Литературное чтение. 3-й класс. Знакомство с произведением В.Ю. Драгунского "Кот в сапогах"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

1. Познакомить детей с жизнью В.Драгунского, его произведением "Кот в сапогах".

Обучать прогнозированию содержания произведения на основании заглавия, иллюстрации, ключевых слов. Учить давать характеристику героям, их поступкам. Совершенствовать навыки качества чтения: правильность, беглость, выразительность.

2. Развивать умение работать с заглавием произведения (осмысление его прямого и скрытого смысла, соотнесение заглавия с содержанием, главной мыслью).

Развивать умения самостоятельно делить текст на части, озаглавливать части, выделять главную мысль произведения в целом. Развивать умение отвечать на предварительные вопросы к тексту, на вопросы учителя, по содержанию прочитанного, самостоятельно прогнозировать содержание, использовать выборочное чтение для подтверждения определённой мысли. Развивать речь, мышление, память, интерес к произведениям этого писателя. 3. Воспитывать чуткое и бережное отношение к дружбе, любовь к семье, умение дружить.

Оборудование:

1) Ключевые слова (закончили четверть, в костюме, карнавал)

2) Толковый словарь

3) Карточки (тренинг)

4) Карточки с пословицами.

5) Ёлка и игрушки

6) Тема урока

Оформление доски:

Ход урока

I. Организационный момент:

Добрый день, ребята! Меня зовут ____________. Я проведу у вас урок литературного чтения.

Пусть мы не знаем друг друга,
Но надеюсь, что сразу поймём!
И в этом поможет нам книга,
Которую вместе прочтем.

II. Проверка домашнего задания.

- Ребята, дома вы читали произведения В. Ю. Драгунского. А на сколько внимательно вы это сделали, я сейчас проверю. В этой шкатулке лежат игрушки, которыми мы украсим ёлочку (на доске). Конечно, игрушки не простые, на каждой из них есть задание. Вызываю ребёнка. Он вытягивает из шкатулки игрушку, читает задание, когда дети дали ответ, вешается игрушка на ёлку. Викторина.

1 игрушка. Из какого произведения этот диалог?

- А он вовсе и не тяжёлый был.

- Кило десять - пятнадцать, не больше:

- Кто? Кто не тяжёлый, кило десять-пятнадцать?

- Да мальчишка этот?

- Да которого мы из-подо льда вытащили.

("Пожар во флигеле, или Подвиг во льдах").

2 игрушка. Из какого произведения этот предмет?

Тарелка манной каши.

("Тайное всегда становится явным").

3 игрушка. Какой мальчик выучил за лето одно-единственное слово на английском языке?

(Павлик-Пит, "Англичанин Павля").

4 игрушка. Какую песню Миша и Денис пели на концерте 5 раз?

(Папа у Васи силён в математике,
Учится папа за Васю весь год.
Где это видано, где это слыхано,
Папа решает, а Вася сдаёт?).

5 игрушка. Назовите произведение, отгадав загадку.

Расту на ёлке и сосне,
Все белки очень рады мне?
(Шишки. "Заколдованная буква".)

Итог. Молодцы! Посмотрите, какая нарядная ёлка. Получилась она такой, потому что вы серьёзно отнеслись к домашнему заданию и внимательно прочли эти произведения.

III. Сообщение темы и целей урока:

- Ребята, откройте книгу на с.72, прочитайте имя, фамилию писателя и название произведения, с которым мы сегодня познакомимся (В.Драгунский "Кот в сапогах")

Итог. Вы правы, мы будем читать произведение В.Драгунского "Кот в сапогах" и познакомимся с биографией писателя.

(На доске появляется тема урока)

IV. Актуализация и мотивация.

- Ребята, вспомните, а читали ли вы произведение с точно таким же названием? (Да)

- Кто автор этого произведения? (Ш.Перро "Кот в сапогах" портрет писателя)

- В каком жанре написано это произведение? (сказка).

- Дайте определение этому жанру.

- Сказка - жанр устного народного творчества. - Может быть, В.Драгунский пересказал сказку Ш.Перро? (Нет, В. Драгунский пишет рассказы).

V. Изучение нового материала.

а) Биография писателя.

- Давайте подробнее познакомимся с жизнью и творчеством писателя.

- Подготовленные ученики, рассказывают биографию и творчество В.Драгунского.

- Показ слайдов презентации учителем.

