Уроки по лирике Бориса Пастернака в 11-м классе

Разделы: Литература


1-й урок

Тема: «Природа, мир, тайник Вселенной...» (по лирике Б. Пастернака)

Цель:

1. Путем комментирования поэтических строк следующих стихотворений:

  • «Тема»
  • «Импровизация» 1915.
  • «Весна» 1914.
  • «Плачущий сад» 1917.
  • «Воробьевы горы»
  • «Степь»

ввести учащихся в мир поэта, научить читать, понимать, осмысливать многозначное слово художника в контексте его времени и судьбы (используя элементы доминантного лексического анализа, приемы создания образов – ассоциаций, выразительного чтения, создания проблемных ситуаций).

2. Познакомить учащихся с фрагментами из автобиографической повести Пастернака «Скрябин»

3. Учить выявлять приметы стиля в стихотворениях поэта, учить умению соотносить эмоционально-образные впечатления от текста.

4. Вызвать личные ассоциации и попытку учащихся творчески пересоздать внутренний мир лирического героя и от своего ощущения выйти к осмыслению личности поэта.

Оформление урока: портрет поэта, произведения русских и зарубежных композиторов:

  • Финал Четвертой сонаты А. Скрябина;
  • К. Дебюсси «Разговор ветра с морем»;
  • Ф. Шопен, Скерцо №3 до диез минор, сочинение 39;
  • Альбинони Т. Адажио нотно-цветная страница.

Ход урока

«Я пью тебя – о, море света!»
А.Скрябин

I. Вводное слово учителя

Когда-то в полемическом пылу М.Цветаева воскликнула: «Где человек, до конца понявший Пастернака?» и сама же пояснила:

Пастернак – это «тайность», «иносказание», «шифр».

Пастернака долго читать невыносимо от напряжения (мозгового и глазного), когда смотришь в чрезмерно острые стекла, не по глазу (а кому он по глазу?)

Для нас это предупреждение, т. к. мы сегодня окажемся среди многих поэтических строк этого поэта и попытаемся понять, прочувствовать, прожить его стихи, его поэтическое море:

Приедается все. Лишь тебе не дано примелькаться
Дни проходят, и годы проходят, и тысячи, тысячи лет...
Может, ты-то их, море, и сводишь, и сводишь на нет.

(Звучит музыка К. Дебюси «Разговор ветра с морем».)

Сказанное поэтом о морской стихии соотносится с его творчеством. Лирические приливы и отливы передают настоящее движение волн, вызывают изумление и восторг.

Мчались звезды. В море мылись выси.
Слепла соль. И слезы высыхали.
Были темны спальни. Мчались мысли.
И прислушивался сфинкс к сахаре.

Загадка сфинкса. Загадка поэтического феномена.

Вслушаемся в звуки этого моря.
Вглядимся в его краски. Не подрядят ли они ключ к разгадке?
Заговорит ли сфинкс?

II. Творческая работа

а) 1. Создайте образ – ассоциацию к отдельным фрагментам этого стихотворения.

    2. передайте звуковой колорит и цветовую гамму стихотворения.

б) Комментарии к представленным образам – ассоциациям (прилагаются).

    3. Выстройте лексический ряд:

  • «льющиеся пиво»,
  • «полыхание»,
  • «окаченный луной сад»,
  • «светло, как днем...»,
  • «озаряет пена...» и др.

III. Обобщение

Ребята, вы совершенно правильно определили: звуки у Пастернака светятся цветами. Поэт умело пользуется «светотехникой» Как осветитель в поэтическом театре!

И это не случайно.

1. Когда-то композитор Скрябин задал юному Пастернаку вопрос: «Кажется вам, что звуки светятся цветами?». Тот самый Скрябин, мечтающий силой искусства изменить жизнь всего (искусства) мира, установить связь между звуком и цветом, автор удивительных по богатству фантазии сонат и симфоний. Он изобрел световой инструмент – рояль с немыми клавишами, проволоки от которого идут к аппарату, освещающему весь погруженный во мрак зал цвета, соответствующие окраски нот. Он так и писал свои музыкальные произведения: нотная строчка, цветовая строчка... И в итоге музыкальные и философские идеи Скрябина, его поиски, эксперименты захватили все существо юного Пастернака, серьезно занимавшегося музыкой и мечтавшего стать композитором.

