Правила дорожного движения для детей. Занятие в средней группе "Виды транспорта"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цели занятия:

  • Закрепить представление о видах транспорта.
  • Называть людей, управляющих транспортом.
  • Активизировать в речи употребление видов транспорта.
  • Воспитывать самостоятельность, активность.
  • Умение правильно вести себя на дороге.

Правила дорожного движения для детей Причины дорожно-транспортных происшествий.

Воспитатель первой квалификационной категории “Детский сад “Улыбка” п.г.т. Тенишево” Камско-Устьинского муниципального района Республики Татарстан.

Наиболее распространённые причины дорожно-транспортных происшествий:

Выход на проезжую часть в неустановленном месте перед близко идущим транспортом (мало кто из наших детей имеет привычку останавливаться перед переходом проезжей части, внимательно её осматривать перед переходом проезжей части, внимательно её осматривать с поворотом головы и контролировать ситуацию слева и справа во время движения).

Выход на проезжую часть из-за автобуса, троллейбуса или другого препятствия (наши дети не привыкли идти к пешеходному переходу, выйдя из транспортного средства или осматривать проезжую часть, прежде чем выйти из-за кустарника или сугробов).

Игра на проезжей части (наши дети привыкли, что вся свободная территория – место для игр).

Ходьба по проезжей части (даже при наличии рядом тротуара большая часть детей имеет привычку идти по проезжей части, при этом чаще всего со всевозможными нарушениями).

Никакой злонамеренности в большей части нет. На поведение детей на дороге влияет целый ряд факторов, из которых необходимо подчеркнуть особую значимость возрастных особенностей детей:

Физиологические

Ребёнок до 8 лет ещё плохо распознаёт источник звуков (он не всегда может определить направление, откуда доносится шум), и слышит только те звуки, которые ему интересны, поле зрения ребёнка гораздо уже, чем у взрослого, сектор обзора ребёнка намного меньше. В 5–летнем возрасте ребёнок ориентируется на расстоянии до 5 метров. В 6 лет появляется возможность оценить события в 10-метровой зоне, что составляет примерно 1/10 часть поля зрения взрослого человека. Остальные машины слева и справа остаются за ним не замеченными. Он видит только то, что находится напротив.

Реакция у ребёнка по сравнению со взрослыми значительно замедленная. Времени, чтобы отреагировать на опасность, нужно значительно больше. У взрослого пешехода на то, чтобы воспринять обстановку, обдумать её, принять решение и действовать, уходит примерно 0,8–1 с. Ребёнку требуется для этого 3–4 секунды. Ребёнок не в состоянии на бегу сразу же остановиться, поэтому на сигнал автомобиля он реагирует со значительным опозданием. Даже, чтобы отличить движущуюся машину от стоящей, семилетнему ребёнку требуется до 4 секунд, а взрослому на это нужно лишь четверть секунды, надёжная ориентация налево-направо приобретается не ранее, чем в семилетнем возрасте.

Психологические

У дошкольников нет знаний и представлений о видах поступательного движения транспортных средств (т.е. ребёнок убеждён, основываясь на аналогичных движениях из микромира игрушек, что реальные транспортные средства могут останавливаться так же мгновенно, как и игрушечные). Разделение игровых и реальных условий происходит у ребёнка в уже школе постепенно.

Внимание ребёнка сосредоточенно на том, что он делает. Заметив предмет или человека, который привлекает его внимание, ребёнок может устремиться к ним, забыв обо всём на свете. Догнать приятеля, уже перешедшего на другую сторону дороги, или подобрать уже укатившийся мячик для ребёнка гораздо важнее, чем надвигающаяся машина. Ребёнок не осознаёт ответственности за собственное поведение на дороге. Не прогнозирует, к каким последствиям приведёт его поступок для других участников движения и для него лично. Собственная безопасность в условиях движения, особенно на пешеходных переходах, зачастую им недооценивается.

Как сформировать у дошкольников навыки безопасного поведения на дороге.

Говоря о причинах дорожно-транспортных происшествий с участием детей, мы часто встречаемся со словом “привычка”. Как правило, речь идёт о негативных привычках, а вернее об отсутствии положительных. Привычка – это поведение человека, закреплённое многократным повторением. Привычка останавливаться перед проезжей частью, осматривать её слева и справа с поворотом головы, переходить дорогу только в установленном месте, заботиться о своей безопасности может появиться только в результате ежедневной, кропотливой работы, когда полученные детьми теоретические знания по ПДД обязательно закрепляются многочисленным, систематическим практическим повторением.

Если ежедневно, подходя к проезжей части, говорить ребёнку: “Стой, дорога!”, то останавливаться для него станет привычкой. Если всегда, выйдя из автобуса, вести ребёнка до пешеходного перехода, то такой маршрут для него станет привычным. Учитывая возрастные особенности детей, наличие положительных привычек для них явление жизненно необходимое, по другому это называется – навыки безопасного поведения на дороге.

Чтобы выработать положительную привычку, не обязательно вести ребёнка к проезжей части. Это можно сделать и в группе, при проведении занятий по правилам дорожного движения, имея минимум дорожных символов и атрибутов.

Так, в первой младшей группе детей учат различать красный и зелёный цвета. Детям при этом можно пояснить, что красный и зелёный цвета соответствуют сигналам светофора для пешеходов. Красный сигнал запрещает движение, а зелёный разрешает (желательно показать им сначала светофоры с кружочками, а затем с человечками). При проведении игры “Красный – зелёный” воспитатель поясняет, что если он показывает красный кружок – надо стоять, а если – зелёный – повернуть голову налево и направо, а потом шагать. Так закрепляется привычка осматриваться перед выходом на проезжую часть даже на зелёный сигнал светофора.

