречаюсь я с тобою и прощаюсь.
Но ждут меня реки твоей волна,
Когда из дальних мест я возвращаюсь.

Чулман брызги бьются в берега
На них врастает город мой зеленый,
В нем сила моя, мои снега,
Весна моя и мир моя влюбленность.

- Ребята, что вы понимаете под словом «Родина»?

- Родина – это моя тропинка!

Родина – это моя семья!

Родина – это наш детский сад!

Родина – это наша школа! и.т.д.

- Правильно, молодцы ребята! Родина – это то, что нас окружает: это тропинка по которой мы идем в детский сад, это земля, леса и поля, это все, что нас окружает, называется Родиной.

- Как называется страна, в которой мы живем?

- Наша страна – Россия!

- А как называется наш город?

- Наш город – Нижнекамск!

- А Нижнекамск, в какой республике находится?

- Наш город находится в республике Татарстан.

- Как вы думаете, почему наш город называется Нижнекамском?

- Потому что наш город расположен на берегу реки Кама.

- Дети, чем знаменит наш город?

- В нашем городе есть большие заводы – химия и шинный завод.

- Правильно вы сказали ребята, в окружении деревьев, раскинулись корпуса промышленного комплекса (показ фотографии). Нижнекамск- Нефтехим выпускает товары народного потребления: моющие средства «Кама», «Афол», «Санол»; широкий ассортимент резиновой обуви завода «Эластик», линолеум, каучук, а Нижнекамскшина – выпускает автокамеры, шины, покрышки для автомашин.

- Дети, каким был город раньше?

- Город был маленьким, с деревянными домами. (Ответы детей.)

- Правильно, наш город был маленьким (показ фотографий), с деревянными домами. Люди жили в вагончиках и бараках.

- Каким город стал теперь?

- Нижнекамск – город молодой?

- Наш город – чистый, красивый.

- Наш город красивый, благоустроенный.

- Нижнекамск – город молодой. Он расположился просторно, широкие улицы, тенистые аллеи, уютные скверы, много деревьев и кустарников, а летом – еще и цветов. Наш город стал культурной столицей Поволжья.

- Давайте, ребята, вспомним пословицы о Родине.

  1. Чужая страна, серебра полна, а все же дороже родная сторона.
  2. Если Родина живет, то герой не пропадет.
  3. Без Родины милой, будешь птицей бескрылой.

- Дети, перед вами план – схема культурных мест нашего города. Мы будем путешествовать по городу.

- Что вы видите здесь?

- Это библиотека.

- Ребята, а вы помните, как с вами ходили на экскурсию в библиотеку?

- Кто работает в библиотеке?

- В библиотеке работает библиотекарь.

- Что мы видели в библиотеке, давайте вспомним?

- В библиотеке много книг.

- Книги разложены по стеллажам.

- Работает выставка детских книг.

- В библиотеке имеется детская поляна, там детей встречает мишка со своими книгами.

- Ребята, а какую работу выполняет библиотекарь?

- Библиотекарь выдает книги. Сначала заполняет карточку, только тогда можно взять книги домой. В читальном зале так тихо, потому что там взрослые читают книги, газеты, журналы.

- Дети, а вы любите книги? Чем они вам нравятся? Чему нас учат книги?

- Книги бывают разные, с красивым оформлением. Можно книжку читать по рисункам. По книге мы узнаем о животных, о растениях. Книги нас учат красиво жить, аккуратно себя вести, уважать и слушаться взрослых.

- Главное ребята, книги нас учат любить Родину и своих близких, и мы получаем много знаний. И сегодня хочу вас познакомить со стихотворением поэта нашего города Александра Воеводина, которое называется «В родном Татарстане».

Прекрасно на Каме, в родном Татарстане
Плывешь по реке, видишь, как на экране
Межуются рощи, леса и дубравы
Посевы хлебов на равнине и травы.

Средь этих красот города есть, конечно
Но нравится нам Нижнекамск бесконечно
Его здесь, на Каме, построили сами
Девчата и парни своими руками.

Уютно живется теперь в Нижнекамске-
Проспекты, бульвары здесь будто бы в сказке,
Растет и мужает красавец на Каме.
Обласканный солнцем, овеян ветрами.

- Ребята, вам понравилось стихотворение? О чем оно? (Ответы детей.)

- А сейчас подойдите поближе – здесь организована выставка поэтов и писателей нашего города и района. Это сборник стихотворений поэта В. Валиева. Вот это красочная книга для детей написал К. Гильмуллин. Это сборник стихов В. Леушкина. Его стихи посвящены в основном нашему городу и труженикам города. Все эти книги, которые собраны на этой выставке, написаны писателями и поэтами нашего города.