– Как же передана первая встреча Пастернака со Скрябиным в поэме 1905г. (читается наизусть глава из поэмы «Детство»).

Шесть лет отдал юный музыкант своей мечте: музыкальной импровизации, сочинительство, опыты...

– А с чего же все началось.

IV. Выразительный пересказ фрагментов из повести «Детство», «Скрябин»:

а) 1. Первая встреча с музыкой (Пастернаку 3 года)
    2. Скрябин (личность музыканта).
    3. Самостоятельные занятия по теории музыки.
    4. Первые опыты.

б) Выводы: Чтение воспоминаний Пастернака об открытии в себе новых возможностей.

V. «Второе рождение». Голос судьбы

Звучит музыка Т. Альбинони. Адажио (на фоне ее учитель рассказывает о судьбе поэта).

1. И все же мечте не дано было осуществиться. Неожиданно для отца и матери Пастернак оставил музыку и всецело посвятил себя поэзии.

– Чем было продиктовано это решение? Сам Пастернак объяснил это отсутствием абсолютного слуха. Но для того, чтобы стать композитором, не обязательно иметь слух.

– Скрябин отмечал его как ученика талантливого. Тогда что же? Скорее всего юноша услышал голос судьбы!

Учитель: Относя Б. Пастернака к чистым лирикам, М. Цветаева писала, что ему была свойственна ранняя проницательность, прозрение «своей обреченности на лирику», неусыпное ощущение «судьбы, т.е. себя».

Стихотворение: «Так начинают...».

«Я» писателя проникло во все сферы бытия, и какое бы произведение поэта мы не взяли, в каждом из них сохраненная до последних дней, поздних лет свежесть восприятия мира и удивление перед чудом жизни.

Он награжден каким-то вечным детством,
Той щедростью и зоркостью светил,
И вся земля была его наследством,
И он ее со всеми разделил.

И это все удавалось пастернаку, несмотря на то, что I и II мировые гражданские войны, годы сталинщины, хрущевской оттепели – вот что вместилось в рамки одной жизни. И тогда в его лирику ворвется тревога, истребляющая человеческие жизни гражданская война больно отзовется в его стихах.

Впоследствии в лиро-эпическом романе «Доктор Живаго» Пастернак выразит сложные противоречивые чувства, которые испытывает он и его герой в те беспощадные годы. В стихотворении «Гамлет», вошедшем в этот роман, отразилась трагическая судьба русской интеллигентщины, которой, подобно шекспировскому герою, приходилось решать вопрос: «Быть или не быть» и выбирать, кому вручить свою жизнь. И здесь прозвучит скорбная нота по тем, кто был репрессирован в годы сталинского террора.

Чтение стихотворения «Гамлет».

Роман на родине не был напечатан. Чиновники от литературы боялись, что он расшатает устои советского государства. События Октябрьской революции входят в Живаго и автора, как входит сама природа, он их чувствует, слышит, но воспринимает как трагедию России. За границей роман был переведен на 24 языка и Шведская академия словесности присудила автору Нобелевскую премию, а у нас в стране началась открытая травля Пастернака, закончившаяся исключением его из Союза писателей.

Провокационные вылазки, обвинение в измене Родине и в связях с иностранцами, лишение его советского гражданства вызвали отказ Пастернака от премии и неумолимую просьбу Хрущева не высылать его за пределы Родины, ибо этот выезд для него «равносилен смерти» (чтение стихотворения «Нобелевская премия» ).

В последних строках звучит надежда на пришествие новой эры – милосердия и справедливости, о которой мечтая когда-то его кумир Скрябин. К сожалению, Б. Пастернак и Скрябин могли об этом только мечтать.

«Травля добила его», – вспоминал А. Вознесенский и заключал: «Художники уходят без шапок, будто в храм, в гудящие угодья к березам и дубам...»

На опустевший без хозяина даче на пастернаковском рояле Рихтер играл Скрябина.

2-й урок

I. Учитель:

1. Что же становится предметом поэтических откровений Пастернака?

