Модульный урок по зоологии "Тип хордовые. Класс млекопитающие. 7-й класс

Разделы: Биология

Класс: 7


Цель урока. Познакомить обучаемых со строением и процессами жизнедеятельности систем органов животных Класса Пресмыкающихся.

Задачи урока. Образовательные – сформировать знания о строении и жизнедеятельности пищеварительной, кровеносной, дыхательной и выделительной систем.

Развивающие – продолжить формирование умения самостоятельно получать знания из учебной литературы, заполнять сравнительные таблицы, анализировать и формулировать выводы, умение объективно оценивать свои знания, критически относиться к себе.

Воспитательные – продолжить воспитывать в обучаемых материалистические взгляды на животный мир, самостоятельность, чувство помощи и уважения к своему однокласснику, чувство ответственности и исполнительности.

Структура урока:

  1. Организационный момент – 1мин.
  2. Установление логической взаимосвязи – 1 мин.
  3. Входящий контроль (проверка домашнего задания) – 10 мин.
  4. Изучение нового материала – 30 мин.
  5. Домашнее задание, итоги урока – 3мин.

План модуля

  1. Получение представления о строении органов и систем животных Класса Пресмыкающихся.
  2. Изучение строения органов, систем и процессов, происходящих в:
    а) пищеварительной системе,
    б) кровеносной системе,
    в) дыхательной системе,
    г) выделительной системе.
  3. Установление взаимосвязи между строением и функциями органов и систем.
  4. Закрепление пройденного материала.
  5. Подведение итогов урока.

Методы: словесные, наглядные, практические.

Оборудование: таблицы, схемы, муляжи, учебник В. М. Константинов, В. Г. Бабенко, В. С. Кучменко. Издательство “Вентана-Граф”, 2003год.

Модуль

Номер учебного элемента

Учебный материал с указанием заданий.

Рекомендации по выполнению заданий

УЭ0. Цель. В результате овладения учебным материалом модуля вы должны:

– на примере ящерицы прыткой изучить и усвоить строение, кровеносной, дыхательной и выделительной систем организма;
– продолжить развивать умение заполнять сравнительную таблицу, находить сходство в строении систем органов амфибий и рептилий и работать с учебной литературой;
– выявить ароморфозы у пресмыкающихся;
– уметь объективно оценивать свою деятельность на уроке, подсчитывать баллы.

Тема и цель урока записаны на доске и объявляются учителем.
УЭ1. Цель. Проверить знания по предыдущей теме “Общая характеристика рептилий, их среда обитания. Внешнее строение рептилий на примере ящерицы прыткой, строение скелета. Убедиться, что готовы к изучению нового материала.

Задание I. Тест. Внимательно прочитайте суждение, выберите правильное, выписав номера, 6 баллов.

1. У рептилий третье веко – это:
а – перепонка, защищающая глаза от механических повреждений, б – перепонка, увлажняющая глаза, в– подвижное веко, закрывающее глаза, г – третьего века нет.

2. Число пальцев у ящерицы равно:
а – пяти на всех конечностях, б – пяти только на передних конечностях, в – пяти только на задних конечностях, г – 4-м на передних и пяти на задних конечностях.

3. У ящериц имеется:
а – всегда 2 пары конечностей, б – у некоторых видов может быть только передняя пара конечностей, в – у некоторых видов конечности могут отсутствовать.

4. У змей глаза закрыты:
а – одной парой подвижных непрозрачных век, б – двумя парами подвижных непрозрачных век, в – сросшимися прозрачными веками.

5. Жало ядовитой змеи – это:
а – орган осязания и вкуса, б – орган обоняния, в – орган, содержащий ядовитые железы.

6. У ящерицы грудная клетка:
а – замкнутая, б – рёбра свисают свободно, в – грудной клетки нет.

Задание II. Решить логическую задачу. 4 балла.

В Средней Азии обитает около 65 видов рептилий, в средней части Европы – 15 видов, а у Северного полярного круга – всего 2 вида. Объясните эту закономерность изменения многообразия видов пресмыкающихся. За проверку домашнего задания поставьте себе оценку.

Если набрали 10б. – отлично, 8-9б. – хорошо,
6-7б. – удовлетворительно,
менее 6б. – неудовлетв.

Данные баллы занесите в лист учёта знаний.

Проверьте правильность теста, сверьте с ответами учителя. Выполнив тест переходите к следующему заданию. Решение логической задачи озвучьте, подняв руку. Правильность ответа проверьте путём фронтальной беседы с учителем. За полный содержательный ответ – 5б. За неполный – 3б. Неверный ответ – 2б.
УЭ2. Изучение нового материала. Цель. Изучить строение и функции пищеварительной системы рептилий.

Задание I.

а) прослушайте объяснение и рассказ учителя о строении и функциях пищеварительной системы;
б) самостоятельно прочитайте в §41 текст о строении и функциях пищеварительной системы пресмыкающихся, изучить рис. 145 на стр. 195, выпишите ароморфозы;
в) cравните пищеварительную систему амфибий и рептилий.

Задание II. Ответьте на вопросы устно.

