Урок-путешествие. М.Ю. Лермонтов – непревзойденный певец Кавказа

Разделы: Литература, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2,6 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Цель: Обобщить и углубить знания учащихся о творчестве М.Ю.Лермонтова, расширить кругозор в области искусства, познакомить с исследовательской работой учащихся, связанной с пребыванием поэта на Кавказе.

Задача: воспитание любви к поэзии, живописи, музыке.

Оборудование: презентация, компьютер, интерактивная доска, поисковый материал учащихся о пребывании поэта на Кавказе, рисунки ребят к произведениям М. Лермонтова, фотоальбом «Кавказские Минеральные Воды», документальный фильм о М.Ю.Лермонтове.

Эпиграф:

«Я знал: удар судьбы
Меня не обойдет!»
М Лермонтов

Ход урока

Чтец:

Хотя я судьбой на заре моих дней (звучит музыка Хачатуряна)
О южные горы отторгнут от вас,
Чтоб вечно их помнить, там надо быть раз:
Как сладкую песню отчизны моей люблю я Кавказ.

(Слайд №2)

Учитель: Лермонтов полюбил Кавказ, полюбил еще ребенком сразу и навсегда. Здесь он соприкоснулся с природой, миром, который своей мощью и величием поднимал и свою душу на вершину, в небеса, и здесь как нигде он был свободен. Все люди рождаются свободными, но лишь для немногих из них свобода становится путеводной звездой. Лермонтов был таким человеком. Свобода была его судьбой.

Нет человека, который бы с волнением не произносил это имя. Но особенно оно дорого нам, живущим на Кавказе. Поэт несколько раз побывал здесь, и свой восторг запечатлел в своих произведениях.

В 2012 году исполняется 100-летие со дня образования Государственного музея-заповедника – Домика М.Ю.Лермонтова.

Ребята! Группа ребят провела исследовательскую работу: «Пребывание русского поэта на Кавказе». Сегодня они поделятся своими находками. Приглашаем вас еще раз совершить путешествие по лермонтовской поэтической земле.

 Литературоведы: Кавказ! С давних времен он привлекал к себе внимание русских поэтов. Целая плеяда известных поэтов в разное время отдали свою поэтическую дань этому прекрасному, в те времена таинственному, еще не изведанному краю.

(Слайд №2)

Этот край имел славную поэтическую историю. Его зеленые предгорья, увенчанные на горизонте белоснежными вершинами и возвеличенные сказочно красивым «сизо-голубым « Бештау, как бы созданы для поэзии. Покоряющая душу красота Пятигорья не может оставить человека равнодушным, будит его сокровенные мысли и поэтическое воображение. Незабываемый след оставила она и в душе русского поэта А.С. Пушкина. Прошло всего несколько лет со времени появления в печати пушкинских созданий, не успели еще утихнуть вызванные ими волнения и споры, как о Кавказе заговорил другой поэт.

…Вдали я видел сквозь туман,
В снегах, горящих, как алмаз,
Седой, незыблемый Кавказ.

(Слайды №3-4)

Это был голос молодого поэта М.Ю. Лермонтова. Так он и остался в наших сердцах, как непревзойденный певец Кавказа. Надо отметить, что никто из русских писателей не был так связан с Кавказом.

Историковеды: В Пятигорске память о нем присутствует повсюду: это те места, которые принято называть лермонтовскими .

В центре города Пятигорска стоит памятник, откуда бронзовый поэт задумчиво глядит на цепь кавказских гор.

(Слайд №5)

«Так и остался бы здесь жить навеки», - сказал поэт о любимом городе.

На месте дуэли воздвигнут скорбный обелиск. На старом кладбище отмечено место первоначального погребения. В парках КМВ все напоминает о его пребывании на Кавказе. В Кисловодске – скульптурные образы его героев - «Мцыри» и «Демон». Все это посмертная дань потомков великому поэту.

(Слайды №6-8)

Литературоведы. Но хочется представить все таким, каким видел сам Лермонтов…

Давным-давно у чистых вод,
Где по камням Подкумок мчится,
Где за Машуком день встает
И за крутым Бешту садится.

(Слайды №9-10)

Все эти картины Предгорья, удивительной точности описания природы и жизни Кавказа созданы еще в юношеских произведениях поэта.

