Западная Азия в древности. Древнее Двуречье

Разделы: История и обществознание, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 5

Ключевые слова: 5 класс


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (706 кБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Цели и задачи урока:

1. Образовательная:

  • сформировать у школьников представления о географическом положении, занятиях и общественном устройстве древнейших городов-государств Древнего Двуречья;

  • формировать умения, применять понятия (ирригация, государство, язычество и т. д.), составлять конспект, закрепить умения извлекать информацию из текстовых, анимационных и изобразительных источников и обобщать их по заданной теме;

  • обеспечить приобретение учащимися опыта выступления с сообщениями, ознакомиться с презентацией урока, запомнить мифы Древнего Двуречья;

2. Воспитательная

  • познакомить учащихся с занятиями жителей Двуречья, их культурой, верованиями в эпоху древнего мира; воспитывать детей в духе уважения к истории прошлого.

3. Развития

  • мышления, развитие монологической речи, памяти.

4. Оборудование урока:

  • компьютер, экран, мультимедиа, презентация, тест, карточки, кроссворд, карта “Египет и Передняя Азия в древности”, атлас по истории, тексты из хрестоматии по истории древнего мира, фрагмент из документально-познавательной программы 1 канала “Правда о всемирном потопе”.

http://www.1tv.ru/videoarchive/12660

В ходе урока-презентации новый материал представлен в виде ряда слайдов с текстом, таблицами и иллюстрациями, позволяющими оживить рассказ учителя и организовать обсуждение предлагаемых вопросов

Вся презентация состоит из 19 слайдов. По ходу урока на экран поэтапно выводится необходимый материал, и рассматриваются основные вопросы данной темы, ведётся запись в тетрадь.

На доске выписать термины: Тигр, Евфрат, Ур, Урук, Лагаш, Вавилон, Шумеры, Зиккурат, Клинопись, Язычество, Акведук, Ирригация.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

1.Организационный момент

Установочная беседа. Слушают учителя.

2. Актуализация знаний уч-ся. Повторение изученного материала.

Проверка пройденного материала, выставление оценок. Опрос материала по теме:

“Культура Древнего Египта”

Викторина по Древнему Египту

(3 команды)

План работы по опросу пройдённого материала:

  1. Письмена египтян (показать свиток из папируса)
  2. Что такое иероглифы
  3. Нарисовать на доске иероглифы
  4. Египетские папирусы (Показать книгу о египтологии)
  5. Школа писцов и жрецов
  6. Мифы древних египтян
Слушают учителя. Повторяют ранее изученный материал, разгадывают задания викторины, подсчитывают баллы(текст викторины), рисуют самостоятельно на доске иероглифы и составляют слова из иероглифов

3.Изучение нового материала.

Объяснение нового материала, работа по карте, контурной карте, в тетради стр.40-41 –найти страну, реки, города; ответ на вопрос в учебнике стр.66-67.

Слайды№1 – №4

Слушают учителя. Работают по карте учебника стр.66, атласа, в тетради стр.40 на контурной карте отмечают название страны, рек, городов.

4. Словарная работа.

Объяснение исторических понятий, терминов, запись в тетрадь.

Cлайд № 5 – №11

Письменность Древнего Двуречья. Школа писцов.

Запись в тетрадях, термины.

Реки Тигр и Евфрат берут начало с гор Закавказья и стекают в Персидский залив, текут с севера на юг. (современные государства, по которым протекают реки – Турция, Сирия и Ирак)

Государства Двуречья возникли более 5 тысяч лет назад

Язычество-основная религия жителей Двуречья

Хозяйство-натуральное. Выращивали пшеницу, ячмень, просо, сезам, финики.

Занятие-строительство каналов, земледелие, мелкое ремесло

Письменность-клинопись, клинообразные значки на мокрой глине.

 

5.Самостоятельная и коллективная работа

 

Разбить класс на 3 группы, дать задание каждой группе – заполнить таблицу на тему “Сравнительная характеристика географического положения Египта и Древнего Двуречья” “Особенности устройства государства”

Слайды №12№13

Каждая группа готовит задание: правильность заполнения таблицы: “Сравнительная характеристика особенностей географического положения Египта Древнего Двуречья”

6.Познавательно-развлекательный момент

Рассказ об одном из Семи чудес света – Висячих садах Семирамиды. Слайд№14

Мифы Древнего Двуречья: Миф о Гильгамеше, Миф о Всемирном потопе: знакомство с героями мифов, Cлайды№15№16, просмотр фрагмента из док.фильма “Правда о всемирном потопе”.

http://www.1tv.ru/videoarchive/12660

Читают самостоятельно фрагменты из мифов и отвечают на вопросы в устной форме

7. Проверка самостоятельной работы.

Слушает сообщения уч-ся, делает выводы, оценивает выступления уч-ся. Каждая группа отвечает на вопросы, слушает ответы, рецензирует ответы уч-ся.

8. Закрепление полученных знаний.

Подводит итоги урока, викторины, выставляет оценки. Проверяет работу учащихся на карточках, выставляет оценки. Дневники

9. Итог урока. Контроль знаний

Подводит итог урока, задаёт вопросы по теме. Задаёт домашнее задание. § 13

Рабочая тетрадь задания к теме “Древнее Двуречье”

Творческая работа на тему  “Школа Древнего Двуречья”

Контурная карта  “Передняя Азия”

Благодарю за урок! Слайды №17№18№19.

Слушают учителя, читают вывод в учебнике “Я знаю, что...” стр. 73. Записывают домашнее задание, выставляют оценки в дневник

Литература

  1. Учебник по истории 5 класс авторы: Годер Г.И., Свенцицкая И.С. Вигасин А.А. “История Древнего мира” Москва 2011 г.
  2. История Древнего мира. Москва 1982г. Т. I—III.
  3. Источниковедение истории Древнего Востока. Москва 1984 г.
  4. Литература  Древнего   Востока.  Москва   1971 г.
  5. Энциклопедия “Цивилизации Древнего Востока” Литвина, Зинченко, Любимов и др. Москва 2005 г.
  6. Редер Д. Г., Черкасова Е. А. История Древнего мира. Москва 1985г.Ч.1.