Формирование самоконтроля у младших школьников

Разделы: Школьная психологическая служба


Часто сегодня в школах мы наблюдаем нарушение дисциплины на уроках и во внеурочное время. Это мешает учителю вести урок, замечания “воруют” время от урока. А агрессивное или “просто очень подвижное” поведение в урочное и внеурочное время может причинить вред здоровью школьника или здоровью окружающих.

Анализ литературы, показал, что одним из механизмов, позволяющих справиться с подобными проблемами, является хорошо сформированный самоконтроль. Он помогает жить человеку в социуме. Хороший самоконтроль способствует деятельности человека, помогает в её организации. Есть целые культуры, строящиеся на воспитании самоконтроля и саморегуляции.

Если соотнести с возрастом время формирования самоконтроля, нужно отметить, что период младшей школы – это время формирования самоконтроля. Не у всех детей он проходит правильно и равномерно. Если в этот период не сформировать самоконтроль, то в дальнейшем появятся проблемы с поведением, с организацией деятельности.

Программа направлена на то, чтобы помочь детям со сложностью в формировании самоконтроля пройти этот путь.

Цель урока: формирование самоконтроля у младших школьников.

Задачи урока:

  • формирование самоконтроля в поведении,
  • сближения функции самоконтроля с умственной деятельностью,
  • формирования самоконтроля в общении,
  • формирование навыка произвольного расслабления, эмоционального самоконтроля,
  • формирование коммуникативных навыков.

Основание программы.

Самоконтроль является условием адекватной, целенаправленной, интегрированной психики. Самовоспитание и самосовершенствование личности, обучение и профессиональная деятельность, поведение в обществе предполагают непременную включенность в них самоконтроля.

Самоконтроль относится к числу обязательных признаков сознания и самосознания человека. Он выступает как условие адекватного психического отражения человеком своего внутреннего мира и окружающей объективной реальности. Самоконтроль является одним из неотъемлемых компонентов процессов самоуправления (саморегулирования), систем различной качественной природы, среди которых человек представляет собой пример живой и в высшей степени сложной системы.

Человек может выступать в роли объекта и субъекта контроля. Как существо общественное человек на протяжении всей своей жизни является объектом контроля со стороны окружающих его людей. Под контролем общества находятся процессы обучения и воспитания человека, его занятость в профессиональной деятельности, поведение в быту. С другой стороны, уже как субъект контроля человек сам является носителем контрольных механизмов. При этом направленность контроля может быть различной: вовне и на себя. В первом случае объектом контроля для человека выступают поведение и деятельность других людей, характер протекания процессов в общественных, природных, технических системах. Но объектом контроля для человека становятся также его собственные поступки и действия, присущие ему психические явления. Именно в последнем случае, когда человек контролирует свою психическую сферу, мы имеем дело с самоконтролем.

С одной стороны, самоконтроль не может осуществляться без наличия того, что, собственно, контролируется, проверяется. С другой стороны, в составе самоконтроля обязательно присутствие эталона, т.е. того, что должно быть. Вопрос о степени совпадения контролируемой и эталонной составляющих решается посредством операции сличения. Если в результате ее осуществления контролируемая и эталонная составляющая не совпадают, то на “выходе” самоконтроля будет иметь место сигнал рассогласования, отражающий степень их расхождения. Если же факт рассогласования не будет выявлен, то это означает, что контролируемая составляющая соответствует эталону.

С момента рождения ребенка набор механизмов самоконтроль сформирован на биологическом уровне (рефлексы). В первые годы жизни (1-3 года) ребенок постепенно учится ходить, совершать правильные движения, говорить. Здесь определяющая роль принадлежит взрослому. Под его воздействием и контролем происходит передача социального опыта. Он учит ребёнка совершать поступки адекватные социальному окружению (вспомните “нельзя”).

Постепенно управление сменяется самоуправлением. Строгий контроль со стороны взрослого в период формирования навыков поведения и деятельности у ребёнка является для последнего лучшей подготовкой к самоконтролю.

Если у ребенка не воспитывается привычка к контролю за собой, то происходит задержка с развитием самоконтроля, что приводит к снижению темпов развития эмоционально-волевой сферы ребёнка, его социализации и коммуникации.

Уже 3х летнему ребёнку присущи навыки элементарного самоконтроля (нормы, речевые навыки, поведения).

