Конспект занятия по развитию речи в старшей логопедической группе на тему "Ах, как хорошо в садике живется!"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель:

  • Расширить представления детей о родной стране, родном городе, познакомить с российской государственной символикой (гербом, флагом).
  • Закрепить и расширить знания детей о профессиях работников детского сада.
  • Воспитывать патриотические чувства - любовь и интерес к своей стране и родному городу. Формировать уважительное отношение к работникам детского сада.
  • Обогащать словарь существительными, обозначающими профессии (воспитатель, логопед, повар, прачка, кастелянша). Расширять и активизировать в речи детей предметный словарь, словарь действий и признаков.
  • Совершенствовать грамматический строй речи: умение согласовывать существительные с числительными и прилагательные с существительными. Упражнять в образовании относительных прилагательных, в употреблении винительного и дательного падежей имен существительных. Совершенствовать синтаксическую сторону речи (сложноподчиненные предложения со словами для того чтобы). Закрепить понятие слог, умение оперировать им.
  • Развивать общую и мелкую моторику, кинестетический праксис, чувство ритма, координацию речи с движением, логическое мышление, активизировать внимание.
  • Обогащать чувственный опыт детей на основе развития обонятельного восприятия.

Материал:

  • компьютерная программа-презентация, этажерка, поднос, схемы слов (2,3 слога);
  • на каждого ребенка: лоточки; изображения инструментов и предметов, облегчающих труд людей, на ½ альбомного листа (картинки – невидимки); кисточки, стаканчики с подсолнечным маслом, салфетки; массажные мячи, баночки с отверстиями на крышках, круги из картона с изображениями российской символики (флаг и герб), прищепки.

ТСО: ПК.

Предварительная работа: целевые прогулки по территории детского сада; беседы и знакомство с трудом взрослых, работающих в детском саду; экскурсии в прачечную, на кухню, в столовую, в кабинет психолога МДОУ; оформление выставки детских работ на тему «Город», рисование на тему «Мой воспитатель», коллективное конструирование «Город», чтение художественных произведений и заучивание стихотворений, пальчиковой гимнастики по теме.

Ход занятия

Воспитатель:

Поезжай за моря - океаны,
Надо всею землей пролети.
Есть на свете различные страны,
Но такой как у нас не найти.
А называется наша страна ... (Россия)

- Садитесь на ковер. Посмотрите на экран компьютера.

Просмотр Презентации на тему «Россия» (Приложение 1).

Воспитатель комментирует:

Мы живем в России.

Герб России - красный щит с золотым двуглавым орлом: могучим и гордым. На его груди в красном щите — серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне - Георгий Победоносец. Он поражает серебряным копьем злого дракона.

Флаг России: трехцветный. (Воспитатель: - Назовите цвета флага.) Белый цвет означает мир и чистоту, синий - небо и надежду, красный - славу и отвагу.

Столица нашей Родины (Воспитатель: - Как называется?) – город Москва. В центре Москвы - Кремль.

Россия самая большая страна в мире. Она такая большая, что в ней есть и дремучие леса, и широкие степи, и глубокие моря, и высокие горы. На ее просторах живут разные народы и у каждого народа свои обычаи и традиции.

В большой стране у каждого человека есть своя маленькая родина - это город или деревня, где он родился.

Воспитатель: Как называется наш город?

Дети: Луховицы.

Воспитатель: Наш город, какой?

Дети: Красивый, маленький, любимый, родной, молодой, чистый, уютный ...

Воспитатель:

Край Луховицкий - наша Родина,
А начинается она на пороге родного дома.
Угадайте, что за дом?
Сколько светлых комнат в нем!
Там кроватки и столы,
Куклы, мячики, шары —
Все, что нужно для игры.
Лучше дома не найдешь,
Очень этот дом хорош. (детский сад)

Воспитатель: Как называется наш детский сад? (Родничок)

Воспитатель: Назовите профессии людей, которые работают в детском саду? (ответы детей)

Воспитатель: Хорошо в саду живем.

Пальчиковая гимнастика:

Детский сад, детский сад
Каждый день он ждет ребят.
Здесь забавы и игрушки:
Куклы, кубики, вертушки.
Каждый день по расписанию
Выполняем мы задания.
В понедельник – музыка у нас.
Мы танцуем – просто класс!
А во вторник мы считаем.
Прибавляем, вычитаем.
Книгу в среду мы читали,
Много нового узнали.
А четверг – спортивный день,
Прыгать, бегать нам не лень.
В пятницу лепили птиц:
Сов, кукушек и синиц.
А в субботу с воскресеньем
С папой, мамой отдыхаем
По родному городу гуляем.

Воспитатель: Садитесь на ковер, посмотрите на компьютер (на экране ПК фотография работника прачечной).

- Ребята, вспомните и назовите профессию того, кого вы видите на экране (ответы детей). Правильно, Надежда Гавриловна – работник прачечной в нашем детском садике. Как вы думаете, что она делает? (ответы детей)

(На экране ПК фотография кастелянши).

- А Марина Ивановна следит за всем, что сшито из ткани: постельное белье, полотенца, одеяла, шторы. И даже за костюмами, в которых вы выступаете на праздниках. Профессия Марины Ивановны называется очень интересно – кастелянша. Повторите это новое слово. Давайте отхлопаем это слово по слогам. Сколько слогов в этом слове? (ответы детей) Кастелянша – это заведующая бельевым хозяйством.

– Как вы думаете, что же мы можем сделать, чтобы облегчить труд работников прачечной и кастелянши? (не пачкать постельное белье, полотенца, поэтому чаще мыть руки с мылом, не портить белье, не рвать, аккуратно обращаться с полотенцами)

Воспитатель (встает): Я приготовила для вас загадки, отгадав их, мы поговорим о профессиях других сотрудников детского сада.

