Правовое воспитание дошкольников

Разделы: Работа с дошкольниками


Задачи урока:

  • Познакомить детей с понятием – Закон.
  • Дать представления о Конституции, как основном документе, в котором отражены права и обязанности граждан страны.
  • Дать общее представление о правах граждан России, записанных в Конституции.
  • Воспитывать уважение к закону, как к правилу жизни граждан.

Материал урока: фишки, сборник Конституции, альбом группы.

Методические приемы:

  • Дидактическая игра “Хорошо-плохо”. Дети перечисляют вначале положительные поступки – получают фишки красного цвета за каждый перечисленный поступок, плохие поступки – фишку черного цвета.

Посмотрите каких фишек у вас больше? Сделайте вывод.

  • Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы люди совершали только хорошие поступки? (ответы, рассуждения детей)
  • Скажите, почему одни поступки мы считаем хорошими, а другие плохими? (поступки, которые приносят другим людям пользу, называем хорошими, они несут добро. Поступки, которые несут вред, зло – плохие. Мы люди, у нас свои законы, по которым мы живем, у зверей свои законы. Дети рассказывают (животные могут убивать, чтобы выжить, могут бросить больного, раненого, чтобы самим остаться в живых.)

Воспитатель: Давным-давно, много лет назад на Земле появились люди. Все они тогда были добрыми и хорошими, им замечательно жилось, было много еды, все росло на деревьях, только руку подними. Люди жили дружно и никогда не ссорились. Но вот однажды произошло небывалое событие, два друга Алекс и Стас. Впервые поссорились и, как вы думаете, почему? Оказывается, Алекс сорвал яблоко и Стас вдруг закричал: Я тоже хочу именно это яблоко, оно большое” – так произошла первая на земле ссора

И началось, люди стали скорее срывать с деревьев плоды и складывать их возле себя, но яблок было так много, а люди съесть их не могли, но каждому хотелось, чтобы его куча была больше. Так появилась жадность. Они хватали яблоки и впервые подрались – так появилась жестокость.

И неизвестно, что было бы дальше, но один мудрый старик, который прожил уже много лет, много знали много видел в своей жизни, сказал:

– Люди, вы же люди, опомнитесь! Вы не должны так поступать, вы обязаны думать не только о себе, но и о своих близких, ведь мы же все Люди. Так появились слова должен и обязан, хорошо и плохо.

Вы все имеете Право на эти плоды, но вы должны делить их по справедливости. так люди услышали слова справедливость и право.

И они вдруг опомнились, прислушались к старику и стали спрашивать его

– какие у нас есть еще права? что мы еще обязаны делать, а чего не должны?

Старик долго говорил с людьми, а они слушали и понимали. И все что они услышали от старика, записали в книгу и назвали ее “Наши законы”. Так люди учились жить по правилам, по Закону.

  • Рассматривание и прочтение статей Конституции ст. №2. 20. 25.38(2),
  • Запись в групповой альбом правил группы предложенные детьми.

Наши права:

  1. Играть.
  2. Есть.
  3. Заниматься.
  4. Веселится.
  5. Иметь свои секреты
  6. Иметь свое мнение.

Обязанности:

  1. Не драться,
  2. Не кричать.
  3. Не мешать другим.
  4. Слушать и слышать себя и других

Это будет наша Конституция, Конституция нашей группы, в нее мы записали наши права и обязанности их необходимо соблюдать.

“КАЖДЫЙ ЧЕЛОВЕК ИМЕЕТ ПРАВО НА ИМЯ, ЧТО ОЗНАЧАЮТ НАШИ ИМЕНА”.

Задачи:

  • Ознакомить детей с положением: каждый человек имеет право на имя, закрепленное документом “свидетельство о рождении”.
  • Учить умению называть полным именем своих родителей, друзей, познакомить с понятием “Отчество”.
  • Воспитывать уважение друг к другу и окружающим людям.

Материал: Копии свидетельств о рождении нескольких детей.

Текст стихотворений про имена.

Методические приемы:

  • Чтение стихотворения “Что в имени твоём”

Зачем человеку имя? (ответы детей)

По имени человека определяют кто он мужчина или женщина, молодой или старый. Ведь обращаясь к взрослому человеку, мы обязательно к имени прибавляем отчество, тем самым, проявляя к нему уважение. Обращаясь к товарищам, подругам называем их по имени: Лена-Леночка-Ленуся-Ленок.

  • Дидактическая игра “Назови ласково по имени”

Вам будет интересно, как раньше на Руси называли малышей. Наши предки к выбору имени подходили очень ответственно. Их мечтой было желание видеть своих детей рослыми, сильными, крепкими, добрыми. Отсюда и такие имена как: Добрыня – делающий добро, Людмила – милая людям, Любомир – любящий мир, людей.

А почему вам дали такие имена? Кто дал? Кто из вас знает смысл своего имени?

  • Чтение книги “Тайна вашего имени”.
  • Работа с документом “Свидетельство о рождении”.

Дома попросите маму показать вам ваше свидетельство о рождении, посмотрите что там записано.

  • Дидактическая игра “Имена” Дети садятся в кружок, хлопают три раза в ладоши и поворачиваясь к соседу передают воздушный шар называя свое полное ФИО.

Итог: каждый человек имеет право на имя, пожалуйста, еще раз назовите свои имена в уменьшительно-ласкательной форме. Спросите у родителей, откуда произошла ваша фамилия.

“МОЙ ПЕРВЫЙ ДОКУМЕНТ”.

Задачи урока:

  • Продолжить знакомить детей с основным документом, подтверждающим личность и гражданство взрослого и ребенка (свидетельство о рождении и паспорт).
  • Воспитывать уважение, гордость за то, что являешься гражданином такой страны как Россия.

