Проект программы экологического кружка "Тропами любопытной Варвары"

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа, Экология

Классы: 1, 2, 3, 4

Ключевые слова: экология, программа кружка, туристическая тропа


Угроза экологической катастрофы на фоне господства потребительской психологии в общественном сознании обусловливает необходимость экологического воспитания юного поколения.

Экологический кризис во многом кризис мировоззренческий, духовно-нравственный, и поэтому выход из него связан с воспитанием у современных подростков культуры взаимодействия с окружающей средой, которая, как показывает жизнь, у большинства из них находится на достаточно низком уровне:

  • полезные эмпирические наблюдения нередко сосуществуют с потребительским, безграмотным отношением к природе;
  • знания о необходимости охраны окружающей среды зачастую соседствуют с отчуждённостью от неё из-за разрастающейся урбанизацией и губительных её последствий;
  • общая информированность учащихся об экологических бедствиях сочетается с пренебрежением элементарными правилами безопасного поведения.

Всё это свидетельство того, что в экологическом воспитании школьников нет системности, всесторонности, и оно не может обеспечить достижение конечной цели – воспитание человека, ответственного перед природой, людьми и самим собой, осознающего своё место в мире и строящего свой образ жизни в соответствии с экологическими приоритетами. В данном проекте экологическое воспитание представлено как целостный процесс, охватывающий все аспекты развития ребёнка в системе его отношений с природой, обществом и со своим внутренним миром. Основу воспитательных технологий составляют такие духовно-нравственные ценности, как Добро, Созидание и Самоограничение.

Предлагаемые воспитательные технологии выполняют познавательную, развивающую, практико-ориентирующую и развлекательную функции, отвечая особенностям того возраста, для которого они предназначены (младшим школьникам), призваны помочь увязать экологические знания, полученные учащимися на уроках, с умением использовать их в реальной ситуации.

Кружковая работа входит в систему дополнительного образования. Сюда входят занятия с кружковцами, подготовка команды к предметным олимпиадам, интеллектуальным марафонам,  предметным турнирам, групповая работа,  подготовка к научным чтениям, исследовательская работа (планируется в 4 классе).

Основная задача работы кружка – содействие удовлетворению детской любознательности.

Нужно помочь учащимся увидеть смысл их творческой исследовательской деятельности, видеть в этом возможность реализации собственных талантов и возможностей, способ саморазвития. На заседаниях кружка я стараюсь создавать творческую атмосферу, поддерживать интерес к выполняемой работе, поощрять творческие проявления учащихся, стремление к поиску.

Важно, чтобы дети не боялись допустить ошибку. Задача учителя – не подавлять желания, порывы, творческие идеи учащихся, а поддерживать их и направлять.

Исследование  должно быть посильным, интересным и полезным.

Программа работы кружка включает в себя 4 направления:

  • познавательное;
  • познавательно-развлекательное;
  • практическое;
  • исследовательское.

Работа в кружке ведётся е. с учениками данного класса. Постоянные члены кружка ученики класса – 12-15 человек.

Основные направления курса – экология, изучение родного края.

Проект работы экологического кружка «Тропами любопытной Варвары»

Пояснительная записка

Стратегия народного образования направлена не только на то, чтобы дать человеку определённый образовательный минимум, соответствующий его возрасту и интересам общества, но также создать условия для духовного становления личности и обеспечить возможность культурной и конфессиональной самоидентификации, гарантирующей сохранение и восстановление преемственных связей между поколениями.

Содержание познавательного блока занятий кружка составляют сведения о природе, ее компонентах, взаимосвязях между ними, взаимосвязях между человеком и природой о способах сохранения и улучшения природы, о культуре поведения в природе, об охраняемых видах животных и растений, заповедных территориях родного края, об отношениях людей к природе. Занятия строятся таким образом, что природоохранные знания детей расширяются и углубляются от темы к теме. Природа изучается как носительница эстетических, материальных качеств, как среда обитания. Наряду с природоохранными дети приобретают пропедевтические знания по зоологии, географии и ботанике, которые помогут им в дальнейшем при изучении курса экологии. Кроме того, у детей формируются нравственные знания и чувства: любовь, сопереживание, жалость и др. В связи с этим значительный воспитательный эффект дает включение в беседы с детьми такого материала, который заставляет детей чувствовать себя непосредственными защитниками природы, принимать те или иные решения, способствует проявлению их эмоционально-волевых качеств.

Один из важнейших принципов программы является краеведческий, реализация которого дает возможность детям полнее понять местные, региональные и глобальные экологические проблемы. В связи с этим в содержание бесед, экскурсий включается информация о состоянии природы родной деревни. В кружке создаются благоприятные условия для «соединения деятельности рук и головы», позволяющие школьникам творчески применять на практике полученные знания, оказывая непосредственную помощь природе.

Цели кружковой работы: воспитание духовно-нравственной личности; привитие навыков здорового образа жизни; расширение  экологических знаний; повышение  культуры взаимоотношений с окружающей средой – природной и социальной; 

Задачи:

  • формирование представлений о взаимосвязях экологической, биологической, социальной и духовно-нравственной сторонах науки и жизни;
  • теоретическая и практическая направленность курса, призвана способствовать учащимися, реализовать познавательный интерес к окружающему миру, своему здоровью и здоровью окружающих.