1) Виктор Драгунский родился 30 ноября 1913 года в Америке в Нью-Йорке. Папа и мама его молодыми уехали в Америку, но им там не понравилось и они вернулись на Родину. В детстве он был обычным ребёнком, любил побезобразничать, похохотать, придумать что-нибудь. Самой любимой книгой его была книжка про Тома Сойера.

2) После школы В. Драгунский работал на заводе и там тоже всех смешил, сочинял прямо на ходу всякие невероятные истории. Всех разыгрывал, и тогда его заводские друзья решили, что ему надо стать артистом. И В.Драгунский поступил учиться на артиста, а затем стал работать в Московском театре сатиры.

3) А во время зимних каникул он работал на ёлках и был самым весёлым и смешным Дедом Морозом. Затем В.Драгунский работал клоуном в цирке на Цветном Бульваре. Он был рыжим клоуном и носил лохматый рыжий парик. Он умел, и фокусы показывать, и по канату ходить, петь и танцевать. В.Драгунский написал замечательные рассказы для детей и повесть про клоуна для взрослых.

4) Вообще-то писателем Драгунский не собирался становиться. Но однажды у него родился сын Дениска. И с Дениской стали случаться всякие смешные истории. В.Драгунский стал эти истории записывать, получились Денискины рассказы, над которыми смеются не только в России, но и во многих странах мира.

Учитель: В этой книге В.Ю.Драгунского 45 удивительных и забавных историй, случившихся с мальчиком Дениской, живущим в Москве. С одной из этих историй "Кот в сапогах" мы сегодня и познакомимся.

- Я благодарю вас за хорошую подготовку, садитесь.

б) Подготовка к чтению.

На странице 72 рассмотрите иллюстрацию. Как вы думаете, где происходят эти события?

- Кто герой этих событий?

Внимательно посмотрите на доску:

- Прочитайте часть ключевых слов из этого произведения.

На доске:

  • ЗАКОНЧИЛИ ЧЕТВЕРТЬ
  • В КОСТЮМЕ
  • КАРНАВАЛ

- Как вы думаете, о чём это произведение? (ответы детей)

в) Первичное чтение.

Цель. Давайте проверим наши догадки, прочитаем первую часть произведения (комбинир. чтение).

Словарная работа ведётся по ходу чтения: карнавал, бахилы . - А, что такое карнавал? Как вы думаете, о каком карнавале идёт речь? (новогоднем).

- А без чего невозможно представить этот праздник? (без ёлки).

- Но у нас ёлочка есть, да ещё какая красавица!

- Продолжай чтение ...

- Так, что же такое бахилы? Вы поняли, что значит эти слово?

д) Работа над содержанием.

- Ребята, подтвердились ли ваши предположения, высказанные перед чтением? - Какое это произведение грустное или весёлое? - Найдите в тексте слова, которые доказывают, что Дениска очень скучал по маме? - Почему он забыл про утренник?

- А почему уже в одних бахилах Дениска был смешон? - Что дополнило костюм Дениски?

е) Словесное рисование.(картина на доске).

- Представьте себе Дениску в сапогах и соломенной шляпе, какое название этому костюму предложили бы вы?

- Вспомните, а какие предложения были у Дениса и Миши?

- Почему они сами их отвергли? ( ответ на этот вопрос найдите в тексте)

- Кто помог мальчикам найти название Денискиному костюму?

- Чего не хватало коту?

- Какой хвост и как появился у кота? (найдите в тексте)

VI. Я вижу вы немного устали. Встаньте, отдохнём. Физкультминутка.

- Отгадайте о чём речь: их мозолят, ими хлопают, в них пускают пыль, их закрывают, иногда в них говорят. Что это? (глаза)

- Нашим глазам необходим отдых. Выполним упражнения для глаз.

- Её морочат, ломают, её можно вскружить, потерять? (голова)

- О чём я говорю? Выполним наклоны головы.

Итог. Ребята, я советую вам делать такие упражнения и дома при чтении книг, они помогут вам снять мышечное напряжение и усталость. Тихонько садитесь. Продолжим наш урок.

VII. Изучение нового материала (продолжение).

а) Чтение про себя.

- Прочитайте про себя 2 часть этого произведения и выделите в этой части три смысловые отрывка.

б) Прочитайте 1 смысловую часть (дети читают вслух) фронтально.

- Как можно озаглавить эту часть? ("Весёлый карнавал")

- Смог ли автор передать словами веселье карнавала?

- Прочитайте эти "находки" автора (про костюм снежинки, танец кота в сапогах).

- Посмотрите внимательно на иллюстрацию.

- Найдите в тексте предложение, которым можно её озвучить (Мы все очень веселились и танцевали).