Стихотворение «Утро на Кавказе», сочиненное им пять лет спустя после поездки 1825 года,- одно из самых ранних поэтических описаний Пятигорска. (Чтение стихотворения.)

Лермонтову было 14 лет, когда он сочинил первую поэму «Черкесы». За нею последовали «Кавказский пленник», «Измаил – Бей», «Аул Бастуджи», «Хаджи – Абрек»- первая напечатанная поэма М. Лермонтова. По новым и зрелым впечатлениям создает он произведения: «Дары Терека», «Мцыри», «Тамару», новую кавказскую редакцию «Демона» и, наконец, роман «Герой нашего времени», где в «Княжне Мери» обрисованы «чистенький городок», к тому времени уже названный Пятигорском.

Среди множества мест, освященных его поэтическим гением, особое место занимает Пятигорск. Здесь трудно найти другой уголок, где бы так тесно переплетались нити личной и творческой биографии поэта.

Литературоведы. Пятигорск – город лермонтовский. Таким он стал восприниматься всеми с тех пор, как в 1840 году вышел первым изданием роман «Герой нашего времени, и впервые были прочитаны строки: «Вчера я приехал в Пятигорск, нанял квартиру на краю города, на самом высоком месте у подножия Машука…. На запад пятиглавый Бешту синеет, на север поднимается Машук, а на краю горизонта тянется серебряная цепь снеговых вершин, начинаясь Казбеком и заканчиваясь двуглавым Эльбрусом.

Историковеды: Время пощадило, а люди сохранили памятные места, связанные с пребыванием поэта на Кавказе: беседку Эолова арфа, Грот Дианы, Провал, Грот Лермонтова, гору Кольцо. (Слайды №11-15). Но особое чувство у почитателей Лермонтова вызывает посещение последнего жилища поэта, являющегося уникальным памятником, созданным первоначально на деньги, собранные со всей России – музей - заповедник «Домик М.Ю.Лермонтова». (Слайды №16-19)

Музейный комплекс - это 3 старые усадьбы:

  1. принадлежала Василию Тимофеевичу Умарову, построенная в 1823г. Теперь здесь размещается музей: «Лермонтов в изобразительном искусстве». При входе огромная картина с портретом Лермонтова, такое ощущение, что сам поэт встречает нас на пороге дома. Здесь собрана коллекция работ, посвященная его произведениям, картины Лермонтова, рисунки, автографы его стихов, архивные документы, портретная галерея современников, представлены подлинники И.Е Репина, М.А.Врубеля, В.А.Серова и др., скульптурные портреты М.Ю.Лермонтова. А также картины многих художников, позволяющие увидеть нам Кавказ таким, каким видел его сам поэт. (Слайды №20-24)
  2. усадьба - майору Василию Ивановичу Чумаеву, где останавливались офицеры…. (Слайд №25)

- А это домик, где последние дни своей жизни провел поэт. (Слайд №26-28)
Столько лет прошло с тех пор, как впервые Михаил Юрьевич переступил порог небольшого домика, а кажется, что и сегодня ты чувствуешь его присутствие. Сколько ни бываешь в этих знакомых комнатах, каждый раз замирает сердце, когда слышишь:

- Вы вошли в домик, как когда-то входил М.Лермонтов. Он сохранился таким как был. Сюда привезли поэта с дуэли. Здесь прощался с ним Пятигорск. Этот дом стал последним пристанищем поэта.

Из письма Лермонтова к М.Лопухиной: «У меня здесь очень славная квартира; из моего окна я вижу каждое утро всю цепь снеговых гор и Эльбрус. И сейчас, когда пишу это письмо, я останавливаюсь, чтобы взглянуть на этих великанов, так они прекрасны и величественны.

3 усадьба принадлежала Петру Семеновичу Верзилину… В настоящее время - музей. (Слайд №29)

Музей обладает уникальной коллекцией. Открыт отдел «Лермонтов и музыка». Такое решение было принято не случайно. В этом доме, расположенном в мемориальном квартале, в 30-е годы жил композитор А.А .Алябьев.. Сегодня здесь – литературно - музыкальный салон.

За годы его существования собрано множество томов рукописных книг, в которых посетители записывали свои впечатления. Вот некоторые из них: «С глубоким волнением, с грустью дышал воздухом этого домика. В.Шукшин».

