Занятие элективного курса по русскому языку по теме "Лексика и фразеология. Особенности лексического состава языка". 10-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 10


Слайд №1

Работа с текстом

«Язык – это история народа. Язык – это путь цивилизации и культуры. Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью». А.И.Куприн.

1) Определите основную мысль данного высказывания.
2) Объяснить знаки препинания в тексте.
3) Объяснить лексическое значение слов «цивилизация» и «праздный».
4) Найти многозначное слово и определить его значения.

Слово учителя о целях и задачах урока

Цели:   

  • повторить сведения по лексике и фразеологии, изученные в 5 9-х классах;
  • дать понятие речевой ошибки в высказываниях учащихся;
  • проверить усвоение материала с помощью тестов.

Слайд №2

Лексика и фразеология. Особенности лексического состава слов

Слайд №3

Повторение сведений, изученных в 5-9-х классах

Под лексикой подразумевается словарный со­став языка, где слово выступает как основная лек­сическая единица. Слово можно рассматривать с разных точек зрения. Например, с точки зрения значения все слова делятся на однозначные (сен­тябрь, кровать) и многозначные слова (идет снег, идет время, идет поезд, шляпа вам идет). С экспрессивно-стилистической точки зрения все слова делятся на стилистически нейтральные (дверь, дорога, бежать); официальные (в целях, в связи с); книжные (уповать, недосягаемый); раз­говорные (вещица, ага) и просторечные слова (за­всегда, озорник). С точки зрения устаревания и новизны мы можем выделить архаизмы (сей – этот, дщерь – дочь); историзмы (бурмистр, вече), неологизмы (лунодром, отказник). С точки зре­ния происхождения мы выделяем исконно рус­ские слова (сосна, везти); старославянизмы (благословление, врата); заимствованные слова (гал­стук, футбол, шопинг). И наконец, с точки зрения сферы употребления лексика бывает общеупот­ребительная (желтый, читать); выделяются тер­мины (ассимиляция, вектор); профессионализмы (выдать на-гора – шахтерский, опрощение – лингвистический); диалектизмы (зеленя – озимь, баз – двор); жаргонизмы (баранка – руль, физ-ра – физическая культура).

Учащиеся приводят собственные примеры.

Мотивация занятия

Конечно, мы не сможем на занятии охватить весь состав языка, все его группы. Мы остановимся лишь на использовании слова в нашей речи. Не секрет, что в своих сочинениях учащиеся часто делают речевые ошибки, неправильно употребив слово. Сегодня на занятии  мы и будем предупреждать эти ошибки, тем более что в материалах ЕГЭ вам также предстоит решать подобные задачи: выбрать правильный вариант в тестовом задании и в сочинении употребить нужное слово. И тут справедливы слова поэта Гитовича:

Слайд №4

Не забывай на праведном пути                                        Ты должен слово нужное найти,
То, что старик Марк Твен сказал когда-то:                   А не его троюродного брата.

Правила правильной речи

Слайд №5

а) Употребляй слово только в свойственном ему значении!

Одной из частых ошибок, встречающихся как в устной речи, так и в письменной, является употребление слова в не­свойственном ему значении.

Объясни ошибку!

– Известие  о приезде мнимого ревизора наводит страх на чиновников.
– Целых два месяца проходил в нашем городе вернисаж молодых художников.
– Дворянство, числом в двести человек, пошли навстречу царю.

Не следует путать на­речие ничком (вниз лицом) и навзничь (вверх ли­цом), существительные эмигрант (человек, вы­ехавший в чужую страну) и иммигрант (человек, поселившийся в чужой стране). Если вы почаще будете заглядывать в толковый словарь, то нико­гда не напишете: торная изба. Ведь слово торный означает «гладкий, ровный, наезженный» и соче­тается в современном языке только с существи­тельным дорога.

Слайд №6

б) Не нарушай лексической сочетаемости слов!

Нарушается также лексическая сочетаемость слов, т.е. способность слов соединяться друг с другом. Часто можно слышать: «храбрые мысли», хотя слово храбрый сочетается только со словами со значением лица (рыцарь, человек), это же мож­но сказать и о словах отважный, мужественный.

Исправь ошибки!