В дошкольном возрасте – до 7 лет – формирование самоконтроль может протекать через развитие способности к рассуждению, то есть надо научить ребёнка включать в самоконтроль мыслительную деятельность. Взрослым следует добиваться от ребёнка, чтобы он отдавал отчёт в своих поступках, задумывался, озвучивал.

Школьный период – основной в развитии самоконтроля. Самоконтроль по отношению к учебной деятельности формируется в первые 3 года обучения.

Подростки – уже понимают значение самоконтроля как фактора, повышающего качество учебной деятельности. Так же происходит объединение рабочих действий и самоконтроля. К концу среднего школьного возраста самоконтроль должен превращаться в обобщенное и сокращенное умственное действие.

У детей старшего школьного возраста должны уже хорошо владеть навыками самоконтроля и совершенствовать их. На выходе из школы самоконтроль должен быть сформирован как произвольное действие, так как именно он обеспечивает дальнейшую успешность человека.

Источники: Психология. Учебник. – Под редакцией доктора психологических наук профессора А.А.Крылова.– Проспект. Москва. 2001г.

Сорокина В.В., Психологическое неблагополучие детей в начальной школе. –Москва. Генезис. 2005 год.

Словарь психолога-практика. Составитель С.Ю.Головин. – Минск. Харвест, 2001 год.

Основания подбора группы. Исходя из тех предпосылок, что к 3 – 4 классу самоконтроль должен быть практически сформирован, строилась предложенная ниже программа. Предположительно, у части детей в силу разного рода обстоятельств (в том числе педагогическая запущенность) самоконтроль формируется неудовлетворительно. На основании наблюдений за поведением в урочное и неурочное время, бесед с педагогами и диагностики “Несуществующее животное” были выделены группы детей для занятий в 4ых и 3их классов. Это учащиеся 9-10 лет с проблемами в формировании самоконтроля, которые проявлялись в частых нарушениях поведения на уроке, прогулах школы, невыполнении заданий и инструкций учителей. В группу не включались дети с задержкой психического развития.

У детей, отобранных в программу, по результатам диагностики “Несуществующее животное” чаще всего высокая агрессивность и тревожность, низкий или плохо сформированный самоконтроль.

Структура. Программа состоит из 10 занятий. Занятия проводятся с учётом каникулярного времен с октября по апрель включительно 2 раза в месяц на 5ом уроке. Группа не должна включать более 12 детей. Занятие проводятся в кругу. Необходимо организовать место для работы за столом в группах.

Занятия включает в себя упражнения на формирование самоконтроля в поведении через движения, для формирования навыка сближения функции самоконтроля с умственной деятельностью через анализ текстов и ситуаций, упражнение для формирования самоконтроля в общении через совместную работу в микрогруппах. А так же упражнение на релаксацию, формирование навыка произвольного расслабления, эмоционального самоконтроля Обязательно обсуждение после занятий – обратная связь, каждый имеет возможность высказаться.

Начиная с 7 занятия, когда группа сформирована и может продуктивно работать с психологом, начинается работа с программой самовоспитания, которая включает в себя в своей первой части (1 и 2 этап) анализ личностных качеств учащихся, качества, которые хотелось бы изменить в себе, способы изменений – заполняет сам ученик. Вторая часть (3 этап) заполняется совместно с психологом на 9-ом занятии, состоит из составления программы самовоспитания. Контроль за их выполнения (4 этап) так же осуществляется совместно с психологом во время, назначенное самим ребёнком.

Содержание программы.

Занятие №1.

1. Разогревающее упражнение “Моё настроение сегодня”. Упражнение на самоанализ.

2. Упражнение для формирования самоконтроля поведения.

2А. “Весёлая гимнастика”. Для 1-2 класс.

2б. Вариант для учащихся 3-4 классов. Коллективный счёт по кругу.

3. Упражнение для формирования навыка сближения функции самоконтроля с умственной деятельностью. Анализ текста – басня Л.Н.Толстого “Работница и петух”.

4. Упражнение “Новая планета” для формирования самоконтроля в общении, на взаимодействие в микрогруппе.

5. Обратная связь. Что получилось, что нет. Что понравилось, что нет.

Занятие №2.

1.Разогревающее упражнение. “Я думаю, я чувствую, я делаю”.