«Спасибо, Домик Лермонтова. За то, что все, что с детства родное по стихам, увидела глазами. За дубовый листок, который, как живую строчку, упав из великих его стихов - увожу домой, чтобы всем рассказать, что он с лермонтовского дуба. Маргарита Агашина…

«Смотрю вокруг и поражаюсь: «А что же он отсюда видел? Действительно, красота - то какая! Это о ней и в «Герое нашего времени», и в стихах. Но сколько ни читай, так не поймешь, не почувствуешь так, когда увидишь своими глазами. Представляю: вот здесь был Он! – И просто мурашки пробегают. Какое-то смятение и в то же время отдохновение души. И хочется прочитать Лермонтова глубже, больше узнать о нем. – Нина Островская - заслуженный работник культуры РСФСР…

Люди едут со всех концов света, чтобы увидеть этот дом под камышовой крышей.

Здесь Лермонтову суждено было прожить два последних месяца, им написаны последние стихотворения: «Выхожу один я на дорогу», Нет, не тебя так пылко я люблю», «Дубовый листок», «Пророк», «Сон»…

Именно они передают глубокие мысли и чувства, которые переживал поэт. Нужно было иметь большое гражданское мужество, чтобы в условиях николаевской реакции так написать о судьбе поэта - изгнанника:

С тех пор как вечный судия
Мне дал всеведенье пророка,
В очах людей читаю я
Страницы злобы и пророка.

Литературоведы: Впервые он был привезен на Кавказские Минеральные Воды бабушкой Арсеньевой летом 1825 года… (слайд, портрет бабушки Арсеньевой). Ему было 11 лет. Жизнь будущего поэта с самого начала была «окрашена» трагедией. Ранняя смерть матери, разлука с отцом… Бабушка стала для него всем: и матерью, и отцом, и другом…» Когда он увидел Кавказ, его сердце взволнованно забилось, полное восторга перед этой красотой. Нет, такого великолепного зрелища Миша еще не видел! Он смотрел вокруг растерянный, пораженный, не зная, на чем остановить взгляд и думал о том, какая это удивительная страна Кавказ. (Слайд №32)

Уже в юношеских стихах и поэмах, написанных после детских поездок на Кавказ, Лермонтов не только искренне и горячо »как сладкую песню отчизны своей» любил синие горы, « взлелеявшие» его детство, но и очеловечивает Кавказ, его природу. Поэт всегда ведет с ним разговор, как с отцом, братом:

Тебе, Кавказ, - суровый царь земли-
Я снова посвящаю стих небрежный…

Позже, находясь в Тарханах, он часто вспоминал серебряные гребни Кавказских гор, глубокую синеву кавказского неба. Тосковал по Кавказу сильно и горячо: «Синие горы Кавказа, приветствую вас! Вы взлелеяли детство мое; вы носили меня на своих одичалых хребтах, облаками меня одевали, вы к небу меня приучили, и я с той поры все мечтаю об вас да о небе».

Искусствоведы: Природа была щедра к Лермонтову: поэт, прозаик, драматург, талантливый художник. Он рисовал всю жизнь. От первого детского рисунка Кавказ проходит через все творчество; рисовал по памяти то черкеса на коне, то горный ручей, то скалы, то величественные горы. Старался запечатлеть в памяти все виденное. Из письма к Раевскому: «Я снял на скорую руку виды всех примечательных мест, которые посещал, и везу с собой порядочную коллекцию».

На темы кавказской жизни им написано много картин и рисунков. Среди них не только виды величественной природы Кавказа, но и сцены из военной, бытовой жизни горцев. Любовь к Кавказу у Лермонтова - не только дань его детским впечатлениям. Для юного поэта, наследника декабристских идей, родина горцев, их борьба за свободу олицетворяет вольность (рисунки ребят к произведениям поэта).

У поэта горцы вызывали живейший интерес и любопытство. Он внимательно наблюдал за обычаями горцев, играми, в которых проявлялись мужество, ловкость, национальными танцами, слушал песни (танец горцев, исполняют мальчики 9 класса)

Музыковеды: Не зря говорят: «Поэзия-музыка души. Музыкальны, необычны строки поэта. Из воспоминаний И.А.Андроникова – лермонтоведа: «Он был одарен удивительной музыкальностью – играл на скрипке, фортепьяно, пел, сочинял музыку на собственные стихи. В последний год жизни он положил на музыку свою »Казачью колыбельную песню». Были даже и ноты, но пропали, к сожалению, нас не дошли. Некоторые его стихи были переложены на музыку и стали песнями и романсами. (Звучит песня »Выхожу один я на дорогу»… в исполнении преподавателя муз. школы).