Кружковая работа предусматривает изучение теоретических основ с элементами практической деятельности, в ходе чего происходит целенаправленное формирование действий: фиксации основного материала по теме, выбор проблемы для более детального изучения, формулировка целей и задач, анализ литературы, исследовательская деятельность с последующим предоставлением результатов. Всё это должно способствовать раскрытию духовных, творческих дарований учащихся.

Учебные занятия по курсу проводятся в виде – бесед, конкурсов, игр, викторин, экскурсий. Они предполагают:

  • изучение основной и дополнительной литературы;
  • составление обзоров и информационных справок;
  • экскурсий;
  • обсуждение проблем;
  • просмотр фильмов и мультфильмов;

Ожидаемый результат

Данный проект призван способствовать повышению образовательного уровня учащихся, развитию познавательного интереса к окружающему миру, формированию мировоззрения, духовно-нравственных ценностей личности. У учащихся должны быть сформированы представления о взаимосвязях экологической, природоведческой, биологической, социальной:
а) формирование экологических знаний, умений, навыков;
б) обогащение жизненного опыта ребенка примерами позитивного взаимодействия с окружающей средой;
в) развитие эмоционально – чувственной сферы личности младшего школьника в процессе взаимодействия с объектами природной и социальной среды

Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся

Учащиеся должны знать:

– что такое экология;
– основные проблемы экологии на современном этапе развития науки и общества;
– морально-нравственные, социальные и правовые аспекты экологических проблем.

Учащиеся должны уметь:

– определять значимость экологических проблем;
– характеризовать и анализировать экологические проблемы;
– работать с различными источниками информации;
– высказывать собственные суждения по проблеме;
– изучать и анализировать мнения других людей по проблемам экологии.

У учащихся должны быть сформированы следующие навыки:

– самоанализ;
– самоорганизация;
– самоконтроль;
– самооценка;
– самокоррекция и регуляция.

Содержание программы курса

Теоретическая часть.

Введение. Экология, понятие, связь с другими естественными науками. Экология как наука, цели, задачи, значение. Фенология. Экология в России. Основные экологические проблемы района, края. Природа в литературе. Поэты и писатели о природе. Народные приметы, поговорки, пословицы. Сказки. Природа весной. Приход весны. Наблюдения за природой. Растения и животные весной.

Практическая часть

  • Экология. Просмотр и анализ фильма об исчезающих животных.
  • Экологические задачи. Обсуждение проблемы.
  • Урок – игра «Нужны ли нам болота и лягушки?»
  • Проведение исследовательских работ по следующим темам: / 4 класс/

– фенологические наблюдения за природой;
– прилёт и отлет птиц по наблюдениям за животным миром; /встреча с работниками охраны природы. (Приложения)

Сроки работы над проектом: предположительно 3 – 4 года.

Данный проект кружковой работы требует доработки, анализа и корректировки. В конце учебного года будут подведены итоги и сделаны выводы. Возможно, будет изменены или дополнены разделы, содержание, особенно практическая часть. Также, по итогам 3 года обучения нужно составить тематическое планирование на 4 год обучения. Наладить работу с социальными партнёрами – школьная и поселковые  библиотеки, Верхнемарковоское лесничество.

Кружковая  работа – это работа большей частью по интересам, поэтому нужно учитывать мнения членов клуба, их пожелания. 

Литература:

  1. Пшеницына Н.А. Времена года. Песни, пословицы, приметы, загадки на уроках в начальной школе. 1-4 классы. Владос, 2004.
  2. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. 100 кроссвордов о растениях и животных. Академия развития. Ярославль, 1998.
  3. Общеевропейская Стратегия Сохранения Биоразнообразия: Пособие для детей и министров. Москва, 1998.
  4. Зубкова Т.Н. Природоведение для всех. Творческий центр. Москва, 2001.
  5. Сухаревская Е.Ю. Занимательное естествознание. Природа Земли. «Учитель», 2003.
  6. Сухаревская Е.Ю. Занимательное естествознание. Жизнь на Земле. «Учитель», 2003.
  7. Сухаревская Е.Ю. Занимательное естествознание. Планета Земля. «Учитель», 2003.
  8. Беккер И.Л. Времена года. Книга юного фенолога. «Творческий центр». Москва, 2001.
  9. Школьный экологический календарь. Под редакцией Н.С.Дежниковой. Москва «Просвещение», 2003.
  10. Грибов П.Д. Как человек исследует, изучает природу. 2 – 3 классы. «Учитель» Волгоград, 2002.
  11. Времена года. Стихи и рассказы о природе, загадки. «Детская литература» Москва, 2000.
  12. Соловьёва Т.И., Рогалева Е.И. Исторические темы курса «Окружающий мир».  «Вако», 2006.
  13. Экология в филологии. Обучающая игра.
  14. Перекатьева О.В., Подгорная С.Н. Игры, викторины, конкурсы в начальной школе. 1 – 4 классы «МарТ», 2004.