Обобщающий урок по теме "Имя числительное"

Разделы: Русский язык, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)


(Слайды 1,2)

Цели:

  • Познавательные:
    • систематизировать и обобщить знания об имени числительном;
    • формировать навыки правильного произношения и написания числительных;
    • формировать умения правильно употреблять числительные в речи.
  • Развивающие:
    • развивать навыки анализа слова с точки зрения его морфологических признаков;
    • развивать навыки анализа предложения, выявления функции числительного в предложении.
  • Воспитательные:
    • воспитывать интерес к предмету, самостоятельность и трудолюбие;
    • воспитывать интерес к истории родного края, любовь к родному городу.

Форма урока – заочная экскурсия по родному городу.

Оборудование: карта-схема города Тимашевска, виды достопримечательных мест; тексты; путевые листы путешественников (приложение); электронная презентация урока, подготовленная в программе Power Point.

ХОД УРОКА

I. Оргмомент

II. Вступительное слово учителя

Класс поделён на 4 экскурсионные группы, за каждой группой закреплён инструктор, который ведёт учёт работы группы.

– Дорогие ребята! Я приглашаю вас совершить заочную экскурсию в прошлое и настоящее нашего города. Мы перелистаем страницы истории, прогуляемся по улицам Тимашевска. (Слайд 3) А поможет нам одна из важных частей речи, без которой трудно обойтись при общении – это имя числительное. Ведь задача нашего урока – повторить все, что мы знаем о числительном как о части речи, а знаем мы немало. Еще мы должны проверить, умеете ли вы применять на практике свои знания о склонении числительных, правильно ли употребляете числительные с другими частями речи, соблюдаете ли нормы произношения.
Все ли готовы отправиться с нами в путешествие, мы проверим с помощью теста. (Учащиеся работают в «Путевых листах», несколько человек за ноутбуками выполняют подобный электронный тест.)

Тест (cлайды 4, 5)

Укажите ряд, в котором все слова числительные.

1) пять, десяток, тонна
2) большинство, два, утроить
3) восьмой, пять шестых, четырнадцать
4) дважды, тройной, семь

– Итак, начинаем нашу экскурсию

1. Словарная работа. (Словарь Ожегова)

Что означает слово «экскурсия»? (Экскурсия – это коллективный поход или поездка куда–нибудь с целью осмотра, знакомства с чем-нибудь.)

2. Подберите однокоренные слова.

Экскурсия – экскурсовод (способ образования – сложение основ), экскурсионное (бюро) (способ образования – суффиксальный).

– Я – начальник бюро экскурсий и путешествий. Наш класс разделён на четыре команды. В каждой группе есть экскурсовод, который поведет вас по маршрутам нашего путешествия. В ходе прогулки мы будем заполнять путевой лист.

III. Слово экскурсоводу

Слайд 6. Тимашевск (сообщение о городе).

На Кубано-Приазовской низменности, на реке Кирпили, в 73 км к северу от Краснодара расположился небольшой городок Тимашевск, территория которого составляет 187 кв. км. Здесь нет курортов и других «раскрученных» достопримечательностей. Тем не менее, мы очень любим наш город,  в котором проживает 54 050 человек (2009).
Тимашевск был основан запорожскими казаками в 1794 году. Место, где стоит сейчас город, было определено Тимашевскому казачьему куреню по жребию при распределении земель. Долгое время жизнь Тимашевского куреня протекала размеренно и неторопливо, как во всех казачьих поселениях XIX века. Мужчины состояли на службе государевой, женщины и дети вели хозяйство, регулярно посещали церковь. В 1842 г. курень сменил статус, теперь это была станица Тимашевская, но мало, что изменилось в жизни потомков запорожских казаков. В 1874 году в станице была построена первая школа. В 1912 открыто почтово-телеграфное отделение.  В 1914 появилось железнодорожное сообщение с Екатеринодаром. Спокойный и размеренный уклад станицы был нарушен событиями гражданской войны, когда белогвардейские отряды выбили из станицы красную армию и устроили массовые казни. Было уничтожено более 2000 жителей.
С приходом советской власти жизнь в Тимашевской потекла быстрее. В 1924 году была построена больница на 12 коек, в которой работало только 6 человек. Начало развиваться образование, было улучшено почтовое сообщение, построен 1-й кинотеатр, в станице выпускалась газета. 2-я, еще более черная и кровавая полоса в истории Тимашевской пришла с Великой Отечественной войной. В 1943 г. немцы оккупировали станицу, а когда после ожесточенного сопротивления были вынуждены отступить, выжгли и уничтожили все, что было возможно. Война унесла много жизней, и тимашевцы никогда не забудут подвиг своих предков.
30 декабря 1966 года станица Тимашевская стала называться городом. Сегодня Тимашевск – один из центров пищевой промышленности Кубани. Производят в Тимашевске и строительные материалы. Свято-Духов мужской монастырь, Тимашевский музей семьи Степановых – главные исторические и культурные достопримечательности нашего города. А если вы все же остановитесь здесь на некоторое время, вы узнаете Тимашевск как уютный тихий городок.