2. Чем живет, дышит его поэтическая «Я»? (Вечный и прекрасный мир природы...»). «Его грудь заполнена природой до предела», – писала М. Цветаева. Кажется, уже с первым своим вздохом он вдохнул, втянул ее всю и вдруг захлебнулся ею и всю последующую жизнь с каждым новым стихом выдыхает ее, но никогда не выдохнет.

Пастернак в буквальном смысле преклоняется перед природой.

Вопрос:

1. Какие стихи поэта о природе вызвали у вас желание выучить их наизусть?
2. Чтение стихотворений Б. Пастернака наизусть (выборочное).
3. Выводы. Стихи поэта передают веселые праздничные звуки, звуки пробуждающегося мира природы. Создается впечатление, что перед нами поэтические зарисовки. Посмотрим на следующие лексические ряды.

Итак, поэтический мир поэта предстает перед нами во всем богатстве ассоциаций, которые обновляют наше понимание предметов и явлений, обычно нам хорошо знакомых.

Читая стихи поэта, надо знать, что Пастернак

1. Придает большое внимание значению слова.
2. Следующий этап в постижении текстов поэта – это синтаксис, где построение поэтической фразы очень непривычно: например, в стихотворении «Плачущий сад» ни разу не звучит слово «плакать», мы его должны мысленно восстановить, кроме того, заголовки стихотворений как бы входят в состав стихотворения, или если в заголовке есть привычное подлежащее, то в тексте оно не повторяется, а только обволакивается передаточным предложением. Сам «сад» должен быть вычитан из текста, из смысла его образов. (приведите примеры таких например строк).

Итак: природа у Пастернака – действующие лицо.

IV. Лексический анализ стихотворения «Светает»

1. Чтение наизусть
2. Анализ

– Каково содержание I строфы?

(Чуть светает, легкий шелест листвы, покачивается на ветке воробышек).

– Какова цветовая гамма стихотворения?
– Сколько цветов?
– Какие преобладают?

Сероватый – под стать раннему утру, цвет оперенья птиц; зеленый – такой всегда бывает в эту пору листва; сиреневый – у соцветий.

– Содержание II строфы – По саду пробегают первые лучи солнца, и он (сад) просто заливает читателя различными оттенками цветов.

Лексический ряд: «обрызганный» → «закапанный» → «капля» → «запонка» → «мильоны синих глаз».

Музыкальный аккорд, соответствует этой строфе
Ми-мажор!

цвет голубой.

Содержание III и IV строф – зарисовка ночного сада
                                            ↓
Лексический ряд: ← аккорд тревожный, глухой;
«забормотал», «торкался», «дребезжал».

Содержание V строфы: Сад разбужен
                                        ↓
                                                    напоминает сонату

Выводы:

строфа Пастернака – это
цветовая
гамма
звуковой
колорит
высокая
ассоциативность

(что является главным условием правильного прочтения лирики Б.Пастернака). Ассоциации прилагаются.

Следовательно, Пастернак создает философскую концепцию «божьего мира», так он называл природу. Этой концепции он придерживался всю жизнь.

– Что же составляет тайник Вселенной?

V. Анализ стихотворения «Большое озеро как блюдо»

1. Чтение
2. Анализ

– Какой новый цвет проникает в лирику поэта?

(Золотистый, освещающий внутренность собора, храма Природы. Архитектоника храма прекрасна. Под куполообразным небом – простор земли. Целые поколения (святые схимники, цари) смотрели изнутри этого храма в звездное небо, в «вечность», Вселенную, в разноголосице которой Пастернак слышит голоса земли, сливающиеся в хор. Этот далекий отголосок ловит чуткий слух поэта, который приобщается к великой тайне, тайнику Вселенной.)

– О чем она, эта тайна?

VI. Выразительное чтение рассказа о блаженной княгине Ольге

(кн. «Вера», издательство «Диорит», Сургутский Аккобанк, 1994 г., автор Г. Корченкин).

VII. Итог урока

Б. Пастернак верил в торжество Божественной истины, и сам жаждал Правды, Сердечной чистоты, Милосердия и стремился к Духовным вершинам, коими являются главные христианские добродетели Вера, Надежда, Любовь.

10.12.2011