Кто улыбкой вас встречает,
На вопросы отвечает,
Учит вас лепить, считать,
Любить свой город,
Друг другу верить и не лгать? (воспитатели)

Воспитатель: Что вы делаете с воспитателями в детском саду?

Дети: Мы занимаемся, гуляем, рисуем, лепим, играем...

Воспитатель: Правильно. Каждый день мы с вами чем-то занимаемся. Подойдите к столам. Сегодня я приготовила для вас карточки. Посчитайте предметы, изображенные на карточке, и прикрепите столько прищепок, сколько предметов у вас на карточке.

Самостоятельная работа детей.

Вопросы воспитателя: - Ваня, сколько у тебя флагов? Алена, а на твоей карточке что изображено? Сколько их? Таня, сколько прищепок ты прикрепила? Почему? Влад сколько гербов на карточке у тебя? А сколько прищепок прикрепил Саша? Аня, что мы можем сказать про прищепки и гербы? Поскольку их?

Воспитатель: Положите карточки и подойдите ко мне.

Чтоб здоровыми вы были,
Звуки все произносили,
Кто заботится о вас? (ответы детей)
Медсестра - это раз.
Доктора - это два.
Логопеды - это три.

Воспитатель: Наш логопед, Наталья Викторовна, приготовила для вас схемы и попросила подобрать к ним слова, обозначающие профессии людей, работающих в детском саду. (3 слога – ло-го-пед, пси-хо-лог, мед-сест-ра, му-зы-кант, пе-да-гог, ме-то-дист, э-лект-рик, сан-тех-ник, по-мощ-ник; 2 слога – по-вар, прач-ка, ня-ня, двор-ник, плот-ник, сто-рож; 1 слог – врач; 4 слога – вос-пи-та-тель, физ-куль-тур-ник)

Воспитатель:

А теперь игра другая,
Интересная, простая.
Мы массажные мячи возьмем
И скорее в круг встаем.

1, 2, 3, 4, 5
Будем мячики катать.
Покатаем, покатаем,
А потом чуть-чуть прижмем
И еще сильней прижмем,
Будем сильно прижимать,
Чтобы точки наблюдать.
(игра проводится 2 раза в разном темпе)

Воспитатель: Положите мячи в корзинку.

Скажите, кто ходит в колпаке
С поварешкою в руке?
Он готовит нам обед:
Кашу, щи и винегрет. (повар)

Воспитатель: Что делает повар? (ответы детей)

Воспитатель: Из чего повар готовит? (ответы детей)

Воспитатель: У каждого продукта есть запах особый. Наш повар Татьяна Ивановна положила в баночки продукты. Нам нужно определить по запаху, что в них. Возьмите по одной баночке, понюхайте и скажите, что там. - Что у тебя, Антон? А у Алеши? Лера, как ты думаешь, что у тебя?

Дидактическая игра «Назови какой, какая?».

Воспитатель: В Луховицком районе выращивают разные овощи, фрукты, ягоды, а повар готовит из них нам вкусные блюда: например, салат из огурцов – огуречный; икру из кабачков, какую? (кабачковую), из малины варенье - какое? (малиновое), суп из гороха - какой? (гороховый), повидло из яблок - какое? (яблочное), запеканку из картофеля - какую? (картофельную), сок из помидоров – какой? (томатный).

Воспитатель: Молодцы!

Кто извлекает музыки волшебной звуки,
Кто петь и танцевать нас учит,
Не зная скуки.
Проводит праздники и развлечения
Всем на удивление? (ответы детей)

Воспитатель:

Друг за другом по кругу мы пойдем,
Песню славную споем.

Физкультминутка: «Ах, как хорошо в садике живется!»

  1. Каждый день как на работу
    Мы приходим в детский сад,
    А когда домой нам надо
    Не хотим идти назад.

Припев:

Ах, как хорошо в садике живется!
Ах, как эта песня весело поется!

  1. Учат нас лепить красиво
    И считать, и рисовать,
    Физкультурой заниматься,
    Песни петь и танцевать.

Припев (тот же)

  1. Не деремся и не плачем,
    Научили нас дружить.
    Целый день мы веселимся,
    Хорошо на свете жить.

Припев.

Воспитатель:

Скажите, кто учит детей рисовать,
С бумагой работать, уметь вырезать? (ответы детей)

Воспитатель: Светлана Васильевна приготовила для вас картинки - невидимки. Садитесь за столы. Возьмите кисточки, опустите в масло и проведите кисточкой по листу, смачивая его маслом. Положите кисточки на салфетки.

 - Что вы видите?

- Алина, что ты видишь? (Я вижу шприц)

- Саша, а ты? (Я вижу ведро)

- Ваня, у тебя какой предмет? (У меня молоток)

Воспитатель: Подумайте и скажите, кому и для чего нужны эти предметы. Составьте предложения со словами для того чтобы.

Дети: Половник нужен повару для того, чтобы наливать суп. Пила нужна плотнику для того, чтобы распилить доски. Шприц нужен медсестре для того, чтобы делать укол. Метла нужна дворнику для того, чтобы подметать участок. Книга нужна воспитателю для того, чтобы читать детям сказки. Ведро нужно помощнику воспитателя для того, чтобы мыть полы в группе.

Воспитатель:

Все профессии важны,
Все профессии нужны.
Мы сотрудникам детского сада,
Все спасибо говорим,
От души благодарим.
Труд их будем почитать,
Уважать, не забывать.