– Она старается показаться добродетельной и несколько праведной женщиной.
– Проливные дожди увеличили уровень воды в реке.
– Никто не считал, что героиня сделала подвиг.
– Беликов ходил с поднятым воротником и в длиннополой шляпе.
– Павел Кирсанов – отъявленный аристократ.

в) Не смешивай паронимы!

Особенно много опасных подводных камней скрывается среди паронимов (слов, близких по значению, но не совпадающих по смыслу). Пута­ница возникает нередко из-за неточного употреб­ления таких слов, как:

командированный (человек) и командировоч­ный (документ);
туристский (лагерь) и туристический (журнал);
праздничный (ужин) и праздный (образ жизни).
Смешение паронимов весьма типично для со­чинений школьников. В их рабо­тах можно встретить ошибки.

Слайд №7

нестерпимое положение (вместо нетерпимое);
дождливая туча (вместо дождевая);
хищное истребление лесов (вместо хищническое);
эффектные меры (вместо эффективные) и т.п.
болотистый (изобилующий болотами) – болотный (относящийся к болоту);
будний (не праздничный) – будничный (прозаич­ный, однообразный);

Исправь ошибки!

– Как журналист, я обязан помечать любые мелочи.
–Было холодно, поэтому Маша одела шубу.
– Эти фотографии сохранились в семье потому, что моя бабушка была очень бережная.
– Ему была представлена возможность поехать на юг.
– Знаток во всём, он всё же был невежей в живописи.
– Помещики жестоко обращались со своими придворными.

К смешению паронимов близки речевые ошибки, возникающие при искажении написания слова, когда вместо лите­ратурного варианта предлагается разговорный вариант слова. Например, необходимо знать слова:

Слайд №8

Задолженность  (не задолжность)
Компостировать (некомпоссировать)
Компрометация (не компроментация)

Обрёк              (не обрек)
Дерматин        (не дермантин)
Инцидент        (не инциндент)

Тест №1

Первый вариант.

А1. В каком предложении вместо слова враждебный нужно употребить слово вражеский?

1) Огромный враждебный мир, пугающий своей неизвестностью, осваивается ребенком шаг за шагом.
2) Неожиданно враждебный тон удивил и огорчил приятелей.
3) Враждебная сторона была сломлена , и войска вошли в город.
4) Компьютеры нередко рассматриваются в современном кинематографе как враждебная человеку сила.

А2.Укажите значение слова экономичность в предложении:

Одна из формул «оптимального расселения» определяется следующим образом: необходимо обеспечить экономичность застройки и сохранение окружающей среды.

1) Пропорциональность
2) Скупость
3) Совокупность производственных отношений
4) Возможность сэкономить

А3. В каком значении употребляется слово ЛИЦО в предложении

Ландшафт во всей ее сложности и совокупности – это не просто лицо земли, лицо страны, но и лицо данного общества.

1) Передняя сторона дома, строения, сооружения
2) Отдельный человек в обществе, индивидуум
3) Индивидуальный облик, отличительные черты кого-либо, чего-либо
4) Обращённая наружу (лицевая) сторона чего-либо.

Второй вариант.

 А1.В каком предложении вместо слова взрывной нужно употребить слово взрывчатый?

1) Взрывной волной были выбиты все стекла соседнего дома.
2) Нужно следить затем, чтобы дети не играли со взрывными предметами.
3) Военные без особых усилий сумели обезвредить взрывное устройство.
4) Взрывной характер Ильи мешал гостям сосредоточиться и понять, что он хочет им сказать.

А2. Укажите значение слова ЭТАЛОН в предложении:

У каждого народа обязательно есть представления о правильности речи, её эталоне.

1) Самое точное измерение
2) Форма правления
3) Точный образец
4) Единица меры

А3. Укажите предложение, в котором употреблены антонимы.

1) Писатель должен не наблюдать жизнь, а жить в жизни, наблюдая её не снаружи, а изнутри.
2) Чем угодно добывай средства к жизни, только не писательством.
3) Обычная среда для писателя – профессионала – товарищи писателя, заседания секций, ресторанчики, клуб писателей.
4) И очень хорошо, что немного.

Слайд №9

Проверь себя!