Романс на песню: «Казачья колыбельная»: «Спи, младенец мой прекрасный…

(Исполняет ученица).

Литературоведы: 1837 год. Лермонтову 22 года – « пронзительное» на «Смерть поэта», горький и гневный отклик на гибель любимого Пушкина. Его имя становится известным всей читающей России. Вряд ли когда-нибудь в России стихи производили такое громадное и повсеместное впечатление. Смерть Пушкина возвестила России о появлении нового поэта.

 «А вы, надменные потомки…» (ученица читает последние 16 строк). Именно эти строки завязали трагический узел его взаимоотношений с властью. » Гром грянул», когда стихи прочитал царь.

Лермонтов сослан на Кавказ. Перевод его под горские пули стал ответом царя на стихотворение. Но, к сожалению, оно, сделавшее знаменитым Лермонтова, так и не было издано при его жизни.

Этим стихотворением, написанным в день убийства Пушкина, он брал на себя великую миссию, быть продолжателем его дел. Это было и пророчество собственной судьбы, добровольно избранной им. Подобное пророчество прозвучит и в его пронзительном романе «Герой нашего времени», начатом в том же 1837 году и завершенном в 1840, за год до гибели на дуэли. Почти в зеркальном отражении в реальности дуэли Печорина с Грушницким.

Историковеды: По утверждению лермонтоведа профессора Попова А.В., опальный поэт по дороге в полк 27 марта прибыл в Ставрополь, где остановился в доме своего дяди генерал- майора Павла Ивановича Петрова. (Он был женат на двоюродной сестре матери поэта)- Анне Акимовне Хастатовой, за год до приезда Лермонтова в Ставрополь умершей и похороненной на местном кладбище. Петров был активным участником войны 1812 года. И не случайно именно здесь, как считает лермонтовед, было написано стихотворение «Бородино».

В начале мая 1837г. поэт отправился в Закавказье к месту службы. Но по дороге, заболев, возвращается в Ставрополь, попадает в военный госпиталь. В это время происходит знакомство с доктором Н.В.Майером (портрет его, фрагмент из документального фильма о Лермонтове). Он служил в это время в Пятигорске и был близко связан с сосланными на Кавказ декабристами, пользовался их глубоким уважением, Человек живой и остроумный, очень был дружен с Лермонтовым… Он послужил поэту прототипом доктора Вернера. О встрече с ним Лермонтов устами Печорина в «Герое нашего времени» писал: «Я встретил Вернера в С… среди многочисленного и шумного круга молодежи»…

1840 год. Снова Кавказ. Защищая честь русского офицера, Лермонтов принял вызов сына французского посла в России Баранта. Дуэль закончилась бескровно. Однако поэт был арестован и предан суду. «Счастливого пути, господин Лермонтов! Пусть он очистит себе голову!» Этим напутствием царь проводил поэта во вторую ссылку на Кавказ. Перед отъездом поэт пишет стихотворение «Тучки небесные, вечные странники!..

Друзья окружили поэта и просили прочесть только что написанное. Он оглядел всех грустным взглядом выразительных глаз своих и прочел его. (стих. «Тучки небесные»...) Когда он закончил чтение, глаза его были влажные от слез.

В этот раз поэту пришлось увидеть и пережить многое по приезду на Кавказ. И, может быть, самым значительным было сражение при реке Валерик 11 июля 1840 г. Из письма Лермонтова Алексею Лопухину: « Нас было всего 2000 пехоты, а их до 6000. Мы потеряли 300 офицеров. По следам этого сражения он пишет стихотворение «Валерик». (фрагмент из документального фильма о Лермонтове). В этом бою он был отчаянно храбр, удивлял даже старых джигитов, находился в самых опасных местах. Лермонтов не искал смерти, но и не бежал от нее.

За участие в боевых действиях, за мужество был представлен к награждению Золотой саблей с надписью «За храбрость», но не получил .. Благоволение государя не последовало. Но бабушке удалось «выхлопотать» ему отпуск.