Во второй младшей группе дети продолжают знакомиться с различными видами транспортных средств: грузовыми и легковыми автомобилями, маршрутными транспортными средствами (автобусами, троллейбусами, трамваями). Ребята рассматривают Иллюстрации С изображением машин, наблюдают за транспортом во время прогулок. Они уже знают, что транспортные средства имеют разные “габариты”. Здесь уместно отработать умение ребёнка “видеть” большое транспортное средство (стоящее или медленно движущееся) как предмет, который может скрывать за собой опасность. Используя различные иллюстрации, наглядные пособия важно научить детей самих находить такие предметы на дороге (транспортные средства, деревья, кустарники, сугробы). А затем в ходе практических занятий выработать привычку выходить из-за мешающих обзору предметов, внимательно глядя по сторонам.

?^тааъУй, о, Ґйзшч?.нш маршрутных транспортных средств, воспитатель знакомит детей с правилами поведения в общественном транспорте, впоследствии закрепляя полученные знания на практике. Умение правильно вести себя в общественном транспорте должно стать привычкой.

В средней группе, закрепляя понятия “тротуар” и “проезжая часть”, дети знакомятся с местами движения машин и людей, отрабатывают навык хождения по тротуару, придерживаясь правой стороны).

Новым для них будет разговор о пешеходном переходе, его назначении. Дети должны научиться находить его на иллюстрациях в книгах, на макетах. После чего следует объяснить детям важность правильного поведения на самом пешеходном переходе и при подходе к нему (остановиться на некотором расстоянии от края проезжей части, внимательно осмотреть проезжую часть, повернув голову налево, а затем направо, при движении до середины дороги контролировать ситуацию слева, а с середины дороги – справа).

И в средней группе, и далее в старшей группе необходимо во время практических занятий регулярно отрабатывать навыки перехода проезжей части. Легче всего это сделать в игре. В группе или на игровой площадке обозначить проезжую часть, тротуары и пешеходный переход. Каждый ребёнок должен подойти к пешеходному переходу, остановиться на некотором расстоянии от него, внимательно осмотреть проезжую часть, повернув голову налево, а затем направо, убедившись, что транспорта нет, выйти на пешеходный переход, при движении до середины дороги контролировать ситуацию слева, а с середины дороги – справа. Все действия детей должны быть доведены до автоматизма, правильное поведение на пешеходном переходе должно стать привычкой.

В старшей, затем в подготовительной группе дети должны получить чёткие представления о том, что правила дорожного движения направлены на сохранение жизни и здоровья людей, поэтому все обязаны их выполнять.

Занятие по ПДД .
В средней группе.
“Виды транспорта”.

Ход занятия

Дети под музыку заходят в группу.

Улыбнемся друг другу и подарим улыбку мне, а я вам.

Загадка об улице:

Стихотворение об улице читает ребенок:

О чем стихотворение? (машинах)

О каких машинах? (о грузовых, легковых, автобусах, трамваях)
Где ездят машины? (по дороге, по улице)
(Дети подходят к макету улицы, там нет машин, в стороне стоит коробка с транспортом)
Выберете тот вид транспорта, который едет по дороге.
(Идет индивидуальный опрос. У тебя какая машина?)
Посмотрите, ребята, остался транспорт или нет?
Какой транспорт остался?
Посмотрите , где ездят машины. Как называется такой вид транспорта? (наземный)
Перечислите все машины, которые едут по дороге.
Кто управляет машинами? (водитель)

Подводит детей к другому столу.

Что это? (река)
Как называется транспорт который ходит по воде? (водный)
Возьмите водный вид транспорта.
(Индивидуальная работа, как называется транспорт?).
Перечислите весь водный транспорт, который плывет по реке.
Кто управляет водным транспортом? (капитан, механик)

Воспитатель подводит детей к следующему столу.

Как называется вид транспорта, который передвигается по воздуху? (воздушный)
Перечислите воздушный транспорт.
Кто управляет самолетом? (летчик, штурман)
Как называется вид транспорта, который передвигается по земле? (наземный)
Как называется вид транспорта, который передвигается по воде? (водный)
(Шум приближающего поезда) Что это? (поезд)
К какому виду транспорта относится? (к наземному)

Физминутка

Мы с вами на время превратимся в вагончики, которые весело бегут по рельсам, крепко прицепившись друг к другу:

Едет поезд ду-ду-ду.
Я иду-иду-иду.
А колесики стучат
Так-так-так.

На макете железная дорога.

Какой поезд? (длинный)
Из чего состоит поезд? (много вагончиков)
По чему двигается поезд? (по рельсам)
Какой транспорт ходит по рельсам? (трамвай, метро, электрички)
Кто управляет поездом? (машинист)

Входит машинист.

Здравствуйте, ребята. Я слышал, что вы очень умные ребята, много знаете о видах транспорта. Это так?
Тогда назовите мне наземный транспорт.
А почему он так называется? (подобная работа проходит по всем видам транспорта)

Игра “Волшебный кубик”

На гранях кубика различные виды транспорта. Дети по очереди бросают кубик описывают вид транспорта который выпадет.

Дети читают стихи о видах транспорта.

Игра “Составь поезд”

Детям раздают вагончики. На полу дети составляют поезд. С песней уходят из группы.