Деление многозначных чисел на однозначное

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (7,3 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Цели урока:

  • Отрабатывать письменный прием деления на однозначное число.
  • Формировать вычислительные навыки, логическое мышление, математическую речь, умение решать задачи.

Оборудование:

  • компьютерная презентация,
  • наглядный материал - лексическое значение слов (бухта, порт, пристань), алгоритм - письменного деления,
  • раздаточный материал - карточки с дифференцированными заданиями,
  • энциклопедии о морских обитателях.

ХОД УРОКА

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП Слайд 1, 2

Итак, друзья, внимание -
Вновь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее -
Сейчас начнем урок.

II. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

- Сегодня мы с вами совершим путешествие на остров Сокровищ по морю математических знаний и попытаемся разыскать клад. В ходе нашего путешествия будем отрабатывать умение делить многозначные числа на однозначные письменным способом.

- Как называют такой способ? (Деление "уголком" или "столбиком").

- Сформулируйте тему урока (Деление многозначных чисел на однозначные).

- Ну, раз мы с вами на корабле, то наши тетради это - бортовые журналы. Откройте их и запишите число

- Чтобы путешествие было удачным, необходимо соблюдать правила: быть внимательными, активными, правильно выполнять задания, не допускать ошибок, иначе можем потерпеть кораблекрушение.

III. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

- Но прежде, чем отправимся в путь, нужно поднять якорь, проверим домашнее задание. Ну что ж удачи нам. Слайд 4,5,6

Плыви, плыви кораблик
На запад, на восток.
Веди, веди нас к знаниям
Наш сказочный урок.

IV. УСТНЫЙ СЧЕТ Слайд 7, 8

- Итак, отправляемся. И первая остановка в бухте Копилка Знаний.

- Как понимаете значение слова бухта?

- БУХТА - небольшой глубокий морской залив, заводь.

1. Чтение многозначных чисел: Слайд 9, 10

- Среднее расстояние от Солнца до Земли 149 503 000 км

- Какая цифра стоит в разряде единиц тысяч?

- Сколько в числе единиц тысяч?

- Какая цифра стоит в разряде сотен тысяч?

- Сколько сотен тысяч?

- Длина окружности Земли по экватору 38 022 км

- Какая цифра стоит в разряде десятков?

- Сколько в числе десятков?

2. Запись многозначных чисел: Слайд 10

- Самый крупный остров Гренландия. Его площадь 2 175 600 кв.км.

- Назовите предыдущее и последующее число.

- Назовите отсутствующие разряды.

- Территорию России занимает 17 075 400 кв.км.

- Увеличьте число на 600.

- Уменьшите число на 400.

- Молодцы.

- Плывем дальше. Наш указатель показывает на порт "Вопрос - ответ".

Сделаем остановку там. Слайд 12

- Как вы понимаете значение слова порт? Слайд 13

- ПОРТ - место с защищённым водным пространством, специально оборудованное для стоянки, погрузки, разгрузки и ремонта судов.

3. Игра "Вопрос - ответ"

- Какие из чисел 0, 5, 7, 9, 14, 19, 21, 33, 42, 49,54, 57, 63 Слайд 14

- делятся на 7 без остатка

- остальные числа можно разделить на 7. Разделите на 7 число 19, 57, 33

- Какие два числа дают значение произведения 36, 35, 40, 81,72, 45,14, 24, 16,30

Слайд 15

- Задание выполнено, и мы можем смело отправляться дальше по маршруту.

- Бросим якорь в море, отдохнем и понаблюдаем за морскими обитателями Слайд 16

ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ Слайд 17

- Каких морских обитателей встретили?

Осьминог - типичный обитатель теплых морей. Он относится к головоногим моллюскам. Его длина от 3 до 14 метров.

Это животное - хищник.

Морские звёзды - это малоподвижные морские животные, имеющие от 5 до 50 лучей. Обитают они в морях и океанах, как на больших, так и на мелких глубинах. Окраска этих животных очень разнообразна. Рот находится на нижней стороне тела. Питаются морские звёзды обычно другими морскими животными, в основном моллюсками. Также поедают ил и мёртвых животных.