Вокруг Лермонтова на Кавказе сложилось много изустных преданий. Одно из них сохранилось до наших дней: У Михаила Юрьевича была не раз упоминаемая в рассказах о нем красная канаусовая рубашка. В пылу боя он часто сбрасывал мундир и был хорошо заметен противнику. И горцы-старики рассказывали детям: они знали, что офицер в красной рубашке – «русский гегуако, ашуг – поэт. Убить поэта у горцев считалось величайшим преступлением, и они не стреляли по красной рубашке.

Это только предание, но и оно служит доказательством добрых отношений Лермонтова с горцами, среди которых были у него приятели.

11 декабря в Ставрополь прибыл письменный приказ о предоставлении Лермонтову двухмесячного отпуска. Но лишь в конце января уже 1841 года ему был выдан отпускной билет.

1841 год. Последний год жизни опального поэта. В середине января поручик Тенгинского пехотного полка получил в Ставрополе отпускной билет на два месяца и уехал в Москву. Веселое расположение духа проснулось в нем опять в это дружеской обстановке, он придумывал шутку или шалость и все вокруг проводили часы в веселом смехе, благодаря его неисчерпаемой веселости. В дневниках и письмах современники поэта писали о встречах с ним, о его творческих планах:

А.А.Краевский из Петербурга М.Н.Каткову: «Здесь теперь Лермонтов в отпуске и через две недели опять едет на Кавказ. Я заказал списать с него портрет Горбунову: вышел похож. Он поздоровел, целый год провел в драках и потому писал мало, но замыслил очень много».

В.Г.Белинский: «Лермонтов еще в Питере. Если будет напечатана его «Родина», что за вещь: пушкинская, т. е. одна из лучших пушкинских.

Родные и знакомые поэта хлопотали о его отставке. Лермонтов же понимал, что покинуть военную службу будет нелегко. И он не ошибся.

12 апреля поэт прощался с друзьями в гостеприимном доме Карамзиных.

Из дневника Плетнева П.А.: «После чая Жуковский отправился к Карамзиным на проводы Лермонтова, который снова едет на Кавказ. По миновании отпуска своего».

В этот вечер здесь была Н. Н Пушкина. И Лермонтов с ней имел долгий и сердечный разговор. Много лет спустя она тепло вспоминала об этой встрече: «Случалось в жизни, что люди поддавались мне, но я знала, что это было из-за красоты. Этот раз это была победа сердца, и вот чем она мне была дорога. Даже и теперь мне радостно подумать, что он не дурное мнение обо мне унес с собою в могилу».

На следующий день поэт навестил князя В.Ф.Одоевского и получил от него в подарок записную книжку с надписью: «Поэту Лермонтову дается сия моя старая и любимая книга с тем, чтобы он возвратил мне ее сам и всю исписанную». Лермонтов же подарил Владимиру Федоровичу картину. На оборотной стороне холста новый владелец написал: » Эта картина рисована поэтом Лермонтовым и подарена им мне при последнем его отъезде на Кавказ. Она представляет Крестовую гору…»

13 апреля Е.П.Ростопчина ужинала вместе с Карамзиным и Лермонтовым. Позже она вспоминала: »Во время всего ужина и на прощанье Лермонтов только и говорил об ожидавшей его скорой смерти. Я заставляла его молчать и стала смеяться над его казавшимися пустыми предчувствиями, но они поневоле на меня влияли и сжимали сердце».

14 апреля путь снова лежит на Кавказ. Последний раз поехал он через всю Россию до предгорий Кавказа.

Первые письма с Кавказа…

«Милая бабашка, я сейчас приехал только в Ставрополь и пишу к вам; …Я все надеюсь, милая бабушка, что все-таки выйдет прощенье, и я могу выйти в отставку»…

Из Ставрополя 10 мая в письме к С.Н.Карамзиной. « Я только что приехал в Ставрополь, дорогая Софи, и отправляюсь в тот же день в экспедицию со Столыпиным Монго. Пожелайте мне счастья и легкого ранения, это самое лучшее, что только можно мне пожелать… Во время моего путешествия мной овладел демон поэзии или стихов. Я заполнил половину книжки, которую мне подарил Одоевский, что, вероятно, принесло мне счастье. Я дошел до того, что стал сочинять французские стихи…»

Из Ставрополя по пути в полк Лермонтов со Столыпиным заехали в Пятигорск.