- Продолжим путешествие по городу. Следующий пункт – это театр.

- Дети, какие виды театров вы знаете?

- Кукольный театр.

- Пальчиковый театр.

- Теневой и настольный театр.

- В нашей группе мы тоже организовали свою театральную студию, которая называется «Березка». Сегодня мы покажем для гостей сказку «Курочка Ряба».

- Молодцы, спасибо ребята. Давайте, продолжим наше путешествие и следующий пункт – это дом детского творчества.

- Как вы думаете, что же дети там делают? Чем дети занимаются в доме творчества?

- Дети ходят на разные кружки, некоторые посещают танцевальный кружок, одни на хор, другие на рисование.

- Да, молодцы ребята, как вы и догадались, название само за себя и говорит – в доме творчества дети развивают свои творческие способности.

- А сейчас давайте мы тоже отдохнем.

Пальчиковая игра «Дом на горе».

На горе мы видим дом. (Кисти рук сложить «домик».)
Много зелени кругом. (Волнообразные движения кистями рук.)
Вот – деревья, вот – кусты. (Руками сделать «деревья», «кусты».)
Вот – душистые цветы. (Пальцами показать «бутон».)
Окружает все забор. (Пальцами показать «забор».)
За забором чистый двор. (Погладить ладонями стол.)
Мы ворота открываем. (Кистями рук показать «ворота».)
К дому быстро подбегаем. (Пальцами «пробежаться» по столу.)
В дверь стучимся: «Тук- тук- тук!» (Постучать кулаками по столу.)
Кто- то к нам идет на стук… (Ладонь приставить к правому уху, «прислушиваться».)
В гости к другу мы пришли. (Вытянуть руки вперед, как будто преподнося что-то.)
И гостинцы принесли.

- Продолжим путешествовать. Обратите внимание на следующий пункт. Это музей. Подходим к выставке. Встали удобно, друг другу не мешаем. Здесь выставлены работы мастеров татарского народа. Что вы здесь видите? (Ответы детей.)

- Это фартук, тюбитейка, читек, калфак, башмачки, поднос, чашка, пиалка, молочница.

- Ребята, все эти предметы украшены татарскими узорами.

- А какие элементы татарского узора здесь показаны?

- Эти предметы украшены веточками, листьями, тюльпанами, дугами и волнистыми линиями.

- Ребята, давайте мы, тоже внесем свой вклад для наполнения музея. Садитесь на свои места. Сели красиво, спинку выпрямили. Сегодня мы закончим свои начатые работы, которые начали делать в прошлых занятиях. У каждого лежат на столе такие же предметы.

- Регина, что у тебя на столе лежит?

- Это фартук.

- Алия, скажи, какой предмет у тебя?

- Это читек.

- А у меня калфак. (Каждый дает ответ.)

- На каком фоне ты будешь рисовать. Женя?

- У меня платок, а фон – зеленый.

- Илья, а у тебя какой фон?

- У меня чашка синего цвета.

- Айрат, ты какими красками больше всего будешь пользоваться?

- Я буду украшать молочницу с тюльпаном, буду рисовать красной и зеленой краской.

- Миша, а ты с какой краской будешь рисовать? Какие цвета лучше подбирать?

- Я буду дуги рисовать синим цветом.

- Будьте внимательны и аккуратны во время работы. Когда будете брать краски – не забудьте намочить кисточки, а лишнюю воду оставляем в краях баночки. Сидите красиво, следите за осанкой, сильно не наклоняемся. (Индивидуальный подход воспитателя во время работы.)

- Если ребята вы закончили свои работы, несите вот сюда. Мы покажем наши работы другим группам, они тоже посмотрят. Какие красивые, узорные – тюбитейка, фартук, платок, читек у вас получились. Молодцы, ребята за ваши старания!

- А теперь послушайте стихотворение:

Да можно ли край мой пером описать
Иль кистью его на холсте набросать-
Найдется ли в мире художник такой
Чтоб мог передать он в крае подобной
Свою красоту – о Нижнекамске - мать.

- Ребята, что вы узнали сегодня на занятии?

- Мы познакомились с культурными местами нашего города.

- Правильно. Но это маленькая часть того, что представляет наш город. А самое главное – это люди, чьими руками созданы все эти богатства. Об этом мы поговорим с вами на следующем занятии. Оно поможет вам лучше узнать наш город и поможет вам полюбить город юности и мечты еще больше.

- Молодцы, ребята! Все старались! Умницы!

(Дети выходят из зала под музыкально сопровождение.)