Род имен существительных. 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цель: продолжить работу по определению рода имён существительных, пользуясь алгоритмом.

Задачи:

  • повторить признаки имен существительных;
  • закреплять умения определять род имен существительных путем подстановки личного местоимения;
  • развивать внимание, память, речь учащихся, умение аргументировать свой ответ;
  • воспитывать нравственные качества личности, вызвать интерес к предмету, активизировать познавательную деятельность каждого ученика.

Ход урока

Орг. момент, психологический настрой

Мы живем в стране российской,
Признаем язык английский,
Итальянский, датский, шведский,
И японский признаем,
И китайский, и французский,
Но в родном краю по-русски
Пишем, думаем, поем.
(По С. Михалкову)

- На уроке мы действительно будем писать, думать, рассуждать на нашем родном языке и сделаем в области русского языка открытие.

Минутка чистописания и актуализация опорных знаний

Работа в парах.

1) - Поработаем в паре. Возьмите листочек голубого цвета. Посмотрите на группы букв и найдите в каждой из них лишнюю букву. Обоснуйте свой ответ.

г о с т з (о - обозначает гласный звук, остальные - согласные)

п б р з с к г (р - обозначает непарный звонкий согласный звук, остальные - парные согласные)

л м н д р (д - обозначает парный согласный звук, остальные - непарные согласные)

- А теперь, используя эти буквы, проведём минутку чистописания.

Ро Ор До Од Рд Др

- Сегодня потренируемся писать только нижнее соединение. Назовите слоги, сочетание букв, где оно встречается?

- Пропишите строчку, не забывайте - только нижнее соединение.

Родина - мать, умей за неё постоять.

- Прочитайте предложение. Что это? (пословица)

- Как вы понимаете смысл этой пословицы?

- Запишите пословицу.

- Кто может объяснить постановку тире в предложении?

- Предлагаю поиграть в игру, которая поможет узнать, насколько глубоки наши знания по теме "Имя существительное".

2) Игра "Да - нет".

- Имя существительное - это часть речи? (Да!)

- Имена существительные отвечают на вопросы: какой, какая, какое, какие? (Нет!)

- Имена существительные отвечают на вопросы кто? что? (Да!)

- Имена существительные обозначают действие предмета? (Нет!)

- Имена существительные обозначают предмет? (Да!)

- Попробуйте самостоятельно придумать свой вопрос к игре. (Имена существительные могут быть одушевлёнными или неодушевлёнными? и т.д.)

Сообщение темы урока

- Исходя из того, что мы сейчас повторили, кто может сказать, над какой частью речи мы будем работать? (именем существительным)

- Но, чтобы определить тему урока этого мало. Еще раз посмотрите на пословицу. Какой грамматический признак имени существительного начинается с первой буквы предложения?

- Проверим, правильно ли вы назвали признак, обратите внимание на 1 строчку минутки чистописания, составьте слово из данных букв. (Род)

- Кто может сформулировать тему урока? (Род имени существительного)

- Что помогает правильно определить род? (алгоритм)

- Давайте вспомним алгоритм.

1. Ставлю имя существительное в начальную форму. Что значит начальная форма имени существительного? (сущ. должно стоять в ед.ч. и отвечать на вопросы кто? что?)

2. Заменяю имя существительное одним из местоимений: он, она, оно.

3. Определю род.

- Алгоритм нам понадобиться и в дальнейшем. При разных видах работы вы можете к нему обращаться.

- Поставьте перед собой цель: чем мы будем заниматься на уроке? (будем продолжать учиться определять род имен существительных)

- Давайте вспомним наш "секрет" различия рода имен существительных.

Женский род запомню я
И скажу: "Она - моя".
И запомню род мужской
И опять скажу: "Он - мой".
Средний род: "Оно - моё".
Это правило моё!

- Молодцы! Еще сегодня на уроке будем говорить о человеке - гражданине. Кого же мы называем человеком - гражданином? Какими качествами он должен обладать?