IV. Фронтальный опрос

– Докажите, что это текст.
– О чём этот текст?
– Определите стиль текста, тип речи. (Публицистический стиль, описание с элементами повествования)
– Вы, конечно, обратили внимание на большое количество числительных в этом тексте. Давайте вспомним и расскажем об имени числительном как о части речи.
– Как отличить имена числительные от других частей речи, имеющих числовое значение? (Числовое значение могут иметь, кроме числительных, и другие части речи. Числительные  можно записать словами и цифрами, а другие части речи – только словами.)

– Какие бывают числительные по значению и составу? Заполните таблицы примерами из текста. (Количественные, порядковые по значению, простые, сложные, составные.)

Числительные по значению (Слайды 7, 8, 9, 10)

Количественные

Порядковые

Целые

Дробные

Собирательные

шесть человек

 

 

девятнадцатый век

Числительные по составу (Слайды 11, 12)

Простые Сложные Составные
двенадцать восемьдесят сто восемьдесят семь

– Чем отличаются количественные числительные от порядковых? Приведите примеры из текста.

– На какие группы делятся количественные числительные? (Целые, дробные, собирательные.)

Из текста выпишите два словосочетания «сущ. + количественное числит.», «сущ. + порядковое числит.», записав каждое числительное прописью. (Семьдесят три километра, в тысяча семьсот девяносто четвёртом году.) Просклоняйте словосочетания. (Слайды 13, 14)

И.п. семьдесят три километра
Р.п. семидесяти трёх километров
Д.п. семидесяти трём километрам
В.п. семьдесят три километра
Т.п. семьюдесятью тремя километрами
П.п. о семидесяти трёх километрах
И.п. тысяча семьсот девяносто четвёртый год
Р.п. тысяча семьсот девяносто четвёртого года
Д.п. тысяча семьсот девяносто четвёртому году
В.п. тысяча семьсот девяносто четвёртый год
Т.п. тысяча семьсот девяносто четвёртым годом
П.п. о тысяча семьсот девяносто четвёртом годе

– Прокомментируйте, как склоняются количественные и порядковые числительные. (При склонении количественных числительных изменяется каждое слово и части сложного числительного, появляется внутренняя флексия. При склонении порядкового числительного изменяется только последнее слово и склоняется как прилагательное.)
– В каких числительных пишется Ь в середине? (В сложных 50-80, 500-900 в середине пишется Ь. -десят и -сот сигналят так: «Не позабудь про мягкий знак!»)
– Выпишите предложение и выполните полный синтаксический разбор.

1924 году была построена больница на 12 коек], (в которой работало только 6 человек). (Повест., невоскл., сложное [   ], (в которой…). СПП; 1 простое двусост., распр.; 2 простое двусост., распр.)

– Итак, числительные в предложении могут выполнять любую синтаксическую функцию.

– Выполните морфологический разбор двух числительных из этого предложения. (Схема в учебнике на стр. 213)

Шесть (человек) – числительное.

1. Сколько? Обозначает количество.
2. Н.ф. – шесть.
3. Постоянные морфологические признаки:
– количественное
– простое.
4. Непостоянные морфологические признаки:
– именительный падеж
5. Синтаксическая роль.
Кто? Шесть (человек).