Крабы - членистоногие животные, десятиногие ракообразные. Обитают в морях, пресных водоемах и на суше. Иногда достигают огромных размеров. У гигантского краба, пойманного у берегов Японии, расстояние между концами клешней было 3 м 69 см.

V. РАБОТА ПО ТЕМЕ УРОКА

Повторение алгоритма деления на однозначное число.

- До острова Сокровищ еще далеко, наверняка там нас ждут сложные задания. Слайд 18

- Предлагаю подготовиться в пути и повторить алгоритм деления на однозначное число.

- А что такое алгоритм?

- Верно, составлен алгоритм деления?

- Видно, ветер решил проверить наши знания. Восстановим порядок наших действий.

Алгоритм письменного деления Слайд 19

Находим первое неполное делимое.

Определяем количество цифр в значении частного.

Найдем цифры в каждом разряде.

- Для чего нужно знать алгоритм деления?

Коллективная работа. Выполнение задания №1 (верхняя строка)

(решение примеров на доске с комментированием и в тетради)

- Мы уже у цели, остров Сокровищ совсем близок. Слайд 21,22,23

- Не хотят нас пускать к острову сокровищ. Нужно выполнить задания стражников острова верно.

Самостоятельное решение примеров.

- Дорога к сокровищу всегда трудна. Теперь пираты дают нам свое задание трудное препятствие и нужно каждому приложить усилие, чтобы справиться с ним. Смотрите они предлагают нам два примера. Давайте разделимся и первый пример решат дети первого варианта, а второй - дети второго варианта.

Проверка.

VI. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА Слайд 20

Раз - подняться, потянуться,
Два - согнуться, разогнуться,
Три - в ладоши три хлопка, головою три кивка.
На четыре - ноги шире.
Пять - руками помахать
Шесть - за стол тихонько сесть

Работа над задачей Слайд 24

- Клад от нас недалеко. Но пираты, уходя с острова, уничтожили карту . Чтобы найти клад, нужно решить задачу и собрать карту по кусочкам. Прочитайте задачу, которая записана на кусочке карты, лежащем на вашем столе.

В сундуке пиратов лежит 1560 монет. Из них 240 медные, серебряных в 3 раза больше, остальные - золотые монеты. Сколько золотых монет в сундуке пиратов?

- Что дано?

- Каков вопрос задачи?

- Посмотрите на схемы.

- Кто считает, что к задаче подходит первая схема?

- Вторая? Докажите.

- Почему не подойдет первая схема?

- Почему не подойдет третья схема?

Слайд 24

- Сможем ли сразу ответить на вопрос задачи? (Нет, нужно узнать, сколько серебряных монет)

- Каким действием узнаем? (умножением) Почему?

- Узнаем, сколько серебряных монет, сможем узнать, сколько золотых монет?

- Самостоятельно запишите решение задачи по действиям.

Слабые - получают индивидуальные карточки с вопросами к задаче. Сильные, которые быстро справятся с задачей, -получают индивидуальные карточки с дополнительным заданием: Какой еще вопрос можно поставить к данному условию задачи? Поставьте этот вопрос и ответьте на него)

Проверка. Кто нашел другой способ решения задачи? Ну, а теперь соберем карту и узнаем, где зарыт клад. (Ученики выходят к доске и по принципу пазлов собирают карту, на которой стрелками указан путь к кладу. Такая же карта - на слайде)

- Наше путешествие на остров Сокровищ было нелегким, но мы все-таки добрались до клада. Слайд 25

VII. ИТОГ УРОКА

- Что же в сундуке?

- Какое мудрое изречение мы нашли? Прочитайте. Слайд 26

- Это слова Михаила Васильевича Ломоносова - русского ученого-энциклопедиста.

- Как вы понимаете эти слова? (Математика учит наблюдать, думать, делать выводы, "приводит ум в порядок".)

- Привели в "порядок" свои знания?

- Какой была тема урока? (и умение делить многозначные числа на однозначные)

- Кто легко справлялся со всеми заданиям? У кого еще есть трудности? Я уверена, что много вопросов к следующему уроку исчезнут.

- Что было на уроке самым интересным? Самым трудным?

- Вы поняли, что надо тренировать дома?

- А теперь нам пора возвращаться домой.

Слайд 27,28

VIII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Слайд 29

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3