Проект "Улыбаюсь с мамой, папой"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель проекта: создать условия для успешного разрешения проблемы сотрудничества, сопричастности, духовного взаимопонимания и яркого эмоционально общения между детьми и их родителями.

“Родительская” цель: поиск эффективных путей “возвращения” ответственности за воспитание и развитие собственных детей.

Работа по проекту спланирована по следующим направлениям:

- организация продуктивного общения всех участников образовательного процесса: обмен мыслями, чувствами, идеями;

- объединение проекта “Улыбаюсь с мамой, папой” с проектом “Наша дружная семья” /авторы – воспитатели группы: Анна Анатольевна, Валентина Петровна/ - эмоциональное благополучие ребёнка в семье;

- создание условий для ситуативно-делового, личностно-ориентированного общения взрослых на основе общего дела/роли в спектаклях, игры, составление коллажей, подготовка к праздникам и т.д./;

- определение эффективности усилий, затраченных на совместные мероприятия и востребованности дальнейшего сотрудничества /анкетирование, тестирование, отзывы/.

Планируемый результат: яркий эмоционально-чувственный отклик ребёнка от общения, сотрудничества, взаимодействия с мамой и папой посредством музыкальной деятельности, который выражается в развитии активной жизненной позиции ребёнка.

Этапы работы по проекту

Подготовительный:

- постановка целей и разработка направлений успешной реализации проекта;

- изучение материала проекта воспитателями и родителями в данной возрастной группе;

- совместное составление серии мероприятий по данной теме;

- разработка анкет, тестов по теме;

- анкетирование родителей с целью выявления их эмоционального отношения к собственному ребёнку;

- подбор художественной и музыкальной литературы по теме;

- изготовление демонстрационного и наглядного материала в родительский уголок группы.

Исследовательский:

- цикл родительских “Ласковых встреч”: “Знакомство с родителями”, “Мамина колыбельная”, “Пестование дочери /сына/”, “Потешаем дитятко”, “Сказочка-сказка”;

- цикл театральных встреч с участием родителей: “Репка”, “Курочка ряба”, “Теремок”;

- создание сборника колыбельных песен “Бабушкин сундучок”;

-создание сборника пестушек, потешек, прибауток “Я любим мамой, папой”, сочинённых родителями;

- составление и проведение праздников и развлечений совместно с родителями, изготовление декораций: “В гости к ёлочке”, “Деток потешаем”, “Мы уже большие”.

Анализ и обобщение:

- итоговое тестирование участников проекта /педагогов и родителей/;

- альбом с фотографиями и стихами родителей “Я любим мамой и папой”;

- презентация потешки, пестушки, прибаутки, положенной на простую мелодию “Деток потешаем” /ребёнок принимает участие в обыгрывании малых форм фольклора, сочинённых родителями/;

- коллаж-газета “Музыкальный паровозик”, изготовленная руками родителей;

- оформление музыкального зала по эскизам родителей к празднику “Мы уже большие”;

- информационная страничка “Колокольчик”, издаваемая музыкальным руководителем, как одна из форм продуктивного общения с родителями группы <Рисунок 1>;

<Рисунок 1>

- презентация опыта работы с родителями детей от 1,5-3 лет на стажёрских площадках детского сада и города;

- выступление с опытом работы: на городских педагогических чтениях г. Каменск-Уральский;

- на научно-практической конференции г. Екатеринбург.

Цикл родительских “Ласковых встреч”

“Знакомство с родителями”, “Мамина колыбельная”, “Пестование дочери /сына/”, “Потешаем дитятко”, “Сказочка-сказка”.

В качестве примера, изложу подробно первую встречу с родителями:

“Знакомство с родителями”

Цель встречи: познакомиться с родителями вновь пришедших детей с целью дальнейшего сотрудничества.

Подготовка к встрече: расставить столы, разложить тексты анкет, приготовить краски и кисти. Подобрать литературный и музыкальный материал.

Ход встречи:

На фоне спокойно звучащей музыки/по выбору музыкального руководителя/, прочесть слова Дороти Бриггс

“Как кислород для дыхания, детям необходима родительская любовь и высокая оценка”

  1. Представиться.
  2. Вступительное слово “Необходимость присутствия музыки в период раннего детства”.
  3. Трудно представить себе раннее детство без музыки.

    Дети радуются самому звучанию песенок и стихов. Ещё не понимая смысла, малыш с радостью слушает народные песенки и потешки про котика, петушка, Ванечку. Малыш с удовольствием выполняет первые движения под ритм пестушек, тем самым приобщаясь к родному языку, улавливая мелодичность и ритм.

    Сопереживание и содействие героям песен даёт возможность малышу представить события и поступки, в которых он непосредственно не участвовал, и тем самым обогатить свой жизненный и духовный опыт. Этот опыт становится для него личным, предопределяя его действия и поступки в дальнейшем.

  4. Анкетирование:

Анкета для родителей

Для того, чтобы наше сотрудничество было более продуктивным, прошу ответить на предложенные вопросы.

1. Фамилия, имя вашего ребёнка?______________________________

2. Имя, отчество мамы?______________________________

Папы?______________________________

3. Вы работаете, или занимаетесь хозяйством дома?_________

4. Своё свободное время вы часто отдаёте ребёнку?