В тысяча семьсот двадцать четвёртом (году) – числительное.
1. В каком? Указывает на порядок при счёте.
2. Н. ф. – тысяча семьсот двадцать четвёртый.
3. Постоянные морфологические признаки:
– порядковое
– составное
4. Непостоянные морфологические признаки:
– дательный падеж
– единственное число
– мужской род
5. Синтаксическая роль.
Была построена (когда?) в тысяча семьсот двадцать четвёртом (году).

–  А сейчас прогуляемся по улицам нашего города. Продолжат экскурсию  команды, которые познакомят нас с некоторыми памятными местами Тимашевска.

Ученик читает текст.

Слайды 15, 16, 17, 18.

Мемориальный сквер... Здесь люди отдыхают, дышат свежим воздухом, греются на солнышке и немногие из них знают, что гуляют они по территории бывшего прицерковного кладбища. В 30-е годы на этом месте комсомольцы разбили парк. После реконструкции парка 1985 года он стал называться сквер имени 40-летия Победы. В парке были установлены аттракционы и танцплощадка. В южной части был построен кинотеатр, а справа от центральной аллеи кафе «Малышок». Во время войны в 1942-1943 годах в парке хоронили бойцов, погибших при освобождении станицы и умерших в эвакогоспитале. Недалеко от кафе были похоронены летчики Герой Советского Союза Николаев Георгий Георгиевич и штурман Петров. В 1947 году останки погибших бойцов из одиночных могил были перезахоронены в две братские могилы. В первой из них, слева, покоятся останки жертв гражданской войны, во второй, справа, останки бойцов, погибших во время Великой Отечественной войны.
По проекту одесских архитекторов и скульпторов за ними встали два воина – красноармеец с опущенным мечом и солдат. И зажегся вечный огонь, оплакивая всех, кто отдал свои жизни за то, чтобы веками летела над Кирпили красивая задушевная песнь о красоте родного города. Напротив мемориального комплекса, на небольшом кургане, установили монумент «Мать», посвященный памяти Епистинии Федоровны Степановой. По периметру памятника были посажены 9 голубых елей, 9 символических жизней братьев.
От улицы Ленина на правой стороне центральной аллеи установлено 11 бронзовых бюстов наших земляков – Героев Советского Союза. 9 мая 1990 года в сквере на центральной аллее был установлен гранитный камень – обелиск в память о наших ребятах, погибших Афганистане. 26 апреля 1996 года в день десятилетия аварии на Чернобыльской АЭС в сквере, справа от центральной аллеи (со стороны улицы Красной), был открыт памятник, посвященный ликвидаторам аварии, умершим от радиации. 8 лет назад в парке появился новый монумент в память о малолетних узниках концлагерей. Под колючей проволокой 9 мая 2002 года написали такие слова: «Люди мира, на минуту встаньте: погибло 17,5 миллионов человек».

– На какие разряды делятся количественные числительные? (Целые, дробные, собирательные.)
– Найдите количественные числительные в этом тексте и определите разряд. (Целые – две могилы, два воина, школа номер семь, школа номер девятнадцать, девять елей, девять жизней, одиннадцать бюстов (один+на+десять), восемь лет. Дробные – семнадцать с половиной.)
– Как ещё можно прочитать семнадцать с половиной? (Семнадцать целых пять десятых.)
– Просклоняйте числительное «семнадцать целых пять десятых».

Слайд 19.

И.п. семнадцать целых пять десятых
Р.п. семнадцати целых пяти десятых
Д.п. семнадцати целым пяти десятым
В.п. семнадцать целых пять десятых
Т.п. семнадцатью целыми пятью десятыми
П.п. о семнадцати целых пяти десятых

– Какой ещё частью речи может быть слово «МИЛЛИОН»? (Существительным. Например, ВОРОЧАТЬ МИЛЛИОНАМИ. МЕЧТАЛ О МИЛЛИОНАХ.)

Слайд 20.

В здании стоматологического отделения районной больницы (крайняя часть ул. Братская, три окна) был дом атамана Малого. Во дворе атамана в маленькой хатке жила семья Мамцева Терентия Ильича (он был отличным плотником, каретных дел мастером, во многих старых зданиях до сих пор есть рамы, сделанные его руками). В доме Мамцева собирались большевики подпольщики, он активный участник установления советской власти в Тимашевском районе, организатор первых коммун на Кубани, казнен белоказаками в апреле 1921 года. В 1920 году в этом здании была первая изба-читальня, потом больница, во время ВОВ располагался госпиталь.