2. Упражнение для формирования самоконтроля поведения.

2А. Вариант для 1-2 класса. “Танец пяти движений”.

2Б. Упражнение для формирования самоконтроля. Вариант для 3-4 класса.

Игра “Черепашьи бега”.

3. Упражнение “Реклама” для формирования самоконтроля в общении.

4. Упражнение для формирования навыка сближения функции самоконтроля с умственной деятельностью. Анализ текста. Л.Н.Толстой. “Заяц и черепаха”.

5. Обратная связь. Что получилось, что нет. Что понравилось, что нет.

Занятие №3.

1.Разогревающее упражнение. “Какого цвета моё настроение сегодня и почему”. Упражнение на самоанализ.

2. Упражнение на формирование самоконтроля, навыка сближения функции самоконтроля с умственной деятельностью. Цель: сформировать умение оценивать свои поступки. Задание: каждому участнику предлагаются карточки с ситуациями или вопросам. Необходимо оценить поступок или ответить на вопрос.

Ситуации.

  • Ученик без уважительной причины опоздал на урок.
  • Мальчик отказал маме в просьбе о помощи по дому: не вынес ведро.
  • Девочка нехорошим словом обозвала мальчика, за что тот её ударил.
  • Ученик регулярно мешает учителю вести урок.
  • Ученик регулярно не делает домашнего задания.
  • Мальчик переходит улицу в неположенном месте.
  • Мальчика за плохое поведение наказали: не разрешили неделю играть в компьютер, но в отсутствие дома родителей он всё равно играет.

Вопросы.

Как лучше поступить, если ты не выучил урок?

3.Упражнение на самоанализ “О себе”.

4.Упражнение на релаксацию, формирование навыка произвольного расслабления, эмоционального самоконтроля. “Лучшее место на земле”.

5.Упражнение “Встреча инопланетян” на взаимодействие. Формирование самоконтроля в общении.

6. Обратная связь. Что получилось, что нет. Что понравилось, что нет.

Занятие №4.

1.Разогревающее упражнение. Упражнение на формирования навыка взаимодействия в группе. Решение логических задач.

2. Упражнение на формирования навыка произвольного самоконтроля. “Дыхание”.

3. Упражнение на сближение функции самоконтроля с умственной деятельностью.

Задание: допишите сказку. Дополнительная задача – диагностическая. Возможна работа в группах, возможно – индивидуально.

“Пошел как-то Иван-царевич на охоту. Вышел на огромного медведя. Глядь в колчан: а у всех стрел наконечники надломлены — кто-то из скрытых врагов во дворце постарался. Бросился он от медведя, но бежать-то некуда: с одной стороны пропасть, с другой — отвесная скальная стена, с третьей — болото. А тут уже и медведь приближается...”

4. Упражнение на развитее адекватной самооценки “Тебе о тебе”.

5. Игра на внимание “Пожалуйста”. Упражнение на развитие произвольного самоконтроля.

6. Обратная связь. Что понравилось, что – нет. Что получилось, что – нет.

Занятие №5.

1.Разогревающее упражнение. Упражнение на формирования навыка взаимодействия в группе. Решение логических задач.

2. Упражнение на формирования навыка произвольного самоконтроля. “Лучшее место на земле”.

3. Упражнение на сближение функции самоконтроля с умственной деятельностью.

Задание: анализ предложенной ситуации, как можно решить предложенную ситуацию.

1. Вы без уважительной причины опоздали на урок. Ваши действия.

2. Вы обозвали соседа по парте (начали конфликт), он вас ударил. Каким образом прекратить развитие конфликта.

4. Упражнение на развитее адекватной самооценки “Тебе о тебе”. Продолжение.

5. Игра на внимание “Пожалуйста”. Упражнение на развитие произвольного самоконтроля.

6.Обратная связь. Что понравилось, что – нет. Что получилось, что – нет.

Занятие №6.

1.Разогревающее упражнение. Упражнение на формирования навыка взаимодействия в группе. Решение логических задач.

2. Упражнение на формирования навыка произвольного самоконтроля. “Дыхание”.

3. Упражнение на сближение функции самоконтроля с умственной деятельностью. Притча. Анализ текста.“Стакан молока. Притча про Насреддина”.

4. Упражнение на развитее адекватной самооценки “Интервью”.