20 минут, 1 час, 2 часа.

5. Какой вид совместной деятельности вас занимает больше всего?

Чтение книг, прогулка, игра, слушание сказок в грамзаписи, слушание музыки, другое ______________________________ .

6. Поёте ли вы своему ребёнку колыбельные песни перед сном?

    Да, нет, иногда ______________________________ .

7. По вашему мнению, может ли музыка оказывать значительное влияние на общее развитие вашего ребёнка?

    Да, нет, своё мнение ______________________________ .

8. Готовы ли вы к сотрудничеству со мной в решении проблем музыкального воспитания вашей дочери (сына)?

    Да, нет ___________________________ .

9. Если да, то какой вид музыкальной деятельности вам ближе по духу и умению?

    Пение, игра, слушание, театр, другое ______________________________ .

10. Какой вид нашего совместного общения по разным темам и вопросам вы бы предпочли?

    Индивидуальные консультации, дискуссии, круглый стол, информационный стенд, интерактивные встречи, ваши предложения ___________________________ .

11. Как вы относитесь к проведению музыкальных праздников и развлечений совместно с детьми?

    Положительно, отрицательно, нет ответа _______________________ .

12. Какими вы видите музыкальные занятия в детском саду?

    Поделитесь своими идеями ___________________________ .

Благодарю вас!

4. Творческая работа. Предложить родителям отобразить в цвете их внутреннее состояние в момент общения со своим ребёнком /использование акварельных красок <Рисунок 2>.

<Рисунок 2>

Предлагаю вашему вниманию несколько примеров работ родителей <Рисунок 3>:

<Рисунок 3>

В анкетировании принимали участие 15 семей/по количеству детей в группе/. Анкеты были проанализированы совместно с психологом детского сада. На основе этого была спланирована дальнейшая совместная деятельность.

Следующая форма работы с родителями - сборник пестушек, потешек, прибауток собственного сочинения “Я любим мамой, папой”.

Маленький куклёночек,
Сладенький ребёночек –
Это наша Настенька –
Карие глаза!
Вырастет Настёна –
Девичья краса.
Будет ласковой, красивой,
Умной, доброй и счастливой.
Будут парни всей страны
Приносить к ногам цветы.

<Рисунок 4>

Наш Кирюша – сорванец!
Даром, что ещё малец.
Ни минуты не сидит.
Тихо лишь, когда он спит!

<Рисунок 5>

Губки бантиком алым
Бровки гнутся дугой
И характер у Вики
Как она золотой!

<Рисунок 6>

Все 15 семей принимали участие в создании сборника “Я любим мамой, папой”.

Состоялась презентация творческих работ родителей, группы - “Деток потешаем”, где дети вместе с мамами и папами обыгрывали движениями песенки – потешки и стихи – малютки.

Праздник удался! 20 минут радости, эмоционального подъёма, “детской непосредственности” не только со стороны детей, но и их родителей.

“Бабушкин сундучок”

Следующим этапом творческого поиска всех участников образовательного процесса, была ещё одна форма работы - собирательство колыбельных песен – “Бабушкин сундучок”.

В народе дорожили колыбельным мастерством. Мать обучала дочерей, играющих с куклами, правильно “байкать”. Поэтому пение колыбельных – это искусство, которым в старину овладевали с детства. К сожалению, эти умения постепенно “растворяются в небытие”. Думаю, возникла необходимость восстановления этих традиций. Этой теме я посвятила одну из “Ласковых встреч” - “Мамина колыбельная”

К процессу собирательства активно подключились мамы и бабушки. “Бабушкин сундучок” был полон.

Ой, баюшки, баюшки!
В огороде заюшки.
Травочку щипают, Полинку забавляют.
А Полина умная,
Да очень разумная,
Спи, усни. Спи, усни.
Крепкий сон тебя возьми!

Ночь пришла, темноту привела.
Задремал петушок, запел сверчок.
Уже поздно, сынок, ложись на бочок.
Баю-бай, засыпай. Спи, сынок, до утра.
Будет пора, мы разбудим тебя.

“Музыкальный паровозик”

Интересной и эффективной формой работы с родителями, явилась коллаж – газета “Музыкальный паровозик”, которая сплотила коллектив родителей и педагогов.

Мы все собрались в музыкальном зале, и радость совместного творчества не знала границ. Вспоминали интересные моменты из жизни детей. Одна группа родителей сочиняла четверостишия, другая - изготовляла паровозик из цветного картона… Вообщем, работа закипела! <Рисунок 7>

<Рисунок7>

“Мы уже большие”

Имея положительный опыт совместного труда, родители с удовольствием изготовили декорации и элементы костюмов, украсили зал к празднику “Мы уже большие”.

В вечернее время мы собирались на репетиции, с целью разучивания музыкального материала для того, чтобы на празднике быть не пассивными наблюдателями, а активными участниками – танцевать, петь, играть вместе с детьми <Рисунок 8>, <Рисунок 9>.

<Рисунок 8>

<Рисунок 9>

Подводя итоги проведённой работы, могу с уверенностью сказать, что мне удалось активизировать родителей, сделать их заинтересованными, полноценными участниками образовательного процесса и гармонично взаимодействовать с собственным ребёнком.