– Выпишите формы порядкового числительного. (Первых коммун, первая изба-читальня.)
– Чем форма слова отличается от однокоренных слов? (Основа остаётся одинаковой, меняется окончание.)
– Образуйте устно слова, используя корень «перв-». Игра «Мяч». (Первоапрельская шутка, первоклассник, первостепенный, первозданный, первообразный, первоисточник, первооснова, первооткрыватель, первобытный, первейший, первенец, первенство, первичный, первобытнообщинный, первогодок, первоклассный, первокурсник, первомайская демонстрация, первоначальный, перво-наперво, первенствовать…)

Тест. Слайды 21, 22.

Укажи слово, являющееся числительным.

А) двойной 
б) двойка
в) два 
г) дважды 
е) двойственный

Слайд 23.

Здание Дома учителя построено в 1902 году, в нем было четырёхклассное женское училище. В 1920 году здесь располагался приют на 50 детей, чьи родители погибли в гражданскую войну. В 1922 году здесь был создан первый пионерский отряд им. В.И.Ленина, впоследствии школа им. Белинского.

Тест. Слайды 24, 25.

Укажите ряд, в котором только сложные числительные.

  1. 15, 30, 100
  2. 60, 90, 300
  3. 44, 1245, 11
  4. 20, 60, 19

– Выпишите из данного текста сложное числительное. (Пятьдесят.)
– Как называются порядковые числительные 1902, 1920, 1922, в состав которых входят сложные? (Составные.) Запишите составные числительные.

Слайд 26.

В 1890 году станичное правление атамана ходатайствовало о выделении денег на постройку школы. В 1902 году школа уже работала, она называлась «Анастасиевское двухклассное училище». В 30-е годы – школа колхозной молодежи. Эту школу окончили 3-е сыновей Степановых – Иван, Илья, Павел. В 1942 году в школе организовали эвакогоспиталь № 319. При отступлении в 1943 году фашисты сожгли школу, стены были разрушены. На месте старого здания после войны было построено новое здание школы им. Герцена.

– Как называется числительное «трое»? (Собирательное.)
– Какую совокупность можно обозначить с помощью собирательных имен числительных?

1) Совокупность лиц мужского пола.
2) Совокупность лиц женского пола.
3) Совокупность детей или детенышей животных.
4) Совокупность парных по строению предметов, состоящих из симметричных частей.

Тест. Слайды 27, 28.

Найдите сочетание с собирательным числительным.

  1. четверка вороных коней
  2. оба брата
  3. сотня гвардейцев
  4. пара сапог

– Просклоняйте словосочетание «трое сыновей». Слайд 29.

И.п. трое сыновей
Р.п. троих сыновей
Д.п. троим сыновьям
В.п. троих сыновей
Т.п. троими сыновьями
П.п. о троих сыновьях

– Конечно. За столь короткое время трудно рассказать всё о нашем городе. Но, путешествуя по Тимашевску, мы сегодня повторили все, что знаем о числительном как о части речи: мы склоняли количественные и порядковые числительные, употребляли их с другими частями речи, соблюдали нормы произношения.
На этом наше путешествие закончено. Путевые листы вы сдадите, выполнив в них домашнее задание, и окончательный результат вашей работы узнаете на следующем уроке. Подобные экскурсии будут продолжаться, так как мы должны знать свой край, свою Родину.

IV. Домашнее задание (Слайд 30). Историю города составляют судьбы людей, когда-либо живших и живущих в нём, а вы – будущее нашего Тимашевска. Дома составьте небольшой рассказ о себе, своей семье по предложенным вопросам, используя числительные.

– Сколько тебе лет?
– Когда твой день рождения?
– В каком классе ты учишься?
– Сколько человек в твоей семье?
– Сколько лет маме?
– Когда у неё день рождения?
– Сколько лет папе?
– Когда у него день рождения?
– Адрес, по которому ты проживаешь (номер дома, квартиры)…

Приложение 1