- Кто такой гражданин? Очень хорошо сказал поэт Николай Алексеевич Некрасов: "Гражданин - это Отечества достойный сын".

- Какими качествами должны обладать вы уже сейчас, чтобы быть достойными сынами и дочерьми? (трудолюбие, взаимовыручка)

- Гражданин - это человек, мысли и поступки которого направлены на благо Отечества, на благо своего народа, друзей. Вы защищаете честь школы на городском, областном уровнях, этим вы уже исполняете гражданский долг.

На доске:

Наш класс принимает участие в городских программах. Мы выполняем свой гр:жданский дол: (перед) школой.

- Прочитайте текст.

- 2 предложение надо будет записать по памяти. Прочитайте его. Объясните правописание пропущенных орфограмм.

- Запишите предложение, у имен существительных определите род.

- Проверьте, правильно ли вы написали предложение. Оцените свою работу.

- Назовите имена существительные, определите род, пользуясь алгоритмом.

Физминутка

- В детстве все люди любят играть. Давайте и мы поиграем. Игра "Самый внимательный".

- Я буду называть слова. Если услышите слово в мужском роде - приседаете, если в женском роде - тянетесь на носочках к потолку, а средний род - наклоны. Дружба, облако, смелость, подвиг, герой, любовь, трамвай, лестница, трудолюбие, метро.

Работа по теме

Упражнение № 1.

Работа в паре.

- Мы с вами живем в г.Северодвинске. Я очень люблю свой город, уважаю его жителей. На доске записаны слова, прочитайте их молча.

злость - : доброта эти слова закрыты
вражда - : дружба отдельными листами
грубость - : нежность
жадность - : щедрость
ненависть - : любовь

- Мне бы хотелось, чтобы эти слова никогда не звучали в нашем городе. Поэтому вы уже сейчас можете искоренить эти отрицательные качества людей.

- К какой части речи относятся данные слова? (сущ.)

- Вам предстоит подобрать к этим словам антонимы. Что такое антонимы?

- Поработайте в паре, возьмите конверт, подберите к словам антонимы.

- Проверим, что получилось. Я показываю слово, а вы мне называете антоним.

- Мы искоренили отрицательные качества людей. (убрать слова их с доски)

- Проверим, как вы запомнили лучшие качества человека. Я тихо называю отрицательное, а вы записываете только положительное и определяете род.

- Кто желает поработать у доски? Ненависть, грубость, вражда, злость, жадность.

- Проверяем. Прочитайте вслух слова.

- По какому признаку можно объединить все слова? (ед.ч., ж.р.)

- Назовите слово с проверяемой безударной гласной в корне слова? С парной согласной? Слова с орфограммой в суффиксе?

- Что помогло нам хорошо и быстро выполнить это задание?

- Умницы! Вы растете рассудительными, настойчивыми детьми. Пусть эти добрые слова чаще звучат в нашем городе.

Упражнение № 2.

- Согласитесь ли вы со мной, что гражданин должен обладать и трудолюбием, и умением находить правильный выход из трудного положения?

- Давайте докажем это.

- Откройте учебник на стр.65 упр.35.

- Прочитайте задание.

- Как называются эти выражения? (фразеологизмы)

- Попробуем объяснить значение выражений.

- В какой сказке наглядно показано значение этого фразеологизма? (А.С.Пушкин "Сказка о рыбаке и рыбке")

- Что еще нужно сделать? (списать выражения, указать род существительных)

- Давайте задание изменим. 1 колонке надо из всех выражений выписать только имена существительные мужского рода, 2 колонке - только имена существительные женского рода, 3 колонке - только имена существительные среднего рода.

- Кто желает поработать на листочках и защитить свою колонку?

- Проверяем. Поменяйтесь тетрадями. Дети обмениваются тетрадями - взаимопроверка.

- Оцените работу своего товарища.

- В чем здесь заключалась сложность в определении рода имени существительного?

Физкультминутка

Упражнение № 3.

Работа в группах.