Фразеология

Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов. Обычно из состава фразеологизма нельзя ничего изъять или что-либо в него добавить. Наиболее частая ошибка – объединение компонентов синонимических сочетаний. Нельзя произвольно менять слова или формы слов в составе фразеологизма; нельзя даже нарушать традиционный порядок слов.

Исправь ошибки!

– Пьеса «Вишневый сад» сыграла большое значение в духовной жизни интеллигенции.
– Особое значение Чехов уделял художественной детали.
– Сыграло хорошую службу.
– Всё возвращается в свои круги.
– Вложить вклад.
– Играть главную скрипку.
– Всыпать под первое число.
– Львиная часть урожая.
– Он был человеком мастеровым и всегда работал положа руку на сердце.

Слайд №10

Различайте значения фразеологизмов!

Слайд №11

Говорите правильно!

Тест №2

Первый вариант.

В1.Укажите номера фразеологизмов, значение которых определено правильно:

1) Гнаться за длинным рублем – стремиться найти работу с высокой оплатой независимо от того, нравится ли она.
2) Притча во языцех – то, что известно всем, является частым пред­метом обсуждения.
4) Быть под мухой – быть в глупом положении.
5) Дать петуха – сорвавшись на высокой ноте во время пения, из­дать писклявый звук.
6) Муки Тантала – нравственные страдания человека, муки совести.

В2.  Из данных предложений выпишите  фразеологизм.

1) Тебе пора взяться за ум.
2) Возьмёмся за руки, друзья.
3) Все вместе возьмитесь руками за канат и начинайте тянуть его в свою сторону.

Второй вариант.

В1.Укажите номера фразеологизмов, значение которых определено правильно:

1) Втирать очки – говорить, не касаясь дела, не прямо.
2) Эзопов язык – иносказательное выражение мыслей.
3) Собаку съел – о человеке, испытывающем сильное чувство голода.
4) Вставлять палки в колеса – намеренно мешать в каком-либо деле
5) Куда Макар телят не гонял – очень далеко.

В2. Из данных предложений выпишите  фразеологизм.

1) Шерсть у собаки была блестящая и гладкая.
2) Мой кот не любит, когда его гладят.
3) Я подошла к лошади и погладила её по шерсти.
4) Все любят, когда их гладят по шерсти.

Слайд №12

Проверь себя!

Исследовательская работа (задания по группам).

Задание 1

Постарайтесь проникнуть в творческую лабораторию писате­лей и "угадать", какое из заключенных в скобки слов было ими использовано.

1) Владимир встал и пошел искать дороги домой, но еще долго (блуждал – бродил) по незнакомому лесу, пока не попал на тропинку, которая и привела его прямо к воротам дома. (А. С. Пушкин)
2) Горные (верхушки – вершины) спят во тьме ноч­ной. (М. Ю. Лермонтов)
3) В гостиной сидела старушка с добреньким и худень­ким лицом, робким и печальным (взглядом – взором). (И. С. Тургенев).
4) Дипломат говорил спокойно и величаво, развивая какую-то (идею – мысль). (Ф. М. Достоевский)
5) Белинский (владел – обладал) необыкновенной про­ницательностью и удивительно светлым взглядом на вещи. (Н. А. Добролюбов)
6) Даша взяла горсть камешков и не спеша (бросала – кидала) их в воду. (А. Толстой)
7) Характерные черты (внешности – наружности) Тополева – высокий рост, сутуловатость, усы – послужили  благодатным материалом для художника. (В. Ажаев)
8) Всей душой она (хотела – желала) помочь этому человеку. (В. Кочетов)

Задание 2

Определите в приведенном ниже шуточном тексте, какие из паронимов следует  употребить.