В 1841 году сезон был одним из самых блестящих. Из воспоминаний Чилаева, у которого Лермонтов снимал квартиру: » Гвардейские офицеры нахлынули в Пятигорск, и общество еще более оживилось. У Лермонтова я познакомился со многими из них: Алексей Столыпин (Монго), товарищ Лермонтова по школе и полку; Глебов, конногвардеец, с подвязанной рукой, тяжело раненный в ключицу; Александр Васильчиков, чиновник при Ганне, для ревизии Кавказского края; Сергей Трубецкой. Вскоре приехал Лев Пушкин, старый приятель по Петербургу, художник Шведо, дававший ему уроки живописи.

Итак, он снова в любимом Пятигорске. Все друзья – ровесники, их дома рядом, усадьбы соединялись садами. Эта была короткая передышка перед боевыми сражениями.

Лермонтов был душой общества. Стали давать танцевальные вечера, устраивали пикники, кавалькады, прогулки в горы. 8 июля за неделю до дуэли, Лермонтов и его друзья устроили в гроте Дианы своеобразный бал. Этот грот был известен как место, связанное с памятью о последних днях жизни Лермонтова, он был частым его посетителем. Вся молодежь дружно принимали участие в подготовке праздника. Бал удался, Лермонтов необыкновенно много танцевал». Где бы он ни появлялся, везде царили шутки и смех. И мало кто, даже из самых близких людей знал, какие действительно мысли и страсти мучили и волновали этого человека, казавшегося беззаботным и легкомысленным. Позднее Э.А. Шан-Гирей даже утверждал, что «если уже какой-либо грот называть именем поэта, так этот. Тот, что именуется лермонтовским гротом – скорее это грот Печорина.

Этот пикник последний был; ровно через неделю Лермонтов был убит.

Приближение своей скорбной гибели предчувствовал сам поэт. Даже в этот памятный вечер, 8 июля, несмотря на кажущуюся веселость, он в глубине души переживал эту печальную мысль.

В этот вечер он заметил: «Чувствую – мне очень мало осталось жить».

Последние дни он очень много работал, записывая свои творения в книжку, подаренную другом.

Одно из первых стихотворений, внесенных в книжку Одоевского, - «Сон». Так строка за строкой рождались стихи: »Тамара», «Утес», «Выхожу один я на дорогу», «Морская царевна», «Дубовый листок», «Нет, не тебя так пылко я люблю», «Не плачь, не плачь, мое дитя», «Свидание, «Пророк».

Последние стихотворения - это исповедь поэта, своеобразный поэтический дневник, с удивительной силой и искренностью передающий настроение поэта в последние месяцы его жизни. Поэт – изгнанник как будто пишет о себе:

Дубовый листок оторвался от ветки родимой
И в степь укатился, жестокою бурей гонимый…

Томительное одиночество, усталость и отчаяние, а вместе с тем и жажда любви и счастья – вот чем полны последние стихотворения Лермонтова:

В небесах торжественно и чудно!
Спит земля в сиянье голубом…
Что же мне так больно и так трудно?
Жду ль чего, жалею ли о чем?
Уж не жду от жизни ничего я,
И не жаль мне прошлого ничуть;
Я ищу свободы и покоя!
Я б хотел забыться и заснуть!

Мысли об отставке, занятиях литературной деятельностью не покидала поэта и в Пятигорске. Последнее письмо поэта: «Милая бабушка, пишу к вам из Пятигорска, куда я опять заехал, и где пробуду несколько времени для отдыха… напрасно вы мне не послали книгу Ростопчиной; пожалуйста, пошлите мне ее сюда, в Пятигорск. Прошу вас также, милая бабушка, купите мне полное собрание сочинений Жуковского последнего издания и пришлите также сюда тотчас. Я бы просил также полного Шекспира, по - английски, да не знаю, можно ли найти в Петербурге…

Прощайте, милая бабушка, будьте здоровы и покойны; целую ваши ручки, прошу вашего благословения и остаюсь покорный внук М. Лермонтов».

Ответ на письмо поэт получить уже не успел.

Он часто бывал в доме генерал – майора Петра Семеновича Верзилина. Это было последнее посещение.