- Ребята, каждый человек должен уметь преодолевать трудности, только тогда он может добиться блестящих результатов.

- На доске даны слова. Чем они похожи? (имя существительное, неодуш., нариц., мн.ч., окончание - и)

  • линейки
  • гвозди
  • брюки
  • яблоки

- Поработайте в группах, попробуйте определить род.

- Ребята, у всех ли имен существительных вы смогли определить род?

- Какое слово вызвало затруднение? (брюки)

- Вот оно и открытие. Почему я считаю, что на уроке русского языка произошло открытие? (есть слова, которые употребляются только во множественном числе, у них род определить нельзя)

- Это и есть открытие.

- Подберите слова, которые употребляются только во множественном числе.

- А как вы смогли определить род в остальных словах?

- Значит, что надо было вспомнить? (алгоритм)

- Что нового узнали, благодаря работе в группах?

- Посмотрим, как вы это усвоили. Продолжим работу в группах. Возьмите листочек большого размера.

- Вам надо найти лишнее слово, опираясь на тему урока. Лишнее слово подчеркнуть. Выбрать человека, который будет защищать вашу группу.

- Проверим. Ребята, подойдите к моему столу и возьмите букву, которая соответствует лишнему слову, встаньте по порядку номеров на карточке. Если все выполнили правильно, то у нас получится слово.

1 группа

л) вишня

б) зима

г) праздник (праздник, так как это м.р., а остальные слова - ж.р.)

я) ветки

2 группа

в) окно

и) деревья

д) облако

е) магазин (магазин, так как это м.р., а остальные слова - ср.р.)

3 группа

а) учебник

р) очки (очки, нельзя определить род, а остальные слова - м.р.)

т) рассказ

ь) столы

4 группа

о) лампы (лампы, так как это ж.р., а остальные слова - м.р.)

с) цветок

м) зонты

ы) шкаф

5 группа

г) резинка

ч) корова

й) одеяло (одеяло, так как это ср.р., а остальные слова - ж.р.)

п) серьги

- Какое слово получилось? (герой)

- Сделаем вывод: Чтобы определить род во множественном числе, надо :

- У нас в алгоритме появился еще один шаг. Давайте добавим его. (множественное число поставлю в единственное)

- Имя какого героя Великой Отечественной войны присвоено нашей школе? (К.М.Трухинова)

- За что ему было присвоено такое почетное звание?

- Подберите синоним к слову герой? Что такое синоним? (слова близкие по значению)

- Патриот - это человек, который не только любит свою Родину, но и готов защищать её с оружием в руках, кто готов бороться за свободу своего народа.

Работа с предложением и текстом

- Проверим, умеем ли мы находить в тексте имена существительные и определять род.

- Каждый возьмите карточку оранжевого цвета. Вам надо расположить предложения в таком порядке, чтобы получился рассказ. Возьмите карандаш, укажите порядок предложений цифрами.

Трухинов с группой сапёров прошёл через минное поле.

Шёл бой за город Николаев.

Незаметно подкрался к дзоту.

Он выполнил свой гражданский долг.

Герой закрыл амбразуру мешком с землёй.

Шёл бой за город Николаев. Трухинов с группой сапёров прошёл через минное поле. Незаметно подкрался к дзоту. Герой закрыл амбразуру мешком с землёй. Он выполнил свой гражданский долг.

- Выписать предложение или предложения, где имена существительные стоят только в мужском роде.

Д/З с. 66 упр. 38

Итог урока.

- Чему учились на уроке?

- Достигли ли мы цели, поставленной в начале урока?

- Как определяем род у имени существительного?

- У всех ли имен существительных можно определить род?

- Как вы думаете, школьник - это гражданин?

- В каких практических делах должна выражаться ваша позиция гражданина? (хорошо учиться, активная работа, не подводить друзей, одноклассников)

- Гражданские качества человека проявляются в его поступках. Наше будущее должно быть в надежных руках. Задумайтесь, пожалуйста, и сделайте правильный вывод. Растите достойными людьми.