В конце февраля (аспирант, аспират) попросил (представить, предоставить) ему внеочередной отпуск. Свою просьбу он мотиви­ровал необходимостью (представить, предоставить) в научный совет университета полный список (вычитанной, высчитанной) (биографии, библиографии) по теме диссертации. (На поверку, проверку) оказа­лось, что этот (деловитый, деловой) человек в совершенстве (освоил, усвоил) (методистские, методические) принципы и приемы ведения тайных дел. Используя возможности (голосовых, голосистых) свя­зок, (искусно, искусственно) изменив тембр голоса, (персонаж, персо­на) нашего повествования отправился на таинственный (раут, раунд) к (командированному, командировочному) в университет (секретарю, се­кретеру) оппонирующей организации, чтобы узнать (субъектное, субъ­ективное, субъективистское) мнение последнего о своей работе. (Надев, одев) на лацкан парадного костюма все свои (регалии, реа­лии) и подкрасив (масляной, масленой) краской усы, (аспирант, аспи­рат) (преставился, представился) руководителем интересующей его на­учной работы. (Секретарь, секретер), услышав, как (резонерствует, резонирует) его собеседник, разгадал тайный умысел визитера, назвал его (прожектером, прожектором) и (невежей, невеждой) и потребовал, чтобы подобный (прецедент, инцидент) больше не повторялся, так как создание аналогичных вопиющих (прецедентов, претендентов) вредит развитию (отеческой, отечественной) науки.

Задание 3

Подумайте и ответьте на вопрос.

Почему именно глагол «отбрить» значит унизить, оскорбить, выказать превосходство? Аргументируйте свой ответ.

Задание 4

В поэме Твардовского «За далью – даль» есть строки:

И всё, от корки и до корки,
Что в книгу вписано вчера,
Всё с нами – в силу поговорки
Насчёт пера и топора.

Объясните, какую поговорку имеет в виду автор, каков её смысл. Какой ещё фразеологизм использован в этих строках?

Задание 5

В романе К. Симонова «Солдатами не рождаются» Синцов спрашивает одного командира о настроении. Тот отвечает:

Настроение среднее. И нанёс, и понёс. Немцев при их контратаках по­ложили – снег чёрный, но и потеряли много.

– Как вы думаете, что обозначают слова и нанёс, и понёс? Компонентами каких фразеологических оборотов они являются?

Литературная страничка

– Каково происхождение фразеологизмов: человек в футляре, на деревню дедушке?
– Каково происхождение фразеологизмов: дистанция огромного размера; герой не моего романа; с чувством, с толком, с расстановкой, с корабля на бал?
– Откуда вошли в нашу речь фразеологизмы: медвежья услуга, рыльце в пуху, тришкин кафтан?
– Откуда появилось выражение остаться у разбитого корыта?

Домашнее задание

«КТО ЯСНО МЫСЛИТ, ТОТ ЯСНО ИЗЛАГАЕТ»

Вам  предлагаются три отрывка из реальных текстов. Причины создания таких «шедевров» очевидны: человек начинает говорить, не представляя точно, что он хочет сказать. В результате не он подбирает нужные слова, а слова берут его в плен и уводят за собой (обратите внимание, что в первых двух случаях говорящий даже никак не может закончить предложение). Задача редактирующего – очистить мысль от словесной шелухи.
Попробуйте отредактировать!

1. Здесь имеется в виду уже не только конкретно, там, а что в любом случае всегда контекст идет на личную свободу, на право, так сказать, высказывания того, что их все-таки сегодня уже нет, того понятия, что, как раньше, «висел дамоклов меч» – если я чего-то сказал, то меня должны за это, так сказать, наказать или куда-то, то это у них нет уже.

2. Понятно, что они, обладая наибольшим пониманием всех постановлений, всех процессов социальных, которые сейчас проходят, ну и понимают, и дело могут, понятно, что могут и объяснять нормально: что, чего происходит, донести до обычного обывателя, тем более что – я ссылаюсь все на учителей и врачей – что они постоянно все-таки с простым человеком имеют дело, там контактируют, знают его язык, знают, чем, каковы его интересы и как ему надо сказать.

3. Корреспонденты наши – они тактику ведут однолинейную. У них нет разновидности. У них все одно. Они как поставили одну задачу, они ее и производят. Но здесь надо еще так понимать, что надо здесь обширность сделать такую, а что именно, надо анализировать то, что оно необходимо. То, что у нас расплывчато, у нас обрисовывают все, а если когда у нас действительно надо, чтобы до человека дошло, ему надо точнее данные давать, а не то, что может быть или как-нибудь, так сказать, разнообразие. Поучительно, что большая часть приведенных выше ошибок спровоцирована желанием говорящих сделать свою речь более весомой и яркой, чем она бывает обычно. Для этого они употребляют звучные иноязычные слова, книжные выражения, усложняют конструкцию предложения, придумывают новые, как им кажется, более выразительные слова. Разве не так же часто поступают и ученики?