Интегрированное занятие по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром с элементами оздоровительных технологий в старшей логопедической группе

Разделы: Работа с дошкольниками


Программное содержание: уточнить и закрепить знания детей о зимующих птицах: их внешнем виде, образе жизни, повадках и поведении в природе. Пополнить знания о том, чем питаются птицы. Способствовать развитию наблюдательности, умению отражать результаты наблюдений в речи.

Задачи развития двигательной активности: совершенствовать разные виды движений подражательного характера, упражнения общеразвивающего воздействия. Развивать координацию движений, мелкую моторику. Использовать оздоровительные технологии: дыхательную гимнастику и упражнения для глаз.

Материал и оборудование: шапочки вороны и сороки; модели птиц: сорока, ворона, синица, снегирь, дятел, сова, воробей, голубь. Разрезные карточки, модели птиц, сделанные способом оригами. Различный корм для птиц.

Ход занятия

- Ребята, хотите сочинить сказку? Тогда давайте сочиним ее вместе. Я предлагаю сочинить сказку о птицах и назвать ее "Птичий мир". Согласны? И так: жили - были две очень интересные птички. Отгадайте кто они:

Окраской сероватая,
Повадкой вороватая,
Крикунья хрипловатая,
Известная персона.

Кто она?

- Ворона - Дети, представьте, что вы вороны. Покажите на себе где у вороны серая окраска (показывают от шеи по груди, животу, бокам)

- Ребятки - воронятки, помашите крыльями. Какого они цвета? (дети машут руками, поднимают и опускают плечи и говорят: "Черные"

- А как кричит ворона? (машут крыльями и кричат "Кар!" Птица выставляется на дерево.

- А теперь отгадайте вторую птицу, которая жила в нашей сказке:

Как снег бела,
Как сажа черна,
Люблю всем в лесу
Рассказать как живу

- Сорока.

- Дети, давайте покажем как могут ходить эти птицы.

Имитируют движения: ходьба обычная, на носках, с высоким подниманием колен, мелким и широким шагом, сопровождая различными движениями рук.

Птица выставляется на дерево.

- А сейчас разделимся на две команды: одна - Вороны, другая - Сороки. Капитанам команд надеваются шапочки.

- Эти две птички любили приглашать к себе в гости других птиц. Вороны особенно часто приглашали птичку, которую сейчас узнаете:

К нам зимой он в гости прилетает
Красной грудкой щеголяет.

- Снегирь.

- Чем отличается снегирь от других птиц?

- Красной грудкой.

-А что особенного в полете снегиря?

- Он летает волнообразно.

- Сейчас снегирь полетит, а вы глазами следите за его полетом (воспитатель показывает полет птицы - оригами на палочке, дети следят глазами.

Сороки приглашали в гости:(загадку загадывает ребенок из команды Сорок): Ты с модницей этой, конечно, знаком

Вертушке на месте никак не сидится -
Все хвалится модным своим сюртуком
И шапочкой модной гордится.

- Это синица.

- Что у синички желтого цвета? Как называют синицу за ее поведение?

- Лесной акробаткой.

- Если бы вы были синицами как бы себя вели?

Дети показывают движения птицы: повороты головы, туловища, прыжки.

- Какие птицы прилетали еще к Воронам и Сорокам вы узнаете, выполнив задание. А задание такое: нужно собрать разрезную картинку и назвать птицу. Дети собирают картинки.

И так, вы узнали, что Вороны приглашали дятла, а Сороки - сову.

- Кто знает стихотворение про дятла?

Дятел - врач лесного царства,
Дятел лечит без лекарства.
Лечит липы, клены, ели,
Чтоб росли и не болели.

- Как дятел стучит по дереву?

Дд - д, дд - д, дд - д

Игра "Дятел" стоя в кругу

Я на дереве сижу - хлопки
Червячка добыть хочу - пальчиками "носики"
Хоть ты скрылся под корой - потопать ногами
Все равно ты будешь мой - грозим пальцем

- Кто знает стихотворение о сове?

Спят деревья, спит трава,
Учит мама малышей
Но не спит всю ночь сова.
По ночам ловить мышей.

- Да, это сова, она вылетает на охоту ночью (ставим картинку на дерево)

Игра "Совушка - сова"

Ах ты совушка - сова - идем по кругу
Ты большая голова - качаем головой
Ты на дереве сидела - присесть, обхватив колени руками
Головою ты вертела - повороты головы, руки на поясе
Под гору свалилася - разводим руки
С горки покатилася - перетопы вокруг себя

- Вот сколько собралось птиц на дереве, целая стая. Давайте поможем этой стае взлететь.

Дыхательное упражнение "Стайка полетела"

Набираем воздуха немного и дуем слегка, а потом больше и дуем сильнее (по три раза).

- А как можно назвать всех этих птиц?

- Зимующие

- А каких зимующих птиц вы еще знаете?

- Воробей, галка, голубь, свиристель.

- Дети, как вы думаете легко ли птицам зимой? Как мы можем им помочь? Мы с вами повесили на участке кормушки и насыпаем в них корм, сегодня мы тоже покормим птиц. Я приготовила корм, только каждая птица любит что-то свое. Каких птиц мы можем покормить семечками, зернами, крошками хлеба?

- Ворону, воробья, голубя.

- А кого можно угостить ягодами рябины?

Снегиря.

- Есть еще один корм. Что это?

- Да это сало, его любят синицы, мы подвесим его на ниточке для них.

Воспитатель читает стихотворение "Покормите птиц зимой" Прокофьева

Покормите птиц зимой
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.

Приучите птиц зимой
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Вам встречать весну.

Итог занятия.

- Дети, о чем мы беседовали на занятии?

- Каких зимующих птиц вы запомнили?

- Почему их называют зимующими?

Интересную сказку мы с вами сочинили. Что вам в ней понравилось больше всего?

Воспитатель отмечает активных детей.