«Сам генерал находился в то время на службе в Варшаве, но супруга его Марья Ивановна со своим дочерьми жила открыто и собирала в своем салоне лучшее приезжее общество…»

Эмилия Александровна Клинкенберг вспоминала: «13 июля собрались к нам несколько девиц и мужчин, и порешили не ехать на собрание, а провести вечер дома… Михаил Юрьевич дал слово не сердить меня больше, и мы, провальсировав, уселись мирно разговаривать. К нам присоединился Л.С. Пушкин…, и принялись они вдвоем острить свой язык, ничего злого они особенно не говорили, но смешного много, но вот увидели Мартынова, разговаривающего очень любезно с младшей сестрой моей, Надеждой, стоя у рояля, на котором играл князь Трубецкой. Не выдержал Лермонтов и начал острить на его счет. (Мартынов носил черкеску и замечательной величины кинжал). Надо же было так случиться, что, когда Трубецкой ударил свой последний аккорд, слово кинжал разнеслось по всей зале. Мартынов побледнел, закусил губы, глаза его сверкнули гневом; он подошел к нам и голосом весьма сдержанным сказал Лермонтову: «Сколько раз просил я вас оставить свои шутки при дамах», и так быстро отвернулся и отошел прочь, что не дал опомниться Лермонтову, а на мое замечание «язык мой – враг мой»,- М.Юрьевич ответил спокойно». Танцы продолжались, и я думала, что тем кончилась ссора.

На другой день Лермонтов и Столыпин должны были ехать в Железноводск. После мне рассказали, что когда Лермонтов выходил от нас, то в передней Мартынов повторил свою фразу, на что Лермонтов спросил: » Что же, на дуэль меня вызовешь за это?» Мартынов ответил решительно «Да», и тут же назначили день».

День дуэли Лермонтов провел в Железноводске с дальней родственницей своей Екатериной Быховец. Несколько дней спустя она писала: » Лермонтов мне всегда говорил, что ему жизнь ужасно надоела, судьба его так гнала, государь его не любил, великий князь ненавидел… и тут еще любовь: он был страстно влюблен в Верочку Бахметьеву (Лопухину)… я думаю, он и меня оттого любил, что находил в нас сходство, и об ней его любимый разговор был… Он при всех был весел, шутил, а когда мы были вдвоем, он ужасно грустил. Это было в пять часов, а в восемь пришли сказать, что он убит».

Из воспоминаний А. Васильчикова: »Мы, Столыпин, Глебов и я считали эту ссору столь ничтожною и мелочною, что до последней минуты уверены были, что она кончится примирением. М.Глебов, который соединял с отважною храбростью самое любезное и сердечное добродушие и пользовался равным уважением и дружбою обоих противников, все мы истощили в течение трех дней наши миролюбивые усилия без всякого успеха. Трехдневная отсрочка ничего не дала, и 15 июля в 6-7 часов вечера мы поехали на роковую встречу. В последнюю минуту мы, и я, думаю, сам Лермонтов, были убеждены, что дуэль кончится пустыми выстрелами. Мы с Глебовым отмерили 30 шагов, зарядили пистолеты дали команду сходиться. Лермонтов остался неподвижен и, взведя курок, поднял пистолет дулом вверх, заслоняясь рукой и локтем по всем правилам опытного дуэлиста. В эту минуту и в последний раз, я взглянул на него и никогда не забуду того спокойного и почти веселого выражения, которое играло на лице поэта перед дулом пистолета, уже направленного на него. Мартынов быстрыми шагами подошел к барьеру и выстрелил. Лермонтов упал, как будто его скосило на месте. В правом боку дымилась рана, в левом сочилась кровь, пуля пробила сердце и легкие. Около него стояли Столыпин, Глебов и Трубецкой. Мартынов уехал прямо к коменданту объявить о дуэли.

После дуэли Лермонтова альбом Одоевского был передан бабушке. Два года спустя, увидев пожелания на первой странице альбома, чтобы поэт возвратил его сам и исписанный стихами, Елизавета Алексеевна поручила родственнику своему Екиму Хастатову передать вещь по назначению. С печалью разбирал В.Ф.Одоевский строки, написанные знакомой ему рукой:

С тех пор, как вечный судия
Мне дал всеведенья пророка,
В очах людей читаю я
Страницы злобы и порока.
Провозглашать я стал любви
И правды чистые ученья:
В меня все ближние мои
Бросали бешено каменья.

Это было последнее стихотворение Лермонтова – рассказ о своей собственной судьбе опального поэта.

А дальше шли чистые листы, которые поэт не успел запомнить.

Открыв альбом на первой странице, Одоевский написал: » Сия книга покойного Лермонтова возвращена мне Екимом Екимовичем Хастатовым 30 декабря 1843 года.