5. Игра на внимание “Пожалуйста”. Упражнение на развитие произвольного самоконтроля.

6. Обратная связь. Что понравилось, что – нет. Что получилось, что – нет.

Занятие №7.

1.Разогревающее упражнение. “Какого цвета моё настроение сегодня и почему”.

2. Упражнение на сближение функции самоконтроля с умственной деятельностью. Анализ текста. Л.Н.Толстой. “Мужик и собака”.

3. Упражнение на формирования навыка произвольного самоконтроля. Упражнение “Цветок”. Релаксация.

4. Упражнение на формирование произвольного самоконтроля.

Задание: составьте каждый личную программу самовоспитания.

1 этап. Определите свои лучшие и свои худшие черты характера. Что вам нравится в себе, что – не нравится, доставляет неприятности, проблемы.

/Бланк программы см. Приложение 1/.

5.Упражнение на формирования навыка взаимодействия в группе. Решение логических задач.

6. Обратная связь. Что понравилось, что – нет. Что получилось, что – нет.

Занятие №8.

1.Разогревающее упражнение. Игра: “Кто это”.

2.Упражнение на развитее адекватной самооценки “Интервью”.

инувшего комнату, по-очереди рассказывают о загаданном". 3. Упражнение на формирования навыка взаимодействия в группе. Решение логических задач.

4. Упражнение на формирования навыка произвольного самоконтроля. Упражнение “Цветок”. Релаксация.

5. Упражнение на формирование произвольного самоконтроля.

Задание: составьте каждый личную программу самовоспитания.

2 этап. Определите, что бы вам хотелось изменить в себе.

6. Обратная связь. Что понравилось, что – нет. Что получилось, что – нет.

Занятие №9.

Занятие проходит в виде индивидуальной работы с каждым участником группы. Цель: индивидуальная работа с программой самовоспитания. Работа с этапам 3 и 4.

Занятие №10. Итоговое.

1.Упражнение на развитие адекватной самооценки, самоанализ “Итоги”. Задание: рассказать, что нового я узнал в ходе занятий о себе, о других ребятах.

2. Упражнение на формирования навыка произвольного самоконтроля. “Лучшее место на земле”.

3. Упражнение на сближение функции самоконтроля с умственной деятельностью. Притча. Анализ текста. “Заботливый Друг. Христианская притча”.

5. Упражнение на формирование произвольного самоконтроля.

6. Обратная связь. Что понравилось в занятиях, что – нет. Что получилось за время занятий, что – нет.

Описание используемых методик, технологий, инструментария со ссылкой на источники.

Диагностическая методика “Несуществующее животное”. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. Книга 1 – Москва, Владос, 2002г
Упражнение на формирование произвольного самоконтроля. Упражнение на развитие адекватной самооценки, самоанализ.

Упражнение на формирования навыка взаимодействия в группе.

Карелина И.О. Эмоциональное развитие детей 5-10 лет. – Ярославль, Академия развития, 2006 год.

Широкова Г.А., Жадько Е.Г. Практикум детского психолога. / Серия “Психологичексий практикум”. – Ростов –на-Дону, Феникс. 2005 год.

Рогов Е.И. Психология общения. – Москва, Владос. 2003 год.

Вачков И.В., Основы технологии группового тренинга. Психотехники. –Москва. Ось -89. 2003 год.

Орлова Л.Ю., Методическое пособие по составлению и реализации программы индивидуальной помощи и поддержки проблемных школьников. – Санкт-Петербург. 2006 год.

Релаксирующие методики. Упражнение на формирования навыка произвольного самоконтроля. Ахмедов Т.И. Практическая психотерапия: внушение, гипноз, медитация. – Ростов-на-Дону “Феникс”, 2002 год.
Методики “Продолжи сказку”. Вачков И.В., Групповые методы в работе школьного психолога, – Москва, Ось-89, 2002 год.
Логические задачи. Игры и головоломки для детей. Автор – составитель Кандибург Г.Р. – Издательство АСТ. Донецк. 2003 год.
Басни, сказки Л.Н.Толстого. Упражнение на сближение функции самоконтроля с умственной деятельностью. Толстой Л.Н., Басни, сказки, рассказы. – Москва, Школьная библиотек,2005 год.
Притчи. Упражнение на сближение функции самоконтроля с умственной деятельностью. pritcha.ru

Приложение 2