1. Каково строение пищеварительной системы рептилий?
2. Какого происхождения зубы у рептилий?
3. Какое значение имеет язык в ротовой полости?
4. Какие функции выполняет печень? Проверьте самостоятельно знания по изученному материалу в беседе с учителем, подсчитайте количество баллов (каждый правильный ответ – 1 балл) и занесите данные в лист учёта.

Самостоятельно. Работайте в паре.
УЭ3. изучение нового материала. Цель. Самостоятельно изучить строение и функции дыхательной и выделительной систем.

Задание I.

1. Прочитать самостоятельно в§41 о строении и функциях дыхательной и выделительной систем.
2. Изучить рисунок 145, стр. 195.
3. Выписать ароморфозы данных систем.
4. Выписать основные термины в словарик.

Задание II. (6 баллов).

1. Каково строение дыхательной системы рептилий?
2. Расскажите, чем отличается дыхательная система рептилий от дыхательной системы амфибий?
3. Где происходит газообмен у рептилий?
4. Какие ароморфозы появились в дыхательной системе рептилий?
5. Из каких органов состоит выделительная система у рептилий?
6. Какие вещества выделяются из организма? Ответив на вопросы, оцените себя, выставив баллы в лист учёта.

Выполнять самостоятельно. Записи делать самостоятельно, работаете в паре.
УЭ4 изучение нового материала. Цель. Изучить строение и функции кровеносной системы.

Задание I.

1. Прослушать объяснения и рассказ учителя о строении и функциях кровеносной системы рептилий.
2. Самостоятельно изучить материал о кровеносной системе рептилий в §41, рассмотрите рисунок 146, стр. 196. Каковы особенности строения кровеносной системы рептилий?
3. Выпишите ароморфозы рептилий, появившиеся в кровеносной системе пресмыкающихся.
4. Объясните новые понятия.

Промежуточный контроль. 4 балла.

1. Каковы особенности строения кровеносной системы рептилий по сравнению с земноводными?
2. Из каких органов состоит кровеносная система?
3. Какое строение имеет сердце у пресмыкающихся?
4. Через какие органы течёт артериальная кровь?
5. Где происходит газообмен?
6. Где начинается и где заканчивается малый круг кровообращения? (Рассмотрите по схеме. )

Image9163.jpg (32609 bytes)

7. Где начинается и где заканчивается большой круг кровообращения? (Рассмотрите по схеме).
8. Что такое артерия, вена? Сделайте вывод о преимуществе кровеносной системы рептилий перед кровеносной системой амфибий. Определите количество правильных ответов, подсчитайте и внесите в лист учёта.

Работайте в парах. Самостоятельно записывайте новые понятия. Работа с учителем. Правильный ответ – 1 балл. Учитель слушает ответ обучаемого.
УЭ5 Цель. Закрепление изученного материала.

Задание I. Установите взаимосвязь между строением систем органов и их функциями, заполняя сравнительную таблицу строения и функций систем органов амфибий и рептилий – 4 балла.

Для заполнения таблицы обратитесь к §37, §41. Заполнение таблицы обсудите в паре и оцените свою работу.

Задание II. 5 баллов.

Укажите признаки, характерные для той или иной системы органов (поставьте напротив букв соответствующие цифры). А – кровеносная система, Б – дыхательная, В – пищеварительная система, Г – выделительная система.

1. Связь организма с окружающей средой.
2. Снабжение клеток, тканей, органов кислородом и питательными веществами.
3. Выведение из организма продуктов распада.
4. Терморегуляция
5. Осуществление газообмена.
6. Располагаются в грудной полости.
7. Располагаются в брюшной полости.
8. Система представлена одним органом и сосудами.
9. В систему входят железы внешней секреции. Набранное количество баллов занесите в лист учёта.

Работу выполняйте самостоятельно в тетради. Самостоятельно. Ответы сообщает учитель.
УЭ6. Подведение итогов урока. Цель. Определите, усвоили ли вы тему урока. Прочитайте цель урока. Достигли ли вы цели урока? В какой степени?

Задание I. 3балла. Впишите в текст недостающие по теме слова.

– Система органов, в состав которой входит…,…, мочевой пузырь, клоака, называется… .

– Так, как у … … смешанная, обмен веществ у них… .

– Строение органов соответствует … … .

– Опорно – …система выполняет …, …,…, функции.

Домашнее задание. Если вы выполнили закрепление учебного материала на 12 баллов, то у вас нет домашнего задания.

Если у вас были трудности при заполнении таблицы, при запоминании, допустили много ошибок, вам читать §41.

Если вы за урок набрали 32 балла и более – оценка –“5”

31-26 баллов – “4”

25-18 баллов – “3”

Менее 18 баллов – “2”.

 

Лист учёта знаний

Фамилия. Имя ________________________________________

Учебный элемент

Количество баллов по заданиям

1

2

3

4

5

6

7

УЭ1

             

УЭ2

             

УЭ3

             

УЭ5

             

УЭ6

             

О Т В Е Т Ы.

УЭ1. Тест. 1-б, 2-а, 3-в, 4-в, 5-а, 6-а.
УЭ5. Задание II. А -2,4,5,6,8.
Б -1,2,4,5,6.
В– 1,2,3,7,9.
Г-1,3 ,7
УЭ6. Почки, мочеточники, выделительная система.
Рептилий кровь, низкий.
Выполняемым функциям: двигательная, опорную, защитную, двигательную, соединительную.