в) Прочитайте 2 смысловую часть.

- Как озаглавим эту часть?

("Первая премия")

- А кто получил первое место за костюм? Почему?

г) Прочитайте 3 смысловую часть

- Озаглавьте её ("После праздника").

- Прочитайте первый вопрос.

- Почему Дениска отдал Мишке одну из своих книжек?

- Что объединяет Дениску и Мишу? (Дружба)

- Как вы понимаете, что такое дружба?

д) Работа с толковым словарем

- .Откройте толковый словарь и прочитайте определение, которое даёт этому понятию Ожегов.

е) Характер героя.

- Нарисуйте словесный портрет героя этого произведения Дениски. (- Какие качества присуще этому мальчику?)

На доске карточки: чуткий, внимательный, добрый, сообразительный, любящий, весёлый). - Наделён ли этими качествами другой герой - Миша? - Имея такие положительные качества, совершая добрые поступки, как можно сказать об этих героях? Вывод. Мишка и Денис - настоящие друзья. - У вас есть такие друзья? - Только тогда, когда мы будем уметь дружить, и ценить дружбу нам будет светить такое же яркое, доброе и очень тёплое солнце! - А как вы думаете, кого особенно не хватало Дениске в эти дни?

- Прочитайте строки в подтверждение своего ответа.

ж) Какой фрагмент, по-вашему, самый яркий в этом произведении?

- Как бы вы определили тему этого произведения (о карнавале, о дружбе)

- Какова главная мысль этого произведения? (Если рядом настоящий друг, легче справиться с жизненными трудностями).

Работа с пословицами.

- У вас на парте лежит карточка с пословицами, работать будете в парах. Прочитайте пословицы, найдите, какие из них выражают главную мысль этого произведения. Докажите.

На парте пословицы:

1. Ум хорошо, а два лучше.

2. Шутке - минутка, делу - час.

3. Без беды друга не узнаешь. - Какая из этих пословиц выражает главную мысль произведения В.Драгунского "Кот в сапогах"? (Ум хорошо, а два лучше. Без беды друга не узнаешь.)

- Итог: Главную мысль произведения В. Драгунского "Кот в сапогах" можно выразить словами этих русских пословиц.

VIII. Закрепление изученного материала.

- Ребята, скажите в каком жанре написано это произведение? (карточка - рассказ).

- Дайте определение этому жанру.

Рассказ - литературный жанр, небольшой по объему.

IX. Рефлексия.

- Ребята, а какое чувство осталось у вас после прочтения рассказа В. Драгунского "Кот в сапогах".

На экране:

Вывод: я очень рада, что после чтения этого рассказа вы испытываете только тёплые и светлые чувства.

X. Контроль знаний.

- А сейчас я хочу проверить, на сколько вы были внимательны на уроке, как вы запомнили произведение, которое мы изучали. Проведем тренинг.

- Перед вами лежат листы. Возьмите лист №1. Найдите правильный ответ, который соответствует содержанию прочитанного текста, и отметьте его галочкой.

- А теперь поменяйтесь работами. Пусть ваш друг по парте проверит и оценит вашу работу.

- Внимание на экран! - У кого 5, 4, 3!

- Молодцы! Хорошо справились!

- А сейчас давайте поиграем. Игра на внимание. Посмотрите на экран - Найдите предметы и тех действующих лиц, которые встретились в рассказе В. Драгунского "Кот в сапогах". - Молодцы, вы очень внимательны!

XI. Итог урока.

1) - Вспомните, с творчеством, какого писателя мы познакомились на уроке?

- Как называется произведение, которое мы читали?

- О чем этот рассказ?

- Чему учит нас этот рассказ?

- Возьмите солнышки, которые лежат у вас на партах, и напишите на них, каким бы вы хотели видеть своего друга по парте (одно, два слова). Обменяйтесь солнышками.

2) Выставление отметок.

- Мне очень понравилось, как вы все работали на уроке. Особенно хочу отметить детей, которые подготовили домашние сообщения. Им ставлю 5. Лучше всех читал, ..., рассуждал... А так же каждый из вас получил отметку за тренинг.

XII. Домашнее задание (дифференцированное по объёму материала).

1. Дома подготовьте чтение этого произведения по ролям, и выполните задание на листе №2 по аналогии с классной работой.

2. А все желающие могут выполнить дополнительное творческое задание. Нарисовать себя в костюме, в котором были на Новогоднем празднике.

- Спасибо вам за урок. Мне очень приятно было с вами работать. Урок окончен.

Приложение

16.12.2011