Методические приемы:

1. Дидактическая игра “Давайте познакомимся”.

Ребенок называет свое имя, фамилию, отчество и возраст? передает фишку другому ребенку, тот также называет свои данные, дополняя, где родился и т.д.

  • Продолжение знакомство с книгой “Тайна имени”,
  • Рассматривание альбомов детей “Когда я был маленьким”,
  • Рассказ воспитателя о себе, своем имени.
  • Рассматривание документа – паспорта воспитателя. Рассказ воспитателя о сведениях, записанных в этом документе, организация, которая выдает этот документ. Все граждане, имеющие паспорт России, являются её гражданами и могут пользоваться всеми правами Конституции России. Паспорт подтверждает также, что я являюсь жителем города Братска– это указано в моем документе. На обложке паспорта герб России.
  • Прослушивание одного куплета гимна.
  • Подумайте, какой документ есть у вас? Что в нем написано?
  • Смотря на копии свидетельства о рождении, дети отвечают на вопросы: а) В каком городе вы родились?

б) Как зовут ваших родителей?
в) Когда у вас день рождения?
г) Как вас можно назвать, если вы живете в России? (Россияне).
д) Если вы родились в Братске и живете тут, то вы кто? (Братчане)

Вывод: вы Россияне, Братчане, граждане нашего государства.

  • Чтение “Рассказ о неизвестном герое” (краткий пересказ воспитателя)
  • Каким должен быть настоящий гражданин?
  • Что хорошего, полезного вы сможете сделать уже сейчас, подумайте, помечтайте, нарисуйте.
  • Рисование “Мой город будущего”

Материал :

  1. Книга “Тайна твоего имени”
  2. Паспорт, свидетельство о рождении (один подлинник и копии)
  3. Материал для рисования
  4. Начатые рисунки “Город будущего”

“ПРАВО НА ОХРАНУ ЗДОРОВЬЯ”.

Задачи урока:

  • Познакомить детей с правом граждан России на бесплатную медицинскую помощь.
  • Учить детей ориентироваться в общественной жизни, чувствовать себя частью общества, в котором живет.
  • Воспитывать умение отстаивать свое право путем изучения Конституции, доказывать свое право в диспуте, беседе.

Методические приемы:

  • Тренинг общения (слон у папы на спине).
  • Чтение статьи Конституции № 41. Как вы понимаете прочитанное.
  • Чтение отрывка из сказки Чуковского “Доктор Айболит”
  • Вопросы: кто знает, что за № 03? Какую помощь оказывают её сотрудники? Как правильно позвонить на Скорую?
  • Дидактическая игра “Позвони по телефону правильно”
  • Каких докторов вы знаете? Помогите мне правильно найти нужного доктора: если у меня болит зуб….. если болит горло, нос…. Если стали плохо видеть глаза…. если болит рука, нога…..
  • Дидактическая игра “Кому, что нужно для работы”
  • Экскурсия в медицинский кабинет (врач рассказывает детям как оказать первую помощь при ушибе, при порезе) объясняет детям как соблюдать правила безопасности. Рассказывает детям об эмблеме скорой помощи “Красный крест”.
  • Врач предлагает детям назначать дежурных – санитаров, которые будут следить за чистотой рук, игрушек, за порядком в группе, дарит детям повязки дежурных с красным крестом.
  • Сюжетно-ролевая игра “Больница”

Материал:

  1. Телефон.
  2. Текст сказки “Доктор Айболит”
  3. Д/и “Кому что нужно для работы.
  4. Отрибуты для игры “Больница”.

“КАЖДЫЙ ОБЯЗАН СОХРАНЯТЬ ПРИРОДУ И ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ, БЕРЕЖНО ОТНОСИТЬСЯ К ПРИРОДНЫМ БОГАТСТВАМ”. (Экологическая тропа)

Задачи урока:

  • Продолжать знакомить детей с обязанностями граждан России, в частности, с обязанностями сохранения природы, и правом на благоприятную окружающую среду №58 №42 статей конституции.
  • Воспитывать экологическое сознание детей, чувство патриотизма.
  • Развивать гражданское сознание детей, формировать активную жизненную позицию не созерцателя, а деятельного участника.

Методические приемы:

Экологическая тропа по участкам парка, лесного участка.

  • Свой маршрут мы начинаем с участка, где растут первые цветы.
  • Чтение стихотворения “Подснежник” Я.Калос.
  • На соседнем участке обратить внимание на тополь. Он уже старый и сухой, его спилили, и остался один пенек. Но у дерева такая большая тяга к жизни, что в этом году на пеньке появились новые молодые веточки и на них уже есть набухшие почки. Даже деревья оставляют после себя наследство – молодые побеги.
  • Понаблюдать за птицами, что поселились в гнезде на сосне. Как надо охранять птиц, чем мы можем помочь им?
  • Чтение стихотворения “Охраняйте птиц” И.Гришашвили.
  • На следующем участке мы нашли муравейник. Беседа о пользе муравьев в природе и необходимости их охраны. Установка охранных знаков возле муравейников.
  • Дети под деревом находят “Лесовика”, он дает детям “жалобную книгу природы”. Дети “записывают” в нее все жалобы, что они услышали от растений, животных.
  • Уборка заранее выбранной территории парка, леса.
  • Воспитатель знакомит детей со ст. Конституции, в которой сказано, что все. Что они сегодня сделали, должны делать все граждане, живущие на Земле.
  • Дидактическая игра “Изобрази животное, дерево, цветок”.
  • Заполнение “Жалобной книги животных”.

Материал:

  1. Жалобная книга природы.
  2. Лесовичок.
  3. Охренные знаки для муравейников.

Продолжение урока