А позже В.Г.Белинский напишет: »Эта маленькая тетрадка драгоценнее многих толстых книг… Стихотворение «Пророк» принадлежит к лучшим созданиям Лермонтова, какая глубина мысли, какая страшная энергия выражения! Таких стихов долго-долго не дождаться России.

Выстрел у подножия Машука оборвал жизнь Лермонтова – признанного преемника А.С.Пушкина в русской литературе Ему не было еще и 27 лет.

Загадочность лермонтовской поэзии и прозы поистине беспредельна. После первого знакомства с его творчеством, мы, взрослея, мужая, начинаем открывать Лермонтова, заново постигать его поразительный мир, исповедь сердца поэта.

Каждой строкой он рвется к людям, к их сердцам и душам, ищет слияния с ними, чтобы «перелить в другую грудь» то, что жгло его сердце. Да, жаль терять таких людей. Лучшие поэты России уходят один за другим. Кому это было угодно. Рано ушел из жизни А.С.Пушкин, еще меньше прожил М.Ю.Лермонтов. Но какое наследие оставили они! Из воспоминаний русского поэта Бунина: «Я всегда думал, что наш величайший поэт А.С.Пушкин,- Нет, это был Лермонтов. Просто представить себе нельзя, до какой высоты этот человек поднялся бы, если бы не погиб 27 лет».

«…пистолетный выстрел во второй раз похитил у России драгоценную жизнь, составлявшую национальную гордость»,- писал Дюма поэтессе Е.П. Ростопчиной.

Вряд ли стоит делить места на Олимпе. Яркость и неотразимость таланта невероятно велики. М.Ю.Лермонтов и А.С.Пушкин – две вершины, без которых невозможно представить нашу литературу, нашу жизнь, наконец.

Архивариус: Уже после гибели поэта придет раздраженное запоздалое распоряжение царя по поводу болезни поэта: «Зачем не при своем полку? Велеть непременно быть на лицо на фронте и отнюдь не сметь ни под каким предлогом удалять от фронтовой службы при своем полку».

Ну а как были наказаны повинные в гибели поэта? Вот строки из документа по военно-судебному делу: «Майора Мартынова посадить в крепость на гаупвахту на три месяца и предать церковному покаянию, а титулярного советника князя Васильчикова и корнета Глебова простить, первого во внимание к заслугам отца, а второго по уважению полученной им в сражении тяжелой раны…»

Имя Лермонтова навсегда останется в наших сердцах. Не зарастет тропинка к его творчеству.

Своим талантом он вдохновлял и продолжает вдохновлять наших современников. Сыну земли с глазами неба посвятили свое поэтическое творенье поэты «серебряного века»: К.Бальмонт, В.Брюсов, И. Северянин, В.Хлебников…(чтение одного из стихотворений поэта серебряного века).

Многие писатели и поэты Ставрополья посвятили ему свои замечательные стихотворения: Александр Екимцев »Лермонтов в дороге», Александр Мосинцев «У склонов Машука», Отар Челидзе » Баллада о Бештау», Юрий Левитанский « Венок поэту», Сергей Рыбалко «Встреча».

(Выступление местного поэта С. Рыбалко. (Чтение стихотворения «Встреча», посвященного Лермонтову).)

Какая осень нынче в Пятигорске,
Как ярки клены в золоте своем!
В заветный домик,
К Лермонтову в гости,
Мы по ступеням каменным идем.
Вдали, за легкой дымкою тумана,
Горя снегами в синей тишине,
Встает Эльбрус с былинным великаном,
Левей – Казбек, как всадник на коне.
А рядом здесь, за шапками каштанов,
Под Машуком белеют корпуса,
И в бурке горца царственный Бештау
Собою подпирает небеса.
Осенний день купает в солнце листья,
И современник, видевший певца,
Могучий клен листвою золотистой
Встречает нас у низкого крыльца.
И, кажется, хоть в это трудно верить,
Что вот сейчас, не опуская глаз,
Сам Лермонтов откроет настежь двери
И руку всем по - дружески подаст.

Учитель: Ребята! Мы вспомнили события из жизни Лермонтова М.Ю., навсегда связавшие его с Кавказом, прошли по местам, освященным памятью о нем, по тем многочисленным тропинкам, по которым когда-то ходил сам поэт и герои